Лэпбук «Времена года»
Аннотация:
Дидактическое пособие лэпбук «Времена года» представляет собой картонную папку- раскладушку. На страницах папки имеются различные кармашки с карточками, в которых собрана информация, игры, задания по теме. Картинки и информация взяты из интернет- ресурса yandex.ru.
Пояснительная записка:
Данный лэпбук предназначен для детей дошкольного возраста и является развивающим средством обучения. Пособие лэпбук «Времена года» может быть использовано для организации совместной работы педагога и детей, родителей и детей, а так же для самостоятельной коллективной деятельности детей и самостоятельной индивидуальной деятельности ребёнка.!
Цель: Формирование и закрепление у детей дошкольного возраста знания и представления о состоянии и жизни насекомых, животных, птицах, деревьях в разные времена года,
Задачи:
Обобщать и систематизировать знания детей о чередовании времён года и их характерных явлениях, устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природой;
Закреплять умение устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями и жизнью животных и растений;
Развивать умение анализировать, рассуждать, делать выводы и обобщения
Формировать речевую компетенцию
Ожидаемый результат:
-вызвать интерес к окружающему миру;
-систематизировать у детей знания и представления о состоянии и жизни насекомых, животных, птицах, деревьях в разные времена года.
При создании лэпбука необходимо учесть:
- эстетичность и привлекательность (у ребенка должно появиться желание взять его в руки),
- долговечность (при систематических занятиях он должен быть прочным),
- минимум подписей,
- максимум удобно открывающихся кармашков с разными заданиями.
В содержание лэпбука включены следующие задания:
1. Одень куклу на прогулку (Времена года)
Цель: закрепление знаний о временах года, правильном подборе одежды соответственно времени года.
Материал: бумажная кукла и одежда на нее.
Ход игры.
Воспитатель предлагает ребенку одень куклу на улицу (весна, лето, осень, зима)
2.Части тела. Птицы.
Цели: расширение представления детей о строении тела птицы и назначении отдельных его частей.
Материал: картинка с обозначением частей тела.
3.Этапы развития птиц
Цель: формирование представления об основных этапах развития птиц.
Материалы: таблица-схема
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть схему и познакомиться с этапами развития птиц.
4.Кто в яйце? (игра с фонариком)
Цель: Упражнение правильного употребления слов с предлогом в, закрепление образования названий детёнышей домашних птиц.
В яйце сидит утенок. " Домашние птицы" , игра "Чей птенец? Найди семью".
Материалы: Карточки с изображением птиц, с изображением яиц, фонарик.
Ход игры:
Нужно включить фонарик и направить луч света на яйцо с тыльной стороны. Ребенок отчетливо увидит, кто находится в яйце. Ребёнку предлагается определить, чей это детеныш.
5. Карточки «Птицы»
Цель: формирование умения детей называть и различать зимующих и перелетных птиц, правильно соотносить их названия и картинку.
Дидактические материалы: набор картинок с изображением птиц
Игровое действие: Ребенок рассматривает заданную картинку. Называет птицу, определяет к каким птицам относится: зимующая или перелетная.
6. Карточки «Насекомые»
Цель: Формирование умение детей называть и различать насекомых, правильно соотносить их названия и картинку.
7.Кто в банке. Насекомые. (игра с фонариком)
Цель: расширение и закрепленипе знания детей о насекомых, умение называть их.
Дидактический материал: карточки с изображением банок, в которых сидят насекомые.
Игровое действие:
Нужно включить фонарик и направить луч света на банку с тыльной стороны. Ребенок отчетливо увидит, кто сидит в банке. Ребенок должен определить и назвать насекомое.
8. Части тела. Насекомые.
Цели: расширение представления детей о строении тела насекомых и назначения отдельных его частей.
Материал: картинка с обозначением частей тела.
9.Этапы развитие насекомых
Цель: формирование понятия этапов развития насекомых.
Материалы: таблица-схема
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть схему и познакомиться с этапами развития насекомых.
10. Части тела. Животные.
Цели: расширение представления детей о строении тела животных и назначения отдельных его частей.
Материал: картинка с обозначением частей тела. .
11.Этапы развитие животных
Цель: формирование понятия этапов развития животных.
Материалы: таблица-схема
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть схему и познакомиться с этапами развития животных.
12.За забором. Животные (игра с фонариком.)
Цель: расширение и закрепление знания детей о животных, умение называть их.
Дидактический материал: карточки с изображением забора, за которым находятся животные.
Игровое действие:
Нужно включить фонарик и направить луч света на забор с тыльной стороны. Ребенок отчетливо увидит, кто стоит за забором. Ребенок должен определить и назвать животное, а также назвать, к каким животным относятся (домашнее или дикое).
13.Чья тень? Животные.
Цели: закрепление знания о диких животных, развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности, умения находить заданные силуэты.
Дидактический материал: карточки с тенями и цветным изображением животных.
Ход игры:
1. Раздаются карточки с тенями животных. Рассматриваем их. Воспитатель показывает одну из карточек с изображением какого - то животного, дети называют его и находят среди своих карточек нужную тень. Кто правильно нашёл карточку, получает цветное изображение.
2. Выложить отдельно карточки с картинками и карточки с тенями. Необходимо каждой тени найти подходящую картинку.
14. Части растения
Цели: закрепление знания детей о растениях, расширение представления у детей о растениях и их частях
Материал: картинка с обозначением частей растений.
15.Этапы роста деревьев
Цель: уточнение и расширение представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и познакомиться с этапами роста деревьев.
16. С какого дерева листва? (игра с фонариком)
Цель: расширение и закрепление знания детей о деревьях, умение называть их.
Дидактический материал: карточки с изображением листвы от определенного дерева.
Игровое действие:
Нужно включить фонарик и направить луч света на листву с тыльной стороны. Ребенок отчетливо увидит, с какого дерева листок. Ребенок должен определить и назвать дерево, с которого листок.
17. Карточки «Деревья»
Цель: Ознакомление детей с деревьями, систематизирование у детей знания и представления о состоянии деревьев в разные времена года
Дидактический материал: карточки с изображением деревьев (зима и лето) и их листвы, плода.
Игровое действие: Воспитатель описывает внешний вид дерева, а дети отгадывают – называют его и находят на картинке.
Воспитатель показывает дерево, дети описывают и находят его листву и плод.
Один ребенок описывает дерево, другой –называет и находит картинку.
Разворот «Времена года»
1. «Весенние месяцы», «осенние месяцы», «зимние месяцы», «летние месяцы»
Цель: Ознакомление детей с месяцами, формирование представления о цикличности природных изменений.
Материал: Карточки с изображением месяцев.
Ход игры:
Смешайте карточки, попросите воспитанников разложить их в ряд от начала к концу года.
Воспитанники играют по четверо. Задайте каждому из них сезон года. Каждый игрок должен отыскать в ворохе карточек 3 штуки, соответствующие заданному сезону.
Дети играют по очереди. Задайте игроку название месяца. Он должен отыскать соответствующую карточку, затем прочитать связанное с заданным месяцем четверостишье.
2.Признаки весны, лета, осени, зимы.
Цель: Формирование представлений у детей о временах года, о цикличности природных явлений, развитие познавательного интереса.
Материалы: Круг «Времена года», карточки «приметы времен года»
Ход игры:
Дети должны догадаться, к какому сезону относится карточка, рассказать, почему он сделал такой выбор.
3.Д/и «Составь рассказ по картинкам»
Цель: Формирование навыков связного последовательного рассказа по картинкам времена года.
По сюжетным картинкам ребенок учится составлять рассказ.
4. Загадки (зима)
Цель: развитие способности отгадывать загадки, мышление детей, закрепление знания о зиме, развитие внимания, памяти, сообразительности.
Использование загадок в работе позволяет развивать мышление ребёнка, скорость реакции психических процессов, а также проверить, смогут ли дети узнать время года по загадкам. Дети с удовольствием слушают и отгадывают загадки.
5.Найди тень (осень)
Цели: закрепление знания о признаках осени, развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности, умения находить заданные силуэты.
Дидактический материал: карточки с тенями и цветным изображением признаков осени.
Ход игры:
1. Раздаются карточки с тенями признаков осени. Рассматриваем их. Воспитатель показывает одну из карточек с изображением одного из признаков осени, дети называют его и находят среди своих карточек нужную тень. Кто правильно нашёл карточку, получает цветное изображение.
2. Выложить отдельно карточки с картинками и карточки с тенями. Необходимо каждой тени найти подходящую картинку.
6. Весенние загадки
Цель: развитие способности отгадывать загадки, мышление детей, закрепление знания о весне, развитие внимания, памяти, сообразительности..
Использование загадок в работе позволяет развивать мышление ребёнка, скорость реакции психических процессов, а также проверить, смогут ли дети узнать время года по загадкам. Дети с удовольствием слушают и отгадывают загадки.
7. Найди отличия (лето)
Цель: развитие умения сравнивать предметы, устанавливать их различие и сходство
Материалы: парные карточки
1).Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося некоторыми деталями. При рассматривании иллюстрации предлагается ребёнку найти отличия. В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана помощь задать вопросы.
2) Можно устроить соревнование «Кто быстрее найдет, чем отличаются картинки?».