Авторская программа «Лесная страна» по организации детского отдыха «Летний лагерь»
МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»
Утверждаю:
Директор: ___________________
(Чалова Л. Г.)
«___»_________________ 2017 г.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей
«Лесная страна»
Автор:
Трефилова Раиса Поликарповна,
учитель биологии
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»,
с.Карагай, Пермский край
Карагай - 2017
Содержание
№ п/п |
Разделы |
страницы |
1. |
Пояснительная записка |
3 |
2. |
Концептуальные основы программы «Лесная страна» |
4 |
2.1. |
Цель и задачи |
4 |
2.2. |
Основные принципы |
5 |
2.3. |
Основные виды деятельности |
5 |
3. |
Участники лагеря |
5 |
4. |
Время и место проведения |
6 |
5. |
Описание организации жизнедеятельности участников программы |
6 |
6. |
Характеристика отрядов - племен |
7 |
7. |
Содержание экологического образования и просвещения |
8 |
8. |
Перспективный план работы по реализации программы |
9 |
9. |
Распорядок дня |
11 |
10. |
Ожидаемые результаты и их оценка |
11 |
11. |
Этапы реализации программы |
12 |
12. |
Дальнейшее развитие программы |
12 |
13. |
Материально-техническое обеспечение программы |
12 |
14. |
Финансовое обеспечение программы |
13 |
Литература |
13 |
|
Приложение |
14 |
Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Лесная страна»
«Выращивать леса, беречь их от пожаров очень важно,
но создавать творцов и покровителей леса ещё важнее».
Л.Леонов, «Русский лес»
Пояснительная записка
Карагайский район по геоботаническому районированию располагается в южной подзоне тёмно-хвойной тайги с преобладанием сельскохозяйственных угодий. Залесённость территории района составляет 40 - 55%, поэтому необходимо воспитывать в подрастающем поколении бережное отношение к лесным экосистемам. Программа лагеря «Лесная страна» направлена на воспитание экологической культуры учащихся, бережного отношения к лесным богатствам родного края.
В связи с объявлением 2017 года Годом экологии, проблема сохранения, изучения и восстановления лесов приобретает для наших учащихся особую актуальность и значимость, т.к. в нашей школе работает экологический центр и одним из направлений работы экологического движения школьников является природоохранная деятельность. В лагере запланированы работы в школьном дендрарии, изучение флоры ООПТ «Карагайский лес», природоохранные акции «От чистого двора к чистой планете», «Помоги реке» и др.
Изучая экологическое состояние окрестных лесов, участвуя в лесовосстановительных работах, ребята осознают значение леса для жизни людей. Работа учащихся в природе способствует развитию экологического мышления, формированию потребности общения с природным окружением, укреплению своего физического и нравственного здоровья, навыков экологически обоснованной деятельности.
В реализации программы будут принимать учащиеся школы – участники школьного экологического движения.
Общая информация о программе
Название программы: «Лесная страна».
Автор программы: Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии, руководитель школьного экологического центра.
Форма отдыха: дневное пребывание учащихся с двухразовым питанием.
Количество детей, возраст: 80 человек, возраст – от 8 до 16 лет.
Время: июнь 2017 года, продолжительность 21 день, 1 смена.
Основное направление деятельности: экологическое.
Ведущая идея: использование возможностей летнего периода как особого времени года в жизни детей. Летом ребятам хочется отдохнуть, получить позитивный эмоциональный настрой для следующего учебного года. Задача взрослых - организовать летний досуг, разумно сочетая познавательную деятельность детей с творческой, расширяя кругозор учащихся, используя оздоровительные ресурсы природы, предоставляя возможность участия в реальных делах на благо природы.
Участие детей: по заявлению родителей.
Нормативные документы: Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Постановление Администрации Карагайского муниципального района об организации оздоровления труда и отдыха детей и подростков в 2017 году.
2. Концептуальные основы программы «Лесная страна»
2.1. Цель и задачи:
Цель: Создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, развития познавательных, творческих, интеллектуальных способностей и самореализации детей в сфере экологического образования.
Задачи:
- Создать экологизированное образовательное пространство лагеря, способствующего реализации прав детей на полноценный отдых, оздоровление и дополнительное образование в сфере экологии.
- Развивать навыки экологической культуры в конкретных ситуациях.
- Содействовать раскрытию внутреннего творческого потенциала и самореализации детей через различные виды эколого-ориентированной деятельности.
- Развивать интерес учащихся к исследовательской деятельности через изучение окружающих экосистем, повышать компетентность детей в области естественных наук, мотивировать на участие в природоохранных акциях.
2.2. Основные принципы
Продуктивность взаимодействий - обеспечение саморазвития и самореализации всех участников лагеря, деятельностный подход в достижении цели.Сотрудничество, содружество, сотворчество - совместная деятельность детей и взрослых по решению поставленных задач.
Расширение индивидуального экологического пространства - расширение сфер взаимодействия детей с окружающим миром.
Принцип интегративности - интеграция личностно-ориентированного подхода с коллективно-творческими делами.
Принцип преемственности - обеспечение непрерывного экологического образования на разных возрастных этапах.
2.3. Основные виды деятельности
- Оздоровительная деятельность - жители Лесной страны заботятся о своем здоровье: организуется зарядка и мероприятия на свежем воздухе, витаминизация пищи, купание, спортивные мероприятия, эколого-психологические тренинги.
- Проектная деятельность - Свою жизнедеятельность жители Лесной страны организуют на основе проектов.
- Познавательная - Племена Лесной страны познают окружающий мир, создают «Зеленую книгу».
- Исследовательская - Для жителей Лесной страны характерно стремление исследовать окружающий мир, чтобы расширить горизонты познания.
- Коммуникативная - Лесные племена дружелюбны, позитивное общение участников программы направлено на достижение цели- воспитание экологической культуры.
- Природоохранная - Мы - друзья природы, заботимся об улучшении окружающей среды.
- Эстетическая - эстетическое восприятие природы лесными племенами и выражение своих эмоций и чувств через рисунки, песни, танцы, участие в театрализованных представлениях.
3. Участники лагеря
Целевые группы |
Участие в программе |
учащиеся школьного экологического совета и экологи классов |
Работа в составе отряда «Эндемик» |
учащиеся МБОУ КСОШ № 2- члены экологических объединений а также учащиеся, интересующиеся экологическими проблемами |
Отряды: «Муравейник», «Юные разведчики природы», «Зелёный десант» - исследования лесных экосистем, эколого-просветительская работа. |
Родители учащихся |
Участие в мероприятиях, помощь в проведении природоохранных акций. |
Специалисты природоохранных и лесных служб: главный специалист администрации Карагайского муниципального района - инженер по лесовосстановлению Карагайского лесоучастка. - Директор школы |
Содействие в решении организационных вопросов Проведение практикума по лесоведению Содействие в решении организационных вопросов |
4. Время и место проведения
Лагерь «Лесная страна» проводился в июне 2017 года на базе МБОУ «Карагайская СОШ № 2», продолжительность смены для каждого отряда - 21 день.
Природные объекты для изучения: окрестные леса и ООПТ «Карагайский лес».
Объекты пришкольной территории: школьный дендрарий, зелёные насаждения на пришкольной территории.
5. Описание организации жизнедеятельности участников программы
«Лесная страна» - это экологический лагерь, в котором «обитают» 4 отряда - 4 лесных племени по 20 человек в каждом. Каждое племя имеет свой девиз, эмблему, песню и другие атрибуты. У каждого племени свое самоуправление в виде Совета племени и свой план работы, составленный на основе общего стратегического плана. Задача всех племен - используя проектную методику и КТД, приумножить «богатства» Лесной страны: здоровье, дружбу, творчество, знания, опыт. Руководит страной Лесной Совет, состоящий из взрослых и детей. Этапы жизни лагеря:
организационный этап - 3 дня. Организация отрядов, оформление «места обитания», атрибутов, составление плана - сетки.
Основной этап - 15 дней. Работа по реализации основных мероприятий программы.
Итоговый этап - 3 дня. Подготовка к закрытию лагеря, оформление «Зеленой Книги». Церемония закрытия.
6. Характеристика отрядов - племен
В реализации программы принимают участие 80 учащихся от 7 до 16 лет в составе 4 отрядов:
Отряд «Муравейник» - возраст 7-9 лет, руководитель учитель начальных классов. Племя заботливых, неутомимых тружеников, по крупицам собирающих знания в «Зеленую книгу». Девиз: В «Муравейнике» своём дружно, весело живём!Девиз: По «Лесной стране» пройдём, тайны леса мы найдём!
Девиз: Все мы люди из природы,
Всем нужны леса и воды,
Но не стоит их губить,
Ведь без них нельзя прожить!
Девиз: Родной приобвинский наш край изучай и охраняй!
Деятельность отрядов оценивается валютой – «дариками».
Подготовка отрядом мероприятия для всего лагеря – 20 дариков + 5 дариков, если задействованы все участники отряда.
Проведение отрядного мероприятия – 10 дариков.
Участие отряда в природоохранной акции – 30 дариков.
Участие в конкурсах листовок, рисунков, плакатов – по 1 дарику за представленную работу.
Отличившимся участникам мероприятий вручается в качестве поощрения от 1 до 5 дариков.
В конце смены дарики обмениваются на блокноты, фломастеры, наклейки, сладости и т.д.
7. Содержание экологического образования и просвещения
Программа лагеря условно делится на блоки. Каждый блок реализуется в отрядах с учетом возрастных особенностей детей. У каждого отряда выстроена своя сетка мероприятий.
1 блок - Познавательнно - информационный
Формы занятий - беседы, лекции, информ-десанты, «Почемучкина гостиная», просмотр видеофильмов.
Примерные темы занятий «Лесного практикума»:
1. Лес - сложная природная системаЛесные экосистемы. Компоненты леса.
Дерево - среда обитания.
Роль живых организмов в почвообразовании.
Взаимоотношения организмов в лесных экосистемах.
2. Обитатели леса.
Характеристика различных типов леса.
Растения и животные тайги.
Птицы леса.
Насекомые леса.
Обитатели леса на страницах Красной книги.
3. Лесное хозяйство.
Лесохозяйственные мероприятия.
Проблемы лесопользования.
Лесовосстановление и охрана леса.
4. Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки.
5. Ученые - лесоводы: А.Ф.Морозов, А.Е. Теплоухов.
К реализации этого блока привлекаются специалисты Карагайского лесоучастка.
2. блок - Практикум
Форма занятий - экскурсии, практические работы.
Определение растений леса по определителю.Изучение насекомых леса.
Наблюдения за муравьями.
Наблюдения за птицами.
Изучение естественного лесовозобновления.
Посадка саженцев в школьном дендрарии.
Исследовательская работа в ООПТ «Карагайский лес» (отряд «Эндемик).
3. блок - «Занимательно о лесе»
Формы занятий - викторины, игры, конкурсы, праздники.
Каждый отряд готовит для всего лагеря мероприятие, используя методику КТД и проектную деятельность.
Мероприятия:
Конкурс «Дерево земли, на которой живу».Почемучкина гостиная «Грибной вернисаж»
Слет детских экологических объединений.
Игра «Зелёная планета» (с участием родителей)
Парад муравьёв (с участием родителей).
Игра на местности «Лесной серпантин».
«Зелёный бал» (костюмированный праздник с участием родителей)
4. блок - эколого-просветительская работа «Леса - наше наследие»
Конкурс рисунков «На лесной тропинке».
Информ-десант (распространение листовок среди населения).
Выпуск «Экологического вестника».
Публикации в СМИ.
Конкурс фотографий «Лесные соседи».
8. Перспективный план работы по реализации программы
День |
Основные мероприятия |
Ответственные |
1. |
Организационное собрание племен - Большой Сбор. |
Лесной Совет |
2. |
Оформление места обитания. Подготовка к открытию лагеря |
Совет племени |
3. |
Игра на местности. Церемония открытия лагеря. |
Лесной Совет |
4. |
Всемирный День охраны окружающей среды, День эколога Участие в районном празднике, шествие с плакатами по улицам села. Информ-десант. |
Лесной Совет Отряд «Эндемик» |
5. |
Конкурс рисунков «На лесной тропинке», открытие выставки Работа в школьном дендрарии. |
«Юные разведчики природы» «Зеленый десант» |
6. |
Конкурс «Мое дерево» Природоохранная акция «От чистого двора к чистой планете». |
Отряд «Лесной дозор» |
7. |
Парад Муравьев |
Отр. «Муравейник» |
8. |
Конкурс плакатов «Берегите лес», открытие выставки Работа в школьном дендрарии |
«Лесной дозор» |
9. |
Игра «Зеленая планета»(С участием родителей) |
«Эндемик» |
10. |
Почемучкина гостиная «Лесная аптека», просмотр видеофильма о лекарственных растениях Работа в школьном дендрарии. |
«Зеленый десант» «Лесной дозор» |
11. |
«Зеленый рейд» по ООПТ «Карагайский лес» для сбора материала для исследовательских работ.
|
«Эндемик»
|
12. |
Поле чудес «Птицы леса» |
«Юные разведчики природы» «Лесной дозор» |
13. |
Эколого-психологические тренинги |
Руководители отрядов |
14. |
Почемучкина гостиная «Грибной вернисаж» |
«Муравейник» |
15. |
Слет детских объединений района |
«Лесной Совет» |
16. |
Лесная олимпиада |
«Лесной Совет» |
17. |
Красная книга - сигнал тревоги |
«Эндемик» |
18. |
Поездка в г. Пермь в Ботанический сад ПГНИУ (с участием родителей) |
«Лесной Совет» |
19. |
Эколого-психологические тренинги |
«Лесной Совет» |
20. |
«Зеленый бал» - костюмированный праздник с участием родителей |
«Лесной Совет» |
21. |
Театрализованное представление. Церемония закрытия лагеря |
«Лесной Совет» |
9. Распорядок дня
10.00. - Линейка.
10.15 - 10.30. - Зарядка.
10.30. - 11.00. - Завтрак, организационные дела лагеря.
11. 00- 13.00. - Отрядные дела.
13.00.- 14.00. - Обед.
14.00 - 15.30 - Общелагерные мероприятия.
15.30 - 16.00 - Рефлексия.
10. Ожидаемые результаты и их оценка
Ожидаемые результаты - оздоровление 80 детей, успешная реализация сюжетно-игровой модели, повышение активности каждого участника, отсутствие правонарушений в период реализации программы, качественные и количественные показатели в соответствии с программой лагеря: выполнение намеченных мероприятий, приведение в порядок школьного дендрария, сбор материала для двух исследовательских работ по ООПТ «Карагайский лес», создание «Зелёной книги», содержащей сведения о природе родного края (описания растений и животных, фотографии, рисунки, загадки), отсутствие отрицательных отзывов со стороны учащихся и родителей по оценке всей смены, положительная оценка проведённых мероприятий учащимися в ходе ежедневной рефлексии – не менее 80 % от числа участников, участие в мероприятиях родителей до 20 человек.
Результаты реализации программы будут отслеживаться на разных уровнях.
В отрядах - в конце каждого дня - подведение итогов работы племени и определение эмоционального самочувствия детей в форме цветовой символики, рефлексия по мероприятиям. В конце смены отряды сдают творческие отчеты в виде презентации. На основе отчетов создается общая презентация о работе лагеря.
На уровне лагеря - Большой Сбор племен в конце каждой недели, заполнение страниц «Зеленой книги».
На уровне педагогического коллектива - работа с документацией, проведение планерок. Реализация программы в целом.
11. Этапы реализации программы
Реализация программы пройдет по этапам:
Подготовительный этап - составление программ отрядов, формирование состава участников, подбор методических материалов - апрель.
2. Организационный этап - подготовка помещения, закуп необходимого оборудования - май.
3. Основной этап - июнь: Лагерь с дневным пребыванием детей - 21 день, 4 отряда, 80 человек.
Заключительный этап - подготовка отчётов, оформление методических материалов- первая неделя июля.
Развитие программы предусматривает активную работу участников в районной акции «Чистый лес», в районной и краевой олимпиаде по лесоведению, в краевом слёте школьных лесничеств и участие в конкурсах исследовательских работ «Подрост», «Отечество» и др.
13. Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы будут использованы следующие материально-технические ресурсы:
Помещение МБОУ «Карагайская СОШ № 2»;
оборудование (2 компьютера, проектор, принтер, сканер, видеомагнитофон, музыкальный центр караоке, видео - и - компьютерные фильмы по тематике программы, фотоаппарат, лабораторное оборудование);
канцелярские и другие товары в соответствии со сметой;
автобус.
11. Финансовое обеспечение
Финансирование программы осуществляют:
Администрация Карагайского муниципального района.
Районное управление образования.
Родители - родительский взнос.
Литература
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы со школьниками. - М. 2003.
- Большая энциклопедия животных. М.: Олма - Пресс, 2002 г.
- В союзе с природой. - М.- Ставрополь., 2003.
- Гуленков М.А., Красильников А.А. Летняя полевая практика по ботанике. – М.:
- Просвещение, 1976;
- Овеснов С.А. Конспект флоры Пермской области. – Пермь: Издательство Пермского
- университета, 1997;
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991.
- Рекомендации организаторам экологических игр. /Сост. О.В.Шишкина - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. №4.
Источники информации:
Приложение
PDF / 6.38 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Аладышева Татьяна Петровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Горбачёва Марина Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Marina