Лингвистический турнир, посвящённый Международному дню грамотности, «Быть грамотным – быть успешным»
Кузьменок Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми
образовательными потребностями г. Смоленска»
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР,
ПОСВЯЩЁННЫЙ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ГРАМОТНОСТИ,
«БЫТЬ ГРАМОТНЫМ – БЫТЬ УСПЕШНЫМ»
ДЛЯ 5 – 7 КЛАССОВ
Аннотация: предлагаемый сценарий внеклассного мероприятия направлен на создание условий для речевого общения глухих и слабослышащих обучающихся в процессе практической деятельности, а также условий для развития их познавательной активности. Форма проведения мероприятия способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся с ОВЗ. Задания для турнира подобраны таким образом, чтобы они способствовали повышению уровня осмысления лексических и грамматических единиц.
Цель мероприятия: познакомить обучающихся с праздником – Международным днём распространения грамотности, способствовать пониманию значения данного праздника.
Задачи:
1.Углубить и расширить знания обучающихся по русскому языку.
2.Развивать познавательный интерес обучающихся.
3.Создать условия для повышения мотивации к изучению русского языка.
4.Повысить уровень осмысления лексических и грамматических единиц.
5.Формировать коммуникативные умения и навыки обучающихся.
6.Развивать эмоциональную сферу, мышление, словесно-логическую память, устойчивость внимания.
7.Воспитывать любовь и уважение к родному языку, развивать стремление к повышению собственной грамотности.
Оборудование:
магнитная доска, экран, проектор, презентация Power Point, карточки с разрезными пословицами, распечатанные задания для конкурсов 3, 4, 5,6.
Ход мероприятия
1.Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на мероприятии, посвящённом Международному дню распространения грамотности, который отмечается ежегодно 8 сентября.
Все вы изучаете русский язык и другие предметы, стараетесь больше читать, грамотно писать, пополнять свои знания. Скажите, а что же такое грамотность и какого человека мы называем грамотным?
(Ответы обучающихся)
Верно. Грамотность — это владение человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Раньше грамотным считали человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В настоящее время понятие «грамотный» означает не только способность писать согласно нормам грамматики и правописания, но и уметь составлять тексты и анализировать прочитанное, обладать знаниями в какой-либо области.
Нам с вами трудно представить, что есть люди, которые не умеют читать и писать. Однако в современном мире таких людей немало: более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Каждый пятый житель Земли старше 15 лет не умеет читать и писать. Ведь только около 50-ти стран обеспечивают общий доступ к начальному образованию. Особенно остро стоит проблема неграмотности в тех странах, где ведутся войны, часто возникают гражданские беспорядки, а также в странах «третьего мира».
С целью распространения и повышения грамотности среди населения Земли в 1966 году ЮНЕСКО был объявлен всемирный праздник ― Международный день грамотности (8 сентября).
Мы отмечаем этот день для того, чтобы привлечь внимание людей к борьбе с неграмотностью и объединить усилия различных международных организаций по распространению образования во всем мире.
В этот день в разных странах мира здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей (деятелей культуры, спортсменов, актёров и т.д.), читающих книги, газеты и журналы.
В России в День грамотности проводится акция «Тотальный диктант», в которой может принять участие любой желающий, чтобы проверить свой уровень грамотности. На улицах, около библиотек активисты распространяют листовки с описанием элементарных правил русского языка, раздают бесплатно книги и брошюры. В школах и других учебных заведениях проводятся викторины, олимпиады, конкурсы не только по русскому языку, но и по другим предметам, ведь грамотность — это не только умение правильно писать и читать, но и целый набор знаний из разных научных областей, который помогает человеку добиваться успеха в жизни.
В нашей школе тоже сложилась традиция проводить мероприятия, посвященные Дню распространения грамотности. Предлагаю вам принять участие в лингвистическом турнире «Быть грамотным – быть успешным».
2. Обучающимся предлагается создать 2 команды и придумать для них названия. Состав команд должен быть таким, чтобы в каждой было поровну разновозрастных обучающихся.
Представляется жюри, которое состоит из обучающихся старших классов и учителей.
1 конкурс – «Какая буква заблудилась?»
Задание зачитывается ведущим и выводится на экран (презентация Power Point). Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
День рождения у Светы –
Мы варили ей конфеты.
(дарили)
Любили мальчики мечтать –
Матрасами хотели стать!
(матросами)
Учитель в школе вёл урок –
В руках учителя – мешок.
(мелок)
Видишь, вилки за кустом,
Убегай, зайчонок, в дом!
(волки)
В понедельник в магазине
Папа брил большую дыню.
(брал)
Предупредила мама строго:
«Когтей у этой рыбы много».
(костей)
Скоро расцветут пионы –
Видел я на них батоны.
(бутоны)
Чтоб не опоздать на тренировку,
Полежать нам надо, слышишь, Вовка!
(побежать)
2 конкурс – «Собери пословицу»
Командам раздаются карточки двух цветов. Необходимо составить пословицы о грамотности и знаниях из двух частей (из карточек двух цветов). Задание выполняется командами на магнитных досках. За каждую правильно составленную пословицу команда получает 1 балл.
Будешь книги читать – |
будешь много знать. |
Грамоте учиться – |
всегда пригодится. |
Выбирай книгу, |
как выбираешь друга. |
Золото добывают из земли, |
а знания из книг. |
Кто грамоте горазд, |
тому не пропасть. |
Не тот грамотен, кто читать умеет, |
а тот, кто слушает да разумеет. |
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, |
а грамота — чтобы знания черпать. |
3 конкурс – «Сколько в тексте букв Ы?»
Задание распечатано для каждой команды. Оценивается правильность и быстрота выполнения.
Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…клее раз…зжал,
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц… .
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.
А. Курляндский
(2 буквы Ы)
4 конкурс – «Говорите правильно!»
Задание распечатано для каждой команды. Необходимо выбрать слова, в которых правильно расставлены ударения, обвести эти слова в овал.
ЗвОнишь или звонИшь
катАлог или каталОг
жАлюзи или жалюзИ
красИвее или красивЕе
дОговор или договОр
тОрты или тортЫ
5 конкурс – «Лесенка из слов»
Как известно, у образованного человека богатый словарный запас. Проверить ваш словарный запас поможет следующий конкурс. Командам предлагается вспомнить и написать как можно больше слов на одну букву. (Задание распечатано для каждой команды).
О |
|
|
|
|||||||||
О |
|
|
|
|
||||||||
О |
|
|
|
|
|
|||||||
О |
|
|
|
|
|
|
||||||
О |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
О |
|
|
|
|
|
|
|
6 конкурс – «Исправь ошибки».
В письме неграмотного ученика допущено много ошибок. Ребятам предлагается побыть в роли учителей и исправить все ошибки. Оценивается правильность и быстрота выполнения задания. За каждую найденную ошибку команда получает 1 балл.
Здраствуй, Оля!
Пишу тебе письмо из диревни. Я сдесь правожу время очень хорошо. Погода стоит прикрастная! Каждый день мы с подрушкой ходим на речьку загарать и купатся.
По вечирам мы любим поседеть на берегу с удочькой.
Преезжай и ты к нам по скорей!
7 конкурс – «Открытка другу»
Командам предлагается подписать открытку другу, поздравить его с началом каникул. В этом задании оценивается правильность и оригинальность составленного текста-поздравления. Задание оценивается в 2 балла.
После выполнения задания команды зачитывают составленные поздравления, представляют подписанные открытки жюри.
3. Слово предоставляется жюри. Подведение итогов, объявление победителей.
4. Рефлексия. Заключительное слово учителя.
- Ребята! Вам понравился наш турнир? Какое настроение, какие эмоции у вас возникли в ходе мероприятия? Поднимите карточку с тем «смайликом», который наиболее точно передаёт ваши эмоции и настроение.
- Все вы сегодня отлично справились с заданиями и убедились в том, что знания очень важны в жизни человека, что быть грамотным – значит быть успешным.
Источники
- Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс / Т.Г. Рик // М.: ВАКО, 2014. – 128 с.
- Занимательные материалы по русскому языку. 6 класс / Сост. Н.Ф. Штейнле // Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 96 с.
- Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. Словарик школьника / О.Д. Ушакова // СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. – 96 с.
- Синицына И.Ю. Буква-озорница. Выпуск 2 / И.Ю. Синицына // М.: Баллас, 2016. – 32 с.
- https://klchas.znanio.ru/klassnyi-chas/7/ (дата обращения 07.09.2021)
- https://b1.cooksy.ru/articles/pravilo-v-suffikse-prilagatelnogo-posle-ts/(дата обращения 13.07.2022)
Какая буква заблудилась?
PPTX / 26.87 Мб