12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ермолова Светлана Андреевна42
Россия, Санкт-Петербург, Колпино












Литературная гостиная в подготовительной группе на тему

 «День памяти А.С Пушкина».


















Цель: продолжать  знакомить детей с творчеством А.С.Пушкина.

Программные задачи:

- учить детей выразительно читать наизусть стихотворения, передавая интонацией красоту зимней природы.

- продолжать учить чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворений,

- уточнить элементарные знания о биографии поэта

- продолжать учить изображать явления природы, описанные в стихотворении, передавать содержание, используя выразительные средства (композиция, цвет)

- воспитывать любовь к поэзии, живописи, родной природе.

Предварительная работа:

_ знакомство с биографией поэта

- заучивание стихотворений А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зима…Крестьянин, торжествуя…»

- беседы о приметах зимы

- рассматривание иллюстраций с изображением зимнего пейзажа

- слушание произведений из "Детского альбома" П.И.Чайковского.

Ход:

 Звучит музыка Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель". Воспитатель приглашает детей в зал. На экране портрет А.С.Пушкина. (СЛАЙД 1)

Воспитатель: Дети, сегодня мы посетим чудесную страну поэзии А.С.Пушкина. Мы поговорим о "зимних" стихах поэта, о его творчестве. Ведь стихи, сказки Александра Сергеевича встречают нас с вами в детстве и сопровождают в течение нашей жизни.

Но прежде давайте с вами вспомним его биографию, где он родился и вырос. 

                                                                  

  Родился А.С. Пушкин в Москве, он жил с родителями, но воспитанием его занималась бабушка Мария Алексеевна. Через всю свою жизнь пронес Александр Сергеевич нежную, трогательную любовь к своей бабушке:

                                                               

     Рядом с бабушкой Марией Алексеевной, лелеявшей детство Пушкина, оживает образ его чудесной няни. Дети а как ее зовут? - Арина Родионовна. Поэт очень любил ее, она была спутницей почти всю его жизнь. 

Бабушка, няня и сестра Ольга были самыми близкими людьми для А.С. Пушкина.

     Затем воспитатель обращает внимания на дом Пушкиных в селе Михайловское, Александр Сергеевич бывал здесь довольно часто и жил долгое время. Он очень любил русскую природу, ее красоту, ее богатство. Он наслаждался прогулками по тенистым аллеям, безбрежным полям. 

Именно здесь в Михайловском, он сочинил большинство своих стихов о природе.


Воспитатель: Чудесная осенняя пора в произведениях А. С. Пушкина наполнена красками. Каждая строчка передаёт красоту осени. 


Уж небо осенью дышало… (Читает Арина Замазнина)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.


     (Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором изображен зимний пейзаж) 

     Воспитатель: какое время года изображено на картине? 

     Дети: Зима.

     Воспитатель: Правильно, зима. Этому времени года Александр Сергеевич посвятил много стихов. Посмотрите на эту картину: черное небо, темные силуэты деревьев и густой, кружащийся снег. Настоящая снежная буря. 


Вот север, тучи нагоняя… (читает Матвей М.) 

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

 Воспитатель: Давайте послушаем еще одно стихотворение. Оно называется "Зимнее утро". Уже одно название пробуждает в нас совсем другие чувства. 


Зимнее утро (Читает София) 

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;


 В тот год осенняя погода (читает Матвей К.) 

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.


     А на следующей картине мы видим играющего мальчика. В каком стихотворении поэт с юмором отнесся к шалостям ребенка, проказам зимы?

Дети: в стихотворении, которое называется


 «Зима» (читает Георгий В.) 

Зима!... Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя, 

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке,

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки Жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.


Воспитатель: Также А. С. Пушкин очень изящно передавал через живую природу жизнь людей и их переживания. 


Птичка божия не знает (читает Лиза К.) 

Птичка божия не знает

Ни заботы, ни труда;

Хлопотливо не свивает

Долговечного гнезда;

В долгу ночь на ветке дремлет;

Солнце красное взойдет:

Птичка гласу бога внемлет,

Встрепенется и поет.

За весной, красой природы,

Лето знойное пройдет —

И туман и непогоды

Осень поздняя несет:

Людям скучно, людям горе;

Птичка в дальные страны,

В теплый край, за сине море

Улетает до весны.


Стрекотунья белобока… (читает Вика Щ.) 

Стрекотунья белобока,

Под калиткою моей

Скачет пестрая сорока

И пророчит мне гостей.

Колокольчик небывалый

У меня звенит в ушах,

На заре алой,

Серебрится снежный прах.

Воспитатель: а есть стихотворения в которых А. С. Пушкин рассказывает нам о своих переживаниях, предчувствиях.

Читает Анатолий П. 

«Что ты ржешь, мой конь ретивый,

Что ты шею опустил,

Не потряхиваешь гривой,

Не грызешь своих удил?

Али я тебя не холю?

Али ешь овса не вволю?

Али сбруя не красна?

Аль поводья не шелковы,

Не серебряны подковы,

Не злачены стремена?»

Отвечает конь печальный:

«Оттого я присмирел,

Что я слышу топот дальный,

Трубный звук и пенье стрел;

Оттого я ржу, что в поле

Уж не долго мне гулять,

Проживать в красе и в холе,

Светлой сбруей щеголять;

Что уж скоро враг суровый

Сбрую всю мою возьмет

И серебряны подковы

С легких ног моих сдерет;

Оттого мой дух и ноет,

Что наместо чепрака


Кожей он твоей покроет

Мне вспотевшие бока».

Это стихотворение написано в последние годы жизни А. С. Пушкина. Как будто он предвидел свою гибель. 

Воспитатель: А сейчас мы с вами окунемся в самые любимые нами произведения, это конечно же сказки. 

Игра «Узнай сказку по картинке»

В процессе дети читают стихи. 


Сказка о царе Салтане Читает Вика Х.) 

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, —

Говорит ее сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрыпела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.


«Здравствуй, красная девица, —

Говорит он, — будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха».

В сени вышел царь-отец.

Все пустились во дворец.


«У лукоморья дуб зелёный…» (читает Ангелина И.) 

У лукоморья дуб зелёный

Из поэмы "Руслан и Людмила"

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;


Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Воспитатель: на этих прекрасных словах мы с вами завершаем нашу литературу гостиную. 




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.