Литературный вечер
Литературный вечер
(Окололитературные сплетники сидят за столиком, звучит фоновая музыка)
Таня Дамы и господа, мы приветствуем вас на литературном вечере, посвящённом творчеству Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Просьба отключить телефоны и насладиться этим пятничным вечером вместе с нами.
С 1- Знаете ли вы, что Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей!
С2- Правильно, они давно исписались! Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны!
С3- Ахматова…Что-то фамилия знакомая. Какая-то странная фамилия.
С2-Почему странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова – фамилия её прабабки, татарки.
С1- К вашему сведению, у нас возникла поэтическая Академия символизма. Ахматова сначала вошла в состав Академии, а потом стала одной из основателей поэтического течения – акмеизм.
З1-Анна Ахматова вчера выступала в Академии. Успех полный!
С2- Да что она вообще собой представляет?! Видел кто-то: туфли столетней давности, но держится, я вам скажу
С3- Простите, а что она читала?
З1- Сейчас, я вам спою… (Песня «Русалка» Кузёма Алёны)
С2- Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию! Значит, она не разделяет мнение народа!
С1- Да, вы правы, коллега, соцреализмом в ее творчестве и не пахнет.
З2- Да как вы смеете! Ее лирика глубоко гражданственна и наполнена болью о судьбе своей страны. Только послушайте…
Стихотворение «Мне голос был» Ивановой Татьяны
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Голос Левитана. Актёры медленно встают, уходят. Включается ролик о войне. За кулисами стихотворение «Мужество» Кузёма Алёны.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
З2-Ах, сколько талантливых людей забрала война: около 400 писателей погибло в эти годы… (о писателях)
С3- Действительно… «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!».
С1- Да, слова Некрасова как никогда актуальны.
С2 – Однако не все писатели были верны гражданскому долгу. Помнится мы с вами в ТОТ САМЫЙ день обсуждали Ахматову… В итоге в войну она из блокадного Ленинграда сбежала и ни одного стихотворения о наших воинах не написала. Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она про любовь.
С1- Правильно, правильно.
32– Товарищи, вы не правы! Война застала Ахматову в осажденном Ленинграде. Вывезенная из блокадного города на самолете, будучи больной, она жила в Ташкенте, где жадно следила за сообщениями с фронтов.
С1- Что я вижу? Господа, неужели здесь напечатана Ахматова?
С3- Да, действительно, это её стихотворение!
С2- (пренебрежительно) Что это она там пишет?
С1- (Читает с газеты стихотворение «Прошло пять лет,— и залечила раны» Шамбулина Ильи)
Прошло пять лет,— и залечила раны,
Жестокой нанесенные войной,
Страна моя,
и русские поляны
Опять полны студеной тишиной.
И маяки сквозь мрак приморской ночи,
Путь указуя моряку, горят.
На их огонь, как в дружеские очи,
Далеко с моря моряки глядят.
Где танк гремел — там ныне мирный трактор,
Где выл пожар — благоухает сад,
И по изрытому когда-то тракту
Автомобили легкие летят.
Где елей искалеченные руки
Взывали к мщенью — зеленеет ель,
И там, где сердце ныло от разлуки,—
Там мать поет, качая колыбель.
Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя!
Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.
Для мирной жизни юных поколений,
От Каспия и до полярных льдов,
Как памятники выжженных селений,
Встают громады новых городов.
З2-Ахматовой казалось, что она писала лишь о горестях, блужданиях, бурях в своей жизни. Но на самом деле в этих произведениях были описаны страдания всего народа…
С2 – Ну и что же? Многие писали о войне и победе. Чем же Ахматова лучше поэтов-соц-реалистов?
З3 – Господа, мы не говорим, что она лучше остальных поэтов, но именно в её стихах разворачивается жизнь, суть которой в первых ее книгах и составляет любовь.
Сплетники замолкают, выходит официант
Таня- Дамы и господа, как говорится на улице холодный апрель, а в нашем кафе аргентинское лето. ТАНГО!
(Танец под композицию «Нет, царевич, я не та» в исполнении Александры и Константина)
Аня Клепикова садится за столик, к ней подходит официант. Тем временем в кафе заходит ещё одна пара (Аня Колтыгина с парнем). Они садятся за столик и разговаривают.
(В конце песни за столиками кричат «Браво!»)
С1 – Ну уж эти женщины! Вам одну романтику подавай! Ну валяйте…
З4 – Начинает читать парню, затем встаёт и обращается к зрителям.
(Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник » Колтыгиной Анны)
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или от скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
Анна садится на стол, Влад наливает «вино».
С3 – (Обращается ко всем) Прошу, прочтите что-нибудь ещё из Ахматовой. Я никак не пойму понять характер её лирической героини: то она страдалица, то колдунья…
З1 – Да, вы правы. У Ахматовской любви нет спокойного состояния: она «то змейкой, свернувшись клубком, у самого сердца колдует, то целые дни голубком на белом окошке воркует». Но ее героиня всегда индивидуальна и свободолюбива…(Стихотворение «А ты думал - я тоже такая» Кузёма Алёны)
А ты думал - я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок -
Мой заветный душистый платок.
Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенным чадом -
Я к тебе никогда не вернусь.
С2 – Тьфу! Одна сплошная лирика, и как не надоест!
З4 – Вы глубоко заблуждаетесь! Поэтесса широко раздвинула рамки жанра любовной поэзии, традиционные ситуации треугольника. В ее лирике раскрывается целый мир женской души: страстной, нежной, гордой.
З2-Она показала нам страдания и боль, несоизмеримые с конкретной ситуацией.
(Стихотворение «Сероглазый король» Иванова Таня)
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»
З1. Её лирика действительно очень чувственна, вы только послушайте…
(Песня «Милый, не дрогнет твоя рука» Кузёма Алёны)
С2- И как так много можно говорить о любви! Тут же все ясно и понятно! Мужчине нравится женщина, женщине мужчина. Лучше бы писали о Родине, Победе, о природе в конце концов!
З5 – Знаете, чтобы понять всю глубину произведений Анны Андреевны необходимо обратиться к своему личному опыту. Только тогда стихотворение окажется очень широко по своему замыслу.
(Стихотворение «Сколько просьб у любимой всегда!» Клепиковой Анны)
Сколько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
И я стану — Христос помоги! —
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,
Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?
Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети.
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,
И, печальную весть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво...
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.
С1 – Я слушаю вас, дамы, и не понимаю ценности таких стихов. В них царят упаднические настроения, в них нет черт народности, а для широкой публики они вовсе не понятны.
З1- Позвольте с вами не согласиться, поэтесса писала о любви, о таком знакомом и вроде бы привычном
чувстве, но писала так ново, так не похоже и вместе с тем просто и жизненно, что хотелось читать, чувствовать,
сопереживать. Поэтому её лирика понятна и любима народом (Песня «О жизнь без завтрашнего дня»)
С3 – Как трагично, кажется эта поэтесса – женщина с непростой судьбой.
З4 – Так и есть. Многих близких ей людей постигла печальная участь. Расстрелян первый муж Николай Гумилев, а единственный сын Лев более 10 лет пробыл в заключении, само ее творчество предалось забвению... Но это не остановило ее, она была верна своему дару.
(Стихотворение «Как белый камень в глубине колодца» Колтыгиной Анны)
Как белый камень в глубине колодца,
Лежит во мне одно воспоминанье.
Я не могу и не хочу бороться:
Оно — веселье и оно — страданье.
Мне кажется, что тот, кто близко взглянет
В мои глаза, его увидит сразу.
Печальней и задумчивее станет
Внимающего скорбному рассказу.
Я ведаю, что боги превращали
Людей в предметы, не убив сознанья,
Чтоб вечно жили дивные печали.
Ты превращен в мое воспоминанье.
З5 - Анне Андреевне даже посвящали стихи. Я зачитаю вам один из стихов Марины Ивановны Цветаевой (Стихотворение «Узкий, нерусский стан…» Клепиковой Анны)
Узкий, нерусский стан -
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод - в весельи, зной -
В Вашем унынии.
Вся Ваша жизнь - озноб,
И завершится - чем она?
Облачный - темен - лоб
Юного демона.
Каждого из земных
Вам заиграть - безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.
В утренний сонный час,
- Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
С3 – Цветаева? А это ещё кто такая?
С1 - Как?! Вы разве не знаете? Марина Цветаева. Тоже, говорят, поэт неплохой. Правда вот, ее муж, Сергей Эфрон был за белых… Так Цветаева осталась одна с двумя дочерьми на руках, впрочем те потом попали в приют, младшая погибла – грустная история…
С3 - А про что эта Цветаева сама-то пишет-сочиняет?
С1 - Да про то же, что и Ахматова: про любовь к жизни, к людям… Да лучше девушек спросите, они с ее творчеством лучше знакомы.
Таня Иванова – Так и есть. Знаете, товарищи, Любовь главная темы её творчества, это - безграничное море, стихия, противоречивое и сложное чувство…
(Песня «Под лаской плюшевого пледа» - Ивановой Татьяны)
З4 - Стихи Марины Цветаевой словно «бьют током», заставляют душу «переворачиваться», страдать и плакать вместе с ее лирической героиней, становясь чище и лучше.
(Стихотворение «Молитва» Колтыгиной Анны)
Молитва
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
- "Терпи, еще не кончен срок".
Ты сам мне подал - слишком много!
Я жажду сразу - всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень...
Чтоб был легендой - день вчерашний,
Чтоб был безумьем - каждый день!
Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след...
Ты дал мне детство - лучше сказки
И дай мне смерть - в семнадцать лет!
З1 - Её лирика учит любить самой искренней, бездонной и светлой любовью. Позвольте, я вам спою
(Песня в исполнении «Мне нравится»- Кузёма Алёна)
С2- Какие легкомысленные и странные стихи.
З3 - Она была уникальной поэтессой!
З5 - Я Вам больше скажу! По самому характеру своего темперамента она была сродни Маяковскому — тот же нравственный максимализм. Только послушайте: (Стихотворение «Любовь! Любовь!» Клепиковой Анны)
Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь — прельщусь — смущусь — рванусь.
О милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном с тобою не прощусь.
И не на то мне пара крыл прекрасных
Дана, чтоб на сердце держать пуды.
Спеленутых, безглазых и безгласных
Я не умножу жалкой слободы.
Нет, выпростаю руки, стан упругий
Единым взмахом из твоих пелен,
Смерть, выбью!— Верст на тысячу в округе
Растоплены снега — и лес спален.
И если все ж — плеча, крыла, колена
Сжав — на погост дала себя увесть,—
То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом,
Стихом восстать — иль розаном расцвесть!
З3 - Женской слабости, изящности и легкости стиха она противопоставила твердость духа и силу мастера. Вы только послушайте!...(смотрит в сторону З1) Вы прочтете стихотворение, о котором говорили мне?(до этого З3 и З1 разговаривают между собой)
З1 – Да, конечно прочту ( Стихотворение «Вчера ещё в глаза глядел» - Кузема Алёна )
Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
Вчера ещё до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче - вороны!
Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времён:
"Мой милый, что тебе я сделала?"
И слёзы ей - вода, и кровь -
Вода, - в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха - Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
"Мой милый, что тебе я сделала?!"
Вчера ещё - в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, -
Жизнь выпала - копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою - немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
"Мой милый, что тебе я сделала?!"
Спрошу я стул, спрошу кровать:
"За что, за что терплю и бедствую?"
"Отцеловал - колесовать:
Другую целовать", - ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил - в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал - мне.
Мой милый, что тебе - я сделала?
Всё ведаю - не прекословь!
Вновь зрячая - уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Самo' - что' дерево трясти! -
В срок яблоко спадает спелое...
- За всё, за всё меня прости,
Мой милый, что тебе я сделала!
С2 (с насмешкой) - Ну и в чём же здесь ваша хваленая «твердость духа»?
З5 – Как? Вы не понимаете?! Лирическая героиня от лица всех женщин Земли с гневом и болью, отчаянием и надеждой обращается к оставляющим нас возлюбленным: Мой милый, что тебе я сделала!?
С3 – Да, женщина она, конечно, интересная, талант чувствуется… И откуда в ней столько духа, такой отчаянной силы…?
35 - Да, Марине Ивановне предстояло пережить множество потерь и лишений. Несмотря на свой сильный характер, в душе она была хрупкой и беззащитной женщиной, нуждающейся в любви. Все свои чувства до самой смерти она доверяла читателю. (Стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну… » Клепиковой Анны)
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
З2 – Я слышала, после эмиграции в 1939 Цветаева вернулась в СССР. Её дочь и мужа арестовывали. Эфрона расстреляли в 1941 году, в этом же году она покончила с собой…
З3- Да, но ведь дочь недавно реабилитировали.
З1- (Звучит песня «Але» Кузема Алены)
С2 – Сильно, и спорить нечего.
С3 - Согласен…
С2- (перебивает) Однако, я убежден: женщина не может быть поэтом, не в наш век. Поэзия – это мысль, идея!
А здесь? Одни чувства, эмоции, любовь, расставания…
З1 - Поймите! Что для Анны Ахматовой, что для Марины Цветаевой - стихи были отдушиной и одним из способов самовыражения! Они положили жизнь на пьедестал искусства и до конца были ему верны!
С1 – Знаете, философ Вольтер говорил: «Все рассуждения мужчин не стоят ни одного чувства женщины». Может, коллега, так оно и есть?...
З1- (Песня «Посвящение женщине» Кузема Алёны)