12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Федяева Татьяна Геннадьевна2671
"Любовь воспитывается любовью!" Шалва Амонашвили.
Россия, Амурская обл., Тында
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

Литературная гостиная на тему: « М.М Пришвин - певец природы»

(внеклассное мероприятие в 5 классе)

Цель:

 расширить кругозор лицеистов знакомством с жизненным и творческим путём М.М. Пришвина.

Задачи:

- услышать воспоминания писателя о своем детстве;

- выразительно прочесть стихи о природе;

- развивать эстетический вкус учащихся

- продолжить формировать навык работы в группах.

- активизировать умственную и творческую деятельность лицеистов.

Оформление:

компьютерная презентация, песни и стихи, художественное панно с видом русской природы, портрет М.М. Пришвина, выставка книг писателя, иллюстрации к произведениям, карта, таблички с названиями сборников писателя, записи с классической музыкой, плакат «Времена года», свечи.

Ход заседания литературной гостиной:

Звучит песня в исполнении Витаса «Осенний лист».

Слово учителя.

Мы начали заседание литературной гостиной с этой песни. Вы, наверное, согласитесь, что песня мелодична, изящна, красива. А ведь говорить сегодня мы будем именно о красоте: о красоте леса, о красоте поля русского, о красоте природы, о красоте души человеческой. Выразителем всего этого является писатель, путешественник, ученый, которому 5 февраля исполнилось 130 лет. Итак, гость литературной гостиной Михаил Михайлович Пришвин.

Звучит негромкая музыка, зажигаются свечи.

Максим Горький говорил: «Для меня ценнейший смысл работы Пришвина сводится к его поразительному умению создавать словами лицо его земли, живой облик его стары». А Василий Песков считает, что, «открывая его книги, мы идем по мосту между Природой и Человеком и пьём из родника радости».

( демонстрируются слайды с пейзажами русской природы)

С рассказами Пришвина вы познакомились, вероятно, еще до того, как научились читать; вы слышали их от мамы или в детском саду. Ну, кто из вас не знает «Лисичкин хлеб», или «Журку», или «Хромку». Однако, у Михаила Пришвина много других произведений, более глубоких. Он пишет о среднерусской и северной природе, об охотничьих собаках, о человеке в природе. Очевидно, вы хотите узнать побольше о самом авторе. Ну что ж… Родился Пришвин 130 лет тому назад, 5 февраля, а впрочем, давайте послушаем его самого.

На фоне видео с зарисовками природы

1 ученик: (от лица М. Пришвина)

« С самого детства я помню себя в природе. Моя родина – Орловская губерния, имение Хрущёво – самое прелестное место на земле. Отца своего почти не помню, он умер, когда мне было 7 лет. Хотя нет, припоминаю рисунок отца. «Елочки, какие-то странные зверьки и под ними подпись «Голубые бобры». Наверное, поэтому мне всю жизнь казалось, что я ищу чего-то необычного, например, сказочных голубых бобров. Еще помню крестьянина Гусека. Это был опытный охотник, знаток повадок птиц и животных, мечтающий поймать белого перепела…»

2 ученик:

«Много я исходил с ним по лесам, лугам, много услышал рассказов о природе. Родные меня называли Курымушкой, это от того, то я любил сидеть в дедовском кресле со странным названием «Курым». Тогда я стал грезить о путешествиях, в своем воображении отправлялся в различные части света. А однажды я со своими друзьями совершил настоящий побег в Азию…»

3 ученик:

«Азия манила меня: в ней было много неисследованных мест, а в них, наверное, водились небывалые голубые бобры. Но, увы, не удалось. Нас поймали полицейские, местная ребятня зло шутила: «Ну, вот поплыли в Азию, а приплыли в гимназию». Но, правда, когда я вырос, все равно объездил много мест. У меня даже был специально приспособленный для длительных поездок автомобиль, «дом на колесах», в котором я вместе с женой Валерией Дмитриевной путешествовал по разным местам».


 

4 ученик :

Мы составили карту путешествий писателя (показывает карту России). Орловская губерния (его родина), Ярославская, Костромская (а это места Некрасовского деда Мазая), Переяславль, Дальний Восток, Крайний Север. Именем писателя, создавшего «большой образ Родины» назван вулкан на Курильских островах и пик на Кавказе. А на реке Кубре красивую заводь с белыми лилиями называют «омут Пришвина».

5 ученик:

Путешествуя, Михаил Пришвин постоянно ведет дневник, в который заносит свои наблюдения за окружающей природой, жизнью, бытом, обычаями людей разных уголков России. (Показываем книгу М.М. Пришвина «Глаза земли», Дневник писателя). Жена писателя вспоминает, как однажды, благодаря дневниковой записи, открыла для себя удивительное явление: Бал на реке.

(показ слайдов с красотами природы, звучит спокойная музыка (медленный вальс)

6 ученик:

«Белые лилии раскинули широко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в желтом под музыку быстро текущей реки: волны под ними переливались на солнце, тоже, как музыка».

(2 пары учащихся танцуют медленный вальс)

7 ученик:

Пришвин поэтически воспринимает природу. Благодаря простому, точному, образному языку его произведений настроение писателя передается и нам. Результатом всех наблюдений Пришвина стали его произведения, объединенные общим названием «Родники Берендея», «За волшебным колобком», «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Лесная капель», «Охотничьи были», «Глаза земли», «Календарь природы» (показывает на таблички с названиями сборников, которые стоят на толах).

8 ученик:

Пришвин открыл едва уловимое для обычного глаза явление природы.

На фоне музыки дети читают наизусть прозу Пришвина.

Чтец 1 . «Березы».

Чтец 2. «Последние цветы».

Чтец 3. «Силач».

Чтец 4. «Запоздалый ручей».

9 ученик:

М. Пришвин в своем дневнике писал: «Коренной вопрос живописи - гармоническое сочетание человека и природы стал и моим коренным вопросом в моей литературной записи». Посмотрим на плакат. Здесь перечислены рассказы, наблюдения писателя о временах города. Плакат: М.М Пришвин. «Времена года».

Январь. «Зонтики».

Февраль. «Снег на ветвях».

Март. «Сверкающие дни», «Грачи прилетели».

Апрель. «Первые цветы», «Березы».

Май. «Открытие», «Капля росы».

Июнь. «Грачи», «живое дерево».

Июль. «Стога», «Летающие цветы».

Август. «Пришло время», «Туман».

Сентябрь. «Ветер», «Первые мороз».

Октябрь. «Последние грибы», «Светильники осени», «Осень улыбается».

Ноябрь. «Лесное зеркало», «Лесная колокольня».

Декабрь. «Живые капли».

10 ученик:

К рассказам Пришвина легко рисовать картинки. Давайте посмотрим, что получится у нас.

Ученицы показывают свои иллюстрации и читают рассказы Пришвина:

а) Зима «Деревья в лесу»;

б) Весна «Весенняя уборка»;

в) Лето «Солнечная опушка»;

11 ученик:

Произведения Пришвина любили и ценили русские писатели: Горький, Паустовский, Бианки. Многие называют Михаила Михайловича своим учителем. Ему посвящают очерки, критические статьи, рассказы. М.М. Пришвину посвятил свои стихи и простой моряк Дмитрий Тихонов.

Чтец:

«Памяти Пришвина».

Когда у полярного круга

Темно в снегопаде густом,

Беру я , как верного друга,

Волшебника Пришвина том.

И ветер, когда завывая,

Я слышу лесную капель…

Какое знакомое место:

В воде по полено кусты,

Роняют березы – невесты

На землю куски бересты.

Пускай озверело колотит

С борта штормовая волна-

Я вижу на тонком болоте

Ковер из кукушкина льна.

На дальний огонь деревушки

Иду не спеша через лес,

Где мачтовых сосен верхушки

Поднялись до самых небес…

Под призрачным небом чужбины

Пока мы не в нашем порту,

Земли нашей русской картина

Со мной, у меня на боту.

За силу великую эту,

Сокрытую в слове простом,

Вожу я по белому свету

Волшебника Пришвина том.

11 ученик: (викторина)

А какие книги, ребята, знаете и любите вы? ( ребята называют их) Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы их читали. Во многих произведениях Пришвина человеку-охотнику помогают собаки. Отгадайте, как их зовут (показывает ребусы с зашифрованными кличками собак: Ярик, Лада, Ромка, Джимми, Трубач, Травка, Жулька, Лимон, Кэт, Анчар.Почему сказку – быль М. Пришвин назвал «Кладовая солнца»?

12 ученик:

Не знаете? В своем дневнике М.М.Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. Все живое в природе поднимается от земли к солнцу: травы, деревья, животные – все растут. Так точно и человек, сливаясь с природой, тоже возвышается и растет. Вся природа содержится в душе человека».

13 ученик:

Пришвин закончил свою повесть-сказку за полгода до смерти, уже тяжело больной. Ему хотелось рассказать в ней о многом прекрасном, что довелось пережить и увидеть в течение долгой жизни. Любовь к природе, детям, собаке – все здесь есть. Давайте понаблюдаем за героями произведения.

(Инсценировка отрывка из произведения Пришвина «Кладовая солнца» (Митраша и Настя в лесу)

14 ученик:

Опровергая некогда установившееся представление о том, что Пришвин писал всю свою жизнь о природе, о погоде и ручейках, а не о человеке, необходимо помнить, однако, что два мира – природы и духовной жизни человека – в книгах Пришвина взаимодействуют на равных. Очеловечивание природы у этого писателя совершается потому, что контакт с ней человеку жизненно необходим: только постигнув тайну потрясающей природной гармонии, человек мог бы преодолеть свою тоску по утраченному раю и обрести его на земле.

Чтец:

М. Цуранов «Старик»

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И том о лесе рассказать

Как этот человек.

Зимой, вдали, за снежной мглой

Бывало слышал он,

Как колокольчик луговой

Роняет синий звон.

Порой в бору, что мхом оброс

Присядет на пенек, и верный спутник го – лес

Ложится возле ног.

Родник земель щедра краса

И светлый облик мил

Любите дом, любите лес,

Как Пришвин их любил.

В заключении звучит лирическая мелодия, на слайдах – мир природы…

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.