Внеклассное мероприятие «Летние казачьи игры» (1–4 класс)
Игры казачат.
«…Люби всё, что с ранних лет ты впитал в кровь
и плоть вольных степей твоей Родины».
Заповеди донских казаков.
Учитель начальных классов
Карасева Марина Михайловна
“Летние казачьи игры”
Оборудование: бубен, лента, гимнастические палки, 4 шали, 4 стула, 4 подушки.
Ведущий 1: Здравствуйте, казачата!
Ведущий 2:Здравствуйте, потомки славных казаков!
Ведущий 1: Приглашаем вас потешиться да позабавиться.
Ведущий 2: Молодецкой удалью померяться.
Ведущий 1: В состязаниях поучаствовать.
Ведущий 2: Силушку казачью продемонстрировать.
Ведущий 1: Коль живете на Дону, должны знать вы старину.
Ведущий 2:В прошлом в каждой казачьей семье было много детей, которые очень любили играть в разные игры.
Ведущий 1: Казачьи игры и затеи отражали повседневные дела станичников.
Ведущий 2: В играх использовались привычные предметы: шапка, палка, платок
Ведущий 1:Игры развивали силу, ловкость, изворотливость, сообразительность.
Ведущий 2: Сегодня мы предлагаем вам показать все эти качества и способности на деле.
Ведущий 1: Кто из вас знает, что такое «плетень»?....... Верно – забор сплетённый из прутьев.
Ведущий 2: Первая игра так и называется «Плетень»
Дети делятся на две команды. Становятся в шеренги напротив, скрещивают рукиперед собой и таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева. Ведущий говорит слова, под которые команды выполняют определенные движения:
Мы плели (команды поднимают сцепленные руки)
Плели плетень (опускают руки)
Любовались (поднимают)
Целый день (опускают)
Расплетались( обе команды расцепляют руки, поворачиваются направо и кладут руки впереди стоящему игроку)
Очень долго ( обе команды поворачиваются в левую сторону и кладут руки на плечи впереди стоящему игроку)
Только никакого толка ( на этих словах команды опять должны быстро стать шеренгой, «сплести» руки и поднять их вверх)
Кто быстрее построится - выигрывает.
Ведущий 1:Игра «Перетяжка».(гимнастическая палка)Играющие делятся на две партии. Вожак одной партии берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется также за эту палку, а за него берется его партия; затем стараются перетянуть палку – каждый на свою сторону.
Ведущий 2:Игра«Курень». (4 стула, 4 шали) В разных концах площадки ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под бубен дети пляшут врассыпную по всей площадке. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль за концы и растягивают её вытянутыми над головой руками, делают крышу. Победила та команда, которая быстрее всех «построила» крышу у своего куреня.
Ведущий 1:Игра «Заря». (лента)Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!
С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.
Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.
Ведущий 2: Игра «Горелки»Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Выбирается водящий — он будет «гореть».
Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.
Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:
«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»
После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим».
Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.
Ведущий 1:Игра«Кто быстрее сядет на коня?» (бубун, гимнастические палки)Под бубен дети подскоками скачут вокруг гимнастических палок (на одну меньше, чем игроков), выложенных по кругу, когда бубен замолкает, казачата должны сеть верхом на коня – палку. Кому коня не хватило, выходит из игры.
Затем убирается один «конь». Игра продолжается.
Ведущий 2:Игра «Папаха»(папахи)Играющие находятся в головных уборах. Победившим считается тот, кто первый снимет с соперника головной убор. В игру вступают все желающие, имеющие головной убор. Разбиваются парами и по сигналу снимают у соперника папаху. Проигравшие выходят из игры. Выигравшие остаются и образуют новые пары. Игра продолжается до выявления абсолютного победителя.
Ведущий 1:Игра «Улитка»(гимнастические палки) Игроки парами становятся спиной друг к другу. Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим считается тот, кто выпустит палку или окажется на спине соперника. Проигравшие выбывают. Выигравшие образуют новые пары.Игра продолжается до выявления абсолютного победителя.
Ведущий 2:Игра «Бой подушками» (подушки)К участию в игре приглашаются победитель двух предыдущих игр «Папаха» и «Улитка». Им даются по 2 подушки, определяется дистанция с которой необходимо ударами подушек сбить соперника.
Ведущий 1: Итак, в сегодняшних казачьих забавах абсолютным победителем становится самый смелый, самый сильный, самый ловкий, самый отважный _________________________. Он награждается??????
Ведущий 2: На сегодня игры и забавы завершены. Вы показали, на сколько молодое поколение казачества может слаженно работать в команде, быть самоотверженным, целеустремлённым и мужественным в достижении поставленных целей.
Ведущий1:Желаем вам крепости духа, бодрости тела и мирного неба! А когда вы станете взрослыми, надеемся, не забудете самые главные слова наших предков- казаков «Коли дружба велика — будет Родина крепка!»