Лингвостилистические средства создания художественного образа

0
0
Материал опубликован 20 June 2022 в группе

Лингвостилистические средства создания художественного образа


Аннотация: Проблема создания художественного образа в произведении и лингвистические методы его реализации привлекают внимание отечественных и зарубежных лингвистов. Эта проблема отражается в языковой системе, прежде всего в лексике. В то же время изучение лексических единиц имеет особое значение при лингвостилистическом анализе текста художественного произведения. В статье рассматривается понятие «художественный образ», его особенности, а также лингвистические средства, связанные с созданием образов.


Ключевые слова: образ, художественный образ, характеристики образа, лингвистические средства создания художественного образа.


Образ в произведении часто создается путем описания внешнего вида и характеристик персонажей. При этом в состав обычно входят: портрет, сюжеты, биография и характеристики персонажей, их повадки и манеры. Как правило, при создании художественного образа авторы уделяют особое внимание проблеме «подачи» читателям. Художественный образ должен быть выразительным и ярким, чтобы легко отпечататься в памяти читателя. Поэтому для создания образов в произведении искусства используются различные лингвистические средства, причем наиболее распространены тропы и фигуры.

Данная тема находит отражение в научных трудах отечественных авторов, которые исследуют лингвостилистические особенности художественного образа (О.А. Мальцева), критерии ценности художественного образа (А.С. Демин), а также очерки по стилистике (И.Р.Гальперин).

Впервые термин «художественный образ» использовал А.А. Потребня [6, с. 114]. В настоящее время существует много определений художественного образа.

Так, Е.Б. Борисова художественный образ определяет как - «фрагмент, обладающий самостоятельной жизнью и содержанием, который создается автором с помощью богатства языка» [1, с. 25].

В работе А.Е. Ефимова - «Образная речь художественного произведения» рассматривается как художественный образ - это «образ персонажей литературного произведения» [2, с. 93].

При создании художественного образа используются наиболее распространенные языковые средства, такие тропы, как: эпитет, сравнение, метафора, гипербола, литота, градация, олицетворение. Эпитет помогает выразить отношение автора к описываемому объекту или явлению. Каждое сравнение создает образ, в котором читатель может уловить часть замысла автора. Метафоры помогают создать полную «картину мира» произведения. Такие тропы, как литота и гипербола, позволяют автору произведения постепенно выражать характер персонажа, а градация позволяет описать мельчайшие изменения эмоционального состояния и поведения персонажей.

По словам М.И. Котовича, различные тропы могут усиливать экспрессию, взаимодействуя друг с другом [3, с.65] Например, в словесном портрете эпитет, сравнение и метафора часто появляются в единстве: эпитет и сравнение могут быть метафорическими, а метафора может быть определена как неявное сравнение.

Выбор лексики играет ключевую роль в создании образов персонажей. Важным источником информации о персонаже являются вторичные единицы номинации - тропы.

По мнению И. Р. Гальперина, «эпитет - это выражение, подчеркивающее качество, особенность описываемого явления, которое оформляется в виде атрибутивных слов и словосочетаний, характеризующих это явление. Этот эпитет всегда субъективен, он всегда имеет эмоциональное значение или эмоциональный оттенок».

Эпитет - одно из наиболее часто используемых языковых средств. Корни этого термина уходят глубоко в историю - «эпитет» - один из старейших филологических терминов, предназначенных для описания выразительных средств речи. Удивительно и то, что значение термина не претерпело особого изменения значения: даже древние мастера риторики имели в виду выразительное определение эпитета, характеризующего предмет или явление.

Таким образом, понятие «образ» понимается в основном как художественный образ, который трактуется как образ персонажа литературного произведения и характеризуется сильной авторской принципиальностью, индивидуальностью, выразительностью и многогранностью. Основная характеристика образа - лингвистическая составляющая, то есть языковая среда, с помощью которой они созданы.


Литература

Борисова Е. Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2009. № 35 (173). С. 20–26.

Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. М., 1959. 448 с.

Котович М. И. Языковые средства создания персонажа в художественном произведении // Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов IX Междунар. науч. практ. конф. 2015. С.64–68

Маслова В. А. Лингвокультурология / В. А. Маслова. М.: Академия, 2011 - 208 с.

Опарина Е. О. Языковой образ в коммуникации: Сб. науч. Трудов / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания. М., 2017. 152 с.

Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976. 614 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.