12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пшенецкая Наталья Сергеевна268
Стаж - 30 лет. Окончила РГПИ, работаю в МБОУ Задонской СОШ.
Россия, Ростовская обл., х. Победа, Азовский район
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»
7

Урок «Художественная деталь как средство создания образов помещиков и элемент художественного стиля Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души»»

Технологическая карта урока

1. ФИО – Пшенецкая Наталья Сергеевна.

2. Место работы – МБОУ Задонская СОШ Азовского района.

3. Предмет – литература

4. Класс – 9

5. Базовый учебник – Литература. 9 кл. В 2ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2007.

6. Тип урока: комбинированный.

7. Методы: самостоятельная групповая работа, беседа по самостоятельно прочитанному тексту с элементами исследовательской работы, творческое осмысление полученной информации, выразительное чтение.

Тема

Художественная деталь как средство создания образов помещиков и элемент художественного стиля Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души». (4-5 урок, 2 часа)

Цель

На основе анализа фрагментов поэмы прийти к выводу о роли детали как средства создания образа и типизации социальных явлений. Или Создать условия для понимания уч-ся роли худ-й детали как средства создания образа и типизации социальных явлений.

Задачи

- обучающие:

научить находить художественные детали, определять их функции; сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, определять принципы типизации социальных явлений.

- развивающие:

развивать навыки характеристики образов, приобщить учащихся к исследовательской работе и творческому осмыслению полученных наблюдений;

формировать исследовательские навыки работы над текстом, внимание к авторскому слову;

развивать монологическую речь.

- воспитательные:

воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения и взаимодействия в группе;

воспитывать интерес к творчеству Н.В. Гоголя.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать, что такое художественная деталь, её функции;

- уметь находить в тексте художественные детали, определять их функцию; выявлять мастерство писателя; характеризовать героя; составлять монологическое высказывание.

Личностные: через образы, созданные Н.В. Гоголем, прийти к пониманию, что мешает развитию общества; уметь работать в группе, быть лидером и подчинённым.

Метапредметные: научить сопоставлять факты, обобщать, делать выводы; формировать исследовательские навыки.

Основные понятия

Система персонажей, художественная деталь, градация, портрет, интерьер, речь героя.

Межпредметные связи

Иллюстрации

Ресурсы

Тексты поэмы, компьютер, проектор, экран, презентация.

Форма работы уч-ся

Групповая работа, анализ художественных текстов, в т.ч. сравнительный анализ, обработка информации.

Технология

------------ элементы технологии сотрудничества


 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

 

Деятельность учителя

Цели, задачи, методы, приёмы, принципы, способы обучения.

Деятельность учеников

Время

Формирование УУД

1

1.

2

Вхождение в тему урока и создания условий для осознанного восприятия нового текста.

3

Приветствие, проверка готовности к уроку, оформление записи числа, темы в тетради. Организация внимания учащихся, подготовка и настрой на учебную деятельность.

- Давайте вспомним прошлый урок. Мы начали рассматривать поэму Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Я надеюсь, что прочитанные дома главы заинтересовали вас, заинтриговали и что с этого момента вы будете почитателями таланта писателя.

Думаю, что вам будет интересно заглянуть в мастерскую Гоголя и понять, как можно создавать такие запоминающиеся образы. Вспомним 1 главу.

- Кто является главным героем в 1 главе?

- Что вы можете сказать об этом персонаже?

- С какой целью он приехал в город?

- Что он узнавал о помещиках?

- Куда собирается поехать во второй главе и почему?

Отвлечёмся немного от «Мёртвых душ» и привнесём в наш урок лирическое отступление, ведь в поэме Гоголя тоже много этих внесюжетных элементов. Скажите, случалось ли с вами: человека знали недолго, а он вам запомнился. Почему это происходило? Давайте вспомним, как другим авторам удаётся сделать персонаж запоминающимся.

- Что, кроме портрета, говорит о силе Герасима?

- Что особенного примечает Лермонтов в портрете Печорина?

- С помощью чего Салтыков-Щедрин характеризует мужика в сказке «Повесть о том…»?

- Что мы запомнили о полковнике, как отце Вареньки, из рассказа «После бала» Л.Н. Толстого?

Как называется значимая подробность, являющаяся средством худ-й хар-ки и несущая в худ-м тексте важную смысловую нагрузку? Давайте проведём параллель с поэмой Гоголя и попробуем сформулировать тему урока. Какие цели вы поставите перед собою, чтобы увидеть, как Гоголь пользуется этим приёмом.

4

Основные содержатель

ные линии – изучение историко-литературного процесса, закрепление теории лит-ры.

Формы работы – фронтальный опрос.

Методы – словесные.

Приёмы – устный опрос.

Цель для учителя – создать условия для осознанного восприятия текста; для уч-ся – научиться формулировать цели для своей работы.

Задача для учителя – помочь уч-ся вспомнить литер-е понятие и его роль; для уч-ся - вспомнить, в каких произведениях авторы использовали худ-е детали для раскрытия образа.

5

Оформляют записи в тетради.

Отвечают на вопросы.

- Была у этого человека какая-то яркая черта.

Формулируют тему урока и цели.

6

10 мин.

7

Регулятивные УУД (простановка и формулирование цели), познаватель

ные УУД (установле

ние аналогий)

1

2.

2

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

3 Чтобы добиться намеченной цели, давайте обратимся к главам 2-6 и посмотрим, как Гоголь с помощью худ-х деталей показывает индивидуальные и типические черты помещиков и изобличает социальное явление.

Предлагаю уч-ся распределиться на 5 групп для дальнейшей сам-й работы (группы распределяются по любому принципу). На дом вам было задание охарактеризовать образы помещиков по определённому плану. Но в группах вы будете характеризовать не отдельного помещика, а сопоставлять ту или иную деталь в описании каждого помещика (по плану).

4

Формы работы – создание групп.

Методы – практические.

Приёмы – принцип свободы выбора.

Цель для учителя – подготовить уч-ся к освоению нового материала; для уч-ся – планирование деятельности.

Задача для учителя – организовать деятельность уч-ся; для уч-ся – организовать 5 групп и определиться каждой группе с заданием.

5

Класс делится на группы (5 групп). Каждая группа характеризует, анализирует и делает вывод о том, как деталь показывает индивидуальность героя или его типичность.

План характеристики образа помещиков:

1.Описание деревни и помещичьей усадьбы.

2.Интерьер дома.

3.Диалог Чичикова с помещиком.

4. Портрет помещика.

5.Заключение сделки (купля-продажа мертвых душ).

1 группа находит худ-е детали, с помощью которых автор описывает деревню и помещичью усадьбу каждого помещика.

2 группа находит худ-е детали, с помощью которых автор рисует интерьер дома.

3 группа находит худ-е детали, с помощью которых автор передаёт диалог Чичикова с помещиком.

4 группа находит худ-е детали, с помощью которых автор изображает портрет помещика.

5 группа находит худ-е детали, с помощью которых автор рассказывает о заключении сделки (купля-продажа мертвых душ).

Каждая группа определяет функцию той или иной детали.

6

5 мин.

7

Личностные УУД (ориентация в социальных ролях и межличност

ных отношениях), регулятивные УУД (планирование последователь

ности деятельности, прогнозирова

ние результатов).

1

3.

2

Практикум.

3

 

Помогает учащимся определить круг чтения и найти

худ-е детали.

Физминутка.

Какова функция худ-й детали?

4

Основные содержатель

ные линии – изучение худ-го произведения.

Формы – работа в группах.

Методы – наглядные, проблемно-поисковый, творческое чтение.

Приёмы – принцип открытости, деятельности, сопоставления, сравнения.

Цель для учителя – контроль деят-ти уч-ся; для уч-ся - определить круг чтения. Задача для уч-ся - найти в тексте худ-е детали, характеризую

щие помещиков; для учителя - приобщить учащихся к исследователь

ской работе и творческому осмыслению полученных наблюдений.

5

Продуктивная деятельность в группах. Заполняют таблицу «Яркие детали образов помещиков».

герои

Манилов

Коробочка

Ноздрёв

Собакевич

Плюшкин

яр

кие детали

         

1 группа.

Деревня Манилова.

Цитаты: от слов «Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением»… до слов «Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес».

Деревня Коробочки.

Цитаты: от слов «Подошедши к окну, он начал рассматривать бывшие перед ним виды…»… до слов «Да у ней деревушка не маленькая…».

Деревня Ноздрёва.

Цитаты: от слов «Ноздрёв, возвратившись, повёл гостей осматривать всё, что ни было у него на деревне…» до слов «Прошедши порядочное расстояние, увидели, точно, границу, состоявшую из деревянного столбика и узенького рва».

Деревня Собакевича.

Цитаты: от слов «Деревня показалась ему довольно велика…» до слов «Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке».

Деревня Плюшкина.

Цитаты: от слов «Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях…» до слов «Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты…».

2 группа.

Манилов. Чтение фрагментов: «В доме его чего-нибудь вечно недоставало…» и «Комната была, точно, не без приятности…».

Коробочка. Чтение фрагментов: «Чичиков кинул вскользь два взгляда…» и «Окинувши взглядом комнату…».

Ноздрёв. Чтение фрагмента: «Ноздрёв повёл их в свой кабинет…».

Собакевич. Чтение фрагментов: «Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины.» и «Чичиков ещё раз окинул комнату…».

Плюшкин. Чтение фрагмента: «Он вступил в тёмные широкие сени…».

3 группа.

Фрагменты диалогов героев.

4 группа.

Манилов. Чтение фрагмента: от «Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова» до «Но всё это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо».

Коробочка. Чтение фрагмента: от «Минуту спустя вошла хозяйка…» до «Чичиков извинился, что побеспокоил неожиданным приездом».

Ноздрёв. Чтение фрагмента: от «…как вошёл чернявый его товарищ… Лицо Ноздрёва, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю» до «Ноздрёв долго ещё не выведется из мира».

Собакевич. Чтение фрагмента: от «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича…» до «Вошед в гостиную, Собакевич показал на кресла…».

Плюшкин. Чтение фрагмента: от «У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру… Пока он рассматривал всё странное убранство…» до «А ведь было время…».

5 группа.

Манилов. Чтение фрагмента: от «Но позвольте прежде одну просьбу…» до «Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души…».

Коробочка. Чтение фрагмента: от «Нет, матушка, другого рода товарец…» до «Нет, матушка, не обижу…».

Ноздрёв. Чтение фрагмента: от «А! чтоб не позабыть: у меня к тебе просьба» до «Чёрта лысого получишь…».

Собакевич. Чтение фрагмента: от «Я хотел было поговорить с вами об одном дельце» до «Ну, нечего с вами делать, извольте!».

Плюшкин. Чтение фрагмента: от «Скажите! и много выморила?» до «Спрятавши деньги, Плюшкин сел в кресла…».

На данном этапе ребята должны прийти к выводу: худ-я деталь необходима для индивидуализации, создания яркого, неповторимого образа.

6

25 мин.

7

Коммун-е УУД (извлекать информацию из различных источников, умение слушать и слышать друг друга, интегрировать

ся в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и с ними, и с взрослыми),

регулятивные УУД (контролиро

вать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности), познаватель

ные УУД (применение методов инф-го поиска), коммун-е (речевая деят-ть – чтение, говорение, слушание)

1

4.

2

Проверка полученных результатов.

3

 

Корректирует ответы учащихся, помогает сделать выводы.

Демонстрирует иллюстрации.

Как бы вы теперь ответили на вопрос: для чего нужна худ-я деталь?

 

4

Основные содержатель

ные линии – развитие речи.

Формы – устные ответы.

Методы – исследовательские (анализ, вывод), развития речи.

Приёмы – принцип открытости, принцип обратной связи.

Цель для учителя – создание условий для сопоставитель

ного анализа худ-х деталей с целью выяснения их роли в создании образов

помещиков; для уч-ся – научиться строить монологичес

кое высказывание на основе анализа эпизода. Задача для уч-ся - раскрыть основные функции детали в создании художественного образа, развивать навыки характеристики образов.

Задача для учителя - коррекция выводов учащихся.

5

Монологическое высказывание учащихся, сопоставительная характеристика, вывод о роли детали как худ-го средства (как худ-е детали помогают характеризовать образ того или иного помещика и типизируют социальное явление).

1 группа.

Вывод: описание деревни является неотъемлемой частью создания образа. Ещё не встречаясь с помещиком, мы можем судить о нём по описанию деревни.

Бесхозяйственность Манилова открывается до знакомства с героем. Гоголь иронически обыгрывает название деревни. Серость, скудость, неопрятность всего, что окружает Манилова, как тень ложится на него самого, характеризует героя.

Коробочка хозяйственная (обилие псов говорит о том, что помещица заботится о сохранности своего состояния), прекрасно разбирается в хозяйстве, бережлива, но сбережения в мешочках без пользы.

Во всём видна бесхозяйственность, хорошо у Ноздрёва живётся лишь псам.

Собакевич – расчётливый хозяин, прижимистый кулак, вокруг всё прочно, добротно, надёжно, всё в изобилии. Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика.

В хозяйстве у Плюшкина полнейший застой и загнивание, крайняя ветхость и заплесневелость во всём.

2 группа.

Вывод: интерьер отражает характер героя, подчёркивает его, помогает ярче представить образ помещика.

Описание интерьера дома Манилова подчёркивает неопределённость образа, бесхозяйственность, пустую мечтательность.

Коробочка не сильно заботилась об обстановке в доме, всё было старенькое, но в полной сохранности, и даже старые вещи хранились долго.

Описание подчёркивает безалаберность Ноздрёва, то, что он лгун и сумасброд.

Вещь несёт отпечаток характера человека. Неодушевлённый предмет у Гоголя помогает понять образ Собакевича.

В доме Плюшкина темно, пыльно, на Чичикова подуло холодом, как из погреба. Во всём беспорядок, заметная деталь – остановившиеся часы: в доме у Плюшкина умерло время, остановилась жизнь. Описание комнаты помогает понять скаредность героя, его никчёмность. Дом сравнивается с замком. Ирония автора – рыцарские времена прошли.

3 группа.

Вывод: диалог – один из приёмов характеристики образа.

Манилов. Употребляет слова с суффиксами превосходной степени и с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обо всех прекрасного мнения. Чичиков подстать Манилову: ведёт себя деликатно. Он во всём умел «найтиться».

Коробочка. Речь Коробочки близка к крестьянскому говору. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Это так называемый «разговор глухих». Чичиков не выбирает выражений при разговоре с Коробочкой, горячится. Она печётся только о выгоде. В ходе диалога Чичиков называет её «дубинноголовой». Тупость хозяйки показана многократными повторениями Чичиковым словосочетаний: «ну, теперь ясно?», «понимаете?», «понимаете ли вы это?», «понимаете ли?», «Да не найдешь слов с вами!»). Чтение диалога по ролям.

Ноздрёв. Речь Ноздрёва переполнена ругательствами, словами картёжного лексикона, бесцеремонными выражениями. С Чичиковым он сразу на «ты». Их диалог – это диалог двух мошенников, которые хотят объегорить друг друга.

Собакевич. Обо всех высказывается недружелюбно, грубо, всех разоблачает. Немногословен. Чичиков не спорит с Собакевичем о чиновниках, прекращает разговор.

Плюшкин. В разговоре с крепостными груб, подозрителен, сварлив. С Чичиковым сначала недоброжелателен, отказывает ему в еде, и лошадь отказывается покормить, но потом, когда узнаёт, что Чичиков заплатит ему деньги за умерших крестьян, становится добрее, готов даже чаем напоить.

4 группа.

Вывод: в ходе наблюдений учащиеся приходят к мысли, что составной частью гоголевского портретного рисунка, связывающего внешность героя с духовным обликом в одно целое, являются позы, жесты, движения, мимика, одежда. Именно с помощью этого писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывая через индивидуальные черты героя подлинную социальную сущность.

Манилов. Наблюдая над текстом, делаем вывод, что тема сахара и сладости превращается в назойливый мотив, сопутствующий Манилову почти неотступно. Гоголь нарочито преследует читателя упоминаниями о сладком, успешно добиваясь того, чтобы сладость эта вызывала отвращение. Почему Манилов все время сладко улыбается? Да потому что вечная улыбка – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему. Такие люди лишены способности испытывать гнев, скорбь, страх, настоящую человеческую радость. И своей характеристикой Гоголь выносит Манилову приговор: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь дальше; а если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». Манилов фантазирует о строительстве мостов и замков. Автор высмеивает стремление Манилова-отца возвысить себя и детей, давая им имена героев Древней Греции. На самом деле один сопливый, другой плачущий. Вывод автора: «Ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Никчёмный человек. «Небокоптитель».

Коробочка. Коробочка – типичный образ застойной крепостной помещицы. Автор не обращает внимания на лицо, глаза помещицы. Этим подчёркивается бездуховность человека. Коробочка хлебосольная и гостеприимная, но угощает Чичикова исключительно мучными блюдами (мясо дорого). Вывод автора: ядро характера – тупость и накопительство ради накопительства. По мнению Гоголя, таких, как Коробочка, много и среди государственных и почтенных людей.

Ноздрев. Несмотря на здоровый вид, мертвенность души Ноздрёва выдаёт тот факт, что он не развивается. Он «исторический» человек, игрок, кутила. Завсегдатай злачных мест, беспутный человек. Цель жизни – покутить. Отметим, что Гоголь использует такой прием, как саморазоблачение героя. Авторская характеристика Ноздрева состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, характерных эпизодах его жизни, манерах поведения в обществе. Каждая из этих зарисовок представляет сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера: пьяный разгул: « я один в продолжение обеда выпил семнадцать бутылок шампанского», страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые пошлые разговоры и т.д. Манилов и Ноздрев похожи: оба ведут бесцельный, праздный образ жизни, им присущи безалаберность и бесхозяйственность, слова расходятся с делом, для них нет никакого нравственного критерия. Мнение автора: Ноздрёва принимают все чиновники, его поведение воспринимается как должное, они не могут без таких, как Ноздрёв.

Собакевич. Вся жизнь Собакевича - жадное накопительство ради накопительства. Герой умён и практичен: он не разоряет мужиков, потому что это невыгодно ему самому. Он знает, что в этом мире все продается и покупается. Автор подчёркивает мертвенность героя. Чего требовала «душа» Собакевича? Только гастрономические требования, притом колоссальные. Вывод: «в этом теле совсем не было души». Автор подчёркивает «деревянную» сущность лица героя, ведь в лице более всего отражается душа человека.

Плюшкин. Отметим, что образ Плюшкина – воплощение полнейшего застоя и загнивания, крайней ветхости и заплесневелости. Внешность Плюшкина такова, что Чичиков, увидев его у церкви, не удержался бы и подал медный грош. Первое название Плюшкина – фигура, затем непонятно, кто это баба или мужик, потом - ключница. Важная деталь – маленькие глазки, как мыши. Сравнивается с юркостью и подозрительностью маленького зверька. Плюшкин – «прореха на человечестве».

Отношение Гоголя: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И это похоже на правду? Всё похоже на правду, все может статься с человеком!»

5 группа.

Вывод: несложно на Руси провернуть любую аферу, деньги решают всё. В этом сущность «небокоптителей».

Манилов. Во время разговора о покупке мёртвых душ сконфузился, смешался (даже трубку со рта выронил и сидел так несколько минут), подумал, что Чичиков шутит, потом заподозрил, что тот спятил. Манилов не понимает, что впутался в преступное дело. Аферист Чичиков убеждает его, и тот отдаёт «товар» даром, купчую Манилов предлагает взять на себя.

Коробочка. Не понимает значение сделки. Боится продешевить и быть обманутой, желает «примериться» к рыночным ценам. Стремится к накопительству, полагая, что «мёртвые души» в «хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». После долгих и грубых уговоров Коробочка соглашается продать «мёртвых душ».

Ноздрёв. Он сразу понял, что Чичиков затевает какую- то аферу. Чтение эпизода по ролям. Чичикову не удалось купить товар у Ноздрёва.

Собакевич. Готов продать что угодно, лишь бы с пользой. Товар показывает лицом, о каждом умершем рассказывает, взял задаток с Чичикова.

Плюшкин. Не понял мошенничества, сначала был в недоумении, но потом, когда услышал о том, что Чичиков даёт ему наличные за умерших крестьян, даже готов был напоить Чичикова чаем. Жадность затмила всё. Чичиков купил у него и умерших, и беглых.

Если уместно, можно посмотреть иллюстрации и сделать вывод: точно ли передали художники особенности каждого персонажа?

На данном этапе ребята должны прийти к выводу: худ-я деталь необходима для изображения типического явления – омертвение душ помещиков.

6

25 мин.

7

Коммуникативные УУД (владение видами речевой деятельности, перерабаты

вать, систематизировать ифр-ю и предъявлять её, строить продуктивное речевое взаимодейст

вие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деят-ти, осуществлять речевой контроль, умение аргументиро

вать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию),

регулятивные УУД (вносить необходимую коррекцию в процесс деят-ти), познаватель

ные УУД (выполнять логические операции); личностные УУД (сформирован

ность потребности в самовыраже

нии, самореализа

ции, социальное признание.

1

5.

2

Подведение итогов, домашнее задание.

3

Вернёмся к теме нашего урока, к задачам, которые мы перед собой ставили, и попробуем сделать вывод о её достижении (если уч-ся не смогут сам-но, то задать вопросы). Что такое худ-я деталь? Какова её функция в худ-м произведении? Уч-ся предлагается составить небольшой письменный ответ на вопрос: «Как Гоголь создаёт образ Манилова (других помещиков) и что высмеивает в характере помещика?»

А теперь давайте проверим, правда ли худ-я деталь делает образ ярким, запоминающимся, зримым. Посмотрите иллюстрации и угадайте героя.

Д/З:

- обязательный уровень (чтение гл.11);

- углублённый уровень (хар-ка образа Чичикова); - творческий

уровень (подготовиться к беседе «Чичиков – новый герой эпохи и антигерой».

4

Формы – письменные индивидуаль

ные ответы.

Методы – метод развития речи, дедуктивный.

Приёмы – принцип обратной связи. Цель для учителя – выяснить степень усвоения материала; для уч-ся – научиться строить текст-размышление на основе худ-го произведения.

Задача для уч-ся – создать письменное высказывание; для учителя – коррекция письменных высказываний.

5

Выводы:

Деталь – выразительная подробность, характерная черта, несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку; характеризует героя и определяет отношение читателя.

Деталь является средством обобщения, типизации.

Деталь – средство социальной характеристики персонажа.

Н.В. Гоголь использует данный приём, чтобы ярче показать образы помещиков-«небокоптителей», высказать отношение к этому социальному явлению.

Уч-ся письменно отвечают на вопрос.

Ребята угадывают героев.

6

15 мин.

7

Коммуник-е УУД (письмо), регулятивные (формул-ть деятельность в письменной форме), познават-е УУД (логические операции – обобщение)


Образы помещиков (иллюстрации)
PPTX / 2.76 Мб

Приложение к уроку. Таблица ярких деталей
DOCX / 14.72 Кб

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.