Лэпбук «Зимушка-Зима»

24
2
Материал опубликован 4 May 2018 в группе

ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В связи с внедрением ФГОС ДО современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками и дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук – интерактивная книжка, призванная привлечь интерес ребенка к изучаемой теме. Это также прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);

- полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);

- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области поэтому содержание лэпбука может содержать материал по всем пяти направлениям. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.

При этом лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Какое значение имеет использование лэпбука в работе педагогов дошкольного образования для ребенка:

- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).

- Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, расположенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал.

- Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес.

- Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек-раскладушек, по разному раскрывающихся, будет способствовать развитию мелкой моторики детей.

- Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

- Лэпбук помогает объединить родителей и детей, в ходе совместно его изготовления в процессе реализации определенного проекта.

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или закрепления и повторения материалов тематической недели.

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль воспитателя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, он является тем фактором, который подталкивает воспитанников к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Воспитатель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс познания и помогает советом тогда, когда это необходимо.

Нами был разработан лэпбук – «Зимушка-зима». Он включает в себя 19 развивающих элементов:

1. «Календарь погоды»

2. «Народные приметы»

3. «Откуда берутся снежинки?»

4. «Чьи следы?»

5. «Приметы зимы»

6. Стихи о зиме

7. Загадки

8. «Как живут дикие звери зимой»

9. «Зимние забавы»

10. «Зимующие птицы»

11. «Чем подкармливать птиц зимой?»

12. Раскраски по теме

13. Схема оригами «Птица»

14. «Где можно играть и где играть нельзя» (безопасное поведение и игры детей зимой)

15. «Столовая» для пернатых (варианты кормушек из бросового материала)

16. «Рассказ по картине»

17. «Опыты и эксперименты зимой»

18. «Найди отличия»

19. «Зимние лабиринты»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезную информацию!!!

26 December 2018

Спасибо огромное за интересный Лэпбук «Зимушка-Зима».Успехов Вам в творчестве!

23 August 2019