12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фуражева Лариса Валерьевна83
Россия, Иркутская обл., Усолье-Сибирское
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Иркутской области «Санаторная школа-интернат №4 г. Усолье-Сибирское»

                                         Разработка внеклассного мероприятия

Литературная гостиная

«Уроки нравственности»


                                                                 Выполнил: куратор проекта Фуражева Л.В.

                                                                 2015-2016г.

Цель: Создание условий для формирования у подрастающего поколения духовно-нравственных качеств личности через приобщение к художественной литературе и театрализованную деятельность.

Задачи:

Формирование положительно - личностных качеств обучающихся за счет усвоения эталонов поведения литературных персонажей.

Создание условий для развития, становления, творческого самовыражения внутреннего мира ребенка.

Формирование чувства ответственности за сохранение литературного наследия России.

Оборудование: сцена оформлена в виде гостиной, свечи, выставка книг.

Ход мероприятия:

1.Вступление.

Ведущий (учащийся в роли писателя):

Добрый день всем, кто посетил нашу литературную гостиную.

Сегодня вас ждёт удивительное путешествие в мир литературного творчества многочисленных произведений. 

Мы писатели напряженно ищем ответы на самые жгучие вопросы нашей жизни, что есть добро и правда, почему так много зла и жестокости, в чем высший долг человека. Путешествуя по страницам нашего нравственного мира, вы становитесь лучше и мудрее.

Катастрофа нашего времени в том, что мы часто не слышим друг друга, мы эмоционально глухи к чужим проблемам и бедам. Литература нравственно нас воспитывает, открывает нам глубины прекрасного, которое часто в повседневной жизни мы не замечаем. 

Эпиграфом к нашей встрече пусть будут слова:

 - Поговорим?

 - О чем?

 - О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Чего – то знаешь ты, а что - то мне известно.

 - Поговорим?

 - Поговорим. Вдруг будет интересно.

2.Основная часть.

Ведущий: Так вот, ребята, в литературе есть один жанр, который называется притча.

Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками. Её смысл – урок для всех людей. Притча часто используется с целью прямого наставления, поучения как некая премудрость.

Чему же учит притча, которую нам представят учащиеся 8А класса.

 (инсценировка притчи «Камни»)

Ведущий: Всему свое время! Важно делать сначала то, что необходимо выполнить в первую очередь, а потом — все остальное. Не нужно спешить и работать как попало. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем не останется уже места для более крупных камней. Так и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших свершений уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание на важное: находите время на своих родных и близких, следите за своим здоровьем. И у вас останется еще достаточно времени и сил для работы, для дома, для увлечений и всего остального.

И такие произведения, как притчи, помогают людям глубже понимать жизнь во всем ее многообразии, становиться лучше, добрее и умнее.

О чём же следующая притча, которую нам представят учащиеся 5А класса.

(инсценировка притчи «Веник»)

Ведущий: Только талантливый читатель способен раскрыть такое непрямое поучение: будьте дружными, не ссорьтесь, понимайте друг друга , в единстве – сила, где единение, там и победа.

Ребята, у меня есть для вас письмо от одной замечательной писательницы Валентины Осеевой. Послушайте его, пожалуйста.

“Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать”.

Сейчас учащиеся представят нам два рассказа Валентины Осеевой – 7Б рассказ «Лекарство» и 9А рассказ «Сыновья». Смотрите и учитесь думать.

(инсценировка двух рассказов)

Ведущий: Все герои взяты из жизни. Автор показывает детям их самих в отношениях с родителями, позволяет увидеть себя со стороны. Смысл этих рассказов как нельзя точно выражен в русских пословицах:

Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

О любви к маме говорят дела, а не слова.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

А какие жизненные уроки получил герой рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой», который нам представят учащиеся 7А класса?

Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны. Время было трудное, герой рассказа - сирота, жил с бабушкой.

(инсценировка рассказа)

Ведущий: Рассказ учит не поддаваться чужому влиянию, можно совершить плохой поступок, но, если совершил, признайся в содеянном, раскаяние приносит облегчение. Уже будучи пожилым человеком Виктор Астафьев писал: « Прошло много лет, а я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».

Раскаивается ли в своём поступке герой рассказа «Косточка» Льва Толстого?

   Тайна в этом рассказе живет,  

   Попробуй её разгадать,

   Лишь тот секрет рассказа найдёт,

   Кто сможет Ваню понять.

Приглашаю на сцену учащихся 5Б класса.

(инсценировка рассказа)

Ведущий: Секрет рассказа не только в том, что правду как ни прячь, она всё равно наружу выйдет, но и в том, что если есть совесть, есть и стыд и любую ошибку можно исправить.

Всем нам хочется, чтобы окружающие думали и говорили о нас хорошо. Но не всегда в глаза и за глаза говорят одно и то же. Учащиеся 6А класса представят нам басню «Две гусыни» , автора сказок, басен, песен и пьес для детей, педагога и изобретателя настольных игр, игрушек, обучающих методик и наборов для детского творчества Олеси Емельяновой.

(инсценировка басни)

Ведущий: Увы, на свете немало людей точь-в-точь похожих на героинь этой истории. Злословить за спиной очень некрасиво.

 В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком, уметь слышать других людей, думать не только о себе и своих потребностях, но и о других людях, их нуждах.  

Быть бесстрашными, сильными и благородными, способными ответить за свои поступки, а главное – любить свою Родину учит нас Аркадий Гайдар в своём произведении «Тимур и его команда», приглашаю на сцену учащихся 6В класса.

(инсценировка рассказа)

Ведущий:   Многим из вас хочется быть лидером в классе. Кто-то лидерство завоевывает командным голосом. Кто-то своей отзывчивостью, хорошей успеваемостью. Кто-то, наоборот, плохим поведением, силой (потому что все боятся его). А вот Тимур собрал вокруг себя много людей. В чем секрет его успеха? Он все делал не для себя, а ради других. Его уважали за смелость, честность, справедливость. 

Ребята, как вы думаете, кто или что может сделать человека счастливым? 

Об этом мы узнаем из стихотворения детского поэта Ирины

Токмаковой «Сказочка о счастье», которое нам представят учащиеся 8Б класса.   

(инсценировка стихотворения)

Ведущий:

В жизни по-разному можно жить – 
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать – 
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.  

А какой выбор сделает мальчик Митя из рассказа православного белорусского педагога и писателя Бориса Ганаго «Про Митю». На сцену приглашаются учащиеся 6Б класса.

  Митя был незлой мальчик, но уж очень любил драться и во время драки приходил в такую ярость, что мог бросить в товарища все, что находилось под рукой.

(инсценировка рассказа)

3.Подведение итогов.

Ведущий: Дорогие ребята!  Обязательно подумайте над тем, с кем дружите вы, представьте, как выглядят эти «друзья»: ваши поступки, ваше отношение к близким. Сделайте свой выбор. И от того, каким он будет, зависит ваша жизнь.   

Известный российский ученый Дмитрий Лихачев сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».

       «Не грусти. Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно», - Алиса в стране чудес.

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (1)

Ольга, 23.04.17 в 10:36 0Ответить Пожаловаться
Познавательная разработка! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.