Дополнительная образовательная программа «Летописец»

4
0
Материал опубликован 25 October 2016 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 106»

Ленинского района г.Нижнего Новгорода

Рассмотрена на методическом совете УТВЕРЖДАЮ

Протокол № __ от «__»_____ 20__г. Директор

МБОУ«Школа№106»

____________С.А.Антипова

«_____»___________20__ г.

Дополнительная образовательная программа

«Летописец»

Возраст детей от 12 лет

 

Срок реализации 3 года

Составитель:

Буничева Е.В.,

учитель истории и обществознания

высшей категории

г.Нижний Новгород

20__ г.

Пояснительная записка

Программа имеет социально-педагогическую направленность. Целевая направленность программы — учебно-познавательная, дополняющая основные образовательные программы по предметам история России и краеведение.

В проекте историко-культурного стандарта по отечественной истории отмечается негативная роль традиционной установки на политическую историю в школьных курсах. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность.

История повседневности — отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. Ушедшие поколения связаны между собой незримыми нитями, продолжают жить рядом с нами в обычаях, традициях, бытовых привычках, хотя часто мы не подозреваем об этом. История повседневности реконструирует обычную жизнь обычных людей, которая не менее важна для исследования прошлого, чем жизнь выдающихся личностей. В центре истории повседневности — рядовые участники исторического процесса, их проблемы труда, быта, повседневной жизни.

Рассмотрение основных тем программы через материалы региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира.

Программа предназначена для углубленного изучения истории жизни и быта России и Нижегородского края.

Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы невозможно подробно и всесторонне рассмотреть детали повседневности, углубленно изучить быт, его изменения в связи с большим объёмом программного материала и ограниченным количеством часов. Между тем, именно углубленное изучение повседневной истории даёт целостную и объективную оценку исторических событий и явлений; позволяет сформировать собственную точку зрения на происходившее; выявить причинно-следственные связи; дать оценку современным событиям.

Изучение истории повседневности помогает учащимся снять противоречие между историей и жизнью, соединить политику, экономику, социальные отношения, международные отношения, культуру в один исторический процесс. История повседневности дает ученика возможность сквозного видения истории, создает эффект соучастия, вживания в историческую среду, облегчает усвоение исторического материала.

Изучение истории учащимися среднего звена является особенно актуальным. Именно этот возраст – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории своего народа, своей родины. Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, духовным и нравственным ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формирования у обучающего универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Особая роль при разработке данной программы уделена формированию у учащихся умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и творческой деятельности.

Новизна программы заключается в методах и приёмах, используемых при различных видах деятельности учащихся; в ней предлагается вариант изучения истории России через использование метода «погружения» учащихся в прошлое. Применение этого метода позволяет сформировать глубокие знания и умения, так программа подчинена идее сделать школьников участниками процесса обучения, чтобы постижение истории не превратилось для них в скучное заучивание дат и событий, а входило в ум и сердце каждого, как неотъемлемый компонент жизни.

При разработке содержания программы был использован социокультурный материал по истории Отечества и истории Нижегородского края и нашего города.

Отличительной особенностью программы является применение в образовательном процессе ориентированного обучения, информационно-коммуникационных и игровых технологий.

Программа «Летописец» рассчитана на 3 года обучения, из расчёта не более 144 часов в 1 год обучения, не более 216 часов во второй и третий год.

Занятия предполагают информационную (теоретическую) и практическую части. Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет федеральный и региональный компоненты, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только исторического, но и культурологического характера.

При проведении занятий большое внимание уделяется работе с различными материалами: документальными источниками, справочной и художественной литературой, кино- и фотодокументами.

 

Планирование основных разделов программы составлено на основе:

Российская повседневность: от истоков до середины XIX века: учебное пособие / под ред. Л.И.Семенниковой — М.: КДУ, 2011.

Российская повседневность: вторая половина XIX — начало XXI века: учебное пособие / под ред. Л.И.Семенниковой — М.: КДУ, 2011.

Наш край: книга для учащихся школ и гимназий - Нижний Новгород: издательство «Книги», 2006г.

Сидорова И., Наумова О. Наш Нижний Новгород - Нижний Новгород: издательство «Кварц», 2009.

Реализация программы:

1 год обучения - Тема: «Повседневная жизнь русского общества в IX — XVII вв.»;

2 год обучения - Тема: «Повседневная жизнь россиян в XVIII — XIX вв.»;

3 год обучения - Тема: «Повседневная жизнь общества в ХХ в.».

 

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

системность;

объективность;

научность;

проблемность;

активность субъектов;

доступность для учащихся

Данная программа технологична и может быть использована в сфере дополнительного образования.

 

Цель программы: через знакомство учащихся с главными этапами и особенностями российской повседневности, привлечение внимания к истории жизни и деятельности рядовых участников исторического процесса, обеспечение условий для формирования гражданско-патриотических качеств личности.

Задачи:

Обучающие:

дать целостное представление об истории повседневности как одном из актуальных научных направлений современной исторической науки;

познакомить с основными проблемами истории повседневности, структурными компонентами повседневности на общероссийском и региональном уровнях;

изучение основ поисковой, научно-исследовательской деятельности;

Воспитательные:

сформировать духовно-нравственные ценности учащихся через изучение историко-культурных традиций;

уделить внимание изменениям в основных социальных группах общества представлений о быте, семье, браке, роли женщины и т.п.;

сформировать уважительное отношение к культуре и духовному миру прошлых поколений, воспитать чувство гордости за дела предков;

стимулировать и поддерживать творческую деятельность одаренных детей;

Развивающие:

развить потребности к самостоятельному изучению истории;

способствовать развитию способностей выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

интеллектуальное, творческое развитие учащихся через участие в конкурсно-игровой и научной деятельности, учитывая возрастные особенности.

Ожидаемые результаты освоения программы

Реализация предусмотренных программой мероприятий позволит:

- сформировать систему работы по истории в рамках дополнительного образования

- создать систему непрерывного наблюдения за творческим ростом детей

- получить предпрофессиональную подготовку учащихся по истории

В ходе изучения материала курса учащиеся должны:

знать:

особенности повседневной жизни россиян на различных этапах исторического развития;

факты обыденной действительности и их конкретное проявление в реалиях повседневной жизни;

понимать:

феномен повседневной истории российского общества;

способы приобретения, сохранения и трансляции базовых нравственных ценностей народов России;

уметь:

извлекать необходимую информацию из различных источников;

работать с разнообразными источниками и литературой;

составлять маршруты экскурсий и проводить их;

использовать исторический материал, научную литературу для написания научно-исследовательских и творческих работ.

аргументировать собственные суждения, защищать свою позицию;

оценивать новые реалии повседневности с позиций духовно-нравственных базовых ценностей.

Учебно-тематическое планирование 1 года обучения

Разделы программы

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1

История повседневности — неотъемлемая часть изучения истории

8

4

4

2

Быт и нравы Древней Руси

28

12

16

3

Повседневный быт и нравы на Руси XIII — XV вв.

28

12

16

4

Характеристика исторических событий и процессов.

8

2

6

5

Повседневная жизнь в Московском государстве XVI — XVII вв.

30

14

16

6

Повседневная жизнь нижегородцев в XVI — XVII вв.

28

12

16

7

Разработка виртуального путешествия — экскурсии

14

4

10

 

Итого максимально

144

60

84

Содержание программы

Раздел 1. История повседневности — неотъемлемая часть изучения истории.

Тема 1. История повседневности как научное направление.

Теория. Понятие «повседневной истории». История повседневности на общероссийском и региональном уровнях. История повседневности как научное направление.

Практика. Изменение отношения к изучению повседневности в исторической науке. «Школа Анналов» и культурная антропология. Знакомство с исследованиями.

Тема 2. Исторические источники повседневной истории.

Теория. Проблема источниковой базы. Использование традиционных видов исторических источников. Массовые и индивидуальные источники. Источники личного происхождения и их роль в изучении повседневности. Нетрадиционные источники: художественно-изобразительные источники, предметные источники, фото и кинодокументы. Проблема использования художественной литературы как исторического источника. Устные источники. Устная история и ее методы в поиске источников. Проблемы использования устных источников. Устная литература как источник по истории повседневности.

Практика. Понятие «материальный источник». Материальные источники повседневной истории — предметы быта, одежда, личные вещи. Понятие «духовный (нематериальный) источник». Духовные источники повседневной истории — обычаи, верования, идеи, приметы и др. Интерпретация материальных и нематериальных источников — предметов быта, одежды, личных вещей.

Тема 3. Особенности изучения истории повседневности.

Теория. Особенности изучения повседневной истории. Методы исторического исследования и их применение в истории повседневности. Практика. Полиметодический подход.

Раздел 2. Быт и нравы Древней Руси.

Тема 1. Исторические корни древнерусской цивилизации.

Теория. Проблема этногенеза славянских племен. Индоевропейский этнос. Расселение индоевропейцев. Великое переселение народов и проблема прародины славян. Мировосприятие в языческой культуре. Природный и земледельческий культ. Боги древних славян. Отношения между богами и человеком, между людьми. Принятие христианства на Руси.

Практика. Работа с документами. Византийские и арабские авторы о праславянах. Праздничный годичный цикл. «ПВЛ» о язычестве славян. Нормы христианской морали.

Тема 2. Важнейшие рубежи жизни древнерусского человека.

Теория. Ритуальная сторона родов. Обряд инициации и крещение. Возраст. Сватовство. Свадьба: обрядность, символизм, социальное значение. Похоронный обряд: типичные черты и региональные различия. Кладбище как сакральное место.

Практика. Представления о рождении человека. Представление о возрасте. Представления о смерти. Потусторонний мир в официальной церковной литературе и народных представлениях.

Тема 3. Древнерусская семья.

Теория. Семейные отношения. Семья. Эволюция форм семьи. Правовые аспекты семейной жизни. Социальный статус мужчины и женщины в Древней Руси. Расторжение брака. Церковь и семья.

Практика. Семейная жизнь в древнерусской литературе. Взаимоотношения мужа и жены. Воспитание и обучение детей.

Тема 4. Занятия древнерусского человека. .

Теория. Трудовые занятия различных социальных категорий: князь, боярин, ремесленник, купец, крестьянин. Повседневные дела.

Практика. Игра: Распорядок дня древнерусского человека. Домашнее хозяйство русской женщины.

Тема 5. Особенности древнерусского гражданского зодчества.

Теория. Особенности древнерусского гражданского зодчества. Деревянное и каменное строительство на Руси. Княжеский дворец. Крестьянские изба и двор. Боярская усадьба.

Практика. Жилище в Древней Руси. Интерьер древнерусского жилища. Предметы домашнего рукоделия и ремесла. Предметы религиозного культа. Виртуальная экскурсия в жилище.

Тема 6. Образ жизни и быт древнерусского человека.

Теория. Питание. Мясные и растительные продукты в рационе древнерусского человека. Русская кухня. Хлеб — основа питания. Напитки. Посуда. Традиции застолья. Княжеские и боярские пиры. Одежда. Материалы обуви и одежды. Основные виды одежды и обуви. Головные уборы.

Праздники и развлечения. Дохристианские праздники и обычаи. Главные христианские календарные праздники. Рождество. Крещение. Пасха. Семейные праздники. Пиршества. Княжеские и боярские пиры. Начало винокурения. Охота. Зрелища для простого люда. Баня — неотъемлемая часть русского быта.

Практика. Работа с документами и источниками. Создание очерков о быте древней Руси.

Раздел 3. Повседневный быт и нравы на Руси XIII — XV вв.

Тема 1. Русские земли в XIII — XV вв.

Теория. Особенности развития русских земель XIII — XV вв. Картина мира средневекового русского человека. Особенности политической и социальной жизни. Средневековое право и суд. «Русская Правда» - первый письменный свод законов. Обычное право Древней Руси. Суд по времена «Русской Правды». «Юридический быт» средневековой Руси. Судные грамоты.

Практика. Работа с источниками. «Русская Правда», Судные грамоты. Суд по времена «Русской Правды».

Тема 2. Влияние монгольского ига на развитие Руси.

Теория. Влияние монголо-татарской зависимости на русскую повседневность. Жестокость и грубость нравов, изменение нравственного климата в условиях монгольского ига. Влияние Орды на политическую традицию Руси. Служебничество русских князей.

Практика. «Иго монгольское есть наказание божие за грехи» - дискуссия. Языковые заимствования.

Тема 3. Повседневная жизнь населения Руси.

Теория. Москва — царствующий город, атрибуты столичного города. Внешнее влияние на различные сферы жизни Московской Руси. Факторы формирования научных знаний на Руси. Накопление знаний. Поиск рая в условиях несвободы. Странничество. Юродство в повседневной культуре русских.

Питание, традиции застолья. Праздники и развлечения. Средневековые русские и их соседи.

Практика. Работа с источниками. Городской быт в Московии. Осмысление бытия, картина мироздания и устройства мира. Монастырский быт. Традиции и обычаи.

Раздел 4. Характеристика исторических событий и процессов.

Теория. Характеристика исторического события. Знакомство с описательными и аналитическими характеристиками.

Практика. Составление характеристики событий. Выявление причин события, классификация причин. Повод исторического события и его интерпретация. Выделение этапов исторического события. Участники событий: группы и исторические личности. Составление хронологических таблиц. Итоги исторического события. Отражение события на дальнейшей истории: последствия.

Раздел 5. Повседневная жизнь в Московском государстве XVI — XVII вв.

Тема 1. Ведущие процессы развития общества XVI — XVII вв.

Теория. Особенности социально-культурной жизни в XVI в. Негативное влияние опричнины. Кризис Смутного времени. Влияние Смуты на повседневную жизнь. Церковный раскол. Традиции и новации религиозной жизни. Старообрядец — новый социокультурный тип. Обмирщение русской культуры.

Практика. Интеллектуальная игра «Великие граждане великого города», атрибуция иллюстраций и фотоснимков.

Тема 2. Русское общество и иностранцы.

Теория. Формирование образа жизни русской элиты. Российское общество и иностранцы - «немцы». Слободы иностранцев в русских городах. Восприятие иностранцев русскими. Впечатления иностранцев об образе жизни московитов. Русские «западники» в царском окружении.

Практика. Работа с документами.

Тема 3. Общество и государство в XVI — XVII вв.

Теория. Восприятие государства и власти обществом XVI — XVII вв. Теория старца Филофея «Москва — третий Рим» и ее значение. Право и суд в Московском государстве. Судебники Ивана III и Ивана IV. Соборное Уложение. Социальное положение основных групп и слоев населения. Закрепощение основной массы населения Руси.

Практика. Работа с документами.

Тема 4. Сельские местности и города Московской Руси.

Теория. Город как укрепленная местность и административный центр. Город каменный и древо-земляной. Посады — промышленно-торговые территории. Слободы — поселения (профессиональные) с особыми правами и привилегиями. Села, деревни, починки — сельские поселения. Различия в образе жизни города и села. Городская гражданская архитектура. Быт горожан Московской Руси. Изба и двор русского крестьянина. Мебель. Сюжеты русского лубка. Отопление и освещение.

Практика. Виртуальная экскурсия, атрибуция произведений художественного творчества.

Тема 5. Мир повседневности в Московской Руси.

Теория. Одежда. Основная мужская одежда. Женская одежда. Украшения и аксессуары. Головные уборы. Обувь. Пища. Основа русской кухни. Основные блюда русской кухни. Хлеб в рационе русского народа. Постные дни. Постный стол. Напитки. Водка и ягодные наливки. Семейные отношения. Смотрины, сговор, свадьба. Домострой семейной жизни. Муж и жена. Родители и дети. Воспитание детей в семье. Патриархальный диктат в русской семье. Рождение и смерть. Болезни и способы врачевания. Досуг и развлечения московитов. Православные и народные праздники. Крестные ходы. Обряды. Праздничные гуляния, кулачные бои.

Практика. От рассвета до заката: историческая реконструкция дня россиянина XVI — XVII вв.

Раздел 6. Повседневная жизнь нижегородцев в XVI — XVII вв.

Тема 1. Быт и нравы нижегородцев в XVI — XVII вв.

Теория. Основные категории населения, повседневные занятия. Посадская жизнь. Посадский быт и занятия населения. Нижегородские купцы и ремесленники. Жизнь и быт нижегородского крестьянства. Макарьевская ярмарка. Церковный раскол. Старообрядцы-кержаки. Различия в повседневной жизни разных слоев и групп населения.

Практика. Экскурсия по Нижнему Новгороду. Работа с документами и художественной литературой.

Раздел 7. Разработка виртуального путешествия — экскурсии.

Теория. Путешествие — экскурсия. Разработка экскурсионного маршрута. Практика. Правила подбора материала. Составление текста экскурсии. Экскурсовод — правила представления объектов. Особенности стиля речи и образность представления экскурсионных объектов. Представление-защита виртуальных экскурсий.

Ожидаемые результаты 1 года обучения. Учащиеся должны -

Знать/понимать:

содержание исторических понятий;

названия артефактов, исторических и культурных источников;

основные вехи развития истории;

историю повседневности страны и края;

Легенды и предания, персоналии;

Уметь:

определять источниковую базу исследования;

проводить сбор данных и подготовку сообщений;

ориентироваться в особенностях культуры и быта;

участвовать в интеллектуальных играх, творческих конкурсах.

Учебно-тематическое планирование 2 года обучения

Разделы программы

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

8

Повседневная жизнь российского общества в XVIII в.

34

17

17

9

Подготовка выставки-презентации.

15

2

13

10

Повседневная жизнь нижегородцев в XVIII в.

27

12

15

11

Научно-исследовательская работа.

20

4

16

12

Повседневная культура и быт в России: первая половина XIX века.

33

13

20

13

Изменения в сфере повседневности, быта и нравов Российской империи: вторая половина XIX — начало ХХ века.

33

13

20

14

Повседневная культура и быт нижегородцев XIX — начала XX вв.

27

12

15

15

Научно-исследовательское проектирование.

27

12

15

 

Итого максимально

216

85

131

Раздел 8. Повседневная жизнь российского общества в XVIII в.

Тема 1. Ведущие процессы развития общества XVIII вв.

Теория. Петровские реформы начала XVIII в. Смена системы ценностей российского общества. Регламентация жизни дворянства - «Табель о рангах». «Юности честное зерцало» - кодекс правил поведения. Расширение привилегий дворянства. Крепостное право. Раскол российского общества по сословной принадлежности.

Практика. Работа с документами и источниками.

Тема 2. Система ценностей, нравственных приоритетов и образ жизни дворянского сословия.

Теория. Мировоззрение, система ценностей русского дворянства. Формирование нового взгляда на личность, семью. Женский мир — начало раскрепощения. Политическая жизнь дворянства. «Просвещенный абсолютизм». Великая Французская революция и влияние европейских событий на развитие отношений с властью.

Упразднение традиционного русского быта в дворянской среде. Придворная аристократия — законодательница мод. Стиль и мода XVIII в. Мужской костюм. Одежда дворянской женщины. Атрибуты ежедневного быта. Введение системы европейского образования. Образованность в дворянской среде. Дворянская усадьба как социокультурный феномен. Комплекс дворянской усадьбы. Занятия, образ жизни и быт провинциального дворянства. Дворянский стол. Кулинарные изыски.

Практика. Разработка очерков: Выдающиеся женщины в русской истории XVIII в., виртуальная экскурсия по дворцовым комплексам XVIII века.

Тема 3. Быт и повседневная жизнь крестьян.

Теория. Народ, крестьяне — их ценности, жизненные идеалы. Представления о власти. Традиционный уклад крестьянской жизни. Крестьянская этика о семейных ценностях. Патриархальность крестьянской семьи. Коллективизм как главная нравственная ценность. Крестьянская изба. Традиционализм русского дома и национального костюма. Пища. Традиционный русский стол. Картина мира крестьянского сословия.

Практика. Работа с документами и художественными источниками.

Тема 4. Город и горожане.

Теория. Градостроительство российских городов. Плановая застройка. Обустройство русских городов. Москва и Петербург — две столицы. Петербург — столица империи, ее характерные черты. Москва — город «покоя и отдыха». Город и горожане. Городская культура бытовой жизни. Развитие почтовой связи. Дворянство в городах. Дворянский быт. Дома-дворцы XVIII в. Убранство жилища знати. Городское купечество: быт и нравы. Жизнь и быт мещанского сословия. Культура городских низов.

Практика. Виртуальные экскурсии по городам, дворцам.

Тема 5. Отдых и развлечения в Российской империи XVIII в.

Теория. Отдых и развлечения в дворянской среде. Ассамблеи. Светская жизнь. Балы. Танцы. Карточная игра. Культура переписки. Чтение в дворянской среде. Первые частные библиотеки. Народные увеселения. Уличные маскарады, шествия. Народный театр. Площадное театрализованное действо. Народная музыка, танцы, песни. Народные промыслы: резьба, выделка, ткачество, вышивка, роспись по дереву. Значение промыслов в жизни крестьян.

Практика. Экскурсия в музей художественных промыслов, видео-экскурсия.

Тема 6. Жизнь и быт духовного сословия в XVIII в.

Теория. Духовенство в XVIII в. Система духовных учебных заведений и образование священнослужителей. Монастырское устройство и монастырский быт. Жизнь и быт архиереев. Жизнь и быт сельских священников. «Духовный регламент» - секуляризация церкви. Изменения в положении священнослужителей во второй половине XVIII в.

Практика. Работа с документами и источниками.

Раздел 9. Подготовка выставки-презентации.

Теория. Выставка-презентация: создание образа эпохи из материальных вещей и реконструкций.

Практика. Правила подбора экспонатов выставки-презентации. Составление композиции выставки-презентации. Стилевое единообразие оформления. Описание экспонатов выставки-презентации. Проведение экскурсии по выставке.

Раздел 10. Повседневная жизнь нижегородцев в XVIII в.

Тема 1. Города и посады Нижегородской губернии.

Теория. Нижний Новгород — губернский город. Нижегородское наместничество. Генеральная застройка Нижнего Новгорода. Промысловые и торговые села Нижегородского наместничества. Обустройство бытовой жизни Нижнего Новгорода.

Практика. Экскурсии по городу, составление картографических схем.

Тема 2. Просвещение и культура в Нижнем Новгороде в XVIII в.

Теория. Развитие системы здравоохранения. Партикулярная больница и аптека в Нижнем Новгороде. Развитие светских учебных заведений в XVIII веке. Главное народное училище и его педагоги. Просветительская деятельность епископа Питирима. Эллино-греческая и славяно-русская школы в Нижнем Новгороде. Нижегородская губернская типография. Публичные частные театры в Нижнем Новгороде. Роль просветительских учреждений в жизни населения.

Практика. Создание очерков о выдающихся деятелях, работа с документами и историческими источниками.

Тема 3. Быт и нравы нижегородцев в XVIII вв.

Теория. Жизнь и быт провинциального нижегородского дворянства. Городское население Нижнего Новгорода. Уездные центры Нижегородской губернии. Нижегородское духовенство. Крепостные крестьяне Нижегородского края. Быт крепостного крестьянина. Восстания крестьян Нижегородчины в первой половине XVIII в. Участие нижегородцев в крестьянской войне под предводительством Е.И.Пугачева. Керженские старообрядческие скиты. Устройство жизни и быта старообрядцев края. Отдых и развлечения жителей Нижегородчины.

Практика. Экскурсии по городу, викторина.

Раздел 11. Научно-исследовательская работа.

Теория. Этапы научно-исследовательской деятельности. Постановка проблемы исследования, определение новизны работы.

Практика. Постановка целей и задач, определение объекта исследования. Правила анализа литературы и источниковой базы. Правила аргументации и доказательства. Умение делать выводы. Соотнесение выводов с поставленными целью и задачами. Оформление научной работы. Защита научно-исследовательской работы.

Раздел 12. Повседневная культура и быт в России: первая половина XIX века.

Тема 1. Ведущие процессы развития общества в первой половине XIX в.

Теория. Национальный подъем и рост национального самосознания в годы Отечественной войны 1812 года. Кризис крепостнической системы и его проявления во всех сферах жизни общества: экономике, внутренней политике, социальной и духовной сферах. Тайные общества и движение декабристов. Незавершенность реформ Александра I и Николая I. Предпосылки промышленного переворота.

Практика. Работа с историческими источниками и программными документами. Составление сравнительных характеристик.

Тема 2. Город и горожане.

Теория. Городское население в начале XIX века. Численность, социальный состав. Русские города: столичные, губернские, провинциальные, заштатные. Аграрные города России. Промышленные села. Планировка и застройка городов. Освещение. Водоснабжение. Россия — двустоличное государство. Петербург — столица империи. Москва - «большая деревня». Жизнь столичных городов. Средства сообщения и связь. Служебная и частная переписки. Почтовые дилижансы. Начало строительства железных дорог. Первый городской общественный транспорт.

Практика. Работа с историческими источниками, мемуарами. Составление очерков.

Тема 3. Система ценностей, нравственных приоритетов и образ жизни дворянского сословия.

Теория. Образ жизни столичных дворян. Светский человек и его времяпровождение. Одежда дворян. Стиль и мода первой половины XIX века. Язык общения. Развлечения. Дворянские усадьбы. Занятия и быт дворян в усадьбе. Система образования и воспитания.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками. Ретроспективный анализ.

Тема 4. Провинциальная жизнь в первой половине XIX в.

Теория. Провинциальная жизнь. Облик и социальная структура провинциальных городов. Местная печать. Провинциальная интеллигенция. Уездный быт. Провинциальное купечество. Досуг провинциальных обитателей.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками. Ретроспективный анализ.

Тема 5. Быт и повседневная жизнь крестьян.

Теория. Сельский быт. Праздники. Жилище. Крестьянские избы. Внутреннее убранство. Крестьянский двор. Деревенская улица. Жизнь русского крестьянина в семье и общине. Традиционные нормы поведения в семье. Рацион питания в крестьянской семье. Одежда. Досуг крестьянской семьи и общины.

Практика. Виртуальная экскурсия, атрибуция произведений художественного творчества.

Тема 6. Отдых и развлечения в Российской империи первой половины XIX в.

Теория. Дворянские собрания и клубы. Карточные игры. Русское застолье. Званые обеды. Хлебосольство. Праздничные гулянья. Танцы. Круг чтения в дворянской, купеческой среде.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками.

Раздел 13. Изменения в сфере повседневности, быта и нравов Российской империи: вторая половина XIX — начало ХХ века.

Тема 1. Основные тенденции социального развития российского общества.

Теория. Реформы середины XIX века и их влияние на развитие России. Рост населения страны. Сословное деление общества и появление классов. Роль бюрократического аппарата. Урбанизация. Промышленный переворот. Многоукладность экономики. Повседневность, быт и нравы различных слоев общества: основные тенденции изменений.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками.

Тема 2. Дворянство и купечество.

Теория. Изменения повседневных привычек, бытового уклада, внешнего облика представителей дворянского сословия. Сближение с купечеством и интеллигенцией. Быт дворянских особняков. Патриархальные устои купеческого сословия.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками.

Тема 3. Разночинная интеллигенция: картина мира, быт и нравы.

Теория. Разночинцы: состав, социально-экономические основы жизни. Изменение роли интеллигенции в пореформенный период. Особенности духовного облика разночинной интеллигенции. Нигилизм. «Хождение в народ». Роль интеллигенции в политической жизни общества.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками.

Тема 4. Крестьянство.

Теория. Социальное расслоение крестьянства в пореформенный период. Быт, питание и особенности социального положение крестьянского сословия.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками.

Тема 5. Основные черты повседневной религиозной жизни. Православное духовенство и церковь.

Теория. Размывание сословных границ и формирование нового типа духовенства. Духовенство и интеллигенция. «Обмирщение» духовного сословия. Просветительская и благотворительная деятельность.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками.

Тема 6. Аспекты быта: еда, развлечения и отдых.

Теория. Идеалы питания населения. Трактиры. Выходные и праздники. Народный театр. Особенности отдыха сословий. Гулянья. Балы.

Практика. Виртуальная экскурсия, атрибуция произведений художественного творчества.

Раздел 14. Повседневная культура и быт нижегородцев XIX — начала XX вв.

Тема 1. Нижегородский край в Отечественной войне 1812 г. Заграничные походы.

Теория. Нижегородская губерния в 1812 году. Эвакуация правительственных учреждений: Московского университета, Государственного архива, межевой канцелярии, Министерства иностранных дел. Нижний Новгород — центр III Поволжского округа военных ополчений. Г.А.Грузинский. Боевой путь Нижегородского ополчения в воспоминаниях участников.

Практика. Работа с документами, источниками. Экскурсия в архив ЦАНО.

Тема 2. Движение декабристов и Нижегородский край.

Теория. Нижний Новгород в программных документах декабристов. Декабристы-нижегородцы: С.П.Трубецкой, М.П.Бестужев-Рюмин, А.А, и Н.А. Крюковы, И.А.Анненков, Ф.П.Шаховской, Н.В.Шереметьев, В.И.Белавин. Солдаты-нижегородцы — участники движения декабристов.

Практика. Работа с историческими источниками, документами эпохи.

Тема 3. Нижний Новгород - «карман» России.

Теория. Перевод всероссийского торга в Нижний Новгород 1816 г. Формирование ансамбля Нижегородской ярмарки. А.А.Бетанкур. Динамика роста товарооборота. Ярмарка как центр международной торговли. Становление российской капиталистической промышленности, промышленный переворот и Нижегородская ярмарка. Ярмарка и нижегородцы.

Практика. Работа с документами, источниками. Экскурсия в архив ЦАНО.

Тема 4. Архитектурный облик города.

Теория. Влияние нижегородской ярмарки на изменение архитектурного лица города. И.Е.Ефимов. Программа градостроительных преобразований. Николай I и перестройка города. Строительный бум середины 30-х — начала 40-х гг. Г.И.Кизеветтер — первый городской архитектор.

Практика. Работа с документами, источниками. Экскурсия по городу.

Тема 5. Реформы середины XIX века и Нижегородский край: система управления, экономика, население.

Теория. Подготовка и осуществление крестьянской реформы в Нижегородской губернии. А.Н.Муравьев и нижегородские помещики-крепостники. Изменение структуры губернского правления. Становление системы самоуправления. Земства, земские деятели-нижегородцы. Городские думы. А.М.Меморский, Н.М.Щегольков, Д.В.Сироткин — нижегородские деятели городского самоуправления.

Нижний Новгород — волжская столица, средоточие транспортных магистралей. Московско-Нижегородская железная дорога с 1862 г. Нижегородский порт и его место среди волжских портов России.

Развитие банковской системы в губернии. Александровский дворянский банк 1841 г. Николаевский городской общественный банк 1864 г. Нижегородский купеческий банк. Нижегородско-Самарский земельный банк. Общества взаимного кредита. Нижегородские коммерческие банки. Крестьянский поземельный банк.

Эволюция нижегородской деревни в пореформенный период. Малоземелье. Неурожай. Голод. Крестьянский быт. Крестьянские промыслы. Кризис нижегородской деревни. Симбилеи.

Рост городов и промышленных сел. Зарождение промышленного производства. Мукомольное дело. Нижний Новгород и губерния на хлебном рынке России. Бугровы, Башкировы. Выксунские заводы Баташевых — Шепелиных. Сормовский завод Д.Е.Бенардаки. Кулебакский горный завод. Условия жизни и быт заводских рабочих. Сормово.

Практика. Изучение исторических источников, документов эпохи. Экскурсии по городу, Нижегородской Ярмарке, купеческим домам. Экскурсия на Сормовский завод.

Тема 6. Культура и духовная жизнь нижегородской земли.

Арзамасская художественная школа А.В.Ступина 1802 — 1862 гг. А.Д.Улыбышев и его литературно-музыкальные вечера. М.А.Балакирев. П.И.Мельников-Печерский. Н.И.Храмцовский. В.И.Даль и Л.В.Даль.

Нижегородский край — центр народного художественного творчества России. Резьба по дереву. Заволжская глухая домовая резьба. Металообработка. Выскунское литье. Кирпично-керамическое производство. Балахна. Резьба по камню. Городецкий пряник. Хохломская и городецкая росписи как вершина народного творчества.

Нижегородский театр. Отделение Русского музыкального общества в Нижнем Новгороде. В.Ю.Виллуан. Художественный музей. Историко-архитектурный музей заповедник. Деятельность Нижегородского губернского статистического комитета нижегородской губернской учетной архивной комиссии. Нижегородские фотохудожники А.О.Карелин, М.П.Дмитриев. Серафим Саровский.

Практика. Работа с источниками: документами, фотоматериалами. Экскурсии в художественный музей, краеведческий музей, музей художественных промыслов, музей фотографии. Составление характеристик, очерков.

Раздел 15. Научно-исследовательское проектирование.

Теория. Понятие о научном проектировании. Научно-исследовательский проект.

Практика. Этапы составления проекта. Научная проблема и пути ее решения. Выбор темы проекта, подбор литературы и источниковой базы. Постановка целей и задач. Определение ожидаемых результатов. Правила аргументации и доказательная база проекта. Оформление теоретической и практической частей проекта. Правила презентации и защиты проекта. Публичное выступление.

Ожидаемые результаты 2 года обучения. Учащиеся должны

Знать/понимать

- историю России и края в XVIII - XIX веках.

- Великих людей нашей земли и вехи их биографии.

- мнение историков об особенностях жизни населения страны, краеведов об истории края

Уметь:

- работать с историческими источниками и литературой;

- составлять маршруты экскурсий и проводить их (умение выполнить виртуальную экскурсию);

- отвечать на тестовые задания интеллектуальных игр, конкурсов.

Учебно-тематическое планирование 3 года обучения

Разделы программы

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

16

Послереволюционная Россия: советская повседневность и быт.

21

9

12

17

Советская повседневность 1929 – 1940 гг.

21

9

12

18

Особенности повседневности в годы Великой Отечественной войны: 1941 — 1945 годы.

21

9

12

19

Повседневная жизнь горьковчан в годы Великой Отечественной войны.

21

9

12

20

Подготовка выставки-презентации.

24

9

15

21

Повседневная жизнь советского общества в послевоенное время: 1946 — 1953 годы.

21

9

12

22

Повседневная жизнь советских людей в период «оттепели» (середина 50-х — середина 60-х гг. ХХ века).

21

9

12

23

Повседневная культура и быт советского общества (середина 60-х — первая половина 80-х гг. ХХ века).

21

9

12

24

Изменения в повседневной жизни в 1980- 2000-е гг.

21

9

12

25

Научно-исследовательская работа.

24

9

15

 

Итого максимально

216

90

126

Раздел 16. Послереволюционная Россия: советская повседневность и быт.

Тема 1. Партийная доктрина и быт.

Теория. Строительство нового быта и повседневной жизни граждан Советской России. Насильственная ликвидация сословий. Социалистические идеалы общества. Реальность общества: нищета, разруха, дефицит, голод, преступность. Диспропорция в уровне жизни власти и общества. Бытовая культура населения. Коммунальная квартира.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками.

Тема 2. От военного коммунизма к мирной жизни.

Теория. Принципы организации народного хозяйства и обеспечения дисциплины труда. «Армия труда». Особенности быта: одежда, аксессуары, манера поведения, речь. Поиски «врагов народа» и изменение сознания общества. Борьба с религией.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками.

Тема 3. Отдых и развлечения.

Теория. Ограничение досуга и выбора развлечений. Деформации обыденной жизни: новые праздники и развлечения. Дефицит отдыха. Митинги и демонстрации. Переплетение старых и новых традиций. Театр и кино. Советская литература и музыка.

Практика. Виртуальная экскурсия, атрибуция произведений художественного творчества.

Раздел 17. Советская повседневность 1929 – 1940 гг.

Тема 1. Контуры повседневной жизни эпохи сталинизма.

Теория. Политика «Великого перелома» и ее влияние на повседневность. Полувоенные черты быта и повседневной жизни. Чрезвычайщина. Гонения на традиционные формы досуга, борьба с религией и церковью. Начало эры хронического дефицита и складывание «черного» рынка. Атрибутика «культурного советского быта». «Большой террор» и формирование системы ГУЛАГ: лагерная повседневность.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками.

Тема 2. Советская повседневность 30-х гг: снабжение, распределение и торговля в городе и деревне.

Теория. Обострение товарного дефицита в условиях индустриализации и коллективизации. Иерархия снабжения и распределения товаров потребления. Карточная система. Локальный голод в деревне. «Трудиться производительно, отдыхать культурно!»

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества.

Тема 3. Жилье.

Теория. Дома-коммуны: особенности быта и взаимоотношений жильцов. Коммуналки: правила внутреннего распорядка. «Элитные дома».

Практика. Виртуальная экскурсия, атрибуция произведений художественного творчества.

Тема 4. Организация труда и отдыха.

Теория. Эксперименты с графиком труда и отдыха. Трудовой календарь: непрерывка и шестидневка. Отпуска. Дома отдыха.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками.

Тема 5. Развлечения и досуг.

Теория. Питание: рестораны, гастрономы, столовые. Второе наступление на традиции: комсомольская пасха и комсомольское рождество, антирелигиозные и пропагандистские шествия, карнавалы. Новые нормы музыкальной и песенной культуры. Практика создания парков культуры и отдыха – особого идеологического пространства. «Политизация» искусства.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества.

Тема 6. Санитария и гигиена.

Теория. Санитарное просвещение и привитие навыков гигиены новым строителям коммунизма. Дома санпросвета: внедрение элементарных гигиенических навыков через лекции, беседы, кино, литературу. Отсутствие возможностей поддержания гигиены.

Практика. Виртуальная экскурсия.

Раздел 18. Особенности повседневности в годы Великой Отечественной войны: 1941 — 1945 годы.

Тема 1. Специфика повседневности военной поры.

Теория. Атрибуты чрезвычайности в жизни: эвакуация, всеобщая мобилизация, карточная система. Девиации и преступность в годы войны. Возвращение религиозных практик. Фронтовая повседневность: «психология комбатанта».

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества.

Тема 2. Труд и отдых.

Теория. Все для фронта, все для победы. Трудовая мобилизация. Женский и детский труд.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества.

Тема 3. Питание.

Теория. Продовольственные затруднения. Государственное снабжение основными продуктами питания города и деревни. Нормы продовольственных пайков. Коммерческая торговля. Махинации с продовольствием, воровство.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества.

Раздел 19. Повседневная жизнь горьковчан в годы Великой Отечественной войны.

Тема 1. Специфика повседневности военной поры.

Теория. Основные черты повседневности горьковчан в годы Великой Отечественной войны. Проблемы: быт, светомаскировка, карточная система, продовольственное снабжение, нормы снабжения, отопление, общественный транспорт.

Эвакуированные и их судьбы. Дети блокадного Ленинграда в Горьком и области. (Таня Савичева). Детские дома для эвакуированных.

Горьковская область – госпитальная база тыла. Эвакогоспитали на Горьковской земле. Добровольная помощь фронту. Строительство оборонительных рубежей. Бомбардировки.

Практика. Анализ архивных документов и воспоминаний. Интервьирование.

Тема 2. Труд и отдых.

Теория. Ведущие оборонные предприятия города Горького: завод «Красное Сормово»; Автомобильный завод; Артиллерийский завод (№ 92); Авиационный завод (№ 21); Горьковский завод фрезерных станков; «Двигатель революции»; Борский стеклозавод; Дзержинские химические предприятия; металлургические заводы: Выксунский, Кулебакский, Первомайский и Горьковский; радиозаводы: В.И. Ленина и им. М.В. Фрунзе. Город Горький – родина всесоюзных патриотических движений «двухсотников» и «фронтовых бригад». Женский и детский труд.

Практика. Экскурсии на заводы города Горького. Создание выставки.

Тема 3. Культурная жизнь.

Теория. Народное просвещение: нехватка школ, топлива, большая наполняемость классов. Участие школьников в сборе средств на строительство самолетов и танков. Танк «Горьковский пионер». Открытие Горьковского суворовского училища (начальник – генерал-майор К.А. Железников). Высшая школа: вузы города Горького в годы войны. Наука - ученые вузов фронту. Горьковские театры в годы войны. Деятельность Горьковского отделения Союза художников РСФСР. Выставки произведений живописи, графики и скульптуры 1941, 1942, 1943 и 1944 гг. Открытие памятника Кузьме Минину (скульптор А.И. Колобов).

Практика. Виртуальная экскурсия.

Раздел 20. Подготовка выставки-презентации.

Теория. Выставка-презентация.

Практика. Правила подбора экспонатов выставки-презентации. Составление композиции выставки-презентации. Стилевое единообразие оформления. Описание экспонатов выставки-презентации. Проведение экскурсии по выставке.

Раздел 21. Повседневная жизнь советского общества в послевоенное время: 1946 — 1953 годы.

Тема 1. Специфика повседневности послевоенной поры.

Теория. Основные черты повседневности послевоенной поры: массовое разрушение жилого фонда. Настроения в послевоенном обществе: настроения города и деревни. Уровень преступности. Оживление религиозной жизни. Государственные меры по налаживанию быта. Возврат к политике репрессий.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества.

Тема 2. Жилье.

Теория. Массовое разрушение жилого фонда и необходимость для миллионов людей ютиться в землянках, полуземлянках и иных неприспособленных помещениях. Отсутствие элементарных удобств. Скученные и тяжелые условия проживания.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества.

Тема 3. Организация труда и отдыха.

Теория. Восстановление разрушенного хозяйства. Военное положение в производстве. Возвращение фронтовиков и их роль в производстве. Труд военнопленных. Развлечения и досуг.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества.

Раздел 22. Повседневная жизнь советских людей в период «оттепели» (середина 50-х — середина 60-х гг. ХХ века).

Тема 1. Изменения в мироощущении и массовые стереотипы сознания советских людей.

Начало изменений тоталитарной системы: реформы и контрреформы. Реабилитация жертв политических репрессий. Расширение международных связей и приоткрытие «железного занавеса». Специфика советского мировосприятия.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества.

Тема 2. Повседневная жизнь советского общества: проблемы и противоречия.

Теория. Комплекс проблем послесталинского времени. Программа КПСС 1961 года: признание быта одной из основных сфер общественной жизни. Повышение зарплат и нарастание дефицита. Социальная напряженность в семье. Проблема демографии. Новые формы досуга.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества.

Тема 3. Продовольственная и жилищная проблемы, производство товаров народного потребления.

Теория. Повышение количества и качества продукции. Недостаточность предложения. «Хрущевки» - решение жилищного вопроса. Предметы обстановки, стилевое единообразие. «Стенка». Распространение бытовой техники, телевизоров, радио. Цветовая палитра бытовой жизни. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества, виртуальная экскурсия.

Тема 4. Мода и одежда.

Теория. Европейский стиль одежды, упрощение и облегчение форм одежды и обуви. Украшения. Дома моделей СССР. «Тлетворное влияние Запада» и борьба с ним государства. Стиляги.

Практика. Видеоэкскурсия, атрибуция произведений художественного творчества.

Тема 5. Основные изменения в образе жизни и культуре повседневности.

Теория. Сохранение традиционных народных и религиозных обычаев, нравов и быта в советском обществе. Программа КПСС об изменении быта советских людей. Общепит, домовые кухни, КБО, прокат. Повышение престижа образования. ЗОЖ. Совершенствование системы здравоохранения. Культурно-просветительские учреждения. Самодеятельность.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества.

Раздел 23. Повседневная культура и быт советского общества (середина 60-х — первая половина 80-х гг. ХХ века).

Тема 1. Основные черты и изменения в мироощущении советского общества.

Теория. Характерные черты общества: стабильность, иерархичность и консервативность. Великие стройки эпохи. НТР. Особенности менталитета советского общества. Переориентация общества на потребительские ценности и стандарты.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества.

Тема 2. Советская семья: новые проблемы и тенденции в семейных отношениях.

Теория. Смена ролевых функций и изменения в семейных отношениях. Рост числа разводов. Сокращение рождаемости. «Двойная функция» женщины. Участие мужчин в бытовых делах – кооперация домашнего труда.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества.

Тема 3. Основные характеристики уровня и качества жизни в советском обществе.

Теория. Понятие «качество жизни». Образ жизни советского народа по Конституции 1977 года. Неуклонный рост потребления и дефицит товаров. Рост заработной платы и пенсий. Массовое строительство жилья. Улучшение структуры питания.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества.

Тема 4. Быт и бытовые отношения в период развитого социализма.

Теория. Государственные программы социальных мероприятий в области быта: увеличение предприятий бытового обслуживания, повышение качества обслуживания. Производство предметов потребления. Дефицитные вещи как показатель престижа.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества.

Тема 5. Бюджет свободного времени и организация досуга.

Теория. Цель организации досуга: способствовать не только восстановлению человеческих сил, но и духовному и физическому развитию, повышению профессионального и общекультурного уровня. Структура досуга советских трудящихся. Чтение. Учреждения культуры и спорта. Развитие телевидения. Негативные черты повседневного быта. Антиалкогольные кампании.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества.

Тема 6. Советская очередь как элемент повседневной жизни.

Теория. Очередь как «среда обитания». Очередь – неотъемлемый атрибут советского общества. Государственные меры по борьбе с очередями. Менталитет очереди.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, атрибуция произведений художественного творчества.

Раздел 24. Изменения в повседневной жизни в 1980- 2000-е гг.

Тема 1. Сфера торговли и культура потребления.

Теория. Кризис снабжения, массовый дефицит товаров повседневного спроса. Нарастание внутриобщественного раздражения. Антиалкогольные кампании. «Черный рынок» страны, вывоз дефицитных товаров из СССР. Талоны. Радикальные реформы 90-х и кризис общественного сознания. «Потребительский психоз» постсоветского общества и гипертрофия культа потребления.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками.

Тема 2. Развлечения.

Теория. Рождение отечественной индустрии развлечений. Телевидение: сетка вещания, реклама. Полное разрушение советской системы и культуры досуга. Смена ориентиров в искусстве и культуре. Поп-культура.

Практика. Видеоэкскурсия.

Тема 3. Социальное расслоение и социальное самочувствие.

Социальная стратификация современного общества. Разрушение советского общества. Критерии выделения общественных слоев. Средний класс постсоветской России и его неустойчивость.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками.

Тема 4. Семья и семейные ценности.

Теория. Трансформация семейных отношений. Разрушение института семьи и брака. Ослабление традиционных представлений о браке и медленное восстановление ментальных установок в начале 21 века.

Практика. Работа с историческими и литературными источниками, социологические исследования.

Раздел 25. Научно-исследовательская работа.

Теория. Этапы научно-исследовательской деятельности. Постановка проблемы исследования, определение новизны работы.

Практика. Постановка целей и задач, определение объекта исследования. Правила анализа литературы и источниковой базы. Правила аргументации и доказательства. Умение делать выводы. Соотнесение выводов с поставленными целью и задачами. Оформление научной работы. Защита научно-исследовательской работы.

Ожидаемые результаты 3 года обучения. Учащиеся должны

Знать/понимать:

- знать основные события в России и Нижегородском крае в 1905-1917 г.г,

- историю установления Советской власти

- социалистические преобразования и их роль в развитии города в 30-е годы

- подвиг народа в годы Великой Отечественной войны

- о подвиге горьковчан в годы Великой отечественной войны и в тылу

Уметь:

- использовать исторический и краеведческий материал для написания рефератов, исследовательских работ в секциях НОУ;

- выступать с докладами, презентациями на районных, городских, областных конкурсах, научно-практических конференциях.

Методическое обеспечение программы:

История - предмет одновременно и привлекательный, и сложный. Поэтому обучение должно затрагивать не только ум, но и сердце ребёнка. А это возможно, когда прошлое воспроизводится в ярких образах, живых картинках и вызывает всплеск эмоций. К. Д. Ушинский в своё время говорил, что ребёнок мыслит формами, звуками, ощущениями. Сделать события прошлого яркими и запоминающимися помогают информационно-коммуникационные технологии.

Компьютер является одним из эффективных технических средств, при помощи которого можно существенно разнообразить и активизировать процесс обучения. Компьютер существенно изменяет методы учебной работы благодаря тому, что имеет возможность показать события в их развитии, сообщать учебную информацию определёнными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний.

Занятия курса предполагают использование компьютера для выполнения индивидуальных заданий и для демонстрационных программ (презентаций).

Самостоятельная работа предполагает решение кроссвордов, заданий вида «Соотнеси», «Раздели на группы». Работа на компьютере формирует высокую степень мотивации, повышает интерес к процессу обучения. И ещё очень важный аспект: управление мощным техническим средством, каким является компьютер, уравнивает детей со взрослыми, которым так хотят подражать дети этого возраста.

Компьютерные презентации дают возможность получить на экране красочные, динамичные иллюстрации, схемы к излагаемому материалу, что позволяет реализовать принцип наглядности в обучении, повышает интерес и эффективность обучения.

Вовлечь учащихся в процесс изучения материала позволяют также технологии проблемного и личностно ориентированного обучения. Данные технологии предполагают совместную образовательную деятельность, когда ученики и учитель открывают истину вместе. При таком обучении учитель не даёт учащимся готовых определений, а подводит их к пониманию материала через систему вопросов, развивает самостоятельность мысли с помощью творческих заданий, а также подводит детей к рефлексии своей деятельности.

Содержание и методика преподавания курса направлены на развитие личности подростка с учётом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

Сделать процесс обучения привлекательным и продуктивным помогают различные формы организации учебных занятий:

видео-уроки;

мультимедийные уроки;

практикум по работе с документами;

практикум по работе с картами;

парная и групповая работа;

уроки-вернисажи;

уроки-экскурсии;

интеллектуальные игры;

 

Способы отслеживания образовательных результатов

Способы отслеживания образовательных результатов освоения программы органично вписываются в образовательный процесс и сочетаются с традиционными мероприятиями:

- конкурсы знатоков истории родного края: «Ты - нижегородец», «Юный экскурсовод», «Отечество», «Выдающиеся нижегородцы»;

- историко-культурные конкурсы, исследовательские проекты разного уровня.

Результативность учащихся в конкурсах, защите рефератов, выступления на НОУ является хорошим способом отслеживания продвижения их по образовательной программе и уровня ее усвоения.

Список литературы

100 биографий домов Нижнего: Каждый дом – своя судьба. – Нижний Новгород, 2007

785 вопросов и ответов. Нижний Новгород. – Н.Новгород, 2007.

Агафонов С.Л. Нижегородский Кремль. – Нижний Новгород, 2006.

Агафонов С.Л. Горький-Балахна-Макарьев – Горький, 1991.

Безгин В.Б. История сельской повседневности: учебное пособие. - Тамбов, 2008.

Белова А.В. «Четыре возраста женщины»: Атропология женской дворянской повседневности в России XVIII — середины XIX вв. - СПб., 2009.

Беловинский Л.В. Изба и хоромы. Из истории русской повседневности. - М., 2002.

Беловинский Л.В. История русской материальной культуры — М.: 2003

Беловинский Л.В. Культура русской повседневности. - М., 2008.

Васильев Ф.В. Материальная культура крестьян Нижегородского Заволжья. - М., 1982.

Бестужев-Лада И.В. Семья вчера, сегодня, завтра. М., 1979.

Богословский М.М. Москва в 1870 – 1890-х гг. М. 1987.

Вернадский Г.В. Монгоды и Русь. - М., 1997.

Гациский А.С. Нижегородский летописец. - Н.Новгород, 2003.

Глезеров С. Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века. СПб., 2006.

Гиляровский В. Москва и москвичи. - М., 1999.

Гинзбург К. Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю // Современные методы преподавания истории. М., 1996. С. 189 – 241.

Горский Всего еси исполнена земля русская. Очерки ментальности средневековой Руси. - М., 2001.

Громыко М.М. Мир русской древни. - М.,2001.

Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. М. 2001.

Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (IX — XII вв.) - М., 2001.

Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII — XIV вв.) - М., 2001.

Долгов В. Быт и нравы Древней Руси. - М., 2007.

Древняя Русь: быт и культура / отв.ред. Б.А.Колчин — М., 1997.

Забелин И.Е. Домашняя жизнь русских царей. - М., 2005.

Забылин М.В. Русский народ: обычаи, обряды, предания. - М., 1996.

Записки краеведов. Горький; 1973,1975,1977,1979,1983,1985,1988,1991.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 1999.

Зуйкова Е.М. Быт и бытовые отношения при социализме. М., 1986.

История Нижегородской области. – Нижний Новгород, 2007.

Каменский А.Б. Повседневность русских городских обывателей: Исторические анекдоты из провинциальной жизни XVIII века. - М., 2006.

Колесникова А. Бал в России XVIII — начале XX века. - СПб., 2005.

Короткова М.В. Повседневная жизнь старой Москвы XVI — XIX вв. - М., 2008.

Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М., 1996.

Костомаров Н.И. О жизни, быте и нравах русского народа — М., 1996.

Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии 1920-1930-х гг. СПб., 1999.

Лебина Н.Б. Энциклопедия банальностей: Советская повседневность: Контуры, символы, знаки. СПб., 2006.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. - СПб., 2001.

Макаров И.А. Купеческий Нижний. - Н.Новгород, 2006.

Марков Б.В. Культура повседневности: учебное пособие. - СПб., 2008.

Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки, Нижний Новгород, 1995.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. Т.1,2. - СПб., 1999.

Найденова Л.П. Мир русского человека XVI — XVII вв. - М., 2009.

Наш край: книга для учащихся школ и гимназий – Нижний Новгород, 2006.

Николаев В.Г. Советская очередь как среда обитания. Социологический анализ. М., 2000.

Нижний Новгород. Путеводитель – Нижний Новгород, 2007.

Овсянников Ю.М. Картины русского быта. Стили, нравы, этикет. М., 2006.

Патрушев В.Д. Жизнь горожанина 1965-1998. М., 2000.

Поляков Ю.А. Человек в повседневности (исторические аспекты) // Отечественная история. 2000. № 3. С. 125-132.

Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. - М., 1989.

Пушкарева Н.Л. Женщины России и Европы на пороге Нового времени. - М., 1996.

Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X — начало XIX в.) - М., 1997.

Романенко Е. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М.: Молодая гвардия, 2002 г.

Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI — XII вв. - М.; Л. 1996.

Российская повседневность: от истоков до середины XIX века: учебное пособие / под ред. Л.И.Семенниковой — М., 2011.

Сидорова И., Наумова О. Наш Нижний Новгород, - Нижний Новгород, 2009

Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта нижегородцев XVII — XVIII вв. Горький, 1971.

Смирнов Д.Н. Картинки нижегородского быта XIX века. Горький, 1948.

Советская жизнь. 1945-1953 / Сост. Е.Ю.Зубкова, Л.П.Кошелева. М.,2003.

Соловьев К.А. «Во вкусе умной старины...»: Усадебный быт российского дворянства второй половины XVIII — первой половины XIX веков: По воспоминаниям, письмам и дневникам. - СПб., 1998.

Суслина Е.Н. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. - М., 2003.

Тыдман Л.В. Изба. Дом. Дворец. Жилой интерьер России с 1700 по 1840 годы. - М., 2000.

Уварова Е.Л. Как развлекались в российских столицах. - СПб., 2004.

Филатов Н.Ф. Города и посады Нижегородского Поволжья. - Горький, 1989.

Филатов Н.Ф. Нижегородский край. Факты, события, люди. Нижний Новгород, 1997.

Финицкая З.М. Люди и вещи. Эстетика быта. М., 1963.

Шальнов С. Сказание о Флорищевой пустыни, - Дзержинск, 2007.

Язвы Петербурга. Сборник газетного фельетона конца 19 – начала 20 вв. Л., 1990.


 

Комментарии
Комментариев пока нет.