Летний лагерь
Программа профильной смены «Юные исследователи» лагеря дневного пребывания
Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием является, одной из форм организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, а также, - пространством для развития познавательных процессов и творческих способностей ребенка.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительно - познавательная смена в лагере дневного пребывания детей, который работает на базе МБОУ «….».
Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана краткосрочная программа естественнонаучной направленности.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей младшего и среднего школьного возраста (8— 11 лет) в условиях школьного лагеря. Обязательным является вовлечение в лагерь детей из многодетных и малообеспеченных семей. Естественнонаучной воспитание в условиях летнего лагеря является одной из наиболее эффективных форм, способствующих социализации и ранней профессиональной ориентации детей за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.
Цель и задачи Программы
Цель Программы:
Создание условий для раскрытия и реализации способностей детей в процессе познания объектов живой природы.
Задачи Программы:
- обучающие: расширять естественнонаучные знания, полученные в ходе учебной деятельности; формировать целостное представление о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, как частью природы;
- развивающие: развивать коммуникативные качества ребенка, внимание, наблюдательность, чувство бережливости по отношению к родной природе и ее компонентам, творческие способности детей;
- воспитательные: воспитывать экологическую культуру.
Основное содержание Программы
Программа рассчитана на 16 занятий, в которых предусмотрено сочетание теории и практики, и проходящих в соответствии со следующим распорядком дня:
Режим дня
8.30 – 9.00 - утренняя зарядка на свежем воздухе
9.00 – 9.30 – завтрак
9.30 – 10.20 – теоретическое занятие
10.20 – 12.30 – исследовательская работа на свежем воздухе
12.30 – 13.30 - обед
13.30 – 14.30 – оформление результатов
14.30 – уход домой
Образовательная часть Программы включает теоретические занятия, учебные экскурсии и проведение исследовательской работы.
Теоретическая часть программы естественнонаучной смены лагеря способствует систематизации и обобщению знаний по окружающему миру, и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей биосферы, геологии, географии, места и роли в ней человека.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам особо охраняемых природных территорий парка «Горкинско-Ометьевский лес», посещение музея Янки Купалы в селе Печищи, посещение музеев Казанского Федерального Университета, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение школы и пришкольных клумб.
Программа работы естественнонаучного лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у младших школьников экологического мировоззрения в целом.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых.
Поэтому в Программу включены следующие мероприятия: - утренняя гимнастика; - принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере); - организация пешеходных экскурсий; - подвижные спортивные игры.
Данная система мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
В ходе смены будут работать кружки по интересам: «Юный геолог», «Юный географ», «Юный эколог», «Юный биолог». В начале смены каждый ребенок получит маршрутный лист, в котором ежедневно будут отмечаться мероприятия и занятия кружков в которых он примет участие, а также тема исследования для создания проекта. В дальнейшем с данным проектом учащиеся смогут принять участие в конкурсах и научно - практических конференциях.
После анализа маршрутных листов в конце смены определяется самый активный юннат. На линейке, посвященной закрытию смены, активные юннаты награждаются грамотами и подарками.
В результате такой системы мероприятий дети получают навыки работы на пришкольном участке, изучают основы исследовательской деятельности в природе, учатся общаться между собой, приобретая социально- значимый опыт.
Календарно – тематическое планирование занятий
День | Мероприятие | Ссылки | Ответственный преподаватель | | |
| Линейка «Добро пожаловать в лагерь» Наказы медицинской сестры. Проведение инструктажа по ТБ и Правилам пожарной безопасности. | | | | |
БЛОГ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ | | ||||
1 | День «Минералогический»: -занятие: «Классификация минералов» -промывка минералов: «Шлиховое опробование» | | | | |
2
| День «Палеонтологический»: - занятие: «Жизнь на Земле …» -творческий проект: «Геохронологическое летоисчисление Земли» | | | | |
3 | День «Геологическая мозаика»: -занятие: «Минералы и драгоценные камни в судьбе человека!» -изготовление творческих панно и поделок, игры | | | | |
4 | День «Экскурсионный» поездка в Верхнеуслонский район, с. Печищи: - изучение и описание геологического разреза - посещение музея Янки Купалы в селе Печищи | https://kupala.tatmuseum.ru/?ysclid=lwq3oh26pe404982766 | | | |
БЛОГ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ | | ||||
5 | День «Карта – язык Географии» - изучение различных видов карт - чтение топографических карт - знакомство с памяткой «Если ты заблудился» | | | | |
6 | День «Топография 2.0» - построение профиля рельефа - проведение глазомерной съемки пришкольной территории | | | | |
7 | День «Климат и человек» - работа с метеорологическими приборами в пришкольной территории - измерение температуры и влажности воздуха в течении дня - составление графика хода температуры воздуха за день | | | | |
8 | День «Квест Солнечный»: - прохождение квеста по микрорайону Солнечный город (район проживания детей, где расположена пришкольная территория) | | | | |
БЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ | | ||||
9 | День «Живи экологично» - пункт приема вторсырья и одежды - составление карты сбора раздельного отхода, пункта приемов одежды в г. Казани - игра ярмарка эковакансий | https://disk.yandex.ru/d/LUb6nx6pdVCcCQ | | | |
10 | День «Эко мастерская» - Мастер-класс по посадке микрозелени - Мастер-класс по созданию губки из джут - Мастер-класс по кастомизации одежды - экоурок «Как жить экологично в городе» // «Деловая экологическая игра» в рамках Международной акции «Марафон зеленых дел» | https://disk.yandex.ru/d/wEI8FH3vVi4EXA/7-11%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B | | | |
11 | Оценка автотранспортной нагрузки пришкольной территории
| | | | |
12 | День «Экологическая тропа» - посещение эко-парка «Горкинско-Ометьевский лес» | | | | |
БЛОК БИОЛОГИЧЕСКИЙ | |||||
13 | День «Мониторинг зеленых насаждений» (в пришкольной территории и территории микрорайона Солнечный город) -произвести количественную и качественную оценку состояния зеленых насаждений - занесение расположение зеленых насаждений на план-карту | | | | |
14 | День « Зоологический» - мир животных. Особенности и многообразие животных. - Животные красной книги Республики Татарстан и меры по их охране. - знакомство с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы и т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.) - Занимательная зоология. Хвостатая викторина. | | | | |
15 | День «Экскурсионный» Посещение мезеев КФУ: - Геологический музей им. А.А.Штукенберга - Зоологический музей и гербарий им. Э.А.Эверсмана | https://museums.kpfu.ru/zoologicheskij-muzej-im-e-a-eversmana/glavnaya-stranitsa/ | | | |
16 | | | | |
Приложение
Мониторинг зеленых насаждений
Таблица 2
Количественный состав и состояние зеленых насаждений
объекта _____________________
Дата обследования________________________________
№ п/п | Порода дерева | Общее количество | Состояние | Диаметр на высоте 1,3 м. | |||||
Хор. | Удовл. | Неудовл. | Менее 10см | От 10 до 20 см. | От 20 до 50 см. | Более 50 см. | |||
| | | | | | | | | |
Оценка автотранспортной нагрузки
Таблица 3
№ поста | Пост наблюдения | Сезон наблюдения | Средняя интенсивность потока (авт/час) | | ||||
легковые | грузовые | автобусы | мотоциклы | | ||||
| | | | | | | |