Урок русского языка на тему «Слово и его лексическое значение»
Пояснительная записка к презентации
Тема: Слово и его лексическое значение.
Цель: Знать определения прямого и переносного значения слова; определения метафоры, метонимии.
Уметь находить и исправлять лексические ошибки.
Содержание занятия:
Орг. момент.
Объяснение нового материала.
- Объяснить значение слов:
Развевается и развивается.
Лексика – (от греч. «лексис»- слово, выражение) изучает словарный состав языка.
Литературная лексика – слова, составляющие основу лексики современного русского литературного языка. Они обозначают необходимые, жизненно важные понятия: земля, труд, государство, учиться, но, который и т.д. Подобные слова встречаются во всех стилях речи.
Литературный язык – высшая форма существования языка, понимаемая носителями языка как образцовая.
Особенности литературного языка:
- устойчивость (стабильность);
-обязательность для всех носителей языка;
-обработанность;
-наличие устной и письменной формы;
-наличие функциональных стилей;
-нормированность.
Норма – образцовое, общепризнанное употребление элементов языка в определенный период его развития.
Нелитературная лексика (диалектизмы, жаргонизмы, просторечия) – слова, ограниченного употребления, встречающиеся в речи сравнительно небольшого круга людей: только на определенной территории или только в определенных социальных группах.
Слово – основная единица языка. Из слов состоят словосочетания и предложения. Слова отличаются друг от друга, прежде всего звуковым составом и значением.
Лексическое значение – предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка.
-Помимо лексического значения, какое еще значение может нести слово?
Грамматическое значение - изменение слова по числа, родам, падежам. Морфологические признаки слова.
- Какое из предложенных словосочетаний лишнее? Объясните почему?
Золотые руки, золотой человек, золотая осень, золотые слова, золотое изделие.
Значение слова - а) прямое – это его основное лексическое значение.
б) переносное – вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу.
Бывает:
Метафора – троп, употребление слова в переносном значении на основе сходства понятий.
Метонимия – троп, употребление слова в переносном значении на основе смежности понятий
Какие понятия изучает лексика?
Работа с дополнительными источниками (используя материалы учебников Дудников «Русский язык»; Греков, Крючков «Русский язык»; Власенкова, а так же интернет ресурсы выполнить задания):
познакомиться с материалами учебников раздел «лексика», обратить внимание на содержание раздела в учебнике Власенковой! – ранее незнакомую информацию законспектировать.
- составить вопросы к теме «Лексика с точки зрения ее употребления».
Домашнее задание:
а) Выучить лекционный материал.
б) Составить кроссворд по теме «Лексика с точки зрения ее употребления» ( 10 вопросов).
Практическая часть :
Выполнение упражнений
Учебник И.И. Ворожбицкая /Русский язык
Обязательно: упр.600 стр. 350; упр.601 стр. 350 (по вариантам); упр.604 стр. 351 (по вариантам); упр.607 стр.352; упр. 610 стр.353.
Дополнительно: упр. 605 стр.351.
Учебник Ф. В. Грекова /Русский язык
Обязательно: упр. 15 стр.16.
Дополнительно: упр.12 стр. 13; упр.30 стр.23.
Учебник А.И. Власенковой /Русский язык
Обязательно: упр. 49 стр.30.
Дополнительно: упр.45 стр. 29.
Выполнение упражнений
Учебник И.И. Ворожбицкой/Русский язык
Обязательно: упр.600 стр. 350 (по вариантам); упр.601 стр. 350 (по вариантам); упр.604 стр. 351 (по вариантам); упр.607 стр.352(первые 4 строки); упр. 610 стр.353.
Дополнительно: упр. 605 стр.351.
Учебник Ф. В. Грекова /Русский язык
Обязательно: упр. 15 (по вариантам)стр.16.
Дополнительно: упр.12 стр. 13; упр.30 стр.23.
Учебник А.И. Власенковой /Русский язык
Обязательно: упр. 49 стр.30.
Дополнительно: упр.45 стр. 29.