12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черкашина Светлана Павловна39

Тема. Лексикология. Омонимы. Явления, сходные с омонимией. Функциональные омонимы (обзорно).

Цель: формирование предметных и профессиональных компетенций по теме занятия.

Задачи:

1. Развивающая: развивать творческое мышление; активизировать и пополнять словарный запас учащихся, выработать умение анализировать явления омонимии.

2. Образовательная: выработать умение определять тип омонимов, разграничивать многозначные слова и омонимы, различать лексические и функциональные омонимы.

3. Воспитательная: повышение уровня мотивации к изучению языка посредством интересных заданий.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Вид занятия: практическая работа.

Продолжительность занятия: 1 час 30 минут.

Методы и приёмы обучения:

1. Активно-деятельностное обучение.

2. Методы получения информации с помощью практической деятельности студентов.

3. Рефлексивные методы (рейтинговая таблица).

Методическая цель:

Показать на занятии применение активно-деятельностного методов обучения (проблемные ситуации, индивидуальные работа, тест, терминологические кроссворды, схемы, использование методов положительной мотивации (эмоциональных, познавательных), метод критического мышления, использование ИКТ).

Повысить эффективность обучения путем создания мотивации учащихся.

Метапредметные связи: ориентация учащихся в различных областях, развитие умения строить рассуждения по теме и аргументировать собственное мнение.

Форма организации на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование и ресурсы: учебник, интерактивная доска, презентация, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.

Дидактический материал: таблица 1.


Этапы учебного занятия

I. Организационный момент.

II. Целеполагание, мотивация.

III. Актуализация имеющихся знаний.

IV. Поиск новых знаний в проблемной учебной ситуации с последующим закреплением.

V. Этап усвоения новых знаний на основе имеющихся.

VI. Подведение итогов учебного занятия.

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

Ход учебного занятия

Организационный момент. Метапредметная цель этапа: создание благоприятной психологической обстановки.


Целеполагание, мотивация.

1. Мотивационный момент и целеполагание (фронтальная работа). Метапредметная цель задания: развитие умения строить рассуждения по теме.

– С какой целью вы пришли сегодня на урок?

– Посмотрите внимательно на тему занятия и попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока.

– Где пригодятся вам полученные знания?

– Сегодня, ребята, мы вспомним всё, что вы изучали в школьном курсе русского языка по теме «Лексикология».

– Были ли допущены в ответах ошибки?


III. Актуализация имеющихся знаний (I часть занятия). 


1. Фронтальный опрос. Метапредметная цель задания: развитие умения слушать и, по мере необходимости, исправлять ошибки.

– Как называется наука, изучающая русский язык? (Языкознание).

– Какие разделы языкознания вам известны?

– Что изучает фонетика? Графика? Орфоэпия? Орфография? Словообразование? Морфемика? Морфология? Синтаксис? Пунктуация?

– Что изучает лексикология? (Словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения).

– Были ли допущены в ответах ошибки?


2.Работа с терминами: на интерактивной доске выведены понятия лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, антонимы, синонимы, фразеологизмы, омонимы, омографы, омофоны. Студентам необходимо подчеркнуть все изученные в школе понятия, останутся слова омонимы, омографы, омофоны, не изучаемые в школе). Метапредметная цель задания: развитие умения оценивать уровень своих знаний.


3. Фронтальный опрос в игровой форме. Метапредметная цель задания: развитие умения оценивать уровень своих знаний, слушать и анализировать чужой ответ.

Правда ли, что метафора это перенос по сходству предметов, явлений, признаков?

Правда ли, что эпитетыэто образное определение?

Правда ли, что аллегория это иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ, персонификация человеческих свойств или качеств?

Правда ли, что гипербола это преуменьшение?

Правда ли, что литотаэто преувеличение?

Правда ли, что олицетворение это перенос качеств одушевленного предмета на неодушевленный?

Правда ли, что антитеза это вопрос, не требующий ответа?


Вывод: Ребята, мы вспомнили тот материал, который вам известен из школьного курса. Этот уровень пройден, вас ждет переход на следующий уровень.


IV. Поиск новых знаний в проблемной учебной ситуации (II часть занятия). 


1. Просмотр видеоурока или объяснение учителя. Метапредметная цель задания: развитие умения структурировать свои знаний.

Что такое омонимы? У омонимов совпадают написание и произношение, но различаются значения. Например: норка, ключ. Это полные омонимы. Омонимы бывают полные и неполные.


Омонимы полные (или абсолютные) слова, у которых совпадает вся система грамматических форм:

ключ (для замка) ключ (родник)

горн (кузнечный) горн (духовой инструмент)


Омонимичными бывают не только слова, но и морфемы. Например, корни:

-кров- как в слове кровь (жидкая ткань красного цвета) [2, 297],

-кров- как в слове кров (навес над чем-либо) [2, 296].


2. Усвоение новых знаний и способов действий. Метапредметная цель задания: ориентация учащихся в различных областях, развитие умения строить рассуждения по теме и аргументировать собственное мнение.

К неполным омонимам относят омоформы, омографы, омофоны. Это явления, сходные с омонимией. Посмотрите на термины и попробуйте дать им определение. Кстати, термины образованы на основе греческого языка.

В греческом языке phone это голос, звучащая речь. Что такое омо-фоны?

Омофоны, или фонетические омонимы, – слова с совпадающим звучанием, но различными написанием и различным значением:

Ах, она, сердечная, у неё болезнь сердечная [шн] и [чн].

– Приведите свои примеры (луг лук, туш тушь, прут – пруд, вперемежку вперемешку, серб серп, изморозь изморось).

Чтобы ответить на вопрос, что такое омо-графы, нужно обраться к какому языку? (К греческому.)

Перевод какого слова вы будете искать? (В греческом языке grapho – пишу).

Что такое омо-графы? (Омографы совпадают по написанию и отличаются значением и произношением).

Приведите примеры (Атлас – атлАс, зАмок-замОк, мУка-мукА). Это графические омонимы.

Что такое омо-формы?

Омоформы – слова, отличающиеся грамматическими формам, но совпадающие по написанию и звучанию: стих (имя сущ.) – стих (глагол). Их также называют грамматическими омонимами.

Приведите свои примеры (голубей (имя сущ. в форме Р.п. мн.ч.) голубей (сравнит. степень имени прилаг.), три (имя числит. в форме И.п.) – три (гл. в форме повелит. накл.)).

– Чем формообразование отличается от словообразования?

Одинаков ли будет способ образования данных слов? Почему?

Можно ли без учета лексического значения слова выделить морфемы в словах?

1. Бескровный да, можно: бес-кров-н-ый.

Ответ: бескровный «лишённый крови» и бескровный «не имеющий крова, бездомный». Способ образования приставочно-суффиксальный.

2. Мой нет, нельзя.

Ответ: мой (местоимение) – начальная форма;

Мо-й (повели­тельное наклонение глагола «мыть») суффиксальный способ образования.


3.Закрепление. Усвоение новых знаний и способов действий.


а) выполнение упражнений


Упражнение 1. Проблемное задание: укажите значение слова МАТЕРИАЛ в предложении. Метапредметная цель задания: развитие умения аргументировать собственное мнение.


Очень важную роль здесь играют размеры зёрен: крупнозернистый материал непрочен, легко разрушается по границам кристаллов; мелкозернистая структура прочнее – мелкие кристаллы плотнее прилегают друг к другу и сцепляются с большей силой.

Варианты ответов:

1) ткань

2) источник, сырье

3) предмет обсуждения

4) вещество


– Это многозначное слово или омоним? По указанным признакам самостоятельно определите, что перед вами:

омонимы отличаются тем, что обозначают предметы, признаки, действия, не имеющие между собой ничего сходного.

в толковых словарях омонимы даются не в одной, а в разных словарных статьях.

если слово-омоним многозначно, его значения идут в этой же словарной статье, последовательно, под номерами, например:

Брак1 – социальный институт.

Брак2 – недостаток.


Упражнение 2. Выполнить морфемный разбор слов и определить способ их образования. Метапредметная цель задания: предлагать пути решения.


пере-кос-и-ть (приставочный) и кос-и-льщик (суффиксальный)

гор-яч-ий (суффиксальный) и гор-н-ый (суффиксальный)

по-плав-ок (приставочно-суффиксальный) и рас-плав-и-ть (приставочный)


Что объединяет данные для разбора слова? (Наличие корней-омонимов).

– Омонимичные морфемы называют омоморфемами или словообразовательными омонимами.

–Можно ли правильно выполнить морфемный разбор слова без учета его лексического значения? Сделайте вывод.


б) индивидуальная работа с последующей устной проверкой (взаимопроверка). Метапредметная цель задания: развитие умения классифицировать языковой факт.


1 вариант


1. Определите омоморфему и способ образования слов:

уехать употреблена приставка у- приставочный;

обуть корень -у-  приставочный (разуть);

сверху  – суффикс – приставочно-суффиксальный;

леч-у – окончание – формообразование.

2. Определите лексическое значение слов и укажите явление омонимии:

1) пари (сущ.) – пари (повелит. накл. гл.)

2) течь (сущ.) – течь (н.ф.гл.)

2 вариант


1. Определите омоморфему и способ образования слов:

Зубри-л-а  одушевленные существительные со значением действующего лица – суффиксальный,

Стек-л(форма прошедшего времени глаголов) – суффиксальный;

полк-а – начальная форма корень;

скака-лк-а – суффиксальный.

2. Определите лексическое значение слов и укажите явление омонимии:

1) безόбразный и безобрáзный

2) задвигáть и задвúгать


Ответы:

1) вариант: омоформы,

2) вариант: омографы.


Вывод: Ребята, мы познакомились с материалом, которого нет в школьном курсе. Вы прекрасно в нем разобрались, многому научились. Этот уровень пройден, вас ждет переход на III уровень с повышенным уровнем сложности.


V. Этап усвоения новых знаний на основе имеющихся (III часть занятия).


1. Объяснение учителя (или доклад подготовленного ученика). Цель: открытие нового знания с последующим построением проекта выхода из затруднительной (проблемной) ситуации.

Лексические омонимы омонимы в чистом виде. Это слова одной части речи, совпадающие во всех формах, в написании и в фонетической форме. Примеры:

лук (растение) и лук (оружие)

Функциональные омонимы слова разных частей речи, этимологически родственные и совпадающие по звучанию. Путь образования таких омонимов переход слов одной части речи в другую часть речи. В отличие от лексических, этот вид омонимов различается категориальным значением, морфологическими и синтаксическими особенностям [1]. Это явление встречается как среди самостоятельных частей речи, так и среди служебных. Примеры: «учительская» как прилагательное (учительский стол) и «учительская» как существительное (войти в учительскую); «что» употребляется как местоимение и как союз. Например:

1) Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние ночи. (К.Г.Паустовский)

Одни – ограничительно-выделительная частица, так как служит средством логического выделения слова.


2) Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. (К.Г.Паустовский)

Одним – местоимение, так как не называет предмет, а лишь указывает на него, можно заменить неопределенным местоимением некий.


3) Ивины приходились нам родственниками и были почти одних с нами лет… (Л.Н. Толстой)

Одних – имя прилагательное, так как обозначает признак предмета, является синонимом к прилагательному одинаковый.


4) Я писал свои очерки в беседке – такой крошечной, что там мог поместиться только один человек... (К.Г.Паустовский)

Один – имя числительное, так как имеет значение числа, которое можно заменить цифрой [1].


Упражнение 2. Определите частеречную принадлежность всех слов. Метапредметная цель: развитие умения анализировать, сравнивать и классифицировать языковые факты.


Больной попросил воды. Больные люди имею бледный цвет кожи. Впереди было белым-бело. Но там, за этим сплошным белым, были немцы. Великая тайна великих исполнителей в том, что что они исполняемое силою своего таланта освещают изнутри. Всю мою пенсию у меня забирает управляющий. Семеро одного не ждут. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может. В течении реки вам встретятся пороги. В течение долгого времени мне казалось, что все наладится. Казалось, распогодилось.


Упражнение 3. Творческое задание. В качестве закрепления данной студентам нужно придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. После выполнения каждый студент в паре объясняет, как он решил задание. Метапредметная цель: развитие умения структурировать информацию.


Вывод: Ребята, сегодня мы вспомнили тот материал, который вам известен из школьного курса. А потом вы пошли вверх по образовательной лестнице. Знакомство с явлениями, сходными с омонимией, было промежуточным этапом между материалом знакомым и абсолютно новым. Но и этот уровень пройден!


VI. Подведение итогов учебного занятия.

1. Найдите соответствия в табл. 1. Метапредметная цель: развитие умения анализировать информацию, развитие самостоятельности.

Табл. 1


1. Омонимы

А) Слова с одинаковым написанием и разным произношением.

2. Омоформы

Б) Слова с близким значением и разным написанием.

3. Омофоны

В) Слова с противоположным значением.

4. Омографы

Г) Слова с одинаковым звучанием, написанием, но с разными значениями.

5. Паронимы

Д) Слова со сходным значением и похожим морфемным составом, но отличающиеся лексическим значением.

6. Синонимы

Е) Слова, совпадающие в одной из грамматических форм по звучанию и написанию.

7. Антонимы

Ж) Слова с одинаковым звучанием, разным написанием и значением.


2. Составление опорной схемы. Метапредметная цель: развитие творческой инициативы и самостоятельности.

Обобщите изученный материал в опорной схеме.

– Обменяйтесь схемами в паре и расскажите, какой новый (знакомый) материал вы сегодня услышали на уроке.

Дополните услышанную информацию примерами.


VII. Домашнее задание.

Составление терминологического кроссворда (для последующего решения в паре или группе). Метапредметная цель: развитие мышления через такие мыслительные операции, как анализ и синтез.


VIII. Рефлексия.

Чем данный урок был полезен для вас?

Какие пробелы в знаниях помог восполнить?

Чем хотели бы заняться на следующем уроке?

Как хотели бы работать?

Литература

1. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб, заведений. В 2 ч. Ч. 2. Морфология. Синтаксис / В.В.Бабайцева, Н.А.Николина, Л.Д.Чеснокова и др.; под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 704 с.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «А ТЕМП», 2017. – 896 с.


1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «А ТЕМП», 2017. – 896 с.

2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «А ТЕМП», 2017. – 896 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.