12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Валентиновна Куклина25
Россия, Тамбовская обл.



Внеклассное мероприятие для учащихся 8 классов

«По литературным тропинкам»


Подготовил:
учитель русского языка и литературы

О.В. Куклина


Цели:

- расширить познавательный интерес учеников к литературе;

- развить речь, мышление, внимание, память;

- выявить уровень знания художественной литературы;

- выявить общую эрудицию участников.



(слайд 1)

ВЕДУЩИЙ:

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна.

Литературная!

Уважаемые игроки, болельщики, жюри! Сегодня мы проводим литературный турнир. Правила игры очень просты:
- Игра стоит из восьми туров. Каждый тур содержит вопросы и задания.
- Если у команды нет ответа, имеет право ответить команда соперников, а затем - болельщики, которые тоже могут внести вклад в копилку команды.
- После каждого тура подводится итог. Этим займется наше уважаемое жюри.

( слайд 2) ТУР I «ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ!»

В первом туре командам предлагается за две минуты сочинить стихотворное приветствие своих соперников. В это время болель­щики постараются узнать поэтов и писателей по их портретам.

(На сочинение стихотворного при­ветствия дается 5 минут. Пока команды придумывают привет­ствие. Ведущий проводит с бо­лельщиками конкурс «Узнай порт­рет», каждый правильный ответ болельщика приносит его команде дополнительный балл.
Портреты: Пушкин А.С (Слайд 3,4)
Толстой Л.Н. ( слайд 5,6)
Гоголь Н.В (слайд 7,8)
Есенин С.А. (слайд 9,10)
Крылов И.А. (слайд 11,12)
Пастернак Б.Л. (слайд 13,14)

По истече­нии пяти минут команды привет­ствуют друг друга стихами собственного сочинения, а жюри выставляет и подсчитывает очки за первый тур.)

(Слайд 15) ТУР 2  «ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ...»

ВЕДУЩИЙ: Это шуточный конкурс на знание русских посло­виц и поговорок. Я читаю начало пословицы и предлагаю вам два варианта ее окончания. Вы долж­ны выбрать верный вариант.

(Ведущий обращается к командам поочередно.)

Задание

1.Не плюй в колодец...

вылетит — не поймаешь;

пригодится воды напиться.

2. Любишь кататься...

полезай в кузов;

люби и саночки возить.

3. С глупым водиться...

всегда пригодится;

сам поглупеешь.

4. Не рой другому яму…

коль солнца нет;

сам в нее упадешь.

5. Близок локоть...

а не укусишь;

а пересол — на спине.

6. Пришла беда...

отворяй ворота;

и весна не красна.


(слайд 16) ТУР «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

В третьем туре речь пойдет о сказках: на­родных и авторских, русских и зарубежных, старинных и совре­менных. На вопрос отвечает команда, под­нявшая руку первая. За правильный от­вет начисляется 1 балл. Если команда, отвечавшая первой, да­ла неверный ответ, соперники при правильном ответе получают 2 балла.

Задание: Ответить на вопрос ведущего. Назвать автора и название произведения.

Вопросы:

Что ловил Дуремар на боло­те? (Пиявок. А. Н. Толстой «Золо­той ключик, или Приключения Бу­ратино».)

Героиня какой сказки про­ходила «тестирование» на при­надлежность к королевскому ро­ду? (Героиня сказки X. К. Андерсена «Принцесса на горошине».)

Как звали собаку семи бога­тырей в «Сказке о мертвой царев­не и семи богатырях» А. С. Пуш­кина? (Соколко.)

В каких родственных отно­шениях состояли царь Салтан и Царевна Лебедь в «Сказке о мерт­вой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина? (Они были свекром и снохой.)

В какой зарубежной сказке многодетная мать одна воспиты­вает детей? (В сказке братьев Гримм «Волк и семеро козлят».)

Назовите отчество Федоры из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе». (Егоровна.)


Кто жил на улице Бассейной? (Человек рассеянный. С. В. Михалков «Человек рассеян­ный с улицы Бассейной».)

Добрый соломенный чело­вечек с жутким именем — кто это? (Страшила из сказки А. М. Волкова «Волшебник изумрудного города».)

Самый знаменитый житель Цветочного города — это... (Незнай­ка из повести Н. Н. Носова «При­ключения Незнайки и его друзей».)

Как звали героя сказки с бородой необычного цвета? (Си­няя Борода из одноименной сказки братьев Гримм.)

Назовите полное имя стари­ка Хоттабыча. (Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб из сказки Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч».)

Что служило Дюймовочке колыбелькой? (Скорлупка грецко­го ореха. X. К. Андерсен «Дюймо­вочка».)

Чем заправляли коротышки из Цветочного города свой автомо­биль? (Сиропом. Н. Н. Носов «При­ключения Незнайки и его друзей».)

Личный охранник Мальвины — это... (Пес Артемон. А. Н. Тол­стой «Золотой ключик, или При­ключения Буратино».)

В какой сказке рыжая плу­товка завладела заячьей недвижи­мостью? (В русской народной сказ­ке «Лиса и заяц».)

Сколько раз ходил старик к морю в «Сказке о рыбаке и рыб­ке» А. С. Пушкина? (Шесть.)




(
cлайд 17) ТУР 4  «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?»

Этот тур посвя­щен жизни и творчеству извест­ных русских поэтов и писателей. Команды должны по фактам био­графии, которые прочитает ведущий, определить, о ком идет речь.

Родился в 1799 г. в Москве. Погиб на дуэли в 1837 г. По мате­ри был потомком эфиопского князя, отец его происходил из старинного дворянского рода. Способности проявились очень рано. В семь лет он сочинял коме­дии на французском языке. Был одарен невероятной памятью, например, в 11 лет знал наизусть всю французскую литературу, ко­торую нашел в библиотеке отца. А. С. Пушкин (слайд 18)

Имя этого человека стоит вторым в ряду имен величайших русских поэтов. Он родился в 1814 г. и погиб на дуэли в 1841. Воспитывался у бабушки в селе Тарханы Пензенской губернии. Он был небольшого роста, смуг­лый, с большой головой и бледным лицом. Его боль­шие карие глаза производили ча­рующее впечатление и приводили в смущение того, на кого он долго смотрел. С детства поэт свободно владел французским и немецким языками, проявлял необычайные способности в математике, играл на скрипке и фортепиано, рисо­вал, играл в шахматы. Позже стал офицером, воевал на Кавказе. М. Ю. Лермонтов (слайд 19)

Этот писатель родился в Таганроге в 1860 г. в семье купца. Окончил медицин­ский факультет Московского университета. Живя под Москвой в деревне Мелихово, он как врач обслуживал 25 деревень, 4 фабри­ки и монастырь. Писатель очень любил всевозможные шутки и ро­зыгрыши, давал людям остроум­ные прозвища. Себя он величал графом Черномордиком, Арка­дием Тарантуловым, Доном Антонио, Шиллером Шекспировичем Гете и многими другими имена­ми.
А. П. Чехов (слайд 20)

Родился в 1809 г. на Украи­не, но считается великим русским писателем. Детство его прошло в селе Васильевка недалеко от Миргорода. Его появление в ли­цее однокашникам запомнилось как комическое зрелище. Нови­чок был укутан в шубы, свитки и одеяла, их долго развязывали, и когда, наконец, развязали, глазам присутствующих предстал невз­рачный мальчик с длинным но­сом, пугливо озирающийся по сторонам. Он сразу забился на последнюю парту, за которой и просидел несколько лет. Все изменилось, когда в лицее появился театр, где его актер­ский талант раскрылся полностью. Он играл так, что зал буквально ле­жал от смеха. Н. В. Гоголь
(слайд 21)

• Этот поэт родился в 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии. Погиб в 1925 г. С двух лет он был отдан на воспитание деду и дядьям. В три года мальчи­ка посадили на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Плавать ребенка учили следующим обра­зом: дядя на лодке отвозил его по­дальше от берега, на глубину, и, как щенка, бросал в воду. Пока мальчик не захлебывался, дядя все кричал: «Эх! Ну, куда ты го­дишься!» Позже, лет в восемь, другому дяде будущий поэт заме­нял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утка­ми... В детстве будущий поэт пос­тоянно с кем-то дрался, всегда хо­дил в царапинах и очень хорошо лазил по деревьям. С. А. Есенин (слайд 22)



(слайд 23) ТУР 5 «БЛИЦ-ТУРНИР»

Блиц-турнир проводится письмен­но. Ведущий выдает списки вопро­сов, задача команд — написать как можно больше ответов за 1 мину­ту

Вопросы для команды 1

У Грина он был алым, а у М. Ю. Лермонтова — белым. Что это? (Парус.)

«Откуда дровишки?» продолжите строку («Из лесу, вестимо». Н. А. Некрасов.)

Кто автор произведения “Конь с розовой гривой”? (В.П. Астафьев)

В каком произведении дядя учил своего маленького племянника писать цифры? («Цифры», И. Бунин).

Вопросы для команды 2

Возлюбленную пушкинско­го Руслана звали... (Людмила.)

Кто собирался «отмстить неразумным хазарам»? (Олег, ге­рой стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».)

Какой сорт яблок воспел И. А. Бунин? (Антоновку.)

В каком произведении отец убил родного сына из-за того, что тот переметнулся на сторону врагов? («Тарас Бульба», Н. Гоголь).

Вопросы для команды 3

Какого родственника вспо­минает М. Ю. Лермонтов в первых стро­ках поэмы «Бородино»? (Дядю.)

Назовите имя главного ге­роя повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством ». (Вакула)

Кем был Митрофанушка Простаков из комедии Д. И. Фон­визина? (Недорослем.)

Назовите имя и фамилию героини романа А. С. Пушки­на «Дубровский». (Мария Троекурова.)

Вопросы для команды 4

13. Что подарил Гринев Пугаче­ву в повести А. С. Пушкина «Ка­питанская дочка»? (Тулуп.)

14. Назовите литературного героя, подковавшего блоху. (Лев­ша, Н. С. Лесков.)

15. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? (В землянке).

16. Кто из литературных героев наряжался в крестьянское платье, когда шел на свидание? (Лиза Му­ромская, героиня повести А. С. Пуш­кина «Барышня-крестьянка».)

Вопросы для команды 5

17.Какому произведению пред­шествует эпиграф «Береги честь смолоду»? (Повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».)

18. Как звали немого дворника из повести И. С. Тургенева «Му-му»? (Герасим.)

19. Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке? (Тридцать три года).

20. В каком произведении главный герой вырвал из своей груди сердце, чтобы осветить людям путь? («Данко», М. Горький).



(слайд 24) Тур 6 “Кто написал произведения”

Каждой команде дается листок, на котором написаны в одной колонке фамилии писателей, а во второй колонке произведения этих писателей. Игроки должны соединить стрелками название и писателей, который написал это произведение.

А.С. Пушкин

«Робинзон Крузо»

Рэй Брэдбери

«Уроки французского»

Н.В. Гоголь

«Капитанская дочка»

А.И. Куприн

«Заколдованное место»

Даниель Дефо

«Чудесный доктор»

В. Распутин

«Каникулы»

В. П. Астафьев

«Конь с розовой гривой»

(слайд 25) правильные ответы


(слайд 26) ТУР 7 «Содержание произведений»

В этом тур­е участники смогут продемонстриро­вать свои знания содержания произведений. Команды отвечают по очереди. За 1 правильный ответ игроки получают 1 балл.

Вопросы:

В каком произведении бездомная собака нашла хороших хозяев-дачников, но позже была предана ими? («Кусака», Л. Андреев).

В каком произведении автор даёт наставления молодому поколению и просит их уважать своих родителей, быть гостеприимными, помогать тем, кто нуждается в помощи? («Поучение», В. Мономах).

В каком произведении американская семья отправилась в долгое путешествие и была рада тому, что все люди на земле исчезли? («Каникулы», Р. Брэдбери).

В каком произведении великий русский князь погиб от своего коня по предсказанию кудесника? («Песнь о Вещем Олеге», А.С. Пушкин).

В каком произведении солнце спустилось с неба на чаепитие к автору? («Необычайное приключение…», В. Маяковский).

В каком произведении отвинчивание гаек от рельсов могло послужить железнодорожной катастрофой? («Злоумышленник», А. Чехов).

В каком произведении городничий несколько раз менял своё мнение по поводу найденной собаки в зависимости от того, кому она могла принадлежать? («Хамелеон», А. Чехов).

В каком произведении купцу пришлось биться с молодым опричником за честь своей жены у стен белокаменного кремля, в результате чего он погиб? («Песня про купца Калашникова…», М.Ю. Лермонтов).

В каком произведении во время пожара бабушка остановила на скаку обезумевшую лошадь? («Детство», М. Горький).

В каком произведении автор восхищается грациозности архитектуры Петрограда, а особенно – памятником Петру I? («Медный всадник», А.С. Пушкин).

В каком произведении лошадь упала на скользкой мостовой и испытывала горькую обиду, ведь над ней смеялся весь Кузнецкий проспект? («Хорошее отношение к лошадям», В. Маяковский).

В каком произведении повествуется о бедном человеке, над которым смеялись и дети, и взрослые? («Юшка», А. Платонов).

В каком произведении цветение мака сравнивается с короткой, но яркой жизнью лётчика-бомбардировщика? («Живое пламя», Е. Носов).

В каком произведении лесник отпустил мужичонку, что воровал лес, потому что пожалел его? («Бирюк», И. Тургенев).

 В каком произведении молодая графиня отправилась вслед за своим мужем-декабристом на каторгу? («Русские женщины», А. Некрасов).

 В каком произведении два генерала случайно оказались на необитаемом острове, но сумели выбраться благодаря крестьянскому мужику? («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», М. Салтыков-Щедрин).

 В каком произведении главные герои пожертвовали самым дорогим, что у них было, чтобы сделать друг другу подарки на Рождество? («Дары волхвов», О. Генри)


(слайд 27) Тур 8 Заключительный «СЛОЖИ ПОСЛОВИЦУ»

Пока жюри под­водит итоги игры, ведущий предлагает отдохнуть и поиграть в игру “Сложи пословицу”. Каждая команда получает конверт, где лежат разрезанные на части пословицы, необходимо их правильно сложить и прочитать. Каждый правильный ответ прине­сет команде полбалла.

1.Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
2.Готовь сани летом, а телегу зимой
3. Береги платье снову, а честь смолоду

1.Сделал дело - гуляй смело
2.Любишь кататься – люби и саночки возить
3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

1.Кто рано встаёт, тому Бог подаёт
2. В ком нет добра, в том и правды мало
3. Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

1.Как аукнется, так и откликнется
2. Кабы знал где упасть, так соломки бы подстелил
3. Как корабль назовёшь, так он и поплывёт

1. Где гнев, там и милость.
2. Где лес рубят, там и щепки летят.
3. Где тонко, там и рвётся.

Команды озвучивают свои ответы

Жюри объявляет результаты иг­ры. Награждение победителей.
(слайд 28) МОЛОДЦЫ!

Литература

http://mou- oktschool35.ucoz.ru/index/literaturnyj_ring_v_7_klasse/0-39

http://demsvet.ru/poslovitsyi-i-pogovorki-o-knigah/poslovitsyi-i-pogovorki-o-knigah

В.И. Коровин. Литература 7класс. М.: Просвещение, 2005 г.

В.П. Полухин. Литература 6 класс. М.: Просвещение, 2004 г.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.