Сценарий урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Омонимы» (5 класс)
Сценарий урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Омонимы» (5 класс)
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель урока: сформировать понятие об омонимах.
Задачи урока:
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- o развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- o развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- o развивать умение применять новые знания;
- o формирование логических умений;
- o развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- o развитие умения формулировать проблему;
- o развитие умения групповой и парной работы.
развитие коммуникативных УУД:
- o создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- o взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку.
о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности . Приветственное слово учителя.Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.Актуализация знаний
Устная синтаксическая пятиминутка (ученики составляют схемы предложения, находят метафоры): 1. Улыбнулись сонные березки, растрепали шёлковые косы. 2. Вот солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает.
3. Постановка учебной задачи.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, а в какое именно, вы вскоре узнаете.
- Послушайте, как все начиналось. Жили-были Иван-Царевич и Елена-Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-царевич, упал на землю и залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: «Не плачь, добрый молодец! Найдешь ты Елену-Прекрасную у КащеяБессмертного в невиданном царстве».
- Итак, отправился Иван-Царевич в далекий путь.Ребята, поможем нашему герою вернуть Елену-Прекрасную?
- Долго ли, коротко ли шел он, и на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задание, выполнив которое Иван-Царевич узнает название того царства невиданного, переберётся на противоположный берег. Сейчас мы проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.
Задание 1
На слайде – стихотворение В. Лифшица.
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
- Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово «ключ»?
- Одинаково ли пишутся эти разные по смыслу слова?
- Такие слова называются омонимы.
- Чтение правила в учебнике.
- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в лексическое царство омонимов!
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока.
- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы в тексте, находить их в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать омонимы в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.
4. Этап формирования новых знаний
I.Формирование понятия «омонимы», отличие омонимов от многозначных слов. (Встреча с лесными зверюшками).
- Возвращаемся в наше царство омонимов.
Итак, ребята, с вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. На лесной тропинке увидел Иван двух одинаковых с лица инопланетных зверушек и услышал их разговор:
- Это чужой, скорее принеси лук. Неизвестно ещё, зачем он оказался в нашем царстве.
- Хорошо, я мигом.
- Что ты мне принёс?
- Я принёс тебе лук. Ты же просил лук!
- Лук, лук… Я просил тебя принести лук со стрелами, а не луковицу с огорода. Всё, мы пропали: он направляется сюда.
- Иван – Царевич не обидел зверюшек, а выяснил, что они попали в царство за то, что до сих пор не научились жить по его законам, что будут находиться здесь, пока не овладеют всеми необходимыми знаниями. Давайте поможем зверюшкам? Как вы считаете, почему они не поняли друг друга в диалоге?
- Зверюшки не поняли друг друга, так как слова «лук» (из огорода) и «лук» (со стрелами) являются омонимами.
- Омонимы –это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению.
Запись учащимися определения «омонимы» и примеров в тетрадь.
Один-два учащихся озвучивают определение по памяти
- Так что же такое «омонимы»?
- Кто готов еще раз озвучить определение по памяти?
Задание 1.
- Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В нору норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если норки нету в норке
Может, норка возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след.
Норка-здесь,
А норки нет!
- О чём это стихотворение?
- Назовите слова-омонимы.
- Определите лексическое значение этих слов? - Какая книга помогает нам в определении лексического значения слова?
*Норка - хищное млекопитающее; норка (от
«нора») - временное или постоянное убежище, создаваемое животными в почве.
-Запишите эти слова.
- Какой сделаем вывод? Наводящие вопросы:
1.Какой частью речи эти слова являются? 2.Одинаковы ли они по написанию и произношению?
3.Как они образованы по морфемному составу?
4. А каковы по происхождению?
- Значит, перед нами омонимы.
Задание 2.
- Вернёмся к этимологии слов «норка» и «нора». Сколько лексических значений имеет слово «нора»?
- Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?
- Итак, в чём же сходства и отличия омонимов и многозначных слов.
Задание 3.
- Выполним упражнение 354 (устно). Прочитайте предложения, назовите омонимы. Что они обозначают, какой частью речи они являются?
- Составьте два предложения, используя омонимы из приведённых предложений..
- Зверюшки поблагодарили Ивана и тут же исчезли. А мы, я вижу, немного притомились. Без физ. минутки не обойтись.
1. Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глазки, откройте, быстро поморгайте.
2. Зажмите руки в замочек, вытяните вперед, теперь вверх, потянитесь к солнышку.
II. Встреча с Бабой-Ягой.
- Отправился путник дальше. Темнело. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках, видит: стоит Баба-Яга и что-то варит в большом котле. Увидела царевича и говорит: «Знаю-знаю, зачем пришел Иван-Царевич. Раз ты заглянул в наше царство, есть у меня задания для тебя. Коли выполнишь – помогу тебе, милок, а коли уж нет, то окажешься в моём отваре».
Задание 4(парная работа).
Задание: являются ли омонимами выделенные слова? Почему? Докажите.
Стакан из стекла – воды стекла; косить косой – косой взгляд; тёплая печь – печь пироги; разводить голубей – небо стало голубей; раствор соли – соли кашу.
- Осталась Баба-Яга довольна нами дала волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею.
5. Закрепление изученного материала (Царевич на распутье).
- Недолго думая, Иван-Царевич бросил клубок ниток на землю, и тот быстро «побежал» вперёд, да так быстро, что добрый молодец едва успевал за ним. Клубок докатился, да птицей обернулся, и улетела она высоко-высоко. Стоит Иван Царевич на распутье и читает надписи на камнях: «Направо пойдешь – любимую не найдёшь. Налево пойдешь – любимую найдешь, да голову сложишь. Прямо пойдёшь – ничего не найдёшь и любимую потеряешь». Растерялся царевич, да Бабу-Ягу недобрым словом вспомнил, вдруг откуда ни возьмись выскочила белка: «Приглядись, Иванушка, к камешкам. Под каждым задание лежит. Какое выполнишь быстрее, там свой верный путь найдешь – не ошибёшься».
- Ну что, ребята, опять царство омонимов подготовило нам задачу. Чтобы сократить время, поработаем в группе. Каждый ряд будет выполнять одно из заданий. Так мы быстрее доберёмся до Кощея.
Задание (групповая работа). Каждый ряд советуется и выбирает задание.
Каждый ряд выбирает себе любую «дорогу».
«Дорога налево»
Отгадайте загадки.
1.Вот слово. Для решенья
В нем отыщите два значенья:
Несется первое к реке,
Другое щелкает в замке.
Одно лепечет на поляне,
Шумит в лесу и на лугу,
Другое улеглось в кармане
И там все время ни гугу. (ключ)
2. Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)
3.Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная.
Небольшая, но лошадка – очень симпатичная.
Если в городе её вам придётся встретить,
На пешеходном переходе – можно не заметить. (зебра)
«Дорога направо»:
Задание: Найдите омонимы и определите их вид.
Лисички.
- Кто вы?
- Мы лисички, дружные сестрички.
- Ну а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже.
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, ещё со шляпкой.
Такса.
Сев в такси, спросила такса:
- За проезд какая такса?
А водитель:
- Денег с такс
Не берем совсем. Вот так-с!
- Быстрее всех ответили ребята с ____ ряда, и Иван-Царевич вдруг сразу же оказался перед Кощеем-Бессмертным. А если бы Царевич не ответил на вопросы, пришлось бы ему долгую и мучительную дорогу идти до своей возлюбленной.
6. Итоги урока (что узнали нового? Чему научились?)
Фронтальный опрос (встреча с Кощеем Бессмертным).
- Иван-Царевич появился перед Кощеем, а тот говорит ему: “За Еленой-Прекрасной пришел, добрый молодец? Долго же ты шёл ко мне, много заданий пришлось выполнить. А в головушке-то твоей белокурой осталось хоть что-нибудь? Давай мирно договоримся. Выполнишь последнее задание мое – забирай Елену-Прекрасную, а коли нет – голова твоя с плеч долой!”
– Делать нечего, согласился Иван.
- Что называют омонимами?
- В чём отличие омонимов от многозначных слов?
7. Рефлексия.
-Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите этот смайл:
- А если не поняли – такой смайл:
- Молодцы, и здесь вы помогли Ивану-Царевичу.
- Удивился Кощей Бессмертный нашим знаниям, не рассчитывал на это и решил отпустить возлюбленную Ивана. Открылась потайная дверь, и вышла Елена-Прекрасная. Вскоре сыграли они свадьбу и стали жить-поживать, да добра наживать.
А Иван-Царевич благодарит вас за активную помощь ему и просит самым активным поставить отличные оценки.
Отвечают на вопросы учителя.
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
8. Домашнее задание (дифференцированное): правило (п. 67); упр. 355 или 356.