Урок «Художественная деталь как средство создания образов помещиков и элемент художественного стиля Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души»»
Технологическая карта урока
1. ФИО – Пшенецкая Наталья Сергеевна.
2. Место работы – МБОУ Задонская СОШ Азовского района.
3. Предмет – литература
4. Класс – 9
5. Базовый учебник – Литература. 9 кл. В 2ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2007.
6. Тип урока: комбинированный.
7. Методы: самостоятельная групповая работа, беседа по самостоятельно прочитанному тексту с элементами исследовательской работы, творческое осмысление полученной информации, выразительное чтение.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап
|
Деятельность учителя |
Цели, задачи, методы, приёмы, принципы, способы обучения. |
Деятельность учеников |
Время |
Формирование УУД |
||||||||||||||
1 1. |
2 Вхождение в тему урока и создания условий для осознанного восприятия нового текста. |
3 Приветствие, проверка готовности к уроку, оформление записи числа, темы в тетради. Организация внимания учащихся, подготовка и настрой на учебную деятельность. - Давайте вспомним прошлый урок. Мы начали рассматривать поэму Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Я надеюсь, что прочитанные дома главы заинтересовали вас, заинтриговали и что с этого момента вы будете почитателями таланта писателя. Думаю, что вам будет интересно заглянуть в мастерскую Гоголя и понять, как можно создавать такие запоминающиеся образы. Вспомним 1 главу. - Кто является главным героем в 1 главе? - Что вы можете сказать об этом персонаже? - С какой целью он приехал в город? - Что он узнавал о помещиках? - Куда собирается поехать во второй главе и почему? Отвлечёмся немного от «Мёртвых душ» и привнесём в наш урок лирическое отступление, ведь в поэме Гоголя тоже много этих внесюжетных элементов. Скажите, случалось ли с вами: человека знали недолго, а он вам запомнился. Почему это происходило? Давайте вспомним, как другим авторам удаётся сделать персонаж запоминающимся. - Что, кроме портрета, говорит о силе Герасима? - Что особенного примечает Лермонтов в портрете Печорина? - С помощью чего Салтыков-Щедрин характеризует мужика в сказке «Повесть о том…»? - Что мы запомнили о полковнике, как отце Вареньки, из рассказа «После бала» Л.Н. Толстого? Как называется значимая подробность, являющаяся средством худ-й хар-ки и несущая в худ-м тексте важную смысловую нагрузку? Давайте проведём параллель с поэмой Гоголя и попробуем сформулировать тему урока. Какие цели вы поставите перед собою, чтобы увидеть, как Гоголь пользуется этим приёмом. |
4 Основные содержатель ные линии – изучение историко-литературного процесса, закрепление теории лит-ры. Формы работы – фронтальный опрос. Методы – словесные. Приёмы – устный опрос. Цель для учителя – создать условия для осознанного восприятия текста; для уч-ся – научиться формулировать цели для своей работы. Задача для учителя – помочь уч-ся вспомнить литер-е понятие и его роль; для уч-ся - вспомнить, в каких произведениях авторы использовали худ-е детали для раскрытия образа. |
5 Оформляют записи в тетради. Отвечают на вопросы. - Была у этого человека какая-то яркая черта. Формулируют тему урока и цели. |
6 10 мин. |
7 Регулятивные УУД (простановка и формулирование цели), познаватель ные УУД (установле ние аналогий) |
||||||||||||||
1 2. |
2 Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. |
3 Чтобы добиться намеченной цели, давайте обратимся к главам 2-6 и посмотрим, как Гоголь с помощью худ-х деталей показывает индивидуальные и типические черты помещиков и изобличает социальное явление. Предлагаю уч-ся распределиться на 5 групп для дальнейшей сам-й работы (группы распределяются по любому принципу). На дом вам было задание охарактеризовать образы помещиков по определённому плану. Но в группах вы будете характеризовать не отдельного помещика, а сопоставлять ту или иную деталь в описании каждого помещика (по плану). |
4 Формы работы – создание групп. Методы – практические. Приёмы – принцип свободы выбора. Цель для учителя – подготовить уч-ся к освоению нового материала; для уч-ся – планирование деятельности. Задача для учителя – организовать деятельность уч-ся; для уч-ся – организовать 5 групп и определиться каждой группе с заданием. |
5 Класс делится на группы (5 групп). Каждая группа характеризует, анализирует и делает вывод о том, как деталь показывает индивидуальность героя или его типичность. План характеристики образа помещиков: 1.Описание деревни и помещичьей усадьбы. 2.Интерьер дома. 3.Диалог Чичикова с помещиком. 4. Портрет помещика. 5.Заключение сделки (купля-продажа мертвых душ). 1 группа находит худ-е детали, с помощью которых автор описывает деревню и помещичью усадьбу каждого помещика. 2 группа находит худ-е детали, с помощью которых автор рисует интерьер дома. 3 группа находит худ-е детали, с помощью которых автор передаёт диалог Чичикова с помещиком. 4 группа находит худ-е детали, с помощью которых автор изображает портрет помещика. 5 группа находит худ-е детали, с помощью которых автор рассказывает о заключении сделки (купля-продажа мертвых душ). Каждая группа определяет функцию той или иной детали. |
6 5 мин. |
7 Личностные УУД (ориентация в социальных ролях и межличност ных отношениях), регулятивные УУД (планирование последователь ности деятельности, прогнозирова ние результатов). |
||||||||||||||
1 3. |
2 Практикум. |
3
Помогает учащимся определить круг чтения и найти худ-е детали. Физминутка. Какова функция худ-й детали? |
4 Основные содержатель ные линии – изучение худ-го произведения. Формы – работа в группах. Методы – наглядные, проблемно-поисковый, творческое чтение. Приёмы – принцип открытости, деятельности, сопоставления, сравнения. Цель для учителя – контроль деят-ти уч-ся; для уч-ся - определить круг чтения. Задача для уч-ся - найти в тексте худ-е детали, характеризую щие помещиков; для учителя - приобщить учащихся к исследователь ской работе и творческому осмыслению полученных наблюдений. |
5 Продуктивная деятельность в группах. Заполняют таблицу «Яркие детали образов помещиков».
1 группа. Деревня Манилова. Цитаты: от слов «Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением»… до слов «Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес». Деревня Коробочки. Цитаты: от слов «Подошедши к окну, он начал рассматривать бывшие перед ним виды…»… до слов «Да у ней деревушка не маленькая…». Деревня Ноздрёва. Цитаты: от слов «Ноздрёв, возвратившись, повёл гостей осматривать всё, что ни было у него на деревне…» до слов «Прошедши порядочное расстояние, увидели, точно, границу, состоявшую из деревянного столбика и узенького рва». Деревня Собакевича. Цитаты: от слов «Деревня показалась ему довольно велика…» до слов «Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке». Деревня Плюшкина. Цитаты: от слов «Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях…» до слов «Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты…». 2 группа. Манилов. Чтение фрагментов: «В доме его чего-нибудь вечно недоставало…» и «Комната была, точно, не без приятности…». Коробочка. Чтение фрагментов: «Чичиков кинул вскользь два взгляда…» и «Окинувши взглядом комнату…». Ноздрёв. Чтение фрагмента: «Ноздрёв повёл их в свой кабинет…». Собакевич. Чтение фрагментов: «Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины.» и «Чичиков ещё раз окинул комнату…». Плюшкин. Чтение фрагмента: «Он вступил в тёмные широкие сени…». 3 группа. Фрагменты диалогов героев. 4 группа. Манилов. Чтение фрагмента: от «Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова» до «Но всё это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо». Коробочка. Чтение фрагмента: от «Минуту спустя вошла хозяйка…» до «Чичиков извинился, что побеспокоил неожиданным приездом». Ноздрёв. Чтение фрагмента: от «…как вошёл чернявый его товарищ… Лицо Ноздрёва, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю» до «Ноздрёв долго ещё не выведется из мира». Собакевич. Чтение фрагмента: от «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича…» до «Вошед в гостиную, Собакевич показал на кресла…». Плюшкин. Чтение фрагмента: от «У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру… Пока он рассматривал всё странное убранство…» до «А ведь было время…». 5 группа. Манилов. Чтение фрагмента: от «Но позвольте прежде одну просьбу…» до «Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души…». Коробочка. Чтение фрагмента: от «Нет, матушка, другого рода товарец…» до «Нет, матушка, не обижу…». Ноздрёв. Чтение фрагмента: от «А! чтоб не позабыть: у меня к тебе просьба» до «Чёрта лысого получишь…». Собакевич. Чтение фрагмента: от «Я хотел было поговорить с вами об одном дельце» до «Ну, нечего с вами делать, извольте!». Плюшкин. Чтение фрагмента: от «Скажите! и много выморила?» до «Спрятавши деньги, Плюшкин сел в кресла…». На данном этапе ребята должны прийти к выводу: худ-я деталь необходима для индивидуализации, создания яркого, неповторимого образа. |
6 25 мин. |
7 Коммун-е УУД (извлекать информацию из различных источников, умение слушать и слышать друг друга, интегрировать ся в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и с ними, и с взрослыми), регулятивные УУД (контролиро вать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности), познаватель ные УУД (применение методов инф-го поиска), коммун-е (речевая деят-ть – чтение, говорение, слушание) |
||||||||||||||
1 4. |
2 Проверка полученных результатов. |
3
Корректирует ответы учащихся, помогает сделать выводы. Демонстрирует иллюстрации. Как бы вы теперь ответили на вопрос: для чего нужна худ-я деталь?
|
4 Основные содержатель ные линии – развитие речи. Формы – устные ответы. Методы – исследовательские (анализ, вывод), развития речи. Приёмы – принцип открытости, принцип обратной связи. Цель для учителя – создание условий для сопоставитель ного анализа худ-х деталей с целью выяснения их роли в создании образов помещиков; для уч-ся – научиться строить монологичес кое высказывание на основе анализа эпизода. Задача для уч-ся - раскрыть основные функции детали в создании художественного образа, развивать навыки характеристики образов. Задача для учителя - коррекция выводов учащихся. |
5 Монологическое высказывание учащихся, сопоставительная характеристика, вывод о роли детали как худ-го средства (как худ-е детали помогают характеризовать образ того или иного помещика и типизируют социальное явление). 1 группа. Вывод: описание деревни является неотъемлемой частью создания образа. Ещё не встречаясь с помещиком, мы можем судить о нём по описанию деревни. Бесхозяйственность Манилова открывается до знакомства с героем. Гоголь иронически обыгрывает название деревни. Серость, скудость, неопрятность всего, что окружает Манилова, как тень ложится на него самого, характеризует героя. Коробочка хозяйственная (обилие псов говорит о том, что помещица заботится о сохранности своего состояния), прекрасно разбирается в хозяйстве, бережлива, но сбережения в мешочках без пользы. Во всём видна бесхозяйственность, хорошо у Ноздрёва живётся лишь псам. Собакевич – расчётливый хозяин, прижимистый кулак, вокруг всё прочно, добротно, надёжно, всё в изобилии. Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. В хозяйстве у Плюшкина полнейший застой и загнивание, крайняя ветхость и заплесневелость во всём. 2 группа. Вывод: интерьер отражает характер героя, подчёркивает его, помогает ярче представить образ помещика. Описание интерьера дома Манилова подчёркивает неопределённость образа, бесхозяйственность, пустую мечтательность. Коробочка не сильно заботилась об обстановке в доме, всё было старенькое, но в полной сохранности, и даже старые вещи хранились долго. Описание подчёркивает безалаберность Ноздрёва, то, что он лгун и сумасброд. Вещь несёт отпечаток характера человека. Неодушевлённый предмет у Гоголя помогает понять образ Собакевича. В доме Плюшкина темно, пыльно, на Чичикова подуло холодом, как из погреба. Во всём беспорядок, заметная деталь – остановившиеся часы: в доме у Плюшкина умерло время, остановилась жизнь. Описание комнаты помогает понять скаредность героя, его никчёмность. Дом сравнивается с замком. Ирония автора – рыцарские времена прошли. 3 группа. Вывод: диалог – один из приёмов характеристики образа. Манилов. Употребляет слова с суффиксами превосходной степени и с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обо всех прекрасного мнения. Чичиков подстать Манилову: ведёт себя деликатно. Он во всём умел «найтиться». Коробочка. Речь Коробочки близка к крестьянскому говору. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Это так называемый «разговор глухих». Чичиков не выбирает выражений при разговоре с Коробочкой, горячится. Она печётся только о выгоде. В ходе диалога Чичиков называет её «дубинноголовой». Тупость хозяйки показана многократными повторениями Чичиковым словосочетаний: «ну, теперь ясно?», «понимаете?», «понимаете ли вы это?», «понимаете ли?», «Да не найдешь слов с вами!»). Чтение диалога по ролям. Ноздрёв. Речь Ноздрёва переполнена ругательствами, словами картёжного лексикона, бесцеремонными выражениями. С Чичиковым он сразу на «ты». Их диалог – это диалог двух мошенников, которые хотят объегорить друг друга. Собакевич. Обо всех высказывается недружелюбно, грубо, всех разоблачает. Немногословен. Чичиков не спорит с Собакевичем о чиновниках, прекращает разговор. Плюшкин. В разговоре с крепостными груб, подозрителен, сварлив. С Чичиковым сначала недоброжелателен, отказывает ему в еде, и лошадь отказывается покормить, но потом, когда узнаёт, что Чичиков заплатит ему деньги за умерших крестьян, становится добрее, готов даже чаем напоить. 4 группа. Вывод: в ходе наблюдений учащиеся приходят к мысли, что составной частью гоголевского портретного рисунка, связывающего внешность героя с духовным обликом в одно целое, являются позы, жесты, движения, мимика, одежда. Именно с помощью этого писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывая через индивидуальные черты героя подлинную социальную сущность. Манилов. Наблюдая над текстом, делаем вывод, что тема сахара и сладости превращается в назойливый мотив, сопутствующий Манилову почти неотступно. Гоголь нарочито преследует читателя упоминаниями о сладком, успешно добиваясь того, чтобы сладость эта вызывала отвращение. Почему Манилов все время сладко улыбается? Да потому что вечная улыбка – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему. Такие люди лишены способности испытывать гнев, скорбь, страх, настоящую человеческую радость. И своей характеристикой Гоголь выносит Манилову приговор: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь дальше; а если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». Манилов фантазирует о строительстве мостов и замков. Автор высмеивает стремление Манилова-отца возвысить себя и детей, давая им имена героев Древней Греции. На самом деле один сопливый, другой плачущий. Вывод автора: «Ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Никчёмный человек. «Небокоптитель». Коробочка. Коробочка – типичный образ застойной крепостной помещицы. Автор не обращает внимания на лицо, глаза помещицы. Этим подчёркивается бездуховность человека. Коробочка хлебосольная и гостеприимная, но угощает Чичикова исключительно мучными блюдами (мясо дорого). Вывод автора: ядро характера – тупость и накопительство ради накопительства. По мнению Гоголя, таких, как Коробочка, много и среди государственных и почтенных людей. Ноздрев. Несмотря на здоровый вид, мертвенность души Ноздрёва выдаёт тот факт, что он не развивается. Он «исторический» человек, игрок, кутила. Завсегдатай злачных мест, беспутный человек. Цель жизни – покутить. Отметим, что Гоголь использует такой прием, как саморазоблачение героя. Авторская характеристика Ноздрева состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, характерных эпизодах его жизни, манерах поведения в обществе. Каждая из этих зарисовок представляет сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера: пьяный разгул: « я один в продолжение обеда выпил семнадцать бутылок шампанского», страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые пошлые разговоры и т.д. Манилов и Ноздрев похожи: оба ведут бесцельный, праздный образ жизни, им присущи безалаберность и бесхозяйственность, слова расходятся с делом, для них нет никакого нравственного критерия. Мнение автора: Ноздрёва принимают все чиновники, его поведение воспринимается как должное, они не могут без таких, как Ноздрёв. Собакевич. Вся жизнь Собакевича - жадное накопительство ради накопительства. Герой умён и практичен: он не разоряет мужиков, потому что это невыгодно ему самому. Он знает, что в этом мире все продается и покупается. Автор подчёркивает мертвенность героя. Чего требовала «душа» Собакевича? Только гастрономические требования, притом колоссальные. Вывод: «в этом теле совсем не было души». Автор подчёркивает «деревянную» сущность лица героя, ведь в лице более всего отражается душа человека. Плюшкин. Отметим, что образ Плюшкина – воплощение полнейшего застоя и загнивания, крайней ветхости и заплесневелости. Внешность Плюшкина такова, что Чичиков, увидев его у церкви, не удержался бы и подал медный грош. Первое название Плюшкина – фигура, затем непонятно, кто это баба или мужик, потом - ключница. Важная деталь – маленькие глазки, как мыши. Сравнивается с юркостью и подозрительностью маленького зверька. Плюшкин – «прореха на человечестве». Отношение Гоголя: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И это похоже на правду? Всё похоже на правду, все может статься с человеком!» 5 группа. Вывод: несложно на Руси провернуть любую аферу, деньги решают всё. В этом сущность «небокоптителей». Манилов. Во время разговора о покупке мёртвых душ сконфузился, смешался (даже трубку со рта выронил и сидел так несколько минут), подумал, что Чичиков шутит, потом заподозрил, что тот спятил. Манилов не понимает, что впутался в преступное дело. Аферист Чичиков убеждает его, и тот отдаёт «товар» даром, купчую Манилов предлагает взять на себя. Коробочка. Не понимает значение сделки. Боится продешевить и быть обманутой, желает «примериться» к рыночным ценам. Стремится к накопительству, полагая, что «мёртвые души» в «хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». После долгих и грубых уговоров Коробочка соглашается продать «мёртвых душ». Ноздрёв. Он сразу понял, что Чичиков затевает какую- то аферу. Чтение эпизода по ролям. Чичикову не удалось купить товар у Ноздрёва. Собакевич. Готов продать что угодно, лишь бы с пользой. Товар показывает лицом, о каждом умершем рассказывает, взял задаток с Чичикова. Плюшкин. Не понял мошенничества, сначала был в недоумении, но потом, когда услышал о том, что Чичиков даёт ему наличные за умерших крестьян, даже готов был напоить Чичикова чаем. Жадность затмила всё. Чичиков купил у него и умерших, и беглых. Если уместно, можно посмотреть иллюстрации и сделать вывод: точно ли передали художники особенности каждого персонажа? На данном этапе ребята должны прийти к выводу: худ-я деталь необходима для изображения типического явления – омертвение душ помещиков. |
6 25 мин. |
7 Коммуникативные УУД (владение видами речевой деятельности, перерабаты вать, систематизировать ифр-ю и предъявлять её, строить продуктивное речевое взаимодейст вие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деят-ти, осуществлять речевой контроль, умение аргументиро вать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию), регулятивные УУД (вносить необходимую коррекцию в процесс деят-ти), познаватель ные УУД (выполнять логические операции); личностные УУД (сформирован ность потребности в самовыраже нии, самореализа ции, социальное признание. |
||||||||||||||
1 5. |
2 Подведение итогов, домашнее задание. |
3 Вернёмся к теме нашего урока, к задачам, которые мы перед собой ставили, и попробуем сделать вывод о её достижении (если уч-ся не смогут сам-но, то задать вопросы). Что такое худ-я деталь? Какова её функция в худ-м произведении? Уч-ся предлагается составить небольшой письменный ответ на вопрос: «Как Гоголь создаёт образ Манилова (других помещиков) и что высмеивает в характере помещика?» А теперь давайте проверим, правда ли худ-я деталь делает образ ярким, запоминающимся, зримым. Посмотрите иллюстрации и угадайте героя. Д/З: - обязательный уровень (чтение гл.11); - углублённый уровень (хар-ка образа Чичикова); - творческий уровень (подготовиться к беседе «Чичиков – новый герой эпохи и антигерой». |
4 Формы – письменные индивидуаль ные ответы. Методы – метод развития речи, дедуктивный. Приёмы – принцип обратной связи. Цель для учителя – выяснить степень усвоения материала; для уч-ся – научиться строить текст-размышление на основе худ-го произведения. Задача для уч-ся – создать письменное высказывание; для учителя – коррекция письменных высказываний. |
5 Выводы: Деталь – выразительная подробность, характерная черта, несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку; характеризует героя и определяет отношение читателя. Деталь является средством обобщения, типизации. Деталь – средство социальной характеристики персонажа. Н.В. Гоголь использует данный приём, чтобы ярче показать образы помещиков-«небокоптителей», высказать отношение к этому социальному явлению. Уч-ся письменно отвечают на вопрос. Ребята угадывают героев. |
6 15 мин. |
7 Коммуник-е УУД (письмо), регулятивные (формул-ть деятельность в письменной форме), познават-е УУД (логические операции – обобщение) |
Образы помещиков (иллюстрации)
PPTX / 2.76 Мб
Приложение к уроку. Таблица ярких деталей
DOCX / 14.72 Кб