Лэпбук для старших дошкольников «Фея Грамота приглашает...»
Название |
Лэпбук «Фея Грамота приглашает…» |
ФИО автора - составителя |
Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Капелька» Цивилёва Виктория Викторовна (Свердловская область, п. Арти) |
Возраст детей |
5-7 лет |
Актуальность |
В условиях модернизации образования каждый педагог заинтересован во внедрении инновационных технологий в педагогическую деятельность, в поиске новых методов и приёмов обучения. Лэпбук – это превосходный способ для закрепления учебного материала. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно. В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на закрепление (при необходимости на обучение, ознакомление) всех разделов и понятий по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников («звук», «слог», «слово», «предложение», «буква»). Как показывает практика, схематизация, моделирование, игровые приёмы позволяют максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя интерес к процессу подготовки к обучению грамоте. Дети получают возможность не только слышать свою или обращённую речь, но и видеть её элементы. Все материалы лэпбука несут в себе познавательную и развивающую функции, помогают видеть главное, систематизировать полученные знания, облегчают и ускоряют процесс запоминания. Его структура и содержание доступны ребенку, обеспечивают игровую, исследовательскую и творческую активность. Материал в лэпбуке можно менять и добавлять. |
Цель |
Закрепить и систематизировать изученный материал по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. |
Содержание |
В лэпбуке «Фея Грамота приглашает…» отражены следующие разделы и приложения: Город звуков и букв + фея Грамота (приложение 1) Цель: общее представление о звуко-буквенной системе. Речевая пирамидка + загадки о компонентах речи (приложение 2) Цель: закрепление единиц речи: «звук», «слог», «слово», «предложение». Зеркало и артикуляционные профили гласных и согласных звуков (приложение 3) Цель: анализ положения органов артикуляции при произношении звуков речи для последующей их характеристики. 4. Раздел «Звуки речи» (приложение 4) Звуковые домики Звуковички «Гласики» и «Согласики» Схема – таблица «Звуки речи» Символы Цель: - закрепление и дифференциация понятий «гласный» - «согласный» звук, «твёрдый - мягкий», «звонкий -глухой» согласный звук; - характеристика звуков речи с помощью символов по схеме. 5. Раздел «Слог» (приложение 5) Цель: формирование и закрепление знаний о делении слов на слоги, слоговой анализ и синтез. Игра «Слогоцветик» (3 цветка с картинками и словами на разное кол-во слогов, в середине каждого цветка представлен принцип деления слов на слоги на примере апельсиновых долек) Игра «Собери картинку» (разрезные картинки с отдельными слогами, составляющими целое слово) «Слоговая (звуковая) гусеница» (основа гусеницы, разноцветные круги из фетра для нанизывания на резинку по количеству слогов (звуков) в предъявляемых словах) Раздел «Предложение» (приложение 6) Цель: формирование и закрепление знаний о предложении, анализ и синтез предложения. «Составь схему предложения» (карман с символами слов и пунктуационными знаками) «Составь предложение по схеме» (сюжетные картинки со схемами) «Придумай предложение по картинкам» (мнемодорожки) Раздел «Звуко-буквенный анализ и синтез» (приложение 7) Цель: формирование и закрепление навыков звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза. Игра «Бабочка» Ребёнок определяет позицию определённого звука в словах по картинкам или на слух, передвигая бабочку по цветочному лугу (начало, середина и конец слова). Игра «Звуковые (слоговые) бусинки» - Ребёнок определяет количество звуков (слогов) в предъявляемых словах и откладывает определённое количество бусин. - Ребёнок подбирает слова по заданному количеству звуков (слогов), ориентируясь на отложенное количество бусин. Игра «Звуковые птички», «Звуковые схемы» - определение места звука в слове; - подбор картинок к определённой звуковой схеме и наоборот схем к картинкам. Игра «Умные шнуровки» - звукобуквенный анализ слов по предметным картинкам; - соотнесение первого звука с соответствующей буквой по предметным картинкам. Раздел «Игры с буквами» (приложение 8) Цель: формирование и закрепление графического образа буквы, навыков чтения Игра «На что похожа буква» (развитие воображения, ассоциативного мышления) Игра «Сложи букву» (развитие тактильных ощущений); материал для выкладывания букв: ткань, гибкая проволока, цветные нитки, счётные палочки) Магнитная доска (составление и чтение слогов, слов из магнитных букв) |
Литература
Интернет-источники |
Александрова Т.В. «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» Молчанова О.Г. «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать» Ванюхина Г.А. «Речецветик» fotostrana.ru vb2.userdocs.ru skyClipArt.ru |
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Общий вид раскрытого лэпбука
Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!