Литературный квест «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» (3–5 класс)
Литературный квест
«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль
о русском национальном поэте».
Н.В. Гоголь
Внеклассное мероприятие по сказкам А.С. Пушкина можно проводить к юбилею писателя, к юбилею написания произведений или просто при изучении творчества великого поэта.
Для литературного квеста были выбраны два произведения: «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне». Квест проводился с учениками 5-х классов школы для слабослышащих детей, поэтому в предварительную подготовку было включено не только чтение и обсуждение сказок, но и просмотр мультипликационных фильмов по ним.
Проводили мероприятие учитель литературы и библиотекарь, но на разных этапах игры задания командам давали другие работники школы (учителя-дефектологи, психологи), они и выставляли баллы игрокам в оценочный лист. На каждом этапе, после правильного ответа команды получали конверт с дальнейшим маршрутом. Маршруты разработаны так, чтобы команды встретились только на последнем этапе.
Цель: в игровой форме вспомнить сказки А.С. Пушкина; пробудить интерес к его творчеству, художественной литературе и чтению.
Задачи:
- осуществление нравственного, эстетического воспитания обучающихся через вовлечение их в игровые коллективные формы деятельности;
- развитие познавательного интереса;
- развитие логического мышления, зрительного и слухового внимания, памяти и речи детей, воображения;
- развитие коммуникативных навыков обучающихся, умения работы в команде.
Оборудование: карточки с заданиями и иллюстрациями, компьютер с доступом в Интернет, маршрутные листы жюри, конверты с маршрутом для команд.
Ход игры
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Мы рады приветствовать вас на нашем необычном мероприятии: литературной квест-игре. А по произведениям какого автора будет квест нужно догадаться. Вот наше первое задание для команд: используя таблицу расшифруйте слова. (Задание не оценивается)
Задание для 1 команды:
Задание для 2 команды:
Ведущий: У нас получилось «Александр Сергеевич». Как фамилия этого писателя? (ответы учеников).
Итак, наш квест по сказкам А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин – это душа России. С его творчеством мы начинаем знакомиться с колыбели, когда наши бабушки и дедушки, папы и мамы, старшие братья и сестры читают или рассказывают нам сказки Александра Сергеевича. Позже мы изучаем его творчество в школе. Сказки, стихи, поэмы, проза Пушкина сопровождают нас всю жизнь.
Наша программа будет состоять из 7 этапов, где, выполнив задание, вы получите определённое количество баллов и маршрутный лист для выполнения следующего задания. По окончании игры вы должны будете найти книгу А.С. Пушкина.
Команды получают маршрутный конверт и на первый этап приходят вместе.
1 этап. «У дуба»
У дуба, нарисованного на стене, команды встречает Кот учёный и задаёт вопрос: «Где мы находимся?» и предлагает расшифровать слово Нукюыюфье (Ы=М, Ю=О, Н=Л, Ф=Р). (Команда, первая расшифровавшая слово, получает 1 балл)
Далее задание каждой команде продолжить стихотворение.
1 команда 5а класс «У лукоморья дуб зелёный…»
2 команда 5б класс «Там королевич мимоходом…»
Кот учёный: А о каких сказках А.С. Пушкина сегодня пойдёт речь вы узнаете на следующем этапе. (Команды получают конверты с разными направлениями).
2. Этап «Распредели правильно слова из сказки» - (баллы по количеству правильных ответов)
Задание на компьютере с интернетом (ссылка на ресурс: https://wordwall.net/ru/resource/29876292)
Правильные ответы:
Терем, яблоко, солнышко, месяц, ветер, зеркало. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Остров, комар, бочка, коршун, белка, лебедь («Сказка о царе Салтане…»)
После выполнения задания команды получают маршрутный лист.
3. Этап «Расположи картинки по порядку»
Ведущий: А теперь мы с вами посмотрим, внимательно ли вы читали сказки?! Расположите иллюстрации к сказке по порядку.
(Задание на листах)
После выполнения задания команды получают маршрутный лист.
4. Этап «Облако слов»
Какая фраза А.С. Пушкина здесь зашифрована?
(Что за прелесть эти сказки!)
5. Этап «Расшифруйте слово»
Детям даются буквы из слов, расположенные в свободном порядке, нужно из этих букв составить слово и назвать сказку, в которой оно встречается.
АЗРОКЕЛ (зеркало) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
3 ЫБАГРЯОТ 3 (33 богатыря) «Сказка о царе Салтане»
БЬЕЛДЕ (лебедь) «Сказка о царе Салтане»
ЛЕЦОНС (солнце) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
БОЛЯОК (яблоко) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
КОБЧА (бочка) «Сказка о царе Салтане»
После выполнения задания команды получают маршрутный лист.
6. Этап «Подбери описание к иллюстрации»
На стенде вывешены иллюстрации к сказкам, участникам выдаются листы со стихами. Необходимо подобрать к ним иллюстрацию.
| Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? |
Раз царевна молодая Милых братьев поджидая, Пряла, сидя под окном. Вдруг сердито под крыльцом Пёс залаял, и девица Видит: нищая черница Ходит по двору клюкой… |
|
| К красну солнцу наконец Обратился молодец. "Свет наш солнышко! ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей"… |
Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей". |
|
В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. |
|
| Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. |
Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами да садами; |
|
| Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь - поверх текучих вод Лебедь белая плывет. "Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?" - Говорит она ему. |
7. Заключительный этап «Поиск книги в библиотеке»:
Библиотекарь:
Сначала определите какую книгу нужно найти. Выберите буквы из каждого третьего квадрата, и узнаете, как называется книга.
О | Л | В | Ж | В | С | Ы | Ф | Е | Р | Й | С | Ц | И | К | З | Х | А | Э | Ч | З | Д | Г | К |
Ю | Я | И | Ч | Б | П | С | Ь | У | М | Т | Ш | Й | Н | К | А | О | И | П | Л | Н | У | Ч | А |
(Зашифрована книга «Все сказки Пушкина»)
Библиотекарь:
Найдите нужную книгу на полке, но сначала вспомним, в каком порядке стоят книги в библиотеке и в каком разделе находится эта книга.
(участники находят книгу)
Ведущий: Наша квест-игра подошла к концу. Всем огромное спасибо за участие в ней! До свидания! До новых встреч!
Приложения:
1. Оценочный лист жюри:
Конкурс | количество баллов |
У дуба: головоломка – 1 балл стихотворение – 1-2 балла | |
| |
Распредели правильно слова из сказки (баллы выставляет компьютер) | |
Расположи картинки по порядку 5 баллов. За каждую ошибку -1 | |
Облако слов - за правильно составленную фразу - 3 балла | |
Расшифруйте слово и назовите сказку, где оно встречается За каждое слово 1-2 балла | |
Подбери описание к иллюстрации За каждый правильный ответ 1 балл | |
2. Маршруты команд
Маршрут 1 команды:
В классе (2 этаж)
У дуба (2 этаж)
Кабинет психолога (3 этаж)
Актовый зал (3 этаж)
Сурдокабинет (2 этаж)
Ресурсный центр (1 этаж)
Библиотека (1 этаж)
Маршрут 2 команды:
В классе (2 этаж)
У дуба (2 этаж)
Сурдокабинет (2 этаж)
Ресурсный центр (1 этаж)
Кабинет психолога (3 этаж)
Актовый зал (3 этаж)
Библиотека (1 этаж)
Пример маршрутного листа. Маршрут №7
3. Иллюстрации для задания "Расположи картинки по порядку"
Иллюстрации 3
JPG / 334.43 Кб
Иллюстрации 2
JPG / 1.59 Мб
Иллюстрации1
JPG / 1.16 Мб
4. Облако слов
Облако "Пукшин и няня"
JPEG / 148.63 Кб
5. Фотоотчёт
Галина Владимировна
Волкова Надежда Павловна
Тоцкая Ольга Викторовна
Волкова Надежда Павловна
Кияйкина Наталья Федоровна
Панов Егор Игоревич
Тоцкая Ольга Викторовна
Казанкова М.В.