Лепбук "Секреты Мойдодыра"

Пояснительная записка
Лепбук «Секреты Мойдодыра»
Предмет: бытовая адаптация (формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ и детей с инвалидностью)
Актуальность
Наше время – время контрастов. С одной стороны, жизнь – шаблонные действия, традиции, правила. С другой стороны - наше время- время перемен. Оно задает планку творческому человеку и к этому необходимо стремиться: находить нестандартные и нестереотипные решения проблем, умение видеть вещи в новом, необычной ракурсе.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении правил проявляется отношение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неприятную одежду.
Основой полноценного физического развития ребенка с ОВЗ является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение ребенком основ культуры гигиены.
Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья, не всегда можно определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия, поэтому данная тема считается актуальной.
Формирование культурно–гигиенических навыков – это долгий и трудоёмкий процесс, который должен складываться постепенно из разных частей и в итоге предстать полной картиной как мозаика.
Для развития данных навыков и навыком самообслуживанию у детей с ОВЗ можно предложить вместе с ребенком изготовить лэпбук «Секреты Мойдодыра» и затем использовать его в процессе игры.
Возрастная категория
Данное пособие предназначено для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью 5-17 лет.
Материал, используемый для изготовления
Детали сшиты из фетра, который рекомендован для детского творчества и изготовления игрушек.
Использованные источник: интернет ресурсы
Методические рекомендации к занятиям
Формирование навыка мыть руки.
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни и в семье.
Задачи:
-закреплять навыки детей в умывании, знания о предметах гигиены и их назначении; продолжать формировать умение правильно и аккуратно мыть руки; насухо вытирать руки после мытья, вешать полотенце на место;
-закреплять знания детей о мерах предосторожности при обращении с горячей и холодной водой.
- развивать познавательную активность, способствовать развитию речи как средству общения.
-воспитывать у детей отзывчивость, желание быть аккуратным, чистым, опрятным.
Форма занятия: индивидуальная
Приемы и методы: наглядный, практический, игровой, кинестетический.
Оборудование: лэпбук (1 страница)
Ход занятия:
Вначале педагог объясняет ребенку для чего необходимо мыть руки после каждого посещения улицы.
На этой странице учим ребенка правильно включать кран. Объясняем, что сначала нужно включить кран с холодной водой , а затем постепенно добавлять горячую воду. Берем мыло и начинаем активно намыливать руки. После чего мыльный раствор и микробы, которые были на наших руках, смыть под краном. Берем полотенце и начинаем поочередно вытирать руки: левая рука вытирает правую, правая-левую.
Формирование навыка чистить зубы.
Цель: сформировать у детей осознанное отношение по уходу за зубами.
Задачи:
-закреплять представление детей о значении зубов;
-расширять знания о причинах заболевания зубов и их лечении;
-закрепить правила ухода за зубами;
-воспитывать ответственное желание ухаживать за зубами, культурно-гигиенические навыки, привычку к здоровому образу жизни.
Форма занятия: индивидуальная
Приемы и методы: наглядный, практический, игровой, кинестетический.
Оборудование: лэпбук (2 страница)
Ход занятия:
Педагог рассказывает ребенку о том, что зубы необходимо чистить два раза в день: утром и вечером и что для этого требуется. Затем объясняет, как необходимо правильно взять зубную щетку,
которая должна быть у каждого члена семьи своя, тюбик с зубной пастой и выдавливаем немного пасты на щетку. Затем начинаем чистить зубы: вначале движениями сверху-вверх (как идет дождик), потом снизу-вверх (как растет трава), в заключении делаем круговые движения зубной щеткой по всем зубам (рисуем солнышко). Обязательно поласкаем рот водой и сплевываем.
Игра «Полезное-неполезное для зубов».
Цель: расширить представление о полезных и опасных для зубов продуктах.
Задачи:
- учить классифицировать продукты (полезное/неполезное);
- закреплять представление детей о том, что существуют полезные и вредные продукты для зубов;
-способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.
Форма занятия: индивидуальная
Приемы и методы: наглядный, практический, игровой, кинестетический.
Оборудование: лэпбук (3 страница)
Ход занятия:
Педагог объясняет ребенку, что все продукты необходимо классифицировать на полезные и вредные для наших зубов. Все полезные для наших зубов продукты, крепим на зеленый шнурок, вредные - на красный. Игра продолжается до тех пор, пока все продукты не будут классифицированы.
Формирование навыка пользоваться расческой.
Цель: развивать навыки санитарно-гигиенического и профилактического ухода за волосами.
Задачи:
-приучать детей следить за своим внешним видом;
-учить детей правильно пользоваться расческой.
-расширять знания детей о важности ухода за своим внешним видом.
Форма занятия: индивидуальная
Приемы и методы: наглядный, практический, игровой, кинестетический.
Оборудование: лэпбук (4 страница)
Ход занятия:
На этой странице нашего лэпбука педагог знакомит ребенка с профессией парикмахер (показать картинку с изображением человека данной профессии). Рассказывает ребенку для чего необходимо иметь опрятный вид. Педагог разъясняет ребенку, как нужно правильно взять расческу и аккуратно расчесать волосы, при желании можно завязать бантики.
Формирование навыка пользоваться носовым платком.
Цель: научить пользоваться носовым платком.
Задачи:
-познакомить с алгоритмами правильного использования и ухода за носовым платком;
-закреплять движения в процессе пользования носовым платком;
-воспитывать у детей отзывчивость, желание быть аккуратным, чистым, опрятным.
Форма занятия: индивидуальная
Приемы и методы: наглядный, практический, игровой, кинестетический.
Оборудование: лэпбук (5 страница)
Ход занятия:
Педагог рассказывает ребенку, что очень важно уметь пользоваться носовым платком, который должен быть у каждого свой.
Далее показывает, как правильно достать носовой платок из кармана, развернуть его и аккуратно вытереть им нос. Затем в обратном порядке показывает, как правильно свернуть платок и убрать его в карман.
Дидактическая игра "Предметы гигиены"
Цель: закреплять знания детей о предметах личной гигиены.
Задачи:
-развивать познавательный интерес, воображение, логическое мышление, внимание и память;
-совершенствовать умения различать и называть предметы личной гигиены: мыло, полотенце, зубная щетка, шампунь, мочалка, зубная паста, расческа.
Форма занятия: индивидуальная
Приемы и методы: наглядный, практический, игровой, кинестетический.
Оборудование: лэпбук (6 страница)
Ход занятия: Перед ребёнком циферблат с вращающейся стрелкой и набор карточек с предметами гигиены. Ребёнок самостоятельно крутит стрелку часиков и останавливает её на любой из цифр часов. Например, на цифре 10. Далее из кармашка с названием «Предметы гигиены» ребёнок находит карточку с данной цифрой. На обратной стороне карточки с цифрой 10 нарисован предметы гигиены - зубная паста и зубная щётка. Ребёнок должен назвать этот предмет гигиены и рассказать для чего он нужен.
Дидактическая игра "Предметы личного и общего пользования".
Цель: научить классифицировать гигиенические предметы для индивидуального и общего пользования.
Задачи:
- продолжить учить осознанно подходить к своему здоровью, уточнить значимость соблюдения правил личной гигиены для ценности здоровья;
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность;
-воспитывать желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.
Форма занятия: индивидуальная
Приемы и методы: наглядный, практический, игровой, кинестетический.
Оборудование: лэпбук (7 страница)
Ход занятия:
Перед ребёнком карточки с изображение предметов гигиены личного и общего пользования. Ему предлагается разместить предметы личного пользования с левой стороны наборного полотна, а предметы гигиены общего пользования с правой стороны наборного полотна.
Формирование навыка стричь ногти на руке
Цель: формирование у детей навыков личной гигиены, навыков правильного ухода за руками и ногтями.
Задачи:
- познакомить детей с основными правилами ухода за руками и ногтями;
- показать важность ухода за руками для сохранения общего здоровья человека;
- выработать правильный алгоритм по уходу за руками и закрепить его на практике.
Форма занятия: индивидуальная
Приемы и методы: наглядный, практический, игровой, кинестетический.
Оборудование: лэпбук (8 страница)
Ход занятия:
Педагог рассказывает ребенку, что в порядке необходимо держать не только лицо, волосы и нос, но и руки. Поэтому на этой странице мы будем учиться стричь ногти. Обязательно используем ножницы с закругленными концами и рассказываем правила техники безопасности при работе с ножницами.
Все свои действия педагог комментирует и затем вместе с ребенком проделывает все сначала.
Важными условиями проведения коррекционной работы в данном направлении являются регулярность занятий, их вариативность в организации и проведении, непрерывность воспитательного процесса, единство требований педагогов и родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки станут осознанными действиями, а затем и привычкой.
Морозова Татьяна Леонидовна