12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Викторовна60
0

Литературный час «Путешествие в прошлое» по произведению Ю. Баранова «Иркутский драгун Лешка, или тайна Наполеона» (в 5-7 классах).

/data/files/k1603790115.docx (разработка урока иркутский драгун)

Литературный час «Путешествие в прошлое»

в 5-7 классах по произведению Ю.Баранова «Иркутский драгун Лешка, или тайна Наполеона».

Методы и приемы на занятии: репродуктивный, частично-поисковый, эвристическая беседа

Технологии: ИКТ, технология проектной деятельности, развития критического мышления

ЦЕЛЬ: - познакомить учеников с произведением Ю.Баранова «Иркутский драгун Лешка, или тайна Наполеона»;

- развивать умения анализировать текст;

- умение делать выводы и аргументировать свою точку зрения;

- воспитывать любовь и уважение к великому прошлому России;

- воспитание патриотических чувств на примере героев родного края;

- дать первоначальное понятие жанрового своеобразия произведения: историко-приключенческая повесть с элементами сказки.

ЗАДАЧИ:

- обучать самостоятельному анализу художественного текста,

- учить свободно выражать свои мысли и чувства на уроке,

- формировать устойчивый интерес к литературе, к истории родного края.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

- развивать навыки выразительного чтения,

- формировать навыки коммуникативного характера.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:

- воспитывать уважение к великому прошлому России, к ее народу, помочь почувствовать чувство гордости за свою Родину.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- компьютер, проектор, музыкальный центр

- выставка книг о войне 1812 года.

- репродукции картин русских художников, объединенные общей темой “Бородинское сражение”. Героический подвиг русского народа в войне 1812 года.

- презентация

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

  1. бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.
  2. картечь - артиллерийский снаряд.
  3. драгун - солдат или офицер кавалерии.
  4. улан - солдат или офицер легкой конницы, Особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом.
  5. кивер - высокий головной убор у военных.
  6. кавалерист-военнослужащий кавалерии
  7. палаш-рубяще-колющее холодное оружие с широким, прямым и длинным, до 85 сантиметров, клинком, который имеет двухстороннюю или одностороннюю заточку со сложным эфесом
  8. эфес-простая деревянная рукоять с железной крестовиной, с загнутыми к острию концами
  9. тесак- рубяще-колющее холодное оружие, боевой нож особо крупных размеров.
  10. лядунка-специальная сумка, из комплекта снаряжения, предназначенная для боевых припасов.
  11. кортик Наполеона-личное оружие Наполеона
  12. поручик-офицерский чин в дореволюционной армии рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана.
  13. грум-слуга, сопровождающий всадника верхом
  14. гренадер-солдат отборных частей пехоты или кавалерии
  15. ловитва-ловля, охота
  16. сир-обращение к монарху, принятое во Франции


План проведения занятия

1.Организационный момент.

2.Мотивация.

На экране слайды. Рубо. Панорама «Бородинская битва», портрет Кутузова и Наполеона (слайд 1)

Сегодня разговор пойдет о героическом времени 1812 года, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков. Ведь никогда прежде не знала Россия такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона. Именно поэтому эта война была первой, получившая название Отечественной.

-Что вы знаете о войне 1812 года?

-Кто был главнокомандующим русских войск?

-Кто возглавлял французскую армию?

-Зачем нужно знать историю своей страны, своего края?

-Какие писатели и поэты в своих произведениях отражали события войны 1812 года?

3.Определение цели и задач мероприятия.

Мы сегодня будем работать по книге нашего сибирского писателя Ю.Бородина «Иркутский драгун Лешка, или тайна Наполеона» (слайд 2).

Писатель объединил в своем произведении исторические факты и фантастику.

-Слышали ли вы об этом авторе раньше?

-Какое впечатление произвело на вас произведение?

4.Связь произведения с историей.

-Какова тема произведения?

-Кто является главным героем? (обычный мальчишка, ученик 7 класса средней школы №14 города Иркутска)

-Назовите любимое занятие Лешки (слайд 3).

Вместе с нашим героем мы совершим путешествие в прошлое, в то время, когда Россия стала на защиту своего Отечества от армии Наполеона. Узнаем об участии сибиряков в Отечественной войне 1812 года и о том, как Иркутский драгунский полк насмерть стоял на страже Смоленска.

 

 - Обратимся к композиции произведения.

Давайте построим маршрут Лешки в прошлое. (Ребята работают в группах)

 

- Как интригует читателя автор?

-О какой тайне Наполеона он говорит?

(слайд 4)

Восстановим картины участия Лешки в событиях 1812 года (1 группа)

Назовите полководцев, которые возглавляли русскую армию (2 группа)

Приготовьте рассказ о встрече Лешки с Иркутским драгунским полком (3 группа)

 

- Какое важное событие сделал мальчик? (Слайд 5)

  Лешка является потомком исторической личности Алексея Хабардина – участника войны 1812 года.

- Какие черты характера у наших героев? Приведите примеры из книги.

 

Отечественная война была величайшим событием во всей тысячелетней истории Российского государства. Русские войска, в том числе и сибирские полки, проявили столько подвигов беспредельной отваги, стойкости, которой справедливо гордились наши предки, и гордимся мы. Юрий Баранов в своем произведении не ставит своей целью изобразить достоверные факты, а последовательно передает свою позицию, свое представление об участии Иркутского драгунского полка в войне 1812 года.

 

Сообщение учащегося.

Из исторического материала мы узнаем, что роль иркутян заключалась в участии добровольцев и укомплектованных сибирскими рекрутами воинских подразделений, а также в добровольном сборе средств для нужд армии. Ремесленник Афанасий Тюрюмин, мастер-золотые руки, человек, известный в Иркутске говорил: «Раз такое дело, раз землю защищать надо от врага ненавистного, мы промеж собой братии пошушукались и порешили: четыре молодца добровольно в рекруты пойдут. Алексей Хабардин, Иван Месехин, Петр Гуляев и я сам Дед мой против турка воевал –тоже из Иркутска уходил. Батька шашкой, говорят, махать был мостак. Ну и мы постоим за землицу, не посрамим чести города нашего».

Вольные ополченцы добрались до Москвы, но вместе служить им не пришлось. Кто-то в ополчении остался, кто в полки попал. Алексей Хабардин вначале на Измайловской площади с ополченцами обучался. Наука нехитрая. Строили их в шеренги да колонны. И целый день маршировали. На второй день служака объяснил: «Батюшка наш Михайло Илларионович Кутузов обучать премудростям военным велел просто. Не то время, чтоб застаиваться.» В учении прошло несколько дней.Стали отбирать видных молодцов, ловкостью и силой одаренных, в драгунские полки. Хабардин тем и другим вышел. Обрядили его в доспехи, коня дали, на голове шлем блестит, герой! Воевать направили не куда-нибудь, а в Иркутский драгунский полк.

 

-Какую роль сыграли в Отечественной войне сибиряки?

 

Это историко-приключенческая повесть с элементами сказки. (слайд 6)

Вместе с реальными героями участвуют вымышленные.

-Приведите примеры сказочных линий в произведении.

 

-С какими новыми словами вы познакомились? (слайд 7)

-Какие интересные выражения вам запомнились? («На войну едем, а это тебе не шаньги кушать», «Едет Кутузов бить французов» и другие.

 

5.Обобщающие вопросы.

-Знали ли вы, что сибиряки участвовали в войне 1812 года?

-Чем интересна книга?

-Посоветовали бы вы прочитать книгу вашему другу

/data/files/e1603790060.mp3 (Давным - давно (-) [x-minus_org])

/data/files/s1603790139.pptx (Иркутский драгун )

/data/files/c1603790153.jpg (0x0)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.