Урок литературы в 8 классе «Пугачёв и народ в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"»
Пояснительная записка к презентации
Савинова Лена Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
Муниципальное общеобразовательное
автономное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №5 с углублённым изучением предметов
гуманитарного цикла г. Оренбурга»
Название предмета: литература.
Класс: 8 класс.
УМК: Литература. 8 кл. Учеб для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт-сост. В.Я. Коровина и др. 2007г.
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: Пугачёв и народ в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Разбор VI – VII глав.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 ч.
Место урока в системе уроков по теме: первый урок.
Цель урока: проанализировать образы Пугачёва и народа во время крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва.
Задачи урока:
Обучающие: помочь учащимся понять образы Пугачёва и народа в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в конкретный исторический период.
Развивающие: развивать у учащихся память, речь, умение выразительно читать, проанализировать прочитанное, сделать вывод.
Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, интерес к истории своей страны, патриотизм, смелость, доблесть, чувство долга и др.
Планируемые результаты:
Предметные: знание содержания повести «Капитанская дочка» (VI-VII главы); разбор VI – VII глав; уяснение образов Пугачёва и народа в повести.
Метапредметные: умение анализировать текст с различных точек зрения; умение определять основной смысл; умение сформулировать проблему; умение аргументировать прочитанное, выстраивая речевые высказывания; умение задавать вопросы.
Личностные: умение работать в коллективе: слушать и слышать своего одноклассника; умение формулировать свою позицию, уважая мнения других людей.
Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом, речевой ситуацией, жанрами, языковыми и грамматическими нормами.
Регулятивные: умение контролировать свою деятельность; умение прогнозировать результат; умение самостоятельно анализировать и оценивать свой ответ.
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): «Литература. 8 класс», портрет А. С. Пушкина, Екатерины II,Пугачёва, презентация, энциклопедия, иллюстрации к повести «Капитанская дочка», рисунки обучающихся, словарь литературоведческих терминов, энциклопедия.
Содержание урока: историзм художественной литературы.
Ход урока.
Организационный момент. Психологическая установка.
Приветствие.
- Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я желаю вам, чтобы хорошее настроение сопровождало вас в течение всего урока!
Мотивация.
- Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Раскройте их смысл.
В «Капитанской дочке больше истории нежели
В истории «Пугачёвского бунта».
В. Ключевский
Не приведи Бог видеть русский бунт,
бессмысленный и беспощадный!
А.С. Пушкин
Вот мой Пугач: при первом взгляде
Он виден – плут, казак прямой!
В передовом твоём отряде
Урядник был бы он лихой.
А.С. Пушкин
- Какова будет тема и цель урока?
Самостоятельное формулирование обучающимися темы и цели урока.
Проблемные вопросы.
- В чём заключается историзм в произведении А.С. Пушкина?
- Пугачёв – это злодей или народный заступник? Каким он представлен в истории и повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
- Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определить, что входит в понятие историзм произведения, исследовать историческую эпоху, описанную в повести, проанализировать VI и VII главы повести.
Проверка домашнего задания.
Сообщения учащихся о понятии историзм художественной литературы.
Историзм — литературоведческое понятие, обозначающее одно из важных свойств художественной литературы — ее способность в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной исторической эпохи. (Энциклопедия)
Сообщения учащихся из истории о крестьянской войне и Емельяне Пугачёве.
- Крестьянская война (1773-1774) под предводительством Емельяна Пугачёва – это одна из самых больших гражданских войн. Поднялись тысячи людей, замученных своей бесправной жизнью. (Указы Екатерины II: 1765 год - «Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу». 1767 год – «Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков»). «В России с крестьян драли три шкуры, но если бы не Болотников, Разин, Булавин, Пугачёв – содрали бы всe десять», - отмечал историк М. Я Эйдельман.
Возглавил войско безграмотный казак Емельян Пугачёв, самозванец, который объявил себя Петром III и предложил построить казацко-мужицкое государство. Пугачёв был находчивым и смелым человеком. До восстания он сражался в Семилетней войне (1756-1763) и русско-турецкой войне (1768-1774). Был отмечен за свою проворность и храбрость. Народ его считал заступником и в песнях называли «красным солнышком», «батюшкой».
Восставшим удалось захватить несколько крепостей и заводов, а близ Москвы крестьянское войско было разбито. В сентябре 1774 года Пугачёва сдали приближённые в обмен на помилование. В клетке и в цепях его привезли в столицу. Судом был приговорён Пугачев-злодей к смертной казни: «Емельку четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь». Емельян был казнён, та же участь постигла и его соратников. 10 января 1775г он был казнён в Москве на Болотной площади. «Мятеж, начатый горстию непослушных казаков, усилившийся по непростительному нерадению начальства и поколебавший государство от Сибири до Москвы». (А. С. Пушкин)
Современники относились к Пугачёву неоднозначно: одни считали его злодеем, извергом (н-р: художник С. В. Иванов «Суд Пугачева»), а другие (н-р: художник А. А. Пластов «Суд Пугачева»)– узрели в нём умного и доброго человека, народного заступника.
Анализ VI и VII главы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Чтение отрывков из текста. Чтение по ролям.
«Капитанская дочка» - историческая повесть Александра Сергеевича Пушкина, в которой описаны судьбы людей во время Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Пугачёва.
- Чем заинтересовала Пушкина это историческое событие?
- Что помогло ему написать достоверно повесть о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва?
С 1833 году А.С. Пушкин начал заниматься архивными документами о восстании Пугачёва, побывал в местах восставших: Твери, Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Симбирске, Оренбурге и Уральске, пообщался с современниками. «Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов… разных рукописей, указов, донесений. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою… Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения. (Фрагмент из письма Пушкина жене).
Пушкин описывает события в своей повести глазами Пети Гринёва для большей достоверности.
На уроке мы должны проанализировать историческую эпоху, чтобы лучше понять поведение Петра и защитников Белогорской крепости, а также понять образ Пугачёва.
- Что мы узнали о Пугачёве на предыдущих уроках? Охарактеризуйте его.
Краткий пересказ VI главы «Пугачёвщина».
Беседа.
- Какое историческое событие легло в основу повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
- Объясните смысл эпиграфа к главе VI?
-Для чего автор вводит в начале повести описание губернии?
- Что мы узнали о Крестьянской войне?
- Каковы причины народного восстания?
- Что мы узнали о Пугачёве?
- Какие события говорят о том, что Пугачёв уже близко подошёл к крепости?
- Что беспокоит Петрушу? Как это характеризует его?
- Как ведёт себя комендант? Его распоряжения?
- Почему Василиса Егоровна решает в трудную минуту быть рядом с мужем?
- Для чего автор вводит эпизод с изувеченным башкирцем? Каково отношение рассказчика к этому персонажу?
Краткий пересказ VII главы «Приступ».
Беседа.
- Кому из героев принадлежит эпиграф? Как вы его понимаете?
-Что мы узнали о восставших и их предводителе?
- Что помогло мятежникам быстро захватить Белогорскую крепость?
- О чём думает Пётр Гринёв? Как это характеризует его?
- Что вы можете сказать о сценах гибели капитана Миронова, Ивана Игнатьевича, Василисы Егоровны?
- Каким предстаёт в этих сценах Пугачёв?
- Как поступил Швабрин при захвате крепости? Охарактеризуйте его.
- Готов ли Петя Гринёв принять смерть достойно?
-Что помогло Петру сохранить жизнь?
-Как этот эпизод характеризует Пугачёва?
-Как ведёт себя народ? Поддерживает ли он Пугачёва?
Вывод. В VI и VII главах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывается о захвате повстанцами под предводительством Е. Пугачёва Белогорской крепости, о героизме защитников крепости, о предательстве Швабрина. Главные герои столкнулись с нравственным выбором: умереть с честью или купить жизнь изменой. Для коменданта, его жены, Ивана Игнатьевича и Пети Гринёва честь и долг дороже жизни. Швабрин же избрал постыдный путь: он предал своих товарищей, изменил воинской клятве.
Образ Емельяна Пугачёва противоречивый. Пугачёв – предводитель крестьянского восстания. В повести он представлен не злодеем, а живым человеком, которому присущи и жестокость (казнь людей), и справедливость, благородство (сохранение жизни Пете Гринёву). Он казнил тех людей, которые не присягнули ему и обозвали его вором, разбойником и самозванцем. В то же время проявил милость и благородство по отношению к Пете Гринёву, помня его доброту. Кроме того, несмотря на то, что Пугачёв был безграмотным, он представлен человеком незаурядным, умным, талантливым военачальником, поэтому народ верил ему и следовал за ним, считая его народным заступником. «Пушкин в Пугачеве дал нам доброго разбойника». (М.Цветаева)
Изображая народ, Пушкин показал и лучшие его стороны, и худшие. Русский народ добрый, честный, способный на подвиги. Но тяжёлая и бесправная жизнь подталкивает его на жестокость. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» (А.С. Пушкин)
Творческое задание. Работа в группах.
Составление синквейна «Пугачёв».
Рефлексия.
«Цветные карточки».
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они поднимают карточку в соответствии с настроением в начале и в конце урока.
Комментированное выставление оценок.
Домашнее задание: 1 уровень. Подготовить пересказ глав с VII-XII.
2 уровень. Подготовить пересказ глав с VII-XII. Составить цитатный план.
3 уровень. Подготовить пересказ глав с VII-XII. Написать сочинение-миниатюру «Образ Пугачёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Пугачёв и народ в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
PPTX / 1.95 Мб