Урок литературы в 5 классе по произведению Толстого Л.Н. «Кавказский пленник»

7
2
Материал опубликован 23 June 2017 в группе

Групповая работа

по произведению Толстого Л.Н. «Кавказский пленник»

(один из вариантов проектной задачи на основе литературного произведения)

Заход: Ребята, вы прочитали произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Очутиться в плену можно и в наше время. Оказаться включенным в совершенно другую реальность, столкнуться с иной культурой. А как бы мы повели себя на месте Жилина? Смогли бы подружиться с татарской девочкой? Нашли бы силы совершить второй побег? Сегодня мы с вами сможем погрузиться в новую для нас ситуацию и поискать из неё выход. Вы согласны?

 У нас 5 рабочих групп. Каждая группа получает пакет с заданиями. Заданий 6: 5 индивидуальных, 1 общее. Подумайте, как легче будет их сделать. Распределите задания. На их выполнение у вас 25 минут. После этого каждая группа сможет рассказать о своих открытиях всем остальным группам.

Задания

1. Исторические аспекты кавказской войны.

Причины войны были заключены в политике. Три империи - России, Турция и Персия претендовали на владычество над Кавказом, с древних времен считавшимся воротами из Азии в Европу. В конце концов, в результате двух войн с Турцией (1806-1812 и 1828-1829 гг) и двух войн с Персией (1804-1813 и 1826-1828 гг.) Россия сумела отстоять свои права на регион. В результате, народы Кавказа как бы автоматически отошли к Российской империи. Однако сами горцы были не согласны с таким поворотом в их судьбе. Когда один из русских генералов попытался объяснить местному населению, что русский царь получил Кавказ в дар от турецкого султана, то один старик-горец, показав на вспорхнувшую птичку, сказал: “Дарю тебе её. Возьми, если сможешь!”

Столкновения горцев с царскими войсками продолжались с небольшими перерывами на протяжении 60 лет. Этот период вошел в историю под названием «Кавказская война» или «Кавказская кампания».

Выберите те виды оружия, с помощью которого велась война на Кавказе: граната, ружье, шпага, шашка, пулемет, арбалет, кинжал, лук. Обоснуйте свой выбор.


 

2. Прочитайте материал учебника со страниц 56-59, выпишите прототипов героев Л.Н. Толстого.

Для справок: ПРОТОТИП персонажа - конкретная историческая или современная личность, послужившая основой для образа в литературе, искусстве, кинематографе.


 

3. Вы, наверняка, обратили внимание на описание татарской еды, на то, чем кормили пленников. Перечислите блюда, которые встретились на страницах произведения.

А теперь внимательно прочитай текст:

Чистое, перебранное от посторонних предметов и промытое от пыли просо слегка подсушить. Для этого рассыпать его тонким слоем на скатерти в солнечном или просто теплом месте. Подсушенное, но все еще влажное просо ссыпать в ступу, сверху накрыть просяной соломой, чтобы при толчении просо не разлеталось. После толчения просеять, оставшиеся зерна еще раз протолочь, На муке поставить опару и, когда она дойдет, добавить оставшуюся муку. Как только тесто начнет подниматься, разбить в него яйца, размешать и подлить горячей подсоленной воды. Тесто ещё раз хорошо размешать. На раскаленную сковородку, смазанную нутряным салом, налить 200-250 г теста и слегка потрясти, чтобы тесто равномерно разлилось по сковородке, и выпекать в печи или духовом шкафу, чтобы сковороду охватывало жаром со всех сторон.

Готовые блины смазать сливочным маслом и уложить горкой.

Таким же способом пекут блины из разной муки: гречневой, гороховой, овсяной и т.д.

Рецепт блинов из проса:

- Просо толченое – 1 кг,

- молоко и вода — по 2 стакана,

- дрожжи — 30-40 г,

- соль — 2,5 чайные ложки,

- яйцо- 3-4 шт.,

- сахарный песок — 1 столовая ложка,

- сливочное масло — 200 г. (для смазывания).

Конечно, из этого теста получится огромное количество блинов. А вот сколько нужно взять продуктов, чтобы получить 20 просяных блинчиков на завтрак, если известно, что на 12 блинчиков нужно 200 гр муки?


 

4. ОБЩЕЕ. Скорее всего, Жилин был вам более симпатичен при прочтении книги. В сопоставительной таблице обозначьте особенности поведения двух пленников – Жилина и Костылина. После таблицы сделайте вывод.

 

                    Жилин

          Костылин

Как отнесся к предложению о выкупе из плена? Как это характеризует его?

   

Как ведет себя в плену?

   

Как характеризует персонажа диалог накануне побега?

   

Как себя ведет герой во время побега?

 

 

ВЫВОД:

5. Используя описание девочки (смотрите текст), нарисуйте её наряд.


 


 


 

6. Составьте синквейны по именам главных героев: Жилина, Костылина, Дины.

Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов (обычно из 4-х

), выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

7. Используя описания местности, нарисуйте карту местности, на которой происходили события данного произведения

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Александра Михайловна, интересный, действительно современный урок.

10 July 2017