Лингвистический турнир, посвящённый Международному дню грамотности, «Быть грамотным – быть успешным»

10
0
Материал опубликован 13 July 2022

 Кузьменок Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми

образовательными потребностями г. Смоленска»


 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР,

ПОСВЯЩЁННЫЙ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ГРАМОТНОСТИ,

«БЫТЬ ГРАМОТНЫМ – БЫТЬ УСПЕШНЫМ»

ДЛЯ 5 – 7 КЛАССОВ

Аннотация: предлагаемый сценарий внеклассного мероприятия направлен на создание условий для речевого общения глухих и слабослышащих обучающихся в процессе практической деятельности, а также условий для развития их познавательной активности. Форма проведения мероприятия способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся с ОВЗ. Задания для турнира подобраны таким образом, чтобы они способствовали повышению уровня осмысления лексических и грамматических единиц.

Цель мероприятия: познакомить обучающихся с праздником – Международным днём распространения грамотности, способствовать пониманию значения данного праздника.

Задачи:

1.Углубить и расширить знания обучающихся по русскому языку.

2.Развивать познавательный интерес обучающихся.

3.Создать условия для повышения мотивации к изучению русского языка.

4.Повысить уровень осмысления лексических и грамматических единиц.

5.Формировать коммуникативные умения и навыки обучающихся.

6.Развивать эмоциональную сферу, мышление, словесно-логическую память, устойчивость внимания.

7.Воспитывать любовь и уважение к родному языку, развивать стремление к повышению собственной грамотности.

Оборудование:

магнитная доска, экран, проектор, презентация Power Point, карточки с разрезными пословицами, распечатанные задания для конкурсов 3, 4, 5,6.

Ход мероприятия

1.Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на мероприятии, посвящённом Международному дню распространения грамотности, который отмечается ежегодно 8 сентября.

Все вы изучаете русский язык и другие предметы, стараетесь больше читать, грамотно писать, пополнять свои знания. Скажите, а что же такое грамотность и какого человека мы называем грамотным?

(Ответы обучающихся)

Верно. Грамотность — это владение человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Раньше грамотным считали человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В настоящее время понятие «грамотный» означает не только способность писать согласно нормам грамматики и правописания, но и уметь составлять тексты и анализировать прочитанное, обладать знаниями в какой-либо области.

Нам с вами трудно представить, что есть люди, которые не умеют читать и писать. Однако в современном мире таких людей немало: более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Каждый пятый житель Земли старше 15 лет не умеет читать и писать. Ведь только около 50-ти стран обеспечивают общий доступ к начальному образованию. Особенно остро стоит проблема неграмотности в тех странах, где ведутся войны, часто возникают гражданские беспорядки, а также в странах «третьего мира».

С целью распространения и повышения грамотности среди населения Земли в 1966 году ЮНЕСКО был объявлен всемирный праздник ― Международный день грамотности (8 сентября).

Мы отмечаем этот день для того, чтобы привлечь внимание людей к борьбе с неграмотностью и объединить усилия различных международных организаций по распространению образования во всем мире.

В этот день в разных странах мира здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей (деятелей культуры, спортсменов, актёров и т.д.), читающих книги, газеты и журналы.

В России в День грамотности проводится акция «Тотальный диктант», в которой может принять участие любой желающий, чтобы проверить свой уровень грамотности. На улицах, около библиотек активисты распространяют листовки с описанием элементарных правил русского языка, раздают бесплатно книги и брошюры. В школах и других учебных заведениях проводятся викторины, олимпиады, конкурсы не только по русскому языку, но и по другим предметам, ведь грамотность — это не только умение правильно писать и читать, но и целый набор знаний из разных научных областей, который помогает человеку добиваться успеха в жизни.

В нашей школе тоже сложилась традиция проводить мероприятия, посвященные Дню распространения грамотности. Предлагаю вам принять участие в лингвистическом турнире «Быть грамотным – быть успешным».

2. Обучающимся предлагается создать 2 команды и придумать для них названия. Состав команд должен быть таким, чтобы в каждой было поровну разновозрастных обучающихся.

Представляется жюри, которое состоит из обучающихся старших классов и учителей.

1 конкурс – «Какая буква заблудилась?»

Задание зачитывается ведущим и выводится на экран (презентация Power Point). Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

День рождения у Светы –

Мы варили ей конфеты.

                           (дарили)

Любили мальчики мечтать –

Матрасами хотели стать!

                           (матросами)

Учитель в школе вёл урок –

В руках учителя – мешок.

                           (мелок)

Видишь, вилки за кустом,

Убегай, зайчонок, в дом!

                            (волки)

В понедельник в магазине

Папа брил большую дыню.

                            (брал)

Предупредила мама строго:

«Когтей у этой рыбы много».

                            (костей)

Скоро расцветут пионы –

Видел я на них батоны.

                            (бутоны)

Чтоб не опоздать на тренировку,

Полежать нам надо, слышишь, Вовка!

                            (побежать)

2 конкурс – «Собери пословицу»

Командам раздаются карточки двух цветов. Необходимо составить пословицы о грамотности и знаниях из двух частей (из карточек двух цветов). Задание выполняется командами на магнитных досках. За каждую правильно составленную пословицу команда получает 1 балл.

Будешь книги читать –

будешь много знать.

Грамоте учиться –

всегда пригодится.

Выбирай книгу,

как выбираешь друга.

Золото добывают из земли,

а знания из книг.

Кто грамоте горазд,

тому не пропасть.

Не тот грамотен, кто читать умеет,

а тот, кто слушает да разумеет.

Ложка нужна, чтобы суп хлебать,

а грамота — чтобы знания черпать.

3 конкурс – «Сколько в тексте букв Ы?»

Задание распечатано для каждой команды. Оценивается правильность и быстрота выполнения.

Ц…плёнок в ц…рке выступал,

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц…клее раз…зжал,

И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал

Морковь и огурц… .

И только одного не знал,

Где и, а где же ы. 

                                А. Курляндский

(2 буквы Ы)

4 конкурс – «Говорите правильно!»

Задание распечатано для каждой команды. Необходимо выбрать слова, в которых правильно расставлены ударения, обвести эти слова в овал.

ЗвОнишь или звонИшь

катАлог или каталОг

жАлюзи или жалюзИ

красИвее или красивЕе

дОговор или договОр

тОрты или тортЫ

5 конкурс – «Лесенка из слов»

Как известно, у образованного человека богатый словарный запас. Проверить ваш словарный запас поможет следующий конкурс. Командам предлагается вспомнить и написать как можно больше слов на одну букву. (Задание распечатано для каждой команды). 

О

 

 

 

О

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

6 конкурс – «Исправь ошибки».

В письме неграмотного ученика допущено много ошибок. Ребятам предлагается побыть в роли учителей и исправить все ошибки. Оценивается правильность и быстрота выполнения задания. За каждую найденную ошибку команда получает 1 балл.

Здраствуй, Оля!

Пишу тебе письмо из диревни. Я сдесь правожу время очень хорошо. Погода стоит прикрастная! Каждый день мы с подрушкой ходим на речьку загарать и купатся.

По вечирам мы любим поседеть на берегу с удочькой.

Преезжай и ты к нам по скорей!

7 конкурс – «Открытка другу»

Командам предлагается подписать открытку другу, поздравить его с началом каникул. В этом задании оценивается правильность и оригинальность составленного текста-поздравления. Задание оценивается в 2 балла.

После выполнения задания команды зачитывают составленные поздравления, представляют подписанные открытки жюри.

3. Слово предоставляется жюри. Подведение итогов, объявление победителей.

4. Рефлексия. Заключительное слово учителя.

- Ребята! Вам понравился наш турнир? Какое настроение, какие эмоции у вас возникли в ходе мероприятия? Поднимите карточку с тем «смайликом», который наиболее точно передаёт ваши эмоции и настроение.

- Все вы сегодня отлично справились с заданиями и убедились в том, что знания очень важны в жизни человека, что быть грамотным – значит быть успешным.

Источники

  1. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс / Т.Г. Рик // М.: ВАКО, 2014. – 128 с.
  2. Занимательные материалы по русскому языку. 6 класс / Сост. Н.Ф. Штейнле // Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 96 с.
  3. Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. Словарик школьника / О.Д. Ушакова // СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. – 96 с.
  4. Синицына И.Ю. Буква-озорница. Выпуск 2 / И.Ю. Синицына // М.: Баллас, 2016. – 32 с.
  5. https://klchas.znanio.ru/klassnyi-chas/7/ (дата обращения 07.09.2021)
  6. https://b1.cooksy.ru/articles/pravilo-v-suffikse-prilagatelnogo-posle-ts/(дата обращения 13.07.2022)


Какая буква заблудилась?
PPTX / 26.87 Мб


 


 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.