Литературная игра по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс)

3
1
Материал опубликован 23 December 2015

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

8 класс

В «Капитанской дочке» все не только самая правда, но еще как бы лучше ее.

                                                                                                 Н.В.Гоголь

 

ЦЕЛЬ ИГРЫ: углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; развивать творческое мышление, внимание; расширять кругозор школьников; воспитывать интерес к чтению, к урокам литературы.

ХОД ИГРЫ:

Итак, мы закончили изучать последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась очередная притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин. И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.

Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

КОНКУРС: «ТЕКСТОВАЯ РАЗМИНКА»

Блиц-опрос:

1\. Имя отца Гринева? \Андрей Петрович\

2\. Имя графа, при котором служил Андрей Петрович? \Миних\

3\. Во сколько лет Петруша выучился грамоте? \на двенадцатом году\

4\. Имя гувернера-француза? \мосье Бопре\

5\. Кем был Бопре в своем отечестве? \парикмахером\

6\. Продолжите фразу: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?..» \Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии… да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.\

7\. Шаматон – это … \бездельник, шалопай\

8\. Продолжите: «В Марье Ивановне я нашел…» \благоразумную, чувствительную девушку\

9\. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» \пару серег\

10\. Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце … года» \1773 г.\

11\. Генерал Р. писал, что «убежавший из-под караула донской казак учинил непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра 3»? /Пугачев/

12. О ком: «Сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась»? \Пугачев\

Каждый правильный ответ оценивается по 0,5 балла.

3. КОНКУРС: «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ»

Командам в двух конвертах предлагаются вопросы:

1\. Можно ли «Капитанскую дочку» считать семейной хроникой? Почему?

2\. Можно ли «Капитанскую дочку» считать мемуарными записками? Почему?

Над выбранным вопросом ребята думают 3 минуты, аргументированно на них отвечают и получают 2 балла.

4. КОНКУРС: «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ»

Участникам предлагается отгадать, о ком идет речь, и охарактеризовать при помощи прилагательных. Каждое правильно названное прилагательное – 1 балл.

- «Трусиха… До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется»\Маша

- «воз не воз, дерево не дерево, а кажется что-то шевелится. Должно быть, или волк, или человек… Через две минуты мы поравнялись с человеком». /Пугачев/

5. КОНКУРС КАПИТАНСКИЙ

За 3 минуты записать в правильной последовательности названия всех глав повести. Одина верно названная глава – 0,5 балла.

\Сержант гвардии. Вожатый. Крепость. Поединок. Любовь. Пугачевщина. Приступ. Незваный гость. Разлука. Осада города. Мятежная слобода. Сирота. Арест. Суд. \

6.КОНКУРС: «УГАДАЙ-КА» \Проходит во время Капитанского\

Угадать, к какой главе относится эпиграф. Пояснить, почему Пушкин выбрал именно его. Каждый правильный ответ – 2 балла.

1\. Голова моя, головушка,

Голова полуживая!.. \глава 8 «Приступ»\

2\. Как у нашей у яблоньки

Ни верхушек нет, ни отросточек… \глава 12 «Сирота»\

3\. Мирская молва – мирская волна. \глава 14 «Суд»\

7. КОНКУРС: «ПО СЛЕДАМ АВТОРСКОГО ТЕКСТА»

Командам даются конверты с карточками-словами, из которых нужно будет как можно быстрее составить фрагмент текста из повести Пушкина.

Одна команда получает первую часть текста калмыцкой сказки, другая - вторую. Как только фрагмент будет восстановлен и прочитан, последует вопрос: «С какой целью Пушкин включил притчу в свое произведение?»

За быстро собранный текст 2 балла, правильный ответ – 3 балла.

«Однажды орел спрашивает у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? – Оттого, батюшка, - отвечал ему ворон, - что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону:

- Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»

8. КОНКУРС: «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

Каждая команда представляет пантомиму, поставленную по мотивам фрагмента повести А.С.Пушкина. Противники угадывают, какой эпизод инсценирован без слов. За постановку максимум 5 баллов, за угаданный ответ 1 балл.

В домашнее задание также входило придумать название команды, связанное с темой игры, изготовление опознавательного знака всей команды \эмблемы, флаг, вымпел или др.\

9. Подведение итогов игры. Жюри, состоящее из родителей, считает баллы, набранные участниками команд, определяет победителей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательный ресурс, Ольга Николаевна! Вопросы разного уровня сложности. так интереснее играть. Спасибо!

31 October 2022

Похожие публикации