Статья «Технология портфолио как средство развития познавательного интереса»
«Технология портфолио
как средство развития познавательного интереса»
02.02.2017
Подготовила Решетникова Т. А.
Каждый педагог сталкивался в своей практике с ситуациями, когда учащийся при выполнении задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других, затрудняется высказать свою точку зрения, потому что не знает, как построить предложение, не может отстаивать точку зрения, построить хороший монолог. В школу попадают дети с разным уровнем готовности, у каждого ребёнка свой умственный потенциал, свои возможности. Но государство предъявляет выпускникам единые требования.
Стойкий познавательный интерес - это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок или похвал, наград и поощрений, а потому, что он увлечен учебой, что он стремиться к совершенствованию своей личности, что он просто не может поступать по-другому. Но глубокий интерес возникает и развивается не сразу. Для его возникновения и развития нужна система образования и самообразования, воспитания и самовоспитания.
Но при этом нельзя забывать о качествах личности, которые направлены на познавательный интерес, познавательную активность, а в дальнейшем на потребность в самообразовании.
Проблема развития познавательного интереса остается одной из актуальнейших в современном образовании. Поиск новых педагогических технологий, связан, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания.
Технология «Портфель достижений» позволяет «смягчить» требование предъявляемые к ученику, не дать ему возможности потерять интерес к обучению. Эта проблема наиболее выражена в младшем школьном возрасте, так как психологические особенности детей этого возраста, их природная любознательность, отзывчивость на все окружающее, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития у них познавательного интереса и активности. Познавательный интерес выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, ее предметной стороне.
Основой для использования приема «Портфель» служит понятие «критическое мышление». Оно включает в себя установку плюс владение фактами, плюс ряд навыков мышления.
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Критически мыслить могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить, но не просто ради самого критического мышления. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности. «Портфель - это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.
«Портфель достижений» — включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем педагогам начальных классов необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.
Прием «Портфель» позволяет сохранить все достижения ребенка за время учебы: интеллектуальные, спортивные, творческие. К ним относятся выполненные проверочные, диагностические, стандартизированные работы, результаты различных мониторингов и анкет, грамоты и сертификаты, полученные на соревнованиях, конкурсах, и так далее. Это и показатель работы педагога, и хорошая мотивация для ребенка.
На первом этапе работы учащиеся знакомятся с портфелем и планируют свою деятельность по работе над ним. Практика показывает, что это наиболее трудный и ответственный этап, так как именно он в дальнейшем определяет эффективность всей учебной деятельности.
”Что именно должны содержать разделы портфеля достижений, на федеральном уровне детально не регламентируется. Каждая школа решает эту задачу по-своему.
В своей практике я чаще всего использую тематические портфели - отчеты, которые учащиеся представляют в конце изучения темы. Портфель составляет обязательную и вариативную части. Обязательная часть работает на стандарт и включает задания, обеспечивающие выполнение стандарта. Но уже внутри обязательной части портфеля учащимся предоставляют возможность выбора в зависимости от стиля мышления, особенностей памяти и других индивидуальных особенностей.
Обязательная часть прописана в маршрутном листе, который сопровождает Портфель. Маршрутный лист представляет собой перечень заданий, выполняя которые, учащиеся реализуют заложенный в учебной программе стандарт. Вариативная часть предполагает расширенный уровень обучения и рассчитана на высокую познавательную активность учащихся. Она включает рубрики, которые оказались интересными и значимыми для самого учащегося.
Обязательной является лишь рубрика «Самооценка портфеля», которая позволяет учащимся проанализировать собственную работу, а также является элементом обратной связи для учителя, позволяющим откорректировать дальнейшую работу.
Например, я проверяю диагностическую работу, раздаю листы с выполненными заданиями, делаем с ребятами работу над ошибками, потом вкладываем их в портфель. В специальной табличке для лучшего зрительного восприятия раскрашиваем: зеленый цвет – удалось достичь повышенного уровня, желтый – базового, красны