Статья «Летние задания как средство развития познавательного интереса учащихся»
МБОУ Лицей №113
Дзержинский район
Летние задания как средство развития познавательного интереса учащихся
учитель биологии высшей категории Вышинская Н.И.
...Самым хорошим стимулом для учения является интерес, который вызывает у учащихся изучаемый материал, а лучшей наградой за интенсивную умственную деятельность — наслаждение, доставленное такой деятельностью.
Д.Пойя
На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно, свободных от стереотипов, владеющих определенными навыками в коммуникативной сфере.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Способности развиваются только в деятельности, и наиболее плодотворное развитие их происходит в деятельности интересной, желанной, наполненной радостью глубоких раздумий, поисков, дерзновенных замыслов и завершенной успешным результатом.
Роль интереса в процессах человеческой деятельности исключительно велика, т.к. он направляет все психические процессы по определенному руслу, что находит выражение, прежде всего во внимании к объекту.
В школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения.
Биология – тот школьный курс, в котором имеются реальные возможности для развития познавательных интересов учащихся.
Наблюдения, эксперименты, самостоятельные учебные исследования являются неотъемлемой частью преподавания этого предмета.
Считаю, что немаловажную роль в этом играют летние задания, которые входят в программу по биологии и обязательны для всех учащихся. Они помогают выяснить явления из области экологии, морфологии и систематики. Выполнение происходит преимущественно летом и поэтому эти задания называются летними заданиями.
Выполняя летние задания, учащиеся закрепляют на практике знания, полученные на уроках, осваивают методы научного исследования: наблюдение, описание, опыт, измерение, моделирование, и т.д., учатся работать с книгой, готовятся к усвоению последующих тем курса биологии, изготавливают наглядные пособия и т.д.
Летние задания предполагают наблюдения над живыми объектами, сбор коллекций, гербария, определение растений и животных и т.д., поэтому учащиеся должны иметь навыки гербаризации, коллекционирования, фиксации животных и результатов наблюдений, т.е. должны быть готовы к их выполнению. Особенно важно, что, проводя различные опыты, наблюдения и эксперименты, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая захватывает душу ребёнка, сохраняет её чистоту и чуткость.
Задания могут быть кратковременными и долговременными. Основное требование - они должны всемерно развивать самостоятельность, инициативу, творческую активность детей, их познавательный интерес. Этому способствует не столько повышение объёма самостоятельных работ учащихся, сколько придание всей деятельности школьников исследовательской направленности, использование проблемного подхода к изучению различных тем.
В ходе выполнения летних заданий учащиеся знакомятся с флорой и фауной своей местности (краеведческий принцип в обучении биологии), изготавливают наглядные пособия для кабинета биологии, проводят наблюдения за растениями и животными в естественных условиях с целью накопления фактов, необходимых для усвоения биологических закономерностей, ставят краткосрочные опыты, применяют теоретические знания, приобретенные на уроках биологии на практике, осуществляют учебную исследовательскую деятельность, вырабатывают и совершенствование умения и навыки по сбору коллекций животных и гербаризации растений.
Основные виды заданий, которые я предлагаю при выполнении летнего задания учащимися:
а) создание коллекций и аппликаций
б) наблюдения за растениями и животными и ведение дневника наблюдения;
в) сбор растений (их органов) и оформление гербария
г) опыты;
д) фенологические наблюдения;
е)) изготовление наглядных пособий по различным разделам
ё) создание фотоальбомов и видеофильмов
ж) поделки своими руками (бисероплетение, вязание, картины из семян и т.д.).
Также в распоряжении учителя есть прекрасная возможность обогатить кабинет интересными объектами с помощью учеников, разъезжающихся на лето в самые различные районы страны. Заранее узнав, куда поедут учащиеся на лето, им дается индивидуальное задание привезти те или иные объекты, нужные для кабинета, создать фотоальбом экзотических растений или животных, обитающих в той или иной стране.
Летние задания по биологии являются источником интересных материалов для изучения их на уроках, воспитывают у учащихся умения и навыки самостоятельно работать, развивают живой интерес к природе.
Для выполнения таких работ учащиеся обращаются к специальной литературе, справочникам и энциклопедиям и другим источникам, позволяющим получить информацию о растениях и животных. Многие учащиеся сами проявляют инициативу в отыскании и использовании новых источников, что очень важно для развития самостоятельности в работе. Именно во внеурочных работах у учащихся воспитывается потребность в постоянном обращении к разным информационным источникам, вырабатывается умение работать с ними, правильно добывать нужную информацию для углубления знаний.
Приведу некоторые примеры каждой группы заданий, которые рекомендуются учащимся для выполнения летних заданий:
I. Коллекции: (Приложение № 1)
1. Мхи наших лесов
2. Шишки голосеменных растений Сибири
3. Семена однодольных (двудольных) растений
4. Сухие плоды (односеменные или многосеменные)
5. Грибы- трутовики наших лесов
6. Спилы разных деревьев
7. Раковины моллюсков (сухопутных, пресноводных, морских)
8. Насекомые- вредители (полей, огородов, лесов и т.д.)
9. Перья (птиц леса, домашних птиц)
10. Гнёзда птиц
II. Аппликации: (Приложение № 2)
1. Растительное (природное) сообщество нашей местности
2. Животные из природного материала
III. Наблюдения: (Приложение № 3)
1. Виды трутовых грибов леса
2. Перекрёстное (ветроопыление) опыление цветков
3. Состояние деревьев и кустарников в районе проживания
4. Цветение растений (тополя, яблони, одуванчика и т.д.)
5. Опыление насекомыми цветков
6. Жизнь муравейника
7. Общественные насекомые
IV. Гербарии: (Приложение № 4)
1. Типы корневых систем
2. Органы цветкового растения
3. Побеги кустарников (деревьев)
4. Однолетние (двулетние, многолетние) растения
5. Листья (простые или сложные)
6. Типы листорасположения
7. Деревья (травянистые растения, кустарники) нашей местности
8. Обоеполые цветки с простым (двойным) околоцветником.
9. Цветки (однополые и раздельнополые)
10. Растения (однодомные или двудомные)
11. Соцветия (простые или сложные)
12. Культурные растения (овощные, технические, кормовые и т.д.)
V. Опыты: (Приложение № 5)
1. Влияние способов на прорастание семян
2. Способы вегетативного размножения растений (картофеля, гортензии и т.д.)
3. Влияние пикировки на развитие корневых систем и урожай растений
4. Влияние удобрений на рост и развитие растений
5. Влияние способов посадки на урожай картофеля
6. Выращивание чеснока из зубков и воздушных луковичек
VI. Наглядные пособия: (Приложение № 6)
1. Внутреннее строение дерева
2. Шишки голосеменных растений
3. Простые (сложные) листья
3. Морские брюхоногие (двустворчатые)
4. Насекомые
VII. Фотоальбомы и видеофильмы:
1. Экзотические фрукты
2. Плоды тропических растений
3. Животные (растения) наших природных сообществ
VIII. Поделки своими руками: (Приложение № 7)
1. Поделки из бисера
2. Картины
3. Вязание
Ещё один вариант заданий на лето, это вырастить растение, размножив его вегетативным способом. Это и практический навык для учащегося, закрепляющий его теоретические знания и вариант пополнения зимнего сада растениями. В зимнем саду нашего лицея собрана хорошая коллекция растений, позволяющая проводить лабораторные и практические работы с живыми растениями (приложение № 8).
Для наблюдений и исследований предлагаю учащимся отбирать такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для систематических и регулярных наблюдений; могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития биологических понятий, логического мышления, познавательных интересов, совершенствования практических умений и навыков.
В течение учебного года при проведении уроков биологии у ребят есть возможность познакомиться с этими видами заданий, когда ребятам предоставляется возможность выступить на соответствующем уроке со своим заданием, выполненным в летний период. В последнее время, в связи с требованиями по ФГОС, уделяю значительное внимание учебной исследовательской деятельности ребят во время выполнения летних заданий, Важный момент на данном этапе работы - придать исследовательской работе практическую направленность, связав её с потребностями учебного процесса, реализацией в быту и т.д.
При этом советую ребятам ставить конкретную, а не размытую цель. Например, нельзя наблюдать за пчёлами вообще, но можно выяснить, какие цветки предпочитают посещать пчёлы в данной местности, или постараться узнать, способны ли пчёлы находить дорогу к своему улью и безошибочно его определить.
Следующее условие, которое необходимо соблюдать: задачи, поставленные в работе должны быть понятны и доступны для ученика. Есть вопросы, на которые ребёнок не сможет ответить из-за недостатка знаний или отсутствия необходимого оборудования. Поэтому предлагаю ему при необходимости обратиться за консультацией.
Указания к заданиям даются так, чтобы они не регламентировали полностью действия ученика, а лишь направляли его деятельность в нужную сторону, помогали определить последовательность операций, оставляли простор для творчества, позволяли исследователю открыть «для себя» новые знания, факты или явления.
Ученики работают, как правило, самостоятельно, но при необходимости они могут обратиться за помощью к родителям или другим членам семьи. Особенно ценно, когда родители и дети создают совместный продукт исследования- это важный воспитательный момент, способствующий сплочению детей и родителей.
Любые наблюдения, результаты любых опытов и иных исследований должны быть оформлены письменно. Научиться правильно вести дневник необходимо каждому исследователю.
Основные требования к записям личных наблюдений – чёткость, последовательность и ясность в описании, что не всегда получается у детей.
Основной задачей ученических исследований по биологии является
обучение школьников методам самостоятельного мышления. Стараюсь учить ребят не только фиксировать и анализировать отдельные факты или явления, но и находить связи между ними, выдвигать гипотезы, объясняющие то или иное явление, пытаться строить прогноз и делать предположение.
Летние задания принимаются и оцениваются в начале учебного года, как правило это первые уроки. Об этом говорю на последнем уроке предыдущего учебного года, когда дети решают, какое летнее задание они будут выполнять. Считаю очень важным тот факт, что ребёнку не навязывается какое-то задание, а он сам его выбирает в соответствии со своими интересами, возможностями и способностями.
Формы отчётности могут быть разными: оформление коллекции, фотоальбом, сообщение на уроке, выступление на НПК, подготовка выставки, презентации, буклета, изготовление наглядного пособия и т.д. Всё это используется затем в качестве иллюстраций при изучении нового материала на уроках, внося в них разнообразие и оживление.
Критерии оценки – правильно выполненные задания, чёткое соблюдение требований к заданию, культура оформления работы.
Анализируя результаты проведённых и выполненных заданий, готовясь к выступлениям, учащиеся осмысливают, систематизируют и обобщают приобретённые знания, развивают своё мышление.
Такое участие ребят в практической работе помогает им идти от открытого к неизвестному, изведать ни с чем не сравнимую радость познания, радость творческого труда.
Таким образом, можно подвести вывод, что летние задания органически вливаются в содержание биологического образования, которое объединяет знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения, способствуют развитию познавательного интереса учащихся и переводу его на более высокий уровень, способствующий участию уже в серьёзной научно- исследовательской деятельности.
Овладение опытом творческой деятельности развивает у школьников
способности к самостоятельному переносу ранее усвоенных знаний и умений в новую проблемную ситуацию, развивает интерес к предмету.
Но ведь можно знать, уметь, быть готовым творить, но не стремиться к применению своих знаний на практике. Чтобы их применить, да ещё творчески, необходимо хотеть, т.е. испытывать потребность в такой деятельности. Эту потребность, её развитие и обеспечивает опыт эмоционально-ценностного отношения. Поэтому и важно, что летнее задание, его направление, тему выбирает сам учащихся.
Только в этом случае летние задания пробуждают познавательный интерес учащихся к биологии, развивают их ответственность и самостоятельность, а также дают возможность, в дальнейшем, углубленно изучать предмет по соответствующему профилю. Специально организованная индивидуальная работа детей при выполнении летнего задания формирует у них один из важнейших компонентов содержания образования – опыт эмоционально-целостного отношения к природе
Приложение № 1
Коллекции
Приложение № 2
Аппликации
Приложение 3
Наблюдение за распусканием цветка мака ученицы 5 класса Михаэлис Вероники
Наблюдения в природе и изучение капли воды под микроскопом ученицы 5 класса Кисклёвой Алёны
Приложение № 4
Гербарии
Инструкция сбора растений для гербария и его оформления:
1. Собирать растения нужно в сухую погоду, т.к. сырые растения плохо сохнут и могут почернеть.
2. Для гербария берут здоровые, неповрежденные растения согласно задания (всё растение или его определённая часть (побег, цветок и т.д.),
3. Если травянистое растение превышает размер папки, его перегибают 2-3 раза или берут верхнюю часть с цветками и листьями, среднюю с листьями и нижнюю с прикорневыми листьями. С деревьев и кустарников срезают побег с листьями, цветками и плодами (если они есть в период сбора).
4. В папку вкладывается рубашка из газет, в которую помещается собранный экземпляр растения, тщательно расправленный.
5. В папку кладётся черновая этикетка, на которой указываются:
а) название растения (если растение неизвестно, то ему присваивается номер);
б) место, где растение собрано;
в) место обитания растения (луг, лес, степь и т.п.);
г) дата сбора;
д) кем растение собрано и определено;
е) в каких сообществах и как часто данный вид встречается.
6. Дома папка кладётся под пресс.
7. Через день необходимо поменять газеты на сухие, чтобы не произошло почернение засушиваемого растения.
8. Когда растение высохнет, закрепить его на гербарный лист и оформить. В правом нижнем углу листа приклеивается этикетка, на которой указывается:
а. Точное латинское название (род, вид растения).
б. Местообитание – лес, луг, болото и т.д.)
в. Местонахождение (географический пункт) – республика, область (край), район, ближайший населённый пункт, если есть река – положение относительно неё;
г. Дата сбора.
д). Ф. И.О. собравшего растение.
е). Ф. И.О. определившего растение.
9. Необходимо знать, какие виды принадлежат к числу охраняемых и без особой необходимости их не выкапывать. С такими растениями знакомятся на месте их произрастания.
Приложение 5
Опыт по выяснению скорости прорастания гранулированных и негранулированных семян (на примере лобелии)
Приложение № 6
Наглядные пособия
Приложение № 7
Приложение № 8
Растения зимнего сада
Евгений Алексеевич
Вышинская Нина Ивановна