Урок русского языка в 11 классе по ромату М. Булгакова «Мастер и Маргарита» на тему «Лексическое значение слова в художественном тексте»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОГО УРОКА ПО РОМАНУ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В 11 КЛАССЕ
Практика показывает, что наибольшую трудность составляет обучение анализу больших по объему произведений. Их изучение, как правило, строится на анализе событийной, идейной стороны в отрыве от анализа образного строя языка и его функционирования на страницах текстов, что приводит к поверхностному прочтению и приблизительному пониманию художественного содержания. Отсюда вытекает необходимость обучения учащихся приемам анализа литературного произведения через осмысление системы языковых средств. Для подобного вида анализа могут быть предложены отдельные сцены романа, пейзажные зарисовки, портретные характеристики персонажей и многое другое.
Интерпретация текста может быть построена на изучении лексического значения слова в семантической структуре художественного текста с функционально-эстетической точки зрения, с точки зрения их соответствия авторскому замыслу и индивидуальной стилевой манере писателя.
Конспект урока
Предмет: русский язык
Класс: 11
Тема: Лексическое значение слова в художественном тексте
Тип урока: урок-исследование
Форма урока: интегрированный урок (интеграция с литературой)
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, цитатная портретная характеристика персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Воланда и его свиты), толковые словари.
Формируемые УУД:
Предметные: знать функцию слова в языке; словарный состав, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов; владеть основными понятиями лексически; толковать лексическое значение слова разными способами; распознавать однозначные и многозначные слова; находить слова в переносном значении в художественном произведении; устанавливать смысловые и стилистические различия между словами; знать основные виды связи слов в лексике;
Метапредметные:
Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в лексике, выявляемые в ходе исследования значения слова
Личностные: осознание лексического богатства русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урока
Организационный момент (3 мин.):
1. Приветственное слово учителя
2. Проверка готовности учащихся к уроку
3. Проверка отсутствующих
4. Дети записывают число, «классная работа» в тетрадях
Актуализация знаний (7 мин.) (На данном этапе происходит повторение ранее изученного материала, выполнение заданий.)
1.Беседа с классом.
- На прошлом уроке мы свами рассматривали слово как основную единицу языка. Также мы познакомились со словарями, в которых представлены лексические значения слов. И прежде чем мы начнем сегодняшний урок, давайте вспомним этот материал.
- Итак, что такое слово?
(Ответы учащихся)
Слово – это центральная единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.
- Какими основными признаками обладает русское слово?
(Ответы учащихся)
Непроницаемость, недвуударность, наличие лексического значения, отнесенность к определенной части речи.
2. Составление кластера
- Давайте вспомним факторы, определяющие лексическое значение слова. И для этого составим небольшой кластер.
ПОНЯТИЕ О ЯВЛЕНИИ
ЯВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
(Учащиеся, вспоминая материал прошлого урока, вместе с учителем составляют кластер)
ЛЗ
ЯЗЫКОВА СИСТЕМА
ОБОЛОЧКА СЛОВА
Целеполагание, постановка проблемы (10 мин.) (В ходе совместного обсуждения выявляются причины затруднения, выясняется проблема):
1. Эвристическая беседа
- Как вы думаете, всегда ли лексическое значение слова соответствует значению, представленному в словаре?
(Ответы учащихся)
- Давайте посмотрим на строчки стихотворения Б. Ахадулиной «Так трудно жить, как я вчера жила» (1967 г.). Соотносится ли значение в словаре с тем, что вкладывает поэт. Какое значение в данном случае приобретает слово «луна»?:
«И так чиста суровая душа,
словно сейчас излучена луною»
(Ответы учащихся)
- Совершенно верно! В художественном произведении лексическое значение слова может трансформироваться. В первую очередь это зависит от замысла писателя, от функционирования данного слова в семантической структуре текста. И в данном случае главная функция слова не номинативная, а эстетическая. И сегодня подготовлено небольшое сообщение на эту тему.
(Выступление учащегося с сообщением)
2. Объявление темы и целей урока.
- И тема сегодняшнего урока «лексическое значение слова в художественном произведении. Мы должны посмотреть, как функционирует слово в тексте, изменяется ли его значение или остается прежним, и понять, что хотел сказать автор, употребляя то или иное слово.
- Как вы думаете, что называют слова, которые наиболее часто трансформируются в литературных произведениях?
(Ответы учащихся)
- Слова, называющие цвет.
- Одним из домашнего задания было выписать цитатную портретную характеристику Воланда и его свиты. Сейчас мы поделимся на 5 групп (приблизительно по 4-5 человек). 1 группа будет работать с портретом Воланда; 2 группа – с портретом Коровьева-Фагота (+ рыжий цвет); 3 группа – с портретом кота Бегемота; 4 группа – с портретом Азазелло; 5 группа – с портретом Геллы. Ваша задача – выписать прилагательные со значением ‘цвет’, рассмотреть значение этих колоративов, представленное в словаре, и индивидуально-авторское.
В ходе работы каждая из команд будет заполнять таблицу, а в конце урока мы сверим полученные вами результаты:
(Учитель раздает распечатанные таблицы каждой группе)
Слово | Значение в словаре | Значение в тексте |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний (15 мин.).
Учащиеся заполняют таблицу. По окончании работы представитель от каждой группы зачитывает полученные результаты. Идет обсуждение.
Слово | Значение в словаре | Значение в тексте |
Черный | Не вызывающий одобрения; плохой, отрицательный, предосудительный; Мрачный, беспросветный, тяжелый; По суеверным представлениям – чародейский, колдовской, связанный с нечистой силой. | Символизирующий смерть и мрак, соотносящийся с потусторонним миром. |
Белый | Имеющий цвет снега, молока, мела (противополагается черному). | Соотносящийся с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге – со смертью |
Серый | Цвет, получающийся из смешения черного с белым; цвет золы | Символизирующий нищету, безнадежность, убогость, мерзость; цвет пыли и праха, противоположность яркого, разноцветного мира |
Зеленый | Один из цветов солнечного спектра, находящийся между желтым и голубым. | Соотносящийся с чужим пространством, выступающий в качестве символа коварства, искушения, дьявольского соблазна |
Перламутровый | Свойственный перламутру; цвета перламутра. | Символизирующий луну; луна выступает как образ вечно обновляющейся жизни и бессмертия, с другой, – как символ безумия, таинственности и темных сил |
Рыжий | Kpacнo-желтый или желто-красный | Символизирующий огонь, демонический характер, ассоциирующийся с коварной натурой, смертью и адским пламенем |
Желтый | Один из основных цветов солнечного спектра, средний между оранжевым и зеленым || Имеющий цвет яичного желтка, спелых злаков, золота | Соотносящийся с солнцем, радостью, достатком; а также с болезнью |
Фиолетовый | Синий с красноватым оттенком, темно-лиловый, цвета фиалки | Характеризующийся как болезненный, погасший, имеющий в себе что-то печальное |
Рефлексивно-оценочный
1.Беседа с классом
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
- Что такое эстетическая функция слова?
- Удалось ли нам доказать, что слово в словаре и слово в художественном произведении не всегда имеют одно и то же значение?
- Что вызвало затруднения?
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Довольны ли вы своей работой?
2. Выставление оценок.
3. Формулировка д/з: (одно на выбор) 1. Проанализировать лексический уровень портретной характеристики одного из героев свиты Воланда романа (лицо или одежда). 2. Написать небольшое рассказ на тему «Описание внешности человека», используя слова с переносным значением.