"Летопись протеста"
«Лагерная» тема в произведениях А.Солженицына и В.Шаламова
Ведущий 2: Здравствуйте, сегодняшняя наша встреча посвящена жизни и творчеству двух неоднозначных писателей, которые в своих произведениях отразили свою не простую жизнь.
Ведущий 1: Наш спор – не церковный о возрасте книг,
Наш спор – не духовный о пользе веры,Наш спор – о свободе, о праве дышать,
О воле Господней вязать и решать.
В. Шаламов
Ведущий 2: «Лагерная» тема в художественной литературе резко поднимается в ХХ веке. Многие писатели, такие как Шаламов, Солженицын, Синявский, Алешковский, Гинзбург и другие свидетельствовали об ужасах лагерей, тюрем, изоляторов. Все они смотрели на происходящее глазами людей, лишенных свободы, выбора, познавших, как уничтожает человека само государство через репрессии, уничтожения, насилие.
Ведущий 1: И только тот, кто прошел через все это, может до конца понять и оценить любое произведение о политическом терроре, концлагерях. Нам же книга приоткрывает лишь занавес, заглянуть за который, к счастью, не дано. Мы можем только сердцем почувствовать правду, как-то по-своему пережить ее.
Ведущий 2: Наиболее достоверно описывают лагерь Александр Солженицын в своих легендарных произведениях «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» и Варлам Шаламов в «Колымских рассказах». «Архипелаг ГУЛАГ» и «Колымские рассказы» писались не один год и являются своего рода энциклопедией лагерной жизни.
Ведущий 1: Варлам Шаламов — легендарная фигура в жизни и в литературе. Семнадцать долгих лет (с 1929 по 1952) он провел в тюрьмах и лагерях, пройдя и испытав на собственном опыте весь страшный путь, который был уготован сталинским режимом тем, кто в пору массовых репрессий попадал в разряд «врагов народа».
Ведущий 2: Литературная судьба В. Шаламова счастливее, чем человеческая. Треть жизни этот человек провел за колючей проволокой. Написал несколько сборников лагерных рассказов. И принадлежность их к художественной литературе уже никто не оспаривает.
Ведущий 1: В 50 – 60-е годы он написал «Колымские рассказы» - гомеровскую по своим масштабам трагическую эпопею, каждая страница которой вопиет о жертвах ГУЛАГа, о страшном существовании заключенных. Шаг за шагом с неутомимостью летописца он зафиксировал в ней суровую правду жизни, ничего не сглаживая, не упрощая, не обходя самых жестких ситуаций.
Ведущий 2: «Колымские рассказы» состоят из шести циклов рассказов и большого цикла очерков, посвященного уголовному миру. Варлам Тихонович Шаламов писал: «Лагерь – это отрицательный опыт для человека с первого и до последнего часа. Человек не должен знать, даже слышать о нем».
Ведущий 1: Он описывает лагерь с литературным мастерством, которое является свойством как бы не автора, а текста. Постепенно читателю становятся видны особенности шаламовского стиля – нетрадиционное построение предложения, развертывания сюжета, что обращает на себя внимание.
Ведущий 2: Время в «Колымских рассказах» существует в трех ипостасях: настоящее, сливающееся с ним время-вечность и существующее отдельно от лагеря – история времени. Огромный срок заключения, уверенность в незыблемости тюремных законов, страх перед неопределенным будущим – все это приводит к объединению «сейчас и всегда». Система отношений, порядка в лагере построена так, что в результате формирования «образцового заключенного», лишенного индивидуальности, порождается чувство тотальной беспомощности, заключенный не в силах влиять на свое будущее, невозможно что-то рассчитать даже на сутки, человек живет сиюминутным, настоящим.
Ведущий 1: Вот один из сюжетов рассказа. Варлам Шаламов на пару с приятелем подрядились на работу в лагерную столярку, где намечался аврал, с целью немного погреться и подкормиться и что из этого вышло...
Видео № 1. «Приятно иметь дело с интеллигентными людьми»
Ведущий 1: Среди героевпрозы Шаламова есть и такие, кто не просто стремился выжить любой ценой, но и способен вмешаться в ход обстоятельств, постоять за себя, даже рискуя жизнью. Именно такими предстают перед нами герои рассказа «Последний бой майора Пугачева». По свидетельству автора, после Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в северо-восточные лагеря стали прибывать заключенные, воевавшие и прошедшие немецкий плен. Это люди иной закалки, «со смелостью, умением рисковать, верившие только в оружие. Командиры и солдаты, летчики и разведчики...».
Ведущий 2: Но главное, они обладали инстинктом свободы, который в них пробудила война. Они проливали свою кровь, жертвовали жизнью, видели смерть лицом к лицу. Они не были развращены лагерным рабством и не были еще истощены до потери сил и воли. «Вина» же их заключалась в том, что они побывали в окружении или в плену. Имайору Пугачеву, главному герою произведения, одному из таких, еще не сломленных людей, ясно: «их привезли на смерть — сменить вот этих живых мертвецов», которых они встретили в советских лагерях.
Ведущий 1: Тогда бывший майор собирает столь же решительных и сильных, себе под стать, заключенных, готовых либо умереть, либо стать свободными. В их группе — летчики, разведчик, фельдшер, танкист. Они поняли, что их безвинно обрекли на гибель и что терять им нечего. Всю зиму готовят они побег. Пугачев понял, что пережить зиму и после этого бежать могут только те, кто минует общие работы. И участники заговора, один за другим, продвигаются в обслугу: кто-то становится поваром, кто-то культоргом, кто-то чинит оружие в отряде охраны. Но вот наступает весна, а вместе с ней и намеченный день.
Ведущий 2: В пять часов утра на вахту постучали. Дежурный впускает лагерного повара-заключенного, пришедшего, как обычно, за ключами от кладовой. Через минуту дежурный оказывается задушенным, а один из заключенных переодевается в его форму. То же происходит и с другим, вернувшимся чуть позже дежурным.
Ведущий 1: Дальше все идет по плану Пугачева. Заговорщики врываются в помещение отряда охраны и, застрелив дежурного, завладевают оружием. Держа под прицелом внезапно разбуженных бойцов, они переодеваются в военную форму и запасаются провиантом. Выйдя за пределы лагеря, они останавливают на трассе грузовик, высаживают шофера и продолжают путь уже на машине, пока не кончается бензин. После этого они уходят в тайгу.
Ведущий 2: Ночью — первой ночью на свободе после долгих месяцев неволи — Пугачев, проснувшись, вспоминает свой побег из немецкого лагеря в 1944 г., переход через линию фронта, допрос в особом отделе, обвинение в шпионаже и приговор — двадцать пять лет тюрьмы. Вспоминает и приезды в немецкий лагерь эмиссаров генерала Власова, вербовавших русских солдат, убеждая их в том, что для советской власти все они, попавшие в плен, изменники Родины. Пугачев не верил им, пока сам не смог убедиться. Он с любовью оглядывает спящих товарищей, поверивших в него и протянувших руки к свободе, он знает, что они «лучше всех, достойнее всех».
Ведущий 1: А чуть позже завязывается бой, последний безнадежный бой между беглецами и окружившими их солдатами. Почти все из беглецов погибают, кроме одного, тяжело раненного, которого вылечивают, чтобы затем расстрелять. Только майору Пугачеву удается уйти, но он знает, затаившись в медвежьей берлоге, что его все равно найдут. Он не сожалеет о сделанном. Последний его выстрел — в себя.
Видео № 2. «Последний бой майора Пугачева»
Ведущий 2: Несомненным классиком «лагерной прозы» является Александр Солженицын. Судьба распорядилась так, что он не только прошел все круги тюремного ада, но и стал свидетелем восстания заключенных в Экибастузев 1952 году. Распорядок дня, от побудки и утренней оправки, хлеба, сахара и чая, утренней поверки, вызов на допрос, до обеда и ужина, включая прогулки и чтение, - навеки войдет в его кровь и плоть.
Ведущий 1: Он запомнит все мельчайшие подробности своего «камерного» бытия, все его надежды и разочарования, удачи и просчеты, страхи и восторги. По крохам и мгновениям будет копить впечатления неволи – события, люди, встречи, разговоры, рассказы, слухи, ощущения, настроения и даже сны.
Ведущий 2: После смерти Сталина Солженицын выходит из лагеря на «вечноессыльнопоселение» в ауле Кок-Терек. Он снимает угол в глинобитной хатке, знакомится с супругами Зубовыми, врачами, такими же ссыльными как он сам. Под именем Кадминых они выведены в «Раковом корпусе», подлинная история их рассказана в «Архипелаге…»
Ведущий 1: Сосланный на вечное поселение в Казахстан и уже сочинивший в уме, в памяти несколько рассказов, поэм, пьес, замысливший огромный труд об истории России, Солженицын вдруг узнает о том, что смертельно болен.
Ведущий 2: Вот что пишет об этом сам Солженицын: «Это был страшный момент моей жизни: смерть на пороге освобождения и гибель всего написанного, всего смысла пережитого до тех пор». Первая жена в последние годы его заключения вышла замуж за другого, и некому даже перед кончиной отдать рукописи; Александр Солженицын едет умирать в ташкентскую клинику.
Ведущий 1: И происходит чудо. Болезнь отступает. Солженицын видит в том Божий Промысел: ему дана отсрочка, чтобы он мог рассказать о страданиях русского народа после 1917 года. Рождаются из-под пера Александра Солженицына и чудом пробиваются к читателю «Один день Ивана Денисовича», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ».
Ведущий 2: Повесть «Один день Ивана Денисовича» была написана в 1959 году за удивительно короткий срок – 40 дней. Перед нами – подробный рассказ об одном дне заключенного Щ-854, Ивана Денисовича Шухова, его мыслях, чувствах, отношении к происходящему.
Ведущий 1: Целая жизнь зэка сжата до капли одного дня (счастливого дня!), которая позволяет писателю воссоздать героическую и трагическую судьбу русского человека XX столетия. Ведь для заключенного один день похож на другой: строгий режим, скудный паек, изнурительная работа, полное бесправие перед лицом «начальства». Каждый день приносит человеку суровые испытания на физическую и духовную прочность, внутреннюю выдержку, умение сохранить веру в себя, не потерять достоинства.
Видео № 3. «Один день Ивана Денисовича»
Ведущий 2: Шухов – обобщенный характер русского простого человека: жизнестойкий, «злоупорный», выносливый, мастер на все руки, лукавый – и добрый.
Ведущий 1: Параллельно с книгами о ГУЛАГЕ Солженицын создает ряд произведений о смысле бытия, о человеческой ответственности, о добре и зле, такие как «Матренин двор», «Случай на станции Кречетовка»); и о жизни и смерти («Раковый корпус»).
Ведущий 2: В рассказе «Матренин двор» присутствуют документальность и точность, что характерно очерковому жанру. «Матренин двор» — произведение, полностью автобиографичное и достоверное.Размышления о трудолюбии и терпении одной русской женщины перерастают в рассказе в широкое повествование о судьбе русской деревни после войны, о несправедливостях в стране, о темных и светлых сторонах русского характера.
Ведущий 1: Говоря о Матрене, герой рассказа замечает: «Только грехов у нее меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила!...» Писатель переосмысливает образы праведников в русской литературе и изображает праведником не человека, который прошел через множество грехов, раскаялся и стал жить по-божески. Он делает праведничество естественным образом жизни героини.
Видео № 4. «Матренин двор»
Ведущий 2: Матрена – это женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашавшей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы. Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.
Ведущий 1: Можно ли, однако, причислять Солженицына к писателям-деревенщикам? Бесспорно, нельзя. Хотя бы в силу того, что он с сомнением отвергает путь идеализации народного характера. «Архипелаг ГУЛАГ» - всемирно известная документально-художественная эпопея о репрессиях, проводимых в годы советской власти, жертвой которых стал и сам автор.
Ведущий 2: В этой книге нет ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы их собственными именами. Главное на чем сосредоточено внимание автора, - что ГУЛАГ делает с человеческой душой. Есть ли у человека возможности сопротивляться этой бездушной махине? Солженицын показывает, как целенаправленно и беспощадно растлевали душу отдельного человека, как системе удавалось добиваться растления миллионов и в чем это растление проявлялось: страх, ложь, скрытность, жестокость, стукачество, а главное – рабская психология.
Ведущий 1: Солженицын ищет те судьбы, которые свидетельствовали бы о способности человека сохранить себя, свою душу. Он пишет об академике Николае Ивановиче Вавилове, выдержавшем 400 допросов и не признавшем своей вины, об инженере Юрии Венгерском – «если бы мы все были горды и тверды – какой бы тиран удержался?».
Ведущий 2: «Архипелаг…» заставил осознать религиозную проблематику всего творчества писателя, выявил его стержень – поиск свидетельств о человеке, его свободе, грехе, возможности возрождения, наконец, показал, что делом Солженицына является борьба за человеческую личность, Россию, свободу, жизнь на земле, которым угрожает отрицающая Бога и человека, обреченная система лжи и насилия.
Ведущий 1: Очень показателен в этом же плане роман «В круге первом» - написанный Солженицыным с 1955 по 1958 годы по воспоминаниям о работе во время тюремного заключения в «шарашке» Марфино. Это спецтюрьма МВД-МГБ, где работали заключенные инженеры.
Ведущий 2: Действие происходит в Москве в течение трёх декабрьских дней 1949 года. Советский дипломат, служащий Министерства иностранных дел СССР, Иннокентий Володин звонит в посольство США и сообщает о том, что советской разведкой готовится похищение сведений, касающихся производства атомной бомбы. Работники МГБ, прослушивающие телефоны посольства, записывают разговор на магнитную ленту. Для установления личности звонившего ленту передают в «шарашку» Марфино — секретный институт, где работают заключённые инженеры.
Ведущий 1: В тот же день выясняется, что разработка секретной телефонии находится на грани срыва, Абакумов устанавливает руководству института критические сроки для получения первых практических результатов. Директор института вызывает Нержина и требует, чтобы он переключился от отвлечённых лингвистических исследований на разработку математического аппарата секретной телефонии.Перед Нержиным стоит тяжёлый выбор. Работать на систему, которая противна его духу, либо покинуть сытную шарашку и отправиться на периферию ГУЛАГа. Какой он сделал выбор становится понятно из финальной сцены.
Ведущий 1: Пройдя через все страдания и боли, Солженицын и Шаламов оказались народными героями, которые смогли донести всю истинную картину общества того времени. И их объединяет наличие огромной души, способность творить и созерцать.
23
Селиванова Галина Геннадьевна
Наталья Евгеньевна Караваева
Селиванова Галина Геннадьевна