Литературная викторина по прочитанным произведениям «По литературным тропинкам» (8 класс)
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 классов
«По литературным тропинкам»
Подготовил:
учитель русского языка и литературы
О.В. Куклина
Цели:
- расширить познавательный интерес учеников к литературе;
- развить речь, мышление, внимание, память;
- выявить уровень знания художественной литературы;
- выявить общую эрудицию участников.
(слайд 1)
ВЕДУЩИЙ:
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна.
Литературная!
Уважаемые игроки, болельщики, жюри! Сегодня мы проводим литературный турнир. Правила игры очень просты:
- Игра стоит из восьми туров. Каждый тур содержит вопросы и задания.
- Если у команды нет ответа, имеет право ответить команда соперников, а затем - болельщики, которые тоже могут внести вклад в копилку команды.
- После каждого тура подводится итог. Этим займется наше уважаемое жюри.
( слайд 2) ТУР I «ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ!»
В первом туре командам предлагается за две минуты сочинить стихотворное приветствие своих соперников. В это время болельщики постараются узнать поэтов и писателей по их портретам.
(На сочинение стихотворного приветствия дается 5 минут. Пока команды придумывают приветствие. Ведущий проводит с болельщиками конкурс «Узнай портрет», каждый правильный ответ болельщика приносит его команде дополнительный балл.
Портреты: Пушкин А.С (Слайд 3,4)
Толстой Л.Н. ( слайд 5,6)
Гоголь Н.В (слайд 7,8)
Есенин С.А. (слайд 9,10)
Крылов И.А. (слайд 11,12)
Пастернак Б.Л. (слайд 13,14)
По истечении пяти минут команды приветствуют друг друга стихами собственного сочинения, а жюри выставляет и подсчитывает очки за первый тур.)
(Слайд 15) ТУР 2 «ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ...»
ВЕДУЩИЙ: Это шуточный конкурс на знание русских пословиц и поговорок. Я читаю начало пословицы и предлагаю вам два варианта ее окончания. Вы должны выбрать верный вариант.
(Ведущий обращается к командам поочередно.)
Задание
1.Не плюй в колодец...
вылетит — не поймаешь;
пригодится воды напиться.
2. Любишь кататься...
полезай в кузов;
люби и саночки возить.
3. С глупым водиться...
всегда пригодится;
сам поглупеешь.
4. Не рой другому яму…
коль солнца нет;
сам в нее упадешь.
5. Близок локоть...
а не укусишь;
а пересол — на спине.
6. Пришла беда...
отворяй ворота;
и весна не красна.
(слайд 16) ТУР 3 «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»
В третьем туре речь пойдет о сказках: народных и авторских, русских и зарубежных, старинных и современных. На вопрос отвечает команда, поднявшая руку первая. За правильный ответ начисляется 1 балл. Если команда, отвечавшая первой, дала неверный ответ, соперники при правильном ответе получают 2 балла.
Задание: Ответить на вопрос ведущего. Назвать автора и название произведения.
Вопросы:
Что ловил Дуремар на болоте? (Пиявок. А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
Героиня какой сказки проходила «тестирование» на принадлежность к королевскому роду? (Героиня сказки X. К. Андерсена «Принцесса на горошине».)
Как звали собаку семи богатырей в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина? (Соколко.)
В каких родственных отношениях состояли царь Салтан и Царевна Лебедь в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина? (Они были свекром и снохой.)
В какой зарубежной сказке многодетная мать одна воспитывает детей? (В сказке братьев Гримм «Волк и семеро козлят».)
Назовите отчество Федоры из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе». (Егоровна.)
Кто жил на улице Бассейной? (Человек рассеянный. С. В. Михалков «Человек рассеянный с улицы Бассейной».)
Добрый соломенный человечек с жутким именем — кто это? (Страшила из сказки А. М. Волкова «Волшебник изумрудного города».)
Самый знаменитый житель Цветочного города — это... (Незнайка из повести Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».)
Как звали героя сказки с бородой необычного цвета? (Синяя Борода из одноименной сказки братьев Гримм.)
Назовите полное имя старика Хоттабыча. (Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб из сказки Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч».)
Что служило Дюймовочке колыбелькой? (Скорлупка грецкого ореха. X. К. Андерсен «Дюймовочка».)
Чем заправляли коротышки из Цветочного города свой автомобиль? (Сиропом. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».)
Личный охранник Мальвины — это... (Пес Артемон. А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
В какой сказке рыжая плутовка завладела заячьей недвижимостью? (В русской народной сказке «Лиса и заяц».)
Сколько раз ходил старик к морю в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина? (Шесть.)
(cлайд 17) ТУР 4 «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?»
Этот тур посвящен жизни и творчеству известных русских поэтов и писателей. Команды должны по фактам биографии, которые прочитает ведущий, определить, о ком идет речь.
Родился в 1799 г. в Москве. Погиб на дуэли в 1837 г. По матери был потомком эфиопского князя, отец его происходил из старинного дворянского рода. Способности проявились очень рано. В семь лет он сочинял комедии на французском языке. Был одарен невероятной памятью, например, в 11 лет знал наизусть всю французскую литературу, которую нашел в библиотеке отца. А. С. Пушкин (слайд 18)
Имя этого человека стоит вторым в ряду имен величайших русских поэтов. Он родился в 1814 г. и погиб на дуэли в 1841. Воспитывался у бабушки в селе Тарханы Пензенской губернии. Он был небольшого роста, смуглый, с большой головой и бледным лицом. Его большие карие глаза производили чарующее впечатление и приводили в смущение того, на кого он долго смотрел. С детства поэт свободно владел французским и немецким языками, проявлял необычайные способности в математике, играл на скрипке и фортепиано, рисовал, играл в шахматы. Позже стал офицером, воевал на Кавказе. М. Ю. Лермонтов (слайд 19)
Этот писатель родился в Таганроге в 1860 г. в семье купца. Окончил медицинский факультет Московского университета. Живя под Москвой в деревне Мелихово, он как врач обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Писатель очень любил всевозможные шутки и розыгрыши, давал людям остроумные прозвища. Себя он величал графом Черномордиком, Аркадием Тарантуловым, Доном Антонио, Шиллером Шекспировичем Гете и многими другими именами.
А. П. Чехов (слайд 20)
Родился в 1809 г. на Украине, но считается великим русским писателем. Детство его прошло в селе Васильевка недалеко от Миргорода. Его появление в лицее однокашникам запомнилось как комическое зрелище. Новичок был укутан в шубы, свитки и одеяла, их долго развязывали, и когда, наконец, развязали, глазам присутствующих предстал невзрачный мальчик с длинным носом, пугливо озирающийся по сторонам. Он сразу забился на последнюю парту, за которой и просидел несколько лет. Все изменилось, когда в лицее появился театр, где его актерский талант раскрылся полностью. Он играл так, что зал буквально лежал от смеха. Н. В. Гоголь
(слайд 21)
• Этот поэт родился в 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии. Погиб в 1925 г. С двух лет он был отдан на воспитание деду и дядьям. В три года мальчика посадили на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Плавать ребенка учили следующим образом: дядя на лодке отвозил его подальше от берега, на глубину, и, как щенка, бросал в воду. Пока мальчик не захлебывался, дядя все кричал: «Эх! Ну, куда ты годишься!» Позже, лет в восемь, другому дяде будущий поэт заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками... В детстве будущий поэт постоянно с кем-то дрался, всегда ходил в царапинах и очень хорошо лазил по деревьям. С. А. Есенин (слайд 22)
(слайд 23) ТУР 5 «БЛИЦ-ТУРНИР»
Блиц-турнир проводится письменно. Ведущий выдает списки вопросов, задача команд — написать как можно больше ответов за 1 минуту
Вопросы для команды 1
У Грина он был алым, а у М. Ю. Лермонтова — белым. Что это? (Парус.)
«Откуда дровишки?» продолжите строку («Из лесу, вестимо». Н. А. Некрасов.)
Кто автор произведения “Конь с розовой гривой”? (В.П. Астафьев)
В каком произведении дядя учил своего маленького племянника писать цифры? («Цифры», И. Бунин).
Вопросы для команды 2
Возлюбленную пушкинского Руслана звали... (Людмила.)
Кто собирался «отмстить неразумным хазарам»? (Олег, герой стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».)
Какой сорт яблок воспел И. А. Бунин? (Антоновку.)
В каком произведении отец убил родного сына из-за того, что тот переметнулся на сторону врагов? («Тарас Бульба», Н. Гоголь).
Вопросы для команды 3
Какого родственника вспоминает М. Ю. Лермонтов в первых строках поэмы «Бородино»? (Дядю.)
Назовите имя главного героя повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством ». (Вакула)
Кем был Митрофанушка Простаков из комедии Д. И. Фонвизина? (Недорослем.)
Назовите имя и фамилию героини романа А. С. Пушкина «Дубровский». (Мария Троекурова.)
Вопросы для команды 4
13. Что подарил Гринев Пугачеву в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»? (Тулуп.)
14. Назовите литературного героя, подковавшего блоху. (Левша, Н. С. Лесков.)
15. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? (В землянке).
16. Кто из литературных героев наряжался в крестьянское платье, когда шел на свидание? (Лиза Муромская, героиня повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».)
Вопросы для команды 5
17.Какому произведению предшествует эпиграф «Береги честь смолоду»? (Повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».)
18. Как звали немого дворника из повести И. С. Тургенева «Му-му»? (Герасим.)
19. Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке? (Тридцать три года).
20. В каком произведении главный герой вырвал из своей груди сердце, чтобы осветить людям путь? («Данко», М. Горький).
(слайд 24) Тур 6 “Кто написал произведения”
Каждой команде дается листок, на котором написаны в одной колонке фамилии писателей, а во второй колонке произведения этих писателей. Игроки должны соединить стрелками название и писателей, который написал это произведение.
А.С. Пушкин | «Робинзон Крузо» |
Рэй Брэдбери | «Уроки французского» |
Н.В. Гоголь | «Капитанская дочка» |
А.И. Куприн | «Заколдованное место» |
Даниель Дефо | «Чудесный доктор» |
В. Распутин | «Каникулы» |
В. П. Астафьев | «Конь с розовой гривой» |
(слайд 25) правильные ответы
(слайд 26) ТУР 7 «Содержание произведений»
В этом туре участники смогут продемонстрировать свои знания содержания произведений. Команды отвечают по очереди. За 1 правильный ответ игроки получают 1 балл.
Вопросы:
В каком произведении бездомная собака нашла хороших хозяев-дачников, но позже была предана ими? («Кусака», Л. Андреев).
В каком произведении автор даёт наставления молодому поколению и просит их уважать своих родителей, быть гостеприимными, помогать тем, кто нуждается в помощи? («Поучение», В. Мономах).
В каком произведении американская семья отправилась в долгое путешествие и была рада тому, что все люди на земле исчезли? («Каникулы», Р. Брэдбери).
В каком произведении великий русский князь погиб от своего коня по предсказанию кудесника? («Песнь о Вещем Олеге», А.С. Пушкин).
В каком произведении солнце спустилось с неба на чаепитие к автору? («Необычайное приключение…», В. Маяковский).
В каком произведении отвинчивание гаек от рельсов могло послужить железнодорожной катастрофой? («Злоумышленник», А. Чехов).
В каком произведении городничий несколько раз менял своё мнение по поводу найденной собаки в зависимости от того, кому она могла принадлежать? («Хамелеон», А. Чехов).
В каком произведении купцу пришлось биться с молодым опричником за честь своей жены у стен белокаменного кремля, в результате чего он погиб? («Песня про купца Калашникова…», М.Ю. Лермонтов).
В каком произведении во время пожара бабушка остановила на скаку обезумевшую лошадь? («Детство», М. Горький).
В каком произведении автор восхищается грациозности архитектуры Петрограда, а особенно – памятником Петру I? («Медный всадник», А.С. Пушкин).
В каком произведении лошадь упала на скользкой мостовой и испытывала горькую обиду, ведь над ней смеялся весь Кузнецкий проспект? («Хорошее отношение к лошадям», В. Маяковский).
В каком произведении повествуется о бедном человеке, над которым смеялись и дети, и взрослые? («Юшка», А. Платонов).
В каком произведении цветение мака сравнивается с короткой, но яркой жизнью лётчика-бомбардировщика? («Живое пламя», Е. Носов).
В каком произведении лесник отпустил мужичонку, что воровал лес, потому что пожалел его? («Бирюк», И. Тургенев).
В каком произведении молодая графиня отправилась вслед за своим мужем-декабристом на каторгу? («Русские женщины», А. Некрасов).
В каком произведении два генерала случайно оказались на необитаемом острове, но сумели выбраться благодаря крестьянскому мужику? («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», М. Салтыков-Щедрин).
В каком произведении главные герои пожертвовали самым дорогим, что у них было, чтобы сделать друг другу подарки на Рождество? («Дары волхвов», О. Генри)
(слайд 27) Тур 8 Заключительный «СЛОЖИ ПОСЛОВИЦУ»
Пока жюри подводит итоги игры, ведущий предлагает отдохнуть и поиграть в игру “Сложи пословицу”. Каждая команда получает конверт, где лежат разрезанные на части пословицы, необходимо их правильно сложить и прочитать. Каждый правильный ответ принесет команде полбалла.
1.Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
2.Готовь сани летом, а телегу зимой
3. Береги платье снову, а честь смолоду
1.Сделал дело - гуляй смело
2.Любишь кататься – люби и саночки возить
3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
1.Кто рано встаёт, тому Бог подаёт
2. В ком нет добра, в том и правды мало
3. Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
1.Как аукнется, так и откликнется
2. Кабы знал где упасть, так соломки бы подстелил
3. Как корабль назовёшь, так он и поплывёт
1. Где гнев, там и милость.
2. Где лес рубят, там и щепки летят.
3. Где тонко, там и рвётся.
Команды озвучивают свои ответы
Жюри объявляет результаты игры. Награждение победителей.
(слайд 28) МОЛОДЦЫ!
Литература
http://mou-oktschool35.ucoz.ru/index/literaturnyj_ring_v_7_klasse/0-39
http://demsvet.ru/poslovitsyi-i-pogovorki-o-knigah/poslovitsyi-i-pogovorki-o-knigah
В.И. Коровин. Литература 7класс. М.: Просвещение, 2005 г.
В.П. Полухин. Литература 6 класс. М.: Просвещение, 2004 г.