Краткосрочная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа в летнем оздоровительном лагере «Борцы-молодцы»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
ПРИНЯТО: педагогическим советом МБОУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Протокол № 1 от «31» мая 2023 г.
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ____________________ Кузнецова Н.Н. Приказ № П от «0» 2023 г. |
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания
физкультурно – спортивной направленности
«Борцы – молодцы!»
Срок реализации: июнь
Возраст обучающихся: 8-16 лет
Автор – составитель:
Пашков Вадим Игоревич,
педагог дополнительного образования
г. Донской,
2023 г.
СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Y
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Борцы – молодцы!» является базового уровня, предназначена для реализации в летний период в МБОУДО «Дом детского творчества», имеет физкультурно-спортивную направленность, является основным документом планирования учебно-тренировочного и воспитательного процесса. Нормативные показатели деятельности и методические рекомендации разработаны с учетом предыдущей программы для спортивной школы (ДЮСШ) по греко-римской борьбе, реализующейся с 2011 года. За время реализации программы, в нее вносились изменения и дополнения.
Программа разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Изменениями в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 1.09.2020;
Приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. №28;
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
Уставом МБОУДО «Дом детского творчества».
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных программ МБОУДО «Дом детского творчества».
Особое внимание в жизни ребенка всегда уделяют здоровому образу жизни, а греко-римская борьба – это вид единоборств, который хорошо поддерживает тело в прекрасной спортивной форме, тренирует выносливость и другие физические качества спортсмена. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Борцы – молодцы!», реализованная в летний период времени, способствует не только значительному практическому опыту накопленного при обучении на других программах греко-римской борьбой, но и освоению новых технико-тактических приемов и навыков. Программа в себе включает теоретическую подготовку, общие и специальные физические упреждения.
Цель: создание полезного летнего оздоровительного отдыха детей и приобретение дополнительных знаний в греко-римской борьбе.
Задачи:
Образовательные:
Формирование здорового образа жизни у детей.
Повышение спортивного мастерства каждого обучающегося.
Воспитательные:
Формирование гражданско-патриотических чувств, общечеловеческих ценностей, любовь к Родине по средствам физкультурно-оздоровительной работы в лагере.
Формирование у ребят навыков общения и толерантность в условиях разновозрастного состав обучающихся в лагере дневного пребывания.
Возможность самореализация и индивидуального личностного роста ребенка.
Развивающие:
Укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся.
Самоконтроль в процессе занятий спортом.
Совершенствование физических качеств ребенка.
Ожидаемые результаты.
У воспитанников лагеря дневного пребывания будут сформированы:
Навыки и умения сотрудничества и взаимопомощи.
Владение основными и специальными упражнениями в учебно-тренировочном процессе.
Умение правильно использовать различные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни или активного отдыха, досуга.
Новизна программы
Актуальность данной программы обусловлена повышенным интересом детей к данному виду спорта, а главное, профилактика асоциального поведения в летний период и приобщение к здоровому образу жизни. Реализация программы способствует не только развитию профессиональных знаний и умений, полученных во время учебного процесса, но и укреплению психического и физического здоровья, а также самореализация личности.
Отличительной особенностью программы является то, что она впервые реализуется в рамках организации отдыха детей и оздоровления и учитывает специфику дополнительного образования и спортивной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Программа краткосрочная и рассчитана на летний месяц – июнь. Группы комплектуются из детей, прошедших обязательный медицинский контроль и допущенные к занятиям врачом. Возраст обучающихся от 8 до 16 лет. Каждый день имеет расписание, которое состоит из теоретических знаний, практических занятий и восстановительного периода. Режим дня – приложении № 1. Подведением итогов в данной программе будет являться итоговые соревнования, в которых все обучающие должны показать полученные знания и сразиться в 2-х и более схватках.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Одним из основных требований, которые следует учитывать в процессе планирования тренировочных занятий, заключается в том, чтобы средства, применяемые на тренировке, постоянно обновлялись и усложнялись. Это позволяет обеспечить расширение и пополнение запаса двигательных координаций, умений и навыков спортсмена греко-римской борьбой. Поскольку благоприятный момент для координационной подготовки является ранний возраст ребенка.
№ п/п |
Название блока (раздела) |
|
Вводное занятие |
|
Теоретическая подготовка |
|
Общая физическая подготовка |
|
Специальная физическая подготовка |
|
Технико - тактическая подготовка |
|
Итоговое занятие |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа разбита на несколько блоков (разделов), каждый из которых разбит на темы.
1 блок. Вводное занятие.
Знакомство с программой. Инструктаж по правилам техники безопасности при проведении тренировочных занятий и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
2 блок. Теоретическая подготовка.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека.
Понятия о травмах. Особенности спортивного травматизма.
Биомеханический анализ групп приемов.
Значение совершенствования морально-волевых качеств для достижения высокого спортивного мастерства.
Соревнования, их цели и задачи, положение о соревнованиях. Программа соревнований. Виды соревнований и способы их проведения.
Воспитание самодисциплины, самосовершенствования и самовнушения.
блок. Общая физическая подготовка
Содержание общей физической подготовки бойца. Особенности средств и методов для развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости бойца. Взаимосвязь общей физической подготовки с требованиями вида спорта. Выполнение общеразвивающих упражнений с применением метода круговой тренировки.
4 блок. Специальная физическая подготовка
Общие основы специальной физической подготовки в спортивной борьбе. Средства для совершенствования физической подготовки борца.
Выполнение специальных упражнений для борца:
упражнения на мосту;
упражнения для укрепления моста;
забегания вокруг головы;
перекидка;
приемы самостраховки;
имитационные упражнения;
простейшие акробатические элементы.
5 блок. Технико - тактическая подготовка
Изучение и совершенствование элементов техники и тактики греко-римской борьбы. Изучение тактических предпосылок и простейших способов подготовки параллельно с изучением техники приемов.
Ознакомление с тактическими действиями: обманные действия, выведение из равновесия, сковывания, маневрирование и т.д. Изучение способов тактической подготовки соответственно изучаемой техники.
6 блок. Итоговое занятие
Подведение итогов работы за год. Проведение показательных выступлений обучающихся.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Весь учебный материал, предусмотренный программой, распределяется в определенной последовательности в соответствии с возрастом обучающихся. Учебно-тренировочная работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед и лекций с демонстрацией наглядных пособий и показом учебных фильмов.
Практические занятия проводятся в форме тренировочных занятий с учетом возрастных особенностей обучающихся. Вся тренировочная работа строится с учетом режима дня. В основу принципов обучения положены основные принципы педагогики: сознательность, активность, наглядность, систематичность, доступность, прочность.
Чтобы обеспечить поступательное улучшение подготовленности спортсмена, чрезвычайно важным является правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок. Подготовленность спортсмена будет прогрессивно повышаться лишь в том случае, если нагрузка на всех этапах полностью соответствует функциональным возможностям организма спортсмена.
Материально – техническое обеспечение.
Для организации качественного тренировочного занятия необходимо следующее оборудование и инвентарь:
борцовский ковёр;
тренировочные манекены;
перчатки;
скамейка
лапы;
пады;
секундомер;
гимнастические скакалки;
аптечка.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫСписок литературы для педагога
Бальсевич В.К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М.: «Физкультура, образование, наука. – 2006., № 1. – 3–53 с.
Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки. – М.: Теор. и пр. ФК. 2007, № 2. – 21–26 с., 39–42 с.
Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста.//А./реф. докт. дисс. – М., 2009. – 23 с.
Игуменов В.М., Пилоян Р.А., Туманян Г.С. Понятие «Модель» спортивного противоборства, его научный и практический смысл //Теор.и практ. физич. культ., – 2006, № 9, – 24–26 с.
Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба. Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2003. – 240 с.
Исаев А.И., Чепцов А.А., Астахов А.М., Тюремских И.С., Баймеев Г.Б. Моделирование как метод исследования подготовки спортсменов.//Спортивная борьба: Ежегодник. – М.,2001. – 60–62 с.
Колмановский А.А. Некоторые вопросы подготовки юношей // Пути совершенствования в спортивной борьбе. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 66–75 с.
Кондрацкий И.А., Игуменов В.М., Грузных Г.М. Формирование основ ведения единоборства. //Спортивная борьба: Ежегодник, 2005. – 66–81 с.
Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 189 с.
Малков О.Б. Основы тактики борьбы с позиций теории конфликтной деятельности. //Теория и практ. Ф.К. – М., 2009, № 9. – 45–50 с.
Новиков А.А. Научно – методические проблемы спортивных единоборств //Теория и практ. Ф.К.. – М., 2009, № 9. – 50–56 с.
План мероприятий спортивно-оздоровительного лагеря дневного пребывания
с 01.06.2022 г. по 24.06.2022 г.
Дата |
Время |
Содержание учебно-тренировочных мероприятий |
01.06. |
08.55 |
Сбор. |
9.00 |
Кросс. Разминка. Специальные упражнения для борьбы. |
|
10.00-10.40 |
Завтрак |
|
11.00 – 12.00 |
Спортивные игры. Футбол. Регби (в кольцо) |
|
12.30 – 13.00 |
Технико- тактическая подготовка. Учебно-тренировочный схватки. |
|
13.30 – 14.45 |
Обед |
|
14.20 – 15.40 |
Кино. Отдых. |
|
15.45 – 16.00 |
Общая и специальная физическая подготовка. (Поход в бассейн.) |
|
02.06. |
08.55 |
Сбор. |
9.00 |
Кросс. Разминка. Специальные упражнения для борьбы. |
|
10.00-10.40 |
Завтрак |
|
11.00 – 12.00 |
Спортивные игры. Футбол. Регби (в кольцо) |
|
12.30 – 13.00 |
Технико- тактическая подготовка. Учебно-тренировочный схватки. |
|
13.30 – 14.45 |
Обед |
|
14.20 – 15.40 |
Кино. Отдых. |
|
15.45 – 16.00 |
Общая и специальная физическая подготовка. (Поход в бассейн.) |
|
03.06. |
08.55 |
Сбор. |
9.00 |
Кросс. Разминка. Специальные упражнения для борьбы. |
|
10.00-10.40 |
Завтрак |
|
11.00 – 12.00 |
Спортивные игры. Футбол. Регби (в кольцо) |
|
12.30 – 13.00 |
Технико- тактическая подготовка. Учебно-тренировочный схватки. |
|
13.30 – 14.45 |
Обед |
|
14.20 – 15.40 |
Кино. Отдых. |
|
15.45 – 16.00 |
Общая и специальная физическая подготовка. (Поход в бассейн.) |
|
06.06. |
08.55 |
Сбор. |
9.00 |
Кросс. Разминка. Специальные упражнения для борьбы. |
|
10.00-10.40 |
Завтрак |
|
11.00 – 12.00 |
Спортивные игры. Футбол. Регби (в кольцо) |
|
12.30 – 13.00 |
Технико- тактическая подготовка. Учебно-тренировочный схватки. |
|
13.30 – 14.45 |
Обед |
|
14.20 – 15.40 |
Кино. Отдых. |
|
15.45 – 16.00 |
Общая и специальная физическая подготовка. (Поход в бассейн.) |
|
07.06. |
08.55 |
Сбор. |
9.00 |
Кросс. Разминка. Специальные упражнения для борьбы. |
|
10.00-10.40 |
Завтрак |
|
11.00 – 12.00 |
Спортивные игры. Футбол. Регби (в кольцо) |
|
12.30 – 13.00 |
Технико- тактическая подготовка. Учебно-тренировочный схватки. |
|
13.30 – 14.45 |
Обед |
|
14.20 – 15.40 |
Кино. Отдых. |
|
15.45 – 16.00 |
Общая и специальная физическая подготовка. (Поход в бассейн.) |
|
08.06. |
08.55 |
Сбор. |
9.00 |
Кросс. Разминка. Специальные упражнения для борьбы. |
|
10.00-10.40 |
Завтрак |
|
11.00 – 12.00 |
Спортивные игры. Футбол. Регби (в кольцо) |
|
12.30 – 13.00 |
Технико- тактическая подготовка. Учебно-тренировочный схватки. |
|
13.30 – 14.45 |
Обед |
|
14.20 – 15.40 |
Кино. Отдых. |
|
15.45 – 16.00 |
Общая и специальная физическая подготовка. (Поход в бассейн.) |
|
09.06. |
08.55 |
Сбор. |
9.00 |
Кросс. Разминка. Специальные упражнения для борьбы. |
|
10.00-10.40 |
Завтрак |
|
11.00 – 12.00 |
Спортивные игры. Футбол. Регби (в кольцо) |
|
12.30 – 13.00 |
Технико- тактическая подготовка. Учебно-тренировочный схватки. |
|
13.30 – 14.45 |
Обед |
|
14.20 – 15.40 |
Кино. Отдых. |
|
15.45 – 16.00 |
Общая и специальная физическая подготовка. (Поход в бассейн.) |
|
10.06. |
08.55 |
Сбор. |
9.00 |
Кросс. Разминка. Специальные упражнения для борьбы. |
|
10.00-10.40 |
Завтрак |
|
11.00 – 12.00 |
Спортивные игры. Футбол. Регби (в кольцо) |
|
12.30 – 13.00 |
Технико- тактическая подготовка. Учебно-тренировочный схватки. |
|
13.30 – 14.45 |
Обед |
|
14.20 – 15.40 |
Кино. Отдых. |
|
15.45 – 16.00 |
Общая и специальная физическая подготовка. (Поход в бассейн.) |
|
14.06. |
08.55 |
Сбор. |
9.00 |
Кросс. Разминка. Специальные упражнения для борьбы. |
|
10.00-10.40 |
Завтрак |
|
11.00 – 12.00 |
Спортивные игры. Футбол. Регби (в кольцо) |
|
12.30 – 13.00 |
Технико- тактическая подготовка. Учебно-тренировочный схватки. |
|
13.30 – 14.45 |
Обед |
|
14.20 – 15.40 |
Кино. Отдых. |
|
15.45 – 16.00 |
Общая и специальная физическая подготовка. (Поход в бассейн.) |
|
15.06. |
08.55 |
Сбор. |
9.00 |
Кросс. Разминка. Специальные упражнения для борьбы. |
|
10.00-10.40 |
Завтрак |
|
11.00 – 12.00 |
Спортивные игры. Футбол. Регби (в кольцо) |
|
12.30 – 13.00 |
Технико- тактическая подготовка. Учебно-тренировочный схватки. |
|
13.30 – 14.45 |
Обед |
|
14.20 – 15.40 |
Кино. Отдых. |
|
15.45 – 16.00 |
Общая и специальная физическая подготовка. (Поход в бассейн.) |
|
16.06. |
08.55 |
Сбор. |
9.00 |
Кросс. Разминка. Специальные упражнения для борьбы. |
|
10.00-10.40 |
Завтрак |
|
11.00 – 12.00 |
Спортивные игры. Футбол. Регби (в кольцо) |
|
12.30 – 13.00 |
Технико- тактическая подготовка. Учебно-тренировочный схватки. |
|
13.30 – 14.45 |
Обед |
|
14.20 – 15.40 |
Кино. Отдых. |
|
15.45 – 16.00 |
Общая и специальная физическая подготовка. (Поход в бассейн.) |
|
17.06. |
08.55 |
Сбор. |
9.00 |
Кросс. Разминка. Специальные упражнения для борьбы. |
|
10.00-10.40 |
Завтрак |
|
11.00 – 12.00 |
Спортивные игры. Футбол. Регби (в кольцо) |
|
12.30 – 13.00 |
Технико- тактическая подготовка. Учебно-тренировочный схватки. |
|
13.30 – 14.45 |
Обед |
|
14.20 – 15.40 |
Кино. Отдых. |
|
15.45 – 16.00 |
Общая и специальная физическая подготовка. (Поход в бассейн.) |
|
20.06. |
08.55 |
Сбор. |
9.00 |
Кросс. Разминка. Специальные упражнения для борьбы. |
|
10.00-10.40 |
Завтрак |
|
11.00 – 12.00 |
Спортивные игры. Футбол. Регби (в кольцо) |
|
12.30 – 13.00 |
Технико- тактическая подготовка. Учебно-тренировочный схватки. |
|
13.30 – 14.45 |
Обед |
|
14.20 – 15.40 |
Кино. Отдых. |
|
15.45 – 16.00 |
Общая и специальная физическая подготовка. (Поход в бассейн.) |
|
21.06. |
08.55 |
Сбор. |
9.00 |
Кросс. Разминка. Специальные упражнения для борьбы. |
|
10.00-10.40 |
Завтрак |
|
11.00 – 12.00 |
Спортивные игры. Футбол. Регби (в кольцо) |
|
12.30 – 13.00 |
Технико- тактическая подготовка. Учебно-тренировочный схватки. |
|
13.30 – 14.45 |
Обед |
|
14.20 – 15.40 |
Кино. Отдых. |
|
15.45 – 16.00 |
Общая и специальная физическая подготовка. (Поход в бассейн.) |
|
23.06. |
08.55 |
Сбор. |
9.00 |
Кросс. Разминка. Специальные упражнения для борьбы. |
|
10.00-10.40 |
Завтрак |
|
11.00 – 12.00 |
Спортивные игры. Футбол. Регби (в кольцо) |
|
12.30 – 13.00 |
Технико- тактическая подготовка. Учебно-тренировочный схватки. |
|
13.30 – 14.45 |
Обед |
|
14.20 – 15.40 |
Кино. Отдых. |
|
15.45 – 16.00 |
Общая и специальная физическая подготовка. (Поход в бассейн.) |
|
24.06. |
08.55 |
Сбор. |
9.00 |
Кросс. Разминка. Специальные упражнения для борьбы. |
|
10.00-10.40 |
Завтрак |
|
11.00 – 12.00 |
Спортивные игры. Футбол. Регби (в кольцо) |
|
12.30 – 13.00 |
Технико- тактическая подготовка. Учебно-тренировочный схватки. |
|
13.30 – 14.45 |
Обед |
|
14.20 – 15.40 |
Кино. Отдых. |
|
15.45 – 16.00 |
Общая и специальная физическая подготовка. (Поход в бассейн.) |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Правила техники безопасности при занятиях греко-римской борьбой
Борьба Греко-римская характеризуется нестандартными ациклическими движениями переменной интенсивности, связанными с использованием больших мышечных усилий при активном противодействии сопернику. В борьбе преобладают статические усилия соответствующих групп мышц.
При организации учебно-тренировочных занятий в зале борьбы обеспечение техники безопасности полностью лежит на педагоге и осуществляется путем постоянного контроля над правильной техникой выполнения упражнений и страховкой занимающихся.
Занятия должны проводиться согласно расписанию, утвержденному администрацией Дома детского творчества.
Приступать к занятиям в зале борьбы можно только после ознакомления с настоящими правилами техники безопасности и вводного инструктажа. Вход обучающихся в зал разрешается только в присутствии педагога.
Использование мобильных телефонов в зале борьбы не разрешается.
Для тренировки в зале борьбы необходимо переодеться в спортивную одежду (спортивный костюм, борцовское трико) и обувь с нескользкой подошвой (борцовки), и соблюдать правила общей гигиены. Тренировка в уличной обуви запрещена.
Занятия по борьбе должны проходить только под руководством педагога. Все упражнения в зале борьбы выполняются только под непосредственным наблюдением педагога. В отсутствие педагога обучающиеся в зал борьбы не допускаются.
Перед каждой тренировкой необходима разминка. Разминка борца должна состоять из двух частей: общая разминка включает в себя различные махи, наклоны, растягивающие упражнения, которые разогреют мышцы, увеличат эластичность связок и сухожилий, а также подготовят организм к дальнейшей работе, специальная включает специализированные упражнения особо обратить внимание на мышцы спины, лучезапястные, голеностопные суставы и массаж ушных раковин.
При разучивании приемов на ковре может находиться не более шести пар.
При разучивании приемов броски необходимо проводить в направлении от центра-ковра к краю.
При всех бросках атакованный использует приемы самостраховки (группировка и т. п.), должен правильно падать при проведении приемов не выставлять руки.
Обучающиеся обязаны внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) педагога. Во время тренировочной схватки по свистку педагога борцы немедленно прекращают борьбу.
Учебная схватка проводится между спортсменами одинаковой физико-технической подготовки и весовой категории.
Выполнение упражнений на канате по отработке висов и лазаний, разрешается только при непосредственной страховке тренером и наличии гимнастических матов под канатом.
Свободным от выполнения спортивных упражнений обучающимся запрещается бегать, прыгать, либо отвлекать внимание обучающимся иными способами.
Запрещается выполнение упражнений с использованием неисправного оборудования.
После выполнения упражнений обучающийся обязан убрать спортивное оборудование (манекены, маты и т.д.) на специально отведенные места.
После окончания занятия организованный выход обучающихся проходит под контролем педагога.
Запрещается приступать к занятиям в зале при незаживших травмах и общем недомогании. Помните, Вы несете личную ответственность за свое здоровье!