Литературная игра по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс)
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
8 класс
В «Капитанской дочке» все не только самая правда, но еще как бы лучше ее.
Н.В.Гоголь
ЦЕЛЬ ИГРЫ: углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; развивать творческое мышление, внимание; расширять кругозор школьников; воспитывать интерес к чтению, к урокам литературы.
ХОД ИГРЫ:
Итак, мы закончили изучать последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась очередная притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин. И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.
Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
КОНКУРС: «ТЕКСТОВАЯ РАЗМИНКА»
Блиц-опрос:
1\. Имя отца Гринева? \Андрей Петрович\
2\. Имя графа, при котором служил Андрей Петрович? \Миних\
3\. Во сколько лет Петруша выучился грамоте? \на двенадцатом году\
4\. Имя гувернера-француза? \мосье Бопре\
5\. Кем был Бопре в своем отечестве? \парикмахером\
6\. Продолжите фразу: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?..» \Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии… да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.\
7\. Шаматон – это … \бездельник, шалопай\
8\. Продолжите: «В Марье Ивановне я нашел…» \благоразумную, чувствительную девушку\
9\. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» \пару серег\
10\. Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце … года» \1773 г.\
11\. Генерал Р. писал, что «убежавший из-под караула донской казак учинил непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра 3»? /Пугачев/
12. О ком: «Сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась»? \Пугачев\
Каждый правильный ответ оценивается по 0,5 балла.
3. КОНКУРС: «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ»
Командам в двух конвертах предлагаются вопросы:
1\. Можно ли «Капитанскую дочку» считать семейной хроникой? Почему?
2\. Можно ли «Капитанскую дочку» считать мемуарными записками? Почему?
Над выбранным вопросом ребята думают 3 минуты, аргументированно на них отвечают и получают 2 балла.
4. КОНКУРС: «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ»
Участникам предлагается отгадать, о ком идет речь, и охарактеризовать при помощи прилагательных. Каждое правильно названное прилагательное – 1 балл.
- «Трусиха… До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется»\Маша
- «воз не воз, дерево не дерево, а кажется что-то шевелится. Должно быть, или волк, или человек… Через две минуты мы поравнялись с человеком». /Пугачев/
5. КОНКУРС КАПИТАНСКИЙ
За 3 минуты записать в правильной последовательности названия всех глав повести. Одина верно названная глава – 0,5 балла.
\Сержант гвардии. Вожатый. Крепость. Поединок. Любовь. Пугачевщина. Приступ. Незваный гость. Разлука. Осада города. Мятежная слобода. Сирота. Арест. Суд. \
6.КОНКУРС: «УГАДАЙ-КА» \Проходит во время Капитанского\
Угадать, к какой главе относится эпиграф. Пояснить, почему Пушкин выбрал именно его. Каждый правильный ответ – 2 балла.
1\. Голова моя, головушка,
Голова полуживая!.. \глава 8 «Приступ»\
2\. Как у нашей у яблоньки
Ни верхушек нет, ни отросточек… \глава 12 «Сирота»\
3\. Мирская молва – мирская волна. \глава 14 «Суд»\
7. КОНКУРС: «ПО СЛЕДАМ АВТОРСКОГО ТЕКСТА»
Командам даются конверты с карточками-словами, из которых нужно будет как можно быстрее составить фрагмент текста из повести Пушкина.
Одна команда получает первую часть текста калмыцкой сказки, другая - вторую. Как только фрагмент будет восстановлен и прочитан, последует вопрос: «С какой целью Пушкин включил притчу в свое произведение?»
За быстро собранный текст 2 балла, правильный ответ – 3 балла.
«Однажды орел спрашивает у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? – Оттого, батюшка, - отвечал ему ворон, - что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону:
- Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»
8. КОНКУРС: «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
Каждая команда представляет пантомиму, поставленную по мотивам фрагмента повести А.С.Пушкина. Противники угадывают, какой эпизод инсценирован без слов. За постановку максимум 5 баллов, за угаданный ответ 1 балл.
В домашнее задание также входило придумать название команды, связанное с темой игры, изготовление опознавательного знака всей команды \эмблемы, флаг, вымпел или др.\
9. Подведение итогов игры. Жюри, состоящее из родителей, считает баллы, набранные участниками команд, определяет победителей.
Селиванова Галина Геннадьевна