12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Богатырева Наталья Борисовна553
Преподаватель профессиональных модулей, заведующая очным отделением ГОУ СПО ЛНР "Ровеньковский технико-экономический колледж"
Россия, Луганская Народная Респ., г. Ровеньки
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


План лекции № 91


ПМ.01 Ведение технологических процессов горных и взрывных работ

МДК.01.01 Основы горного дела

Количество часов 2

Тема занятия Ремонт горных выработок.

Цели занятия (с учетом возможностей формирования общих и профессиональных компетенций):

Образовательные Вооружить студентов новыми знаниями в вопросах контроля за

состоянием выработок.


Развивающие Развивать познавательный интерес у студентов.



Воспитательные Содействовать в ходе урока воспитанию трудолюбия, ответственного отношения к труду



Литература 1. Заплавский Г.А., Лесных В.А. Технология подготовительных и очистных работ. – М.: Недра, 1989

Оснащение (материально-технические, дидактические средства, методические материалы) видеофильм



Основные этапы занятия:

1.Орг. момент

2.Объяснение нового материала

3. Домашнее задание


Ход занятия


1.Орг. момент Взаимное приветствие, контроль присутствия. Формулировка темы занятия, постановка целей и задач



2. План лекции

1. Дефектный акт.

2. Ремонт горных выработок, его виды, паспорт ремонта.

3. Содержание и ремонт выработок.


3. Домашнее задание (разъяснение по выполнению заданий самостоятельной работы, предусмотренной программой учебной дисциплины и т.д.)

[1] с. 205-211




Преподаватель: Н.Б. Богатырева


Лекция № 91

                                                   Тема: Ремонт горных выработок.

                                                            План лекции

1.Дефектный акт.

2.Ремонт горных выработок, его виды, паспорт ремонта.

3.Содержание и ремонт выработок.


1. Дефектный акт - основной документ, который принимается во внимание при планировании ремонтных работ. На участке выработок, несоответствующих требованиям ПБ и ТЭ, комиссия, председателем которой является главный маркшейдер, технолог, составляет дефектный акт. В состав комиссии входит зам. нач. или нач. участка выработки. Комиссия создается сроком на 1 год.

В дефектном акте указываются следующие требования:

- результаты осмотра выработки комиссией;

- сведения об объемах работ на погонный метр выработки;

- указывается потребность в материалах.


2. Ремонтом горной выработки называют работы по исправлению деформированной крепи, расширение сечения выработки, исправление профиля пути и его параметров, исправление водоотливной канавки.
Различают следующие виды ремонта: 
текущий (частичный), средний, капитальный.
К текущему ремонту относят замену отдельных рам, замену затяжек, замену отдельных несущих элементов, заделку трещин, зачистку почвы вы- работки от грязи, подсыпка балласта, устранение различных дефектов рель- сового пути, ремонт и очищение водоотливных канавок.

Средний ремонт: замена крепежных (материалов) рам на отдельных участках выработки, протяженностью до 5 м в пределах одного пикета; усиление крепи путем установления усиливающих рам; поддирка почвы без перестилки рельсового пути.

Капитальный ремонт: перекрепление выработок на участках более 5 м, замена крепежных рам с выпуском породы, расширение выработок до проектных размеров, поддирка почвы с перестилкой рельсового пути, вос- становление или сооружение новой водоотливной канавки. Перекрепление выработки – это комплекс технологических процессов по замене крепи или ее отдельных элементов, обеспечивающих условия безопасной эксплуатации выработки. Поддирка почвы в выработке – это комплекс технологических процессов по разрушению и погрузке породы, удалению, замене или удлинению стоек крепи, разборке, подвеске и укладке рельсового пути звеньями, передвижке рельсового пути или конвейера, выкладке костров под рельсовый путь или конвейер, подвеске конвейера и трубопроводов и других операций и процессов, обеспечивающих нормальную эксплуатацию выработки

t1684783318aa.jpg


Поддирочная машина PSU 9000



t1684783318ab.jpg

Поддирочная машина ПМ 1100

Паспорт ремонта составляется на все виды ремонта, кроме текущего. Он состоит из пояснительной записки и графической части. В пояснительной записке указываются виды нарушений, подлежащие ремонту и причины, их вызвавшие. Описывается организация труда, рабочего места, вопросы техники безопасности. Приводят стоимостные показатели и трудозатраты. Отдельно выделяются мероприятия, направленные на предупреждение нарушения крепи в период производства ремонта. Указываются меры кон- троля. При возникновении пустот за крепью, если производится выпуск породы, обосновывается порядок выполнения работ по их заполнению. Пояснительная записка имеет следующее содержание:

1. Характеристика выработки: назначение, размеры, способ поддержания.

2. Геологическая характеристика участка массива, вмещающего выработку, наименование пород.

3. Основные положения паспорта: характеристика состояния выработки к моменту ремонта.

4. Организация ремонтных работ и методы их производства.

5. Технология ремонтных работ.

6. Особые мероприятия по выполнению ремонтных работ.

Графическая часть: поперечное сечение к моменту и после ремонта, продольный разрез (элементы усиления в месте ремонта и на смежных участках), график организации работ и ТЭП.

Паспорт ремонта согласовывают и утверждают в установленном порядке. Все лица, занятые на этих работах должны быть ознакомлены с паспортом под роспись. После выполнения ремонтных работ паспорт ремонта сохраняют как приложение к паспорту данной выработки.


3. Содержание и ремонт выработок.

Работы, связанные с ремонтом выработки, ремонтом крепи или перекрепление сопряжений выполняют не менее двух рабочих, которые должны быть ознакомлены под роспись с паспортом перекрепления выработки. Начинать работы необходимо в присутствии лица технического надзора. Крепильщики должны осмотреть рабочее место, проверить качество вентиляции, замерить газ метан. При ремонтных работах в выработках с локомотивной откаткой должны быть выставлены световые сигналы и предупреждающие знаки «Ремонтные работы» на расстоянии тормозного пути, но не менее 80м в обе стороны от места работы. Не допускается снимать сигналы и знаки, ограждающие места перекрепления выработок и ремонтных работ, до полного окончания их и проверки состояния пути.

Кабели и трубопроводы должны быть отсоединены от элементов крепи, уложены на почву и закрыты специальными настилами, чтобы предохранить их от механических повреждений.
В наклонных выработках, оборудованных бесконечной откаткой, ремонт крепи выполняется только после освобождения каната от вагонеток. Допускается оставлять вагонетки, предназначенные для ремонта, при условии их надежного закрепления, а в выработках с концевой откаткой, кроме того – прикрепления их к тяговому канату.

При оборудовании выработок конвейером должны быть приняты меры против случайного включения его в работу.
При угле наклона выработки свыше 18 градусов запрещается выполнять ремонтные работы более чем в одном пункте по её длине.
При проведении ремонтных работ в уклонах, бремсбергах запрещается подъем и перемещение по ним людей, не занятых на ремонте.
Различают две технологии поддирки почвы в выработках:

- при поднятии почвы на высоту до 500 мм поддирка производится без снятия рельсового пути;

- при поднятии почвы свыше 500 мм поддирка производится со снятием рельсового пути.

 Поддирку почвы без перестилки рельсового пути применяют также в том случае, когда нет возможности остановить движение транспорта по выработке или не требуется замена рельсов и шпал. При ведении поддирки по 1 схеме производят выемку породы вручную или с помощью отбойного молотка между шпалами, а затем под ними, после этого рельсовый путь, опирающийся на костры, участками по 12-16 м плавно опускают на почву. При ведении работ по поддирке по 2-й схеме производят снятие рельсового пути, конвейера подвешивают к крепи, производят поддирку почвы, возможна механизация, а затем производят настилку рельсового пути. Рабо- ты по поддирке могут вестись как сплошным забоем (одновременно по всей ширине выработки) так и раздельно.

     При перекреплении выработки с целью увеличения ее поперечного сечения или при замене крепи, пришедшей в негодность, не допускается одновременно удалять более двух рам (арок). Не менее двух рам (арки), находящихся впереди удаляемых, временно усиливаются.
     Перекрепление сопряжений штреков с квершлагами, бремсбергами, уклонами, камерами, ходками производится в присутствии лица контроля участка.
     При спуске и подъеме грузов, предназначенных для ремонта уклонов и бремсбергов, оборудуется сигнализация от лиц, принимающих груз, к рукоятчику-сигналисту или машинисту подъемной установки.


За качество работ и соблюдение принятой технологии ответственность несет старший рабочий (бригадир) и руководитель работ в смене. За безопасное выполнение операций несут ответственность лица, непо- средственно их выполняющие. Все работы выполняются по команде старше- го рабочего. Руководитель работ в смене – лицо технического надзора участка, которому выдана наряд-путевка на производство работ. Руководитель работ обязан в течение смены посетить каждое рабочее место не менее 2-х раз. Рабочее место должно быть оснащено набором инструмента, приспособлениями и средствами, обеспечивающими безопасное и качественное ведение работ. Прием-сдачу смены производят на рабочем месте, при этом старший рабочий получает информацию от предыдущей смены о поведении крепи и пород, о состоянии проветривания. В перерывах между сменами информация передается лицам технического надзора. Руководитель работ, в случае отсутствия - старший рабочий, в начале смены должен замерить содержание метана на рабочем месте и в прилегающих выработках на расстояния не менее 20 м, а также проверить наличие средств индивидуальной защиты. Старший рабочий в начале смены должен установить прибор непрерывного автоматического контроля метана на расстоянии не более 3 – 5 м и не более 0, 3 м от кровли со стороны поступления исходящей струи.

При невозможности устранения нарушений, которые угрожают жизни и здоровью людей или в случае возникновения аварийной ситуации все работы должны быть немедленно прекращены, люди должны быть выведены в безопасное место. Работы по ликвидации завалов и перекреплению сопряжений производятся рабочими со стажем не менее 3-х лет. Работы по перекреплению должны вестись в направлении, обеспечивающем безопасный выход к стволу в случае завалов.

При спуске и подъеме вагонеток в наклонных выработках все рабочие и надзор укрываются в безопасном месте. При обнаружении концентрации метана в местах скопления свыше 2%, если в течение 15 минут она не снижается, люди выводятся на свежую струю, а эл. питание отключается. Работы возобновляются при снижении концентраций метана до 1%. При разборке породы и удалении крепи рабочие должны находиться под защитой крепи. Запрещается ведение работ при отсутствии временной крепи.


Просмотреть видеофильм:

ТБ Перекрепление – 9 минут

https://www.youtube.com/watch?v=1rviC4YtShk


Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.