12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда145
учитель ИЗО, психолог, дефектолог
Россия, Духовницкое, Саратовская область

#ЛИГАДОБРА " Равный обучает равного":

профилактика рискованного поведения среди подростков и молодежи.

Автор: Каталина Надежда Александровна педагог-психолог «МОУ СОШ им.Г.И.Марчука р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области»


Введение


Тяжёлыми надо считать не те
затраты, которые мы делаем
на своё спасение, но бедствия,
которые постигнут нас в случае,
если мы не согласимся на эти
затраты.
Демосфен


Профилактика – это комплекс мер, направленных на предупреждение негативных ситуаций и факторов, влияющих на здоровье человека. Профилактическая работа в зависимости от того, с кем она проводится, бывает разной по комплексу задач, содержанию, подходам, методам и приёмам. В понятии «предупреждение негативных ситуаций и факторов» выделяют три аспекта: первичная, вторичная и третичная профилактика.
Целевая группа третичной профилактики – это те, кто уже давно и серьёзно находится в проблеме, например, глубоко наркозависимые люди или люди, живущие с ВИЧинфекцией. В этом случае не стоит вопрос об исключении проблемы, поскольку это уже невозможно. При третичной профилактике основная цель заключается в ограничении или уменьшении некоторых из наиболее серьезных последствий влияния негативного фактора. Именно поэтому третичной профилактикой занимаются медицинские работники, психологи, психотерапевты и другие специалисты определённого профиля.
Суть вторичной профилактики состоит в том, чтобы способствовать прекращению негативной практики. Поэтому цель вторичной профилактики – оказать помощь тем, кто только-только столкнулся с проблемой либо оказался в группе риска, т. е. очень близок к попаданию в рискованную ситуацию. Целевой группой вторичной профилактики
являются в первую очередь подростки, которые уже имели конфликты с законом, рискованную практику сексуальных отношений, курения и употребления алкоголя, пытались экспериментировать с иными психоактивными веществами и т. д. Также к целевой группе вторичной профилактики можно отнести и ту молодёжь, которая ещё не имеет такой
практики, но постоянно находится в группе сверстников, регулярно попадающих в рискованные ситуации. На этом этапе профилактической работы очень важным является подключение педагогов и организация их грамотного взаимодействия со специалистами других профилей.

Цель первичной профилактики состоит в предупреждении попадания в рискованную ситуацию, в разъяснении вреда, который наносится человеку под влиянием того или иного негативного фактора. Целевая группа первичной профилактики – это подростки и молодые
люди, соответствующего пола и возраста, ещё не столкнувшиеся с проблемой. И такой профилактической работой на сегодняшний день могут заниматься как педагоги и родители, так и сама молодёжь, используя принцип «Равный обучает равного» (далее – РОР). Обучение по принципу РОР – это образовательная деятельность, которую сегодня способны осуществлять сами подростки в среде сверстников. Преимущество такой формы профилактической работы состоит ещё и в том, что она интерактивна и организуется в малых группах, где можно услышать каждого, помочь каждому, замотивировать каждого из участников, побудить к рефлексии. Ведь ни для кого не секрет – подросток начинает меняться и менять свои убеждения и отношение к проблеме только тогда, когда создаются условия, в которых он чувствует значимость своего участия в процессе. Интерактивное обучение сверстников сверстниками и есть те самые условия. Уникальность принципа РОР состоит ещё и в том, что такая волонтёрская образовательная деятельность создаёт пространство для развития не только тех, с кем проводится профилактика, но и для развития тех, кто проводит эту профилактическую работу, т. е. для самих подростков-волонтёров. Во-первых, сверстник-волонтёр для подростка является более авторитетным носителем информации в силу близости понимания проблем, а значит и доверие вызывает больше, чем представитель мира взрослых. Во-вторых, молодые люди берут на себя ответственность, стремятся быть моделью поведения для целевой группы. В-третьих, волонтёры-инструкторы приобретают навыки, важные для дальнейшего личного развития, замотивированы на самообразование. Для школы сегодня

преимущество равного обучения очевидно, потому что такой подход в профилактической работе может дополнить другие образовательные меры, например, работу учителей, психологов, социальных работников и врачей.

Первичная профилактика, которая осуществляется через обучение по принципу «равный – равному», содержит в себе три обязательных компонента грамотной профилактической работы.

1. Образовательный компонент предполагает формирование знаний о действии и последствиях влияния негативного фактора; знаний о себе, своих чувствах и эмоциях, о возможных способах работы с ними; развитие навыков заботы о себе и своём здоровье. Цель образовательного компонента – научить распознавать рискованную ситуацию, сформировать развитую концепцию самосознания у подростка.

2. Психологический компонент включает коррекцию определенных психологических особенностей личности, способствующих попаданию под влияние негативного фактора; психологическую адаптацию подростков. Цель данного компонента – сформировать навыки эффективного общения, критического мышления, принятия решений; выработать адекватную самооценку; развивать умение постоять за себя, избегать ситуаций неоправданного риска, делать рациональный жизненный выбор; научить саморегуляции эмоций, избеганию стрессов, разрешению конфликтов, сопротивлению давлению извне, нести ответственность за свои действия и свой выбор, обращаться при необходимости за помощью.

3. Социальный компонент предполагает помощь в социальной адаптации подростка, решение проблемы занятости.

Таким образом, первичная профилактическая работа должна включать в себя не только информационно-просветительский блок, но и социально-психологические практикумы (тренинги, интерактивные упражнения, ролевые игры). Всё это присутствует в обучении по принципу «равный – равному». Именно это и позволяет увлечь подростков, донести до них ценности здоровья, активного творческого образа жизни.

В данном пособии содержится серия интерактивных встреч, которые могут быть включены педагогами-консультантами в программу базовой подготовки волонтёров инструкторов равного обучения. И в то же время большая часть из представленных разработок может быть использована в практике, как педагогами, так и волонтёрами-инструкторами равного обучения в качестве отдельных профилактических мероприятий в работе с подростками. Именно поэтому все занятия с элементами тренинга сгруппированы в пять разделов, каждый из которых представляет собой цикл профилактических мероприятий в рамках определённой тематики.

Внедрение в образовательный процесс подхода «Равный равному».

«Равный обучает равного» – это одновременно принцип и образовательный подход, который обеспечивает передачу и расширение достоверной социально значимой информации через доверительное общение на равных подготовленных волонтёров со сверстниками, происходящее в виде интерактивных занятий, тренингов, акций, консультаций, бесед, коммуникации в Интернет (социальных сетях, форумах, сайтах) и т. п.
Обучение в соответствии с подходом «Равный обучает равного» – процесс, при котором подготовленные и мотивированные волонтёры (подростки, молодые люди) помогают своим сверстникам, а также людям со сходным образовательным уровнем, социальным статусом или тем, кто имеет такие же интересы и потребности, приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации, мотивации, направленные на уважение прав человека, толерантность, здоровый образ жизни, на нравственное отношение к себе и другим людям, на безопасное и ответственное поведение.
Ценностно-смысловую основу обучения в соответствии с подходом «Равный
обучает равного» составляют гуманистические ценности, ориентирующие обучение на интересы, потребности, личностные особенности каждого участника – подростка, молодого человека. В основу обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» положены ценности: уважение достоинства и прав человека, свобода выбора, равенство, ответственность и сотрудничество.
Ценностью обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» является значимость для подростков, молодых людей общения со сверстниками, особенно неформального. Ведь именно сверстники хорошо знают и понимают их интересы, потребности, стремления и проблемы. Сверстники способны к взаимопониманию на основе общности ценностных ориентаций, жизненного опыта. Со сверстниками подростки, молодые люди могут поделиться своими знаниями и опытом, обменяться конфиденциальной информацией, которую они не всегда готовы предоставить взрослым.
Обучение в соответствии с подходом «Равный обучает равного» предусматривает влияние авторитета и опыта сверстников на личностное развитие подростков, молодых людей, так как именно со сверстниками они обсуждают многие «горячие» вопросы, включая дискриминацию и насилие, сексуальность и репродуктивное здоровье.
Социальная значимость обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» состоит в том, что оно способствует формированию у подрастающего поколения мотиваций, знаний, умений и навыков правового и толерантного поведения.

Основными средствами обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» являются: просвещение – средство организации познавательной деятельности подростков, молодых людей в области здорового образа жизни, нравственности, правовой культуры, толерантности; интерактивное взаимодействие – способ целенаправленного межличностного взаимодействия волонтёров и сверстников; диалог – средство восприятия личностью себя и других участников общения как равных партнеров; игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение социального опыта, а также способ моделирования системы ценностей; коллективная творческая деятельность – путь реализации ценностного отношения личности к здоровью, нравственности, правам человека, толерантности в процессе коллективного взаимодействия и творчества.
Основными
методами обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» являются активные и интерактивные методы, беседы, дискуссии, дебаты, мозговые штурмы, метод анализа историй и ситуаций, игры, творческие конкурсы. Использование того или иного метода должно быть обусловлено целями, задачами и основным содержанием обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного». Для достижения качественных результатов обучения целесообразно использовать вышеназванные методы в комплексе. Организация процесса обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» предполагает, что в условиях учреждения образования подростки, юноши и девушки обучают своих сверстников основам прав человека, здорового образа жизни, а также нравственного поведения. Педагог-консультант – организатор и координатор деятельности в соответствии с подходом «Равный обучает равного» должен подготовить ребят из числа мотивированных подростков и молодых людей. Он систематически обучает, осуществляет информационно-методическую и организационную поддержку.
Обучение в соответствии с подходом «Равный обучает равного» носит дополняющий характер и может осуществляться в рамках образовательных программ и проектов, реализуемых в учреждениях образования.

Пояснительная записка


Цель программы: создание условий для развития у подростков качеств личности, способствующих успешной социализации в жизни, общая подготовка подростков для работы по первичной профилактике асоциальных проявлений в детско- подростковой среде.
Задачи программы:
1. Сформировать альтернативную группу общения для подростков.
2. Содействовать развитию самосознания, эмоциональной грамотности.
3. Научить проводить анализ последствий асоциального поведения и
познакомить со способами социально-приемлемого поведения.
4. Обучить навыкам ассертивного поведения.
5. Содействовать формированию у подростков мотивации на обучение,
личностное развитие.
6. Сформировать позитивное отношения к здоровому образу жизни.
7. Обучить методике построения социально-психологического тренинга для последующей первичной профилактики девиантного поведения подростков .

Ожидаемые результаты:
Предметные:
1. Научить распознавать асоциальное поведение людей.
2. Овладеть основами решения конфликтных ситуаций.
3. Сформировать позитивное мышление в сторону здорового образа
жизни.
4. Овладеть понятиями «эмоциональный интеллект», «самопознание»,
«рефлексия», «асоциальность», «само-разрушающее поведение», «экология выражения чувств» и др.

Личностные:
1.Уметь правильно ставить личные жизненные приоритеты.
2.Уметь находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять.
3.Владеть навыками самоорганизации и самоконтроля.
4. Воспитание морально-этических и волевых качеств.
5.Умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях.
6.Умение оказывать помощь нуждающимся.
7.Дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении
поставленных целей.
8.Приобрести навыки ассертивного поведения.

Методы и формы работы, используемые в программе:
В программе «Обучение на равных» применяются методы и формы работы, используемые по правилам построения социально-психологических тренингов.
Занятия включают в себя: упражнения-разминки (носят игровой характер, выполняющие функцию разогрева и создания эмоционально-комфортной среды в группе), мозговой штурм (участники находят максимальное количество идей или вариантов решения задачи), ролевые игры (позволяют примерить на себя новые роли и развить коммуникативные и другие навыки), получение и дача обратной связи (что позволяет ведущему и самим участникам отследить динамику продвижения к заданной цели курса), арт – терапевтические и телесно ориентированные упражнения (для распознавания, проживания и выражения своих чувств, состояния, развития эмоционального интеллекта), рефлексия в конце занятия (для формирования навыка самоанализа и профилактики обесценивания своих результатов), обсуждение интересующих вопросов участников по результатам обратной связи (с соблюдением конфиденциальности) и другие методы работы.
Упражнения, техники, ролевые игры, должны способствовать выполнению поставленных задач программы.
На занятиях будут использоваться как формы групповой работы – в малых группах, так и индивидуальные упражнения. Отличительной особенностью программы «Обучение на равных» является также интегрированная, комплексная, системная работа по блокам: информационно-просветительский, психологопедагогический, культурно-эстетический, спортивно-оздоровительный, юридический.

2. Описание содержания программы
Категория участников: подростки, учащиеся
общеобразовательной школы.

Количество участников программы: от 10 до 20 человек в группе.
Количество групп: 1 группа.
Продолжительность: 36 занятий продолжительностью 1 часа каждое.


 

Содержание профилактической программы «Обучение на равных»

Наименование темы

Количество часов

Вид контроля/ наименование контроля

всего

теория

практика

 

Волонтер-инструктор равного обучения «Первые шаги».

 

Занятие 1

Основы деятельности Волонтеров –инструкторов Равного обучения.
 

 

1

 

Подведение итогов встречи.

 

Занятие 2

Волонтёр-инструктор: базовые компетенции
и модель поведения...

 

1

 

Подведение итогов встречи, заключительная мотивационная игра «Я уникален!»

 

Занятие 3

Мы начинаем тренинг. Интерактивные формы и методы в тренерской работе..

 

1

 

Подведение итогов встречи: метод «Рефлексивная

мишень»

 

Занятие 4

Тренер и группа: «трудные» участники и скрытые противоречия.

 

1

 

Подведение итогов встречи, работа с рефлексивными карточками волонтёров-инструкторов, написание мотивационных писем «Я – волонтёр, а это значит…»

 

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ

 

Занятие 1

Эмоции и чувства

 

1

1

Подведение итогов встречи: упражнение «Нарисуй свою эмоцию»; упражнение на снятие эмоционального напряжения

 

Занятие 2

«STOP, напряжение!»: профилактика стрессовых состояний

 

1

1

Подведение итогов встречи: рефлексивное

упражнение «Дерево-яблоня»; релаксационное упражнение на снятие эмоционального напряжения «Горная вершина»

 

Занятие 3

«Чужой» среди своих: профилактика подросткового буллинга.

 

1

1

Коллективная рефлексия: упражнение «Логическая цепочка»; работа над позитивными установками: упражнение «Зато…»; оценка ожиданий

 

Занятие 4

Идентичность и семейные ценности .

 

1

1

Подведение итогов встречи: упражнение «Неоконченное предложение»; вручение буклетов и листовок с дополнительной полезной информацией

 

ОБЩЕНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО

 

Занятие 1


ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ

 

1

1

Подведение итогов встречи, рефлексивное упражнение «Моё внимание другим»

 

Занятие 2
КОНФЛИКТ И БЕСКОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

1

1

Индивидуальное тестирование «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»; подведение итогов встречи: упражнение

 

Занятие 3
УЧИМСЯ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ

 

1

1

Подведение итогов встречи: упражнение «Одно слово»; упражнение на закрепление навыков сотрудничества «Переход со стулом»

 

Занятие 4

ЛИДЕРЫ И ЛИДЕРСТВО

 

1

1

Рефлексивное упражнение «Ключевое слово», подведение итогов: оценка ожиданий, снятие психоэмоционального напряжения
через упражнение «Тропический ливень»

 

ЗДОРОВЬЕ

 

Занятие 1

Здоровье – ценность и ресурс.

 

1

1

Подведение итогов встречи, рефлексивное упражнение «Моё внимание другим»

 

Занятие 2

Рациональное питание – путь к здоровью

 

1

1

Индивидуальное тестирование «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»; подведение итогов встречи: упражнение.

 

Занятие 3

Здоровье и ответственное
поведение

 

1

1

Подведение итогов встречи: рефлексивное упражнение «Если…, значит…»; вручение участницам буклетов и листовок с дополнительной полезной информацией.

 

Занятие 4

Профилактика

инфекций среди детей.

 

 

1

1

Подведение итогов встречи: рефлексивное упражнение «Корзина, чемодан, рюкзак»

 

ПРИВЫЧКИ И ЗАВИСИМОСТЬ

 

Занятие 1

Профилактика употребления и зависимости
от психоактивных веществ

 

 

1

1

Подведение итогов с помощью рефлексивныхвопросов; коллективная рефлексия: метод «Кардиограмма»; релаксационноеупражнение «Так чихает слон»)

 

Занятие 2

В паутине социальных сетей

 

1

1

Подведение итогов: приём «Неоконченное предложение»; полезные рекомендации от тренера

 

Занятие 3

Мобильный телефон: привычка и потребность.

 

1

1

Подведение итогов: переосмысление участниками

позиции, высказанной вначале встречи «Мобильный телефон – привычка или потребность?»; итоговая рефлексия: приём «Неоконченное предложение»)

 

Занятие 4

Групповое давление и умение говорить «нет»

 

1

1

Подведение итогов с помощью рефлексивных вопросов; релаксационное упражнение «Аплодисменты»)

 

Итоговое занятие

 

 

1

Подведение итогов встречи и рефлексия состоявшегося взаимодействия.

 

Итого 36 часов

 

 

 

 



 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ


Проективная методика «Дерево» (Д. Лампен)
Участникам выдается бланк без нумерации человечков. Бланк с нумерацией
для ведущего – последующей обработки.
Инструкция дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы
видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное
настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер
и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше
человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь

возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели

бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться». Бывает так, что некоторые

дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. В этом случае не

следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек

был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих

выборов может быть достаточно информативным. Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя

из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка

отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними

различия. Интерпретация разработана с учетом опыта практического

применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за

поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы

с ребенком. Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают, как позицию

«человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней

человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

t1705235460aa.pngt1705235460ab.png


 


 


 


 

Приложение 2


 

Методика для изучения социализированности личности учащегося

Методика М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной

адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности

учащихся. Основополагающим методом исследования является

тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет.

Исследование проводит педагог-психолог 2 раза в год с учащимися групп и

классов нового набора школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования

предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп,

мастеров производственного обучения, социального педагога, классных

руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных

заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования).

Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и

обработки данных исследования

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности,

автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20

суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей

шкале:

4 — всегда;

3 — почти всегда;

2 — иногда;

1 — очень редко;

О — никогда.

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.


 

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не

согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо

изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения

ставится оценка.

t1705235460ac.png


 

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной

адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой

строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на

основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной

активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей

гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой

строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно

констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он

больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития

социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно

предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий

уровень социальной адаптированности.


 

Приложение 3

t1705235460ad.png


 

Приложение 4


Тест.
Ф.И. _____________________________________________________________
1. Хотели бы вы заниматься волонтерской деятельностью?
2. Как Вы думаете, почему люди становятся волонтерами?
А. чтобы удовлетворить потребность в общении/ потребность быть нужным Б.
чтобы иметь возможность поделиться своим опытом
В. чтобы расширить свои ресурсные возможности (поездки, новые связи,
материальные ценности)

3. Как Вы считаете, какими чувствами руководствуется человек,
решивший стать волонтером?
А. чувством жалости
Б. чувством ответственности
В. чувством любопытством
Г. скукой
Напишите свой вариант

4. Что бы привлекло Вас в волонтерском движении?
А. публичное признание заслуг перед обществом с привлечением прессы
Б. благодарственное письмо или личная благодарность от известного человека В.
вручение грамоты или знака отличия
Г. наем на работу по результатам деятельности в волонтерском движении Д.
возможность получения материального вознаграждения
Е. возможность перспектив (поездка, обучение на семинаре и т.д.)

5. С Вашей точки зрения, на что в первую очередь необходимо обратить
внимание в рекламе волонтёрства?
А. на поддержку и уважительное отношение к волонтерской работе
Б. на обеспечение социальными благами (организация питания,
транспортировки волонтеров к месту работы)
В. на допуск до ресурсов и материальное обеспечение (возможность пользоваться
компьютером/Интернетом, канцелярскими принадлежностями и т.д.)
Г. на возможность обучения (специальные курсы и тренинги)

6. По Вашему мнению, на что должна опираться реклама волонтёрского
движения?
А. на привлечение внимания потенциального волонтёра
Б. на информацию о возможных перспективах после волонтерской работы В. на
акцентировании ответственности перед обществом
Г. на чувство жалости к нуждающимся в помощи и поддержке Д. на
заинтересованности в новом опыте

7. Оцените себя по шкале от 1 до 10 по следующим качествам:

В. Участвовать в организационной работе (подготовка и проведение
мероприятий, праздников)
Г. Делиться профессиональными навыками
Д. Ваши Варианты:

9. Какие виды деятельности Вы предпочитаете:
А. связанные непосредственно с людьми (в том числе с незнакомыми) Б. не
связанные с общением
В. коллективную деятельность (в группе с другими людьми –
единомышленниками) Д. индивидуальную деятельность (делать что-то самому)
Е. все равно


 

Приложение 5


Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению
«Кто говорит?»
Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие.
Дети стоят в полукруге. Один ребенок — в центре, спиной к остальным. Дети
задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к
задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал,
занимает его место.
«Угадай, кто это?»
Цель: развитие внимания, наблюдательности.
Упражнение выполняется в парах. Один ребенок (по договоренности) закрывает
глаза, второй — меняется местом с ребенком из другой пары. Первый на ощупь
определяет, кто к нему подошел, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с
закрытыми глазами определить нового партнера.
«Пожелание»
Цель: воспитание интереса к партнеру по общению.
Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.),
высказывают друг другу пожелания.
Например: «Желаю тебе хорошо настроения» «Всегда будь таким же смелым
(добрым, красивым…), как сейчас» и т.д.
«Комплименты»
Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему
комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося


 

Приложение 6


Игры на развитие навыков невербального общения
«Как говорят части тела»
Цель: учить невербальными способам общения. Воспитатель дает ребенку
разные задания. Покажи:
— как говорят плечи «Я не знаю»;
— как говорит палец «Иди сюда»;
— как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;
— как говорит голова «Да» и «Нет»;
— как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания». Остальные
дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
«Зоопарк»
Цель: развитие невербальных способов общения.
Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба.
Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди
каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру
поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
«Сделай подарок»
Цель: знакомство детей невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных
движений. Отгадавший получает этот предмет «в подарок». Затем ведущий
предлагает детям сделать подарок друг для друга.
«День наступает — все оживает. Ночь наступает — все замирает»
Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают


 

Список видеолекций для дистанционного обучения :
При проведении занятий в дистанционном формате используются
обучающие материалы Всероссийского добровольческого портала «Добро.
ру».
1. Добро.Университет -

mpaign=promo&utm_content=headerservices ;

3. Pro bono (интеллектуальное) волонтёрство.








https://edu.dobro.ru /?utm_source=dobroru&utm_medium=organic&utm_ca 2. Как стать зооволонтёром? https://edu.dobro.ru/courses/88 / ; https://edu.dobro.ru/courses/110 / ; 4. Инклюзивное волонтёрство https://edu.dobro.ru/courses/84 / ; 5. Эффективные коммуникации https://edu.dobro.ru/courses/75 /; 6. Событийное добровольчество https://edu.dobro.ru/courses/85 / ; 7. Социальное добровольчество https://edu.dobro.ru/courses/30 / ; 8. Культурное добровольчество https://edu.dobro.ru/courses/24 / ; 9. Патриотическое волонтёрство https://edu.dobro.ru/courses/96 / ; 10. Медицинское волонтёрство https://edu.dobro.ru/courses/23 /; 11.Экологическое волонтёрство https://edu.dobro.ru/courses/103 / .


 

2.4. Список литературы
Для педагога:
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.
Инновационные проекты системной поддержки молодежного
добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.
Практико-ориентированные методы психологической подготовки
добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
4. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г.
Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
5. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца.
Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012
6. Валеренко А. А. Волонтерство как дополнительный стимул в
получении знаний при реализации программ СПО / А. А. Валеренко //
Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч.
конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца,
2015
7. Волохов А.В., Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы
деятельности волонтеров. М., 2011
8. «Волонтерство: мода или потребность?» // Интернет- журнал «Лицей»

9. Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам. СПб, 2011
10.Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
11.Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы
волонтеров. М., 2001 www.gazeta-licey.ru/content/view/104 /



 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.