Урок «Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях»

3
0
Материал опубликован 14 October 2017 в группе

класс

6

Предмет

Литература

Учитель

Кудашева М.В. (место работы МБОУ СОШ №30 г.Шахты)

Урок №

6

Тема урока

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

   

Цель урока 

познакомить обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.

Задачи урока

Образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, “летописание”; познакомить с содержанием “Сказания о белгородском киселе”.

Развивающие: развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности; развивать творческие способности и образное мышление суворовцев.

Воспитательные: воспитывать бережное, уважительное отношение к книге; способствовать формированию эстетической восприимчивости обучающихся; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе

Теория литературы

Понятие летопись, летописание, сказание

Оборудование

учебник «Литература.6 класс» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, м., «Просвещение»),

Презентация к уроку (приложение №1)


Приложение 1 (презентация)
PPTX / 5.84 Мб

Эпиграф

Чтение древнерусских произведений – это сокращение расстояния между прошлым и настоящим, между культурами, между людьми вообще. Благодаря нравственному началу, которое заключено в древнерусской литературе, ее значение особенно велико именно сейчас.

(По статье Д. С. Лихачева «Литература Древней Руси»)

   

Электронные образовательные ресурсы

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116299/

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Слово учителя:

-Зачем современный человек обращается к литературе далёкого прошлого?

(Слайд №2)

-Что такое древнерусская литература? (формулировка темы и цели урока)

(Слайд №3)

Русской литературе более тысячи лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине Х века.

(Слайд №4)

Введение христианства в 988 году князем Владимиром имело большое прогрессивное значение: усилились культурные и политические связи, появилась письменность. Письмо было перенесено к нам из Болгарии.

(Слайд №5, 6)

Создатели славянской азбуки, проповедники христианства Кирилл (Константин) и Мефодий были уроженцами города Солуни (ныне греческого города Салоники), который в то время входил в состав славянской (болгарской) территории и являлся культурным центром Македонии. Древний Солунь был двуязычным городом, в нем, кроме греческого языка, звучал славянский говор. В 863 году Кирилл с помощью брата Мефодия составил старославянскую азбуку и перевел с греческого языка на болгарский основные богослужебные книги. Эти переводы и созданные в Болгарии сочинения стали проникать на Русь. В это же время стали появляться и первые произведения русской литературы. Что же представляла собой русская литература в первые семьсот лет существования или иначе древнерусская литература?

(Слайд №7)

Всякая литература создает свой особый мир, воплощающий представления современного ей общества. Вселенная воспринималась тогда как книга, написанная перстом Божиим. Письменность расшифровывала этот мир знаков. Ощущение значительности и величия мира лежало в основе литературы. Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – история, а эта тема – смысл человеческой жизни. Все произведения древнерусской литературы могут быть поставлены в один ряд друг за другом в порядке совершающихся событий: мы всегда знаем, к какому историческому времени они отнесены авторами. История, реальное географическое пространство связывают между собой все отдельные произведения. Многотомные Великие четьи минеи1, летописные своды, златоусты2, измарагды3, хронографы – обширные рукописи, в состав которых входят эти произведения, дают представление о чувстве величия мира, которое стремились выразить древнерусские книжники.

Литература – священнодействие. Читатель был в каком-то отношении молящимся. Он предстоял произведению как иконе, испытывал чувство благоговения.

Но в древнерусской литературе нашли отражение и обыденные события, простые человеческие чувства, стремление найти человека с его добрыми человеческими качествами.

Когда вчитываешься, например, в письмо Владимира Мономаха Олегу Святославичу, испытываешь чувство удивления перед силой выраженного в нем нравственного чувства. Мономах прощает Олега – убийцу своего сына Изяслава, – прощает уже после того, как он победил его и изгнал из Русской земли. Мономах просит Изяслава вернуться на Русь и занять по праву наследования принадлежащий ему удел. Он просит также вернуть ему молодую вдову Изяслава: «…ибо нет в ней ни зла, ни добра, – чтобы я, обняв ее, оплакал мужа её и ту свадьбу их, вместо песен: ибо не видел я их первой радости, ни венчания их, за грехи мои. Ради бога, пусти ее ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя, и села бы она как горлица, на сухом дереве, горюя…» (Слайд №8)

Трогают и самые мелкие проявления человеческой заботы. Вот новгородский летописец в XII веке описывает долго стоящую дождливую погоду и добавляет: «И сена не уделаша, скотинку нечем будет кормить зимой».

Чтение древнерусских произведений – это сокращение расстояния между прошлым и настоящим, между культурами, между людьми вообще.

Благодаря нравственному началу, которое заключено в древнерусской литературе, ее значение особенно велико именно сейчас.

(Слайд №9)

(По статье Д. С. Лихачева «Литература Древней Руси»)

3. Изучение нового материала

3.1.1Изучение статьи учебника «Древнерусская литература: (с. 16-21)

3.1.2.Составление Опорного конспекта «Древнерусская литература». Характерные свойства» (Приложение №2) (Слайд №10-14)

3.2.Эвристическая беседа:

-Что такое летопись?... (Слайд №15)

Летописи — исторические произведения XI–XVII вв., в которых повествование велось по годам (Слайд №16)

Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «в лето» — отсюда название — летопись. (Слайд №17)

Летописание (Слайд №18) (составление летописей, запись исторических событий древнего времени по годам) началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон (Слайд №19, 20), которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань (ТМУТАРАКАНЬ, древнерусский город 10-12 вв., на Таманском п-ове, современная станица Таманская. Возник на месте античной Гермонассы, хазарской Таматархи. Остатки оборонительных стен, домов, собора и др.0

В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют 1073 год.
      Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор (Слайд №21) составил «Повесть временных лет» (Слайд №22) — одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть...», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром (Слайд №23).

Представим на миг, что мы перенеслись на 1 000 лет назад и оказались в келье летописца….

3.3.Устное словесное рисование по картине В.М.Васнецова «Нестор-летописец»

-Что мы видим на картине?

Нестор трудился в своей келье — днем при свете солнца, ночью при свете свечи. Горит лампада у иконы. Летописец пишет на листах, сделанных из телячьей кожи. Такой материал был очень дорогим и назывался пергаментом. Сейчас мы пишем ручками, а на картине Васнецова летописец пишет гусиным пером, обмакивая его в чернила. На самом деле писали специальной острой палочкой — стилом.

-Как изображен летописец?

Нестор одет в монашескую одежду. У него седые волосы и белая борода. Он аккуратно переворачивает уже исписанную страницу книги. Сзади него на столике лежит толстая большая книга, застегнутая на замок. Из окна видны крепостные стены с башней и церковь на холме. Здания и келья на картине Васнецова изображены правдоподобно

— Почему картина Васнецова производит на нас, людей XXI века, глубокое, сильное впечатление?

Мы силой воображения можем представить себя участниками тех далеких событий, увидеть, что и как происходило, ощутить аромат времени

3.4.Эвристическая беседа:      

-Почему же так важно было для наших предков записать, что «в лето» такое-то произошли такие-то события?

Жизнь таким образом приобретала общечеловеческое значение, Русская земля осмыслялась в системе мира, русская история становилась частью истории человечества. Начинается «Повесть временных лет» от Всемирного потопа, летописец говорит о происхождении славян от Иафета — одного из сыновей Ноя. Так русская история получает осмысление как продолжение Священной истории. При этом летописец утверждает право каждого народа иметь свои обычаи, передающиеся от отцов к детям. Так проявляются патриотизм автора и одновременно его общечеловеческие идеалы.

-Представьте себе, что перед нами первая страница «Повести временных лет» (Слайд №24).

Изящный орнамент, построенный из геометрических фигур, переплетения линий, переходящих в изображение птицы, похожей на орла. Легко можно разобрать первые строки.
      Буквы писались вертикально, каждая отдельно. Для экономии места некоторые слова сокращались и пропущенные буквы надписывались сверху. Промежутков между словами почти нет. Такой шрифт назывался «устав». Написание текста напоминало рисование: красиво, ровными рядами стоят буквы. Конечно, процесс написания книги занимал годы усердного труда. Книги переписывались от руки, доверялся этот труд избранным учёным — книжникам. (Слайд №25).

«Повести временных лет» представляла собой своеобразную историческую энциклопедию

3.5.Выразительное чтение отрывков из «Повести временных лет» «Поход Олега на Царьград», «Смерть Олега от своего коня» заранее подготовленными учениками (Слайд №26, 27).

Микроитог: русская история становилась частью истории человечества (Слайд №28).

4. Чтение «Сказания о белгородском киселе» учителем или хорошо подготовленным учеником (Слайд №30-45)

5.Аналитическая работа с текстом:

Работа со словарем: выясним значение незнакомых слов: сказание, печенеги, корчага, восвояси

Когда происходило действие этого сказания?

(В 997 г. Описанные события происходили более чем за сто лет до составления летописи Нестора. То есть автор записывал то, что сохранила народная память.)

Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»?

(Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)

Что такое вече?

(Собрание горожан для решения общественных дел, важных вопросов.)

Почему горожане сначала решили сдаться печенегам?

(Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)

Почему жители с радостью послушались мудрого старца?

(Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)

В чем заключался план спасения города мудрым старцем? Догадывались ли жители города о том, какое значение имеют действия старца?

(Горожане полностью доверились старцу и делали то, что он велел, не догадываясь о его хитроумном замысле. Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода — удалась.)

Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»?

(Кроме прямого смысла — хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)

Что прославляет летописец?

(Ум, находчивость, патриотизм. И в этом сказании герой — простой человек.)

6. Подведение итогов урока.

– Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем?

– Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? (Слова Д.С.Лихачева – Слайд 47.)

7. Самостоятельная работа: Напишите сочинение-миниатюру на тему «Чем интересно современному читателю «Сказание о белгородском киселе»?

8.Задавание домашнего задания: Подготовка устного сообщения об особенностях древнерусской литературы и выразительного чтения летописного сказания. Дополнение таблицы примерами из «Сказания о Белгородском киселе». Чтение сказания «Принятие христианства на Руси» и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…»

Приложение №2

Опорный конспект

«Древнерусская литература». Характерные свойства»

Возникла на Руси в X веке с принятием христианства под влиянием потребностей Церкви и государства.

1.Фабула произведений проста. Повествование ведется спокойно, неторопливо.

2.В центре изображения – исключительные события, исключительные герои.

3.Поэтичность, связь с устным народным творчеством: метафоричность образов, гиперболизация, использование сравнений (воины – соколы), песни, плачи…

4.Произведения отмечены высокой гражданственностью, любовью к Родине. Призывают к возвышенному, хорошему. Русские писатели с глубоким уважением относились к другим народам, их верованиям.

5.Автор произведений анонимен.

6.Рукописный характер.

7.В древних повестях всегда действовали исторические лица, описывались исторические события.


 


 

Приложение №3

Поход Олега на Царьград

«В год 6415. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцов, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду, греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам; и разбили множество палат, н церкви пожгли, А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других мучили, иных же расстреляли стрелами, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно на войне поступают.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но он не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от бога». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей...

И так царь Леон и Александр заключили мир с Олегом; обязались уплачивать дань и ходили ко взаимной присяге: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили к клятве по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, их богом, и Волосом — богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для Руси паруса из паволок, а славянам полотняные». И было так! И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошли от Царьграда. И подняла Русь паруса из паволок, а славяне полотняные, и разодрал их ветер. И сказали славяне: «Возьмем свои простые паруса, не дались славянам паруса из паволок». И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.»

Смерть Олега от своего коня

«И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и помянул Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «Отчего я умру?». И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь,– от него тебе умереть!» Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года,– на пятый год помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов, и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Не право говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого черепа смерти мне принять?», И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.»

Приложение 4

Образцы устава

 

Приложение №5

В.М.Васнецов «Нестор – летописец»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.