Лепбук: «Межполушарное развитие»
Государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района Тверская область, г. Конаково
ЛЕПБУК: «Межполушарное развитие».
Данная презентация рекомендуется к ознакомлению для педагогов дополнительного образования и воспитателей детских учреждений работающих с детьми и детьми ОВЗ, воспитателей детских учреждений старшего дошкольного возраста, учителей изо начальной школы, родителей.
подготовила:
Шагалкина Надежда Александровна
педагог дополнительного образования
Г. Конаково
2 023
МЕЖПОЛУШАРНОЕ РАЗВИТИЕ
ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями» Конаковского района
МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
За что отвечает правое полушарие:
обработка невербальной информации, эмоциональность;
музыкальные и художественные способности;
ориентация в пространстве;
способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
обработка большого количества информации одновременно, интуиция; - воображение;
о твечает за левую половину тела.
За что отвечает левое полушарие:
логика, память;
абстрактное, аналитическое мышление;
обработка вербальной информации;
анализ информации, делает вывод;
отвечает за правую половину тела.
Функции межполушарных связей:
эмоциональная устойчивость к негативным факторам;
координация движений;
успешное усвоение информации и ее анализ.
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ
У ДЕТЕЙ.
Данные связи формируются у ребенка до 12–15 лет, причем поэтапно. Очень важным для генерации специалисты считают период от 3 до 8 лет. В это время у ребенка формируется кинетическое, звуковое и зрительное смыслоразличение и др.
От того, насколько хорошо сформированы и развиты связи между полушариями, зависят успеваемость школьника, его умственные способности, умение воспринимать, хранить информацию, успех в профессиональной и личностной сферах.
Если связи сформированы слабо, возникают следующие проблемы:
сложность в постановке и
воспроизведении речи;
дисграфия;
проблемы с запоминанием;
проблемы с арифметикой;
невнимательность и др.
Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, также следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодействия:
агрессия;
плохое запоминание;
непонятная и сбивчивая речь;
зеркальное написание букв и цифр;
сложности в описании действия, изображенного на рисунке;
сложности в общении с ровесниками;
проблемы в написании диктантов или переписывании текстов.
ДЛЯ ЧЕГО РАЗВИВАТЬ МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ И КАК ЭТО ДЕЛАТЬ?
Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они полезны и для детей, и для взрослых.
На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:
пальчиковая гимнастика;
кинезиологические упражнения;
самомассаж;
дыхательные упражнения;
дидактические задания;
творчество;
прослушивание классических музыкальных композиций;
логоритмика.
Важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных спортивных показателей.
Существует большое количество развивающих игр для улучшения связи между полушариями у детей. Начинать их можно уже с 2 лет. Помимо основного предназначения, они формируют зрительно-моторную координацию, способствуют развитию концентрации, а также пальцевого и пинцетного захватов.
В ажно! Во всех играх сначала задействуется одна рука, а затем вторая.
По мере успешного выполнения легких упражнений можно постепенно усложнять.
Проводить упражнения на развитие межполушарных связей необходимо в первой половине дня, длительность занятий не должна превышать 15 минут.
Упражнения можно выполнять как с педагогом, так и дома родителям с детьми или ребенком самостоятельно.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУ-
ШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Игры для развития межполушарного
Взаимодействия детей от 2 лет и старше.
Задачи игр:
Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват:
Примеры игр:
Игра «Накорми птичку/лялю»
Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).
Инструкция:
Ляля хочет кушать, давай её накормим. Посмотри (показ действия).
Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не рассыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца!
Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.
Вариант № 1 Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую.
Варианты усложнения задачи:
Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.
Вариант № 2 Пересыпания шариков гидрогеля, например «Орбиз» более глубокой ложкой.
Упражнения развития межполушарного взаимодействия у дошкольников
Задачи игр:
Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей, развитие речи, на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.
Также нейродинамическая гимнастика может включать в себя разнообразные комплексы упражнений и тренажеры, направленных на развитие межполушарных связей, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, ловкости и координации движений, растяжки, расслабляющие и дыхательные техники, стимулирующие развитие всех каналов сенсорной информации.
Примеры игр:
- «Волшебные обводилки».
- Игра «Попробуй повтори!»
- Крупномоторные упражнения и игры: ползание по-пластунски, на четвереньках в различных игровых ситуациях, ползание через тканевые тоннели; езда на велосипеде, либо на велосипеде без педалей «Беговел»; плавание.
- Тренажеры для межполушарного развития.
- Балансир.
- Пальчиковая гимнастика.
Упражнения развития межполушарного взаимодействия у младших школьников
Задачи игр:
В ключение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников приводит к повышению усвоения изучаемого школьного материала. Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.
Примеры игр:
- Зеркальное рисование.
- Ухо – нос.
- Перекрестные движения.
- Симметричные рисунки.
- Перекрестное марширование.
- Пальчиковые упражнения
- Зрительная гимнастика.
- Дыхательные упражнения.
- Тренажеры для межполушарного развития.
- Балансир.
- Самомассаж.
И граем вместе с детьми!
Взрослым тоже ни капли не повредят эти упражнения. Они могут помочь:
Восстанавливать работоспособность и продуктивность.
Реализовать свой внутренний потенциал;
Повышать точность выполнения действий при работе на компьютере, во время управления автомобилем и другими сложными устройствами,
Формировать уверенность при публичных выступлениях, собеседованиях, переговорах, экзаменах;
Развивать творческие способности, спортивные навыки;
Уметь найти путь к радостному, легкому и творческому учению;
Развивать более ясное и позитивное мышление.
Частенько мы забываем о том, что наш головной мозг довольно сложная структура, требующая внимания и грамотного развития. О подобных упражнениях не стоит забывать и взрослым, так как они помогают не только детям. Отнеситесь к этим упражнениям с юмором, попробуйте сделать их с ребенком на перегонки, меняйте упражнения по мере их отработки, и возвращайтесь через какое-то время. Уделите хотя бы несколько минут данному вопросу и Вы, непременно, заметите, что что-то меняется! Головной мозг работает как часы и открывает новые возможности!
Такие упражнения как комплекс упражнений и гимнастика для мышления способствует повышению нейропластичности мозга, укреплению нейронных связей между двумя полушариями головного мозга. Упражнения помогают поддержать работу мозга и избежать ухудшения памяти, помогают лучше сконцентрироваться и усваивать новые знания.
Список используемой литературы:
1.https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_mezhpolusharnogo_vzaimodejstviya_u_detej/
2.https://www.detki-psy.ru/our-publications/articles/razvitie-mezhpolusharnogo-vzaimodejstviya.html
3.https://abakus-center.ru/blog/razvitie-oboih-polushariy-mozga
5.https://logopedprofiportal.ru/blog/698894
6.https://www.pdou.ru/categories/2/articles/4429
7.https://vk.com/@473073601-mezhpolusharnye-vzaimodeistvie-chto-eto-zachem-kak-razvivat