Литературный вечер

3
0
Материал опубликован 9 November


Литературный вечер

(Окололитературные сплетники сидят за столиком, звучит фоновая музыка)

Таня Дамы и господа, мы приветствуем вас на литературном вечере, посвящённом творчеству Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Просьба отключить телефоны и насладиться этим пятничным вечером вместе с нами.

С 1- Знаете ли вы, что Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей!

С2- Правильно, они давно исписались! Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны!

С3- Ахматова…Что-то фамилия знакомая. Какая-то странная фамилия.

С2-Почему странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова – фамилия её прабабки, татарки.

С1- К вашему сведению, у нас возникла поэтическая Академия символизма. Ахматова сначала вошла в состав Академии, а потом стала одной из основателей поэтического течения – акмеизм.

З1-Анна Ахматова вчера выступала в Академии. Успех полный!

С2- Да что она вообще собой представляет?! Видел кто-то: туфли столетней давности, но держится, я вам скажу

С3- Простите, а что она читала?

З1- Сейчас, я вам спою… (Песня «Русалка» Кузёма Алёны)

С2- Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию! Значит, она не разделяет мнение народа!

С1- Да, вы правы, коллега, соцреализмом в ее творчестве и не пахнет.

З2- Да как вы смеете! Ее лирика глубоко гражданственна и наполнена болью о судьбе своей страны. Только послушайте…

Стихотворение «Мне голос был» Ивановой Татьяны

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: "Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид".

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Голос Левитана. Актёры медленно встают, уходят. Включается ролик о войне. За кулисами стихотворение «Мужество» Кузёма Алёны.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

З2-Ах, сколько талантливых людей забрала война: около 400 писателей погибло в эти годы… (о писателях)

С3- Действительно… «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!».

С1- Да, слова Некрасова как никогда актуальны.

С2 – Однако не все писатели были верны гражданскому долгу. Помнится мы с вами в ТОТ САМЫЙ день обсуждали Ахматову… В итоге в войну она из блокадного Ленинграда сбежала и ни одного стихотворения о наших воинах не написала. Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она про любовь.

С1- Правильно, правильно.

32– Товарищи, вы не правы! Война застала Ахматову в осажденном Ленинграде. Вывезенная из блокадного города на самолете, будучи больной, она жила в Ташкенте, где жадно следила за сообщениями с фронтов.

С1- Что я вижу? Господа, неужели здесь напечатана Ахматова?

С3- Да, действительно, это её стихотворение!

С2- (пренебрежительно) Что это она там пишет?

С1- (Читает с газеты стихотворение «Прошло пять лет,— и залечила раны» Шамбулина Ильи)

Прошло пять лет,— и залечила раны,
Жестокой нанесенные войной,
Страна моя,
и русские поляны
Опять полны студеной тишиной.

И маяки сквозь мрак приморской ночи,
Путь указуя моряку, горят.
На их огонь, как в дружеские очи,
Далеко с моря моряки глядят.

Где танк гремел — там ныне мирный трактор,
Где выл пожар — благоухает сад,
И по изрытому когда-то тракту
Автомобили легкие летят.

Где елей искалеченные руки
Взывали к мщенью — зеленеет ель,
И там, где сердце ныло от разлуки,—
Там мать поет, качая колыбель.

Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя!
Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.

Для мирной жизни юных поколений,
От Каспия и до полярных льдов,
Как памятники выжженных селений,
Встают громады новых городов.

З2-Ахматовой казалось, что она писала лишь о горестях, блужданиях, бурях в своей жизни. Но на самом деле в этих произведениях были описаны страдания всего народа…

С2 – Ну и что же? Многие писали о войне и победе. Чем же Ахматова лучше поэтов-соц-реалистов?

З3 – Господа, мы не говорим, что она лучше остальных поэтов, но именно в её стихах разворачивается жизнь, суть которой в первых ее книгах и составляет любовь.

Сплетники замолкают, выходит официант

Таня- Дамы и господа, как говорится на улице холодный апрель, а в нашем кафе аргентинское лето. ТАНГО!

(Танец под композицию «Нет, царевич, я не та» в исполнении Александры и Константина)

Аня Клепикова садится за столик, к ней подходит официант. Тем временем в кафе заходит ещё одна пара (Аня Колтыгина с парнем). Они садятся за столик и разговаривают.

(В конце песни за столиками кричат «Браво!»)

С1 – Ну уж эти женщины! Вам одну романтику подавай! Ну валяйте…

З4 – Начинает читать парню, затем встаёт и обращается к зрителям.

(Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник » Колтыгиной Анны)

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

И от лености или от скуки

Все поверили, так и живут:

Ждут свиданий, боятся разлуки

И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,

И почиет на них тишина…

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все как будто больна.

Анна садится на стол, Влад наливает «вино».

С3 – (Обращается ко всем) Прошу, прочтите что-нибудь ещё из Ахматовой. Я никак не пойму понять характер её лирической героини: то она страдалица, то колдунья…

З1 – Да, вы правы. У Ахматовской любви нет спокойного состояния: она «то змейкой, свернувшись клубком, у самого сердца колдует, то целые дни голубком на белом окошке воркует». Но ее героиня всегда индивидуальна и свободолюбива…(Стихотворение «А ты думал - я тоже такая» Кузёма Алёны)

А ты думал - я тоже такая,

Что можно забыть меня,

И что брошусь, моля и рыдая,

Под копыта гнедого коня.

Или стану просить у знахарок

В наговорной воде корешок

И пришлю тебе странный подарок -

Мой заветный душистый платок.

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом

Окаянной души не коснусь,

Но клянусь тебе ангельским садом,

Чудотворной иконой клянусь,

И ночей наших пламенным чадом -

Я к тебе никогда не вернусь.

С2 – Тьфу! Одна сплошная лирика, и как не надоест!

З4 – Вы глубоко заблуждаетесь! Поэтесса широко раздвинула рамки жанра любовной поэзии, традиционные ситуации треугольника. В ее лирике раскрывается целый мир женской души: страстной, нежной, гордой.

З2-Она показала нам страдания и боль, несоизмеримые с конкретной ситуацией.

(Стихотворение «Сероглазый король» Иванова Таня)

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»

З1. Её лирика действительно очень чувственна, вы только послушайте…

(Песня «Милый, не дрогнет твоя рука» Кузёма Алёны)

С2- И как так много можно говорить о любви! Тут же все ясно и понятно! Мужчине нравится женщина, женщине мужчина. Лучше бы писали о Родине, Победе, о природе в конце концов!

З5 – Знаете, чтобы понять всю глубину произведений Анны Андреевны необходимо обратиться к своему личному опыту. Только тогда стихотворение окажется очень широко по своему замыслу.

(Стихотворение «Сколько просьб у любимой всегда!» Клепиковой Анны)

Сколько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода

Под бесцветным ледком замирает.





И я стану — Христос помоги! —

На покров этот, светлый и ломкий,

А ты письма мои береги,

Чтобы нас рассудили потомки,

Чтоб отчетливей и ясней

Ты был виден им, мудрый и смелый.

В биографии славной твоей

Разве можно оставить пробелы?

Слишком сладко земное питье,

Слишком плотны любовные сети.

Пусть когда-нибудь имя мое

Прочитают в учебнике дети,

И, печальную весть узнав,

Пусть они улыбнутся лукаво...

Мне любви и покоя не дав,

Подари меня горькою славой.



С1 Я слушаю вас, дамы, и не понимаю ценности таких стихов. В них царят упаднические настроения, в них нет черт народности, а для широкой публики они вовсе не понятны.

З1- Позвольте с вами не согласиться, поэтесса писала о любви, о таком знакомом и вроде бы привычном

чувстве, но писала так ново, так не похоже и вместе с тем просто и жизненно, что хотелось читать, чувствовать,

сопереживать. Поэтому её лирика понятна и любима народом (Песня «О жизнь без завтрашнего дня»)

С3 – Как трагично, кажется эта поэтесса – женщина с непростой судьбой.

З4 – Так и есть. Многих близких ей людей постигла печальная участь. Расстрелян первый муж Николай Гумилев, а единственный сын Лев более 10 лет пробыл в заключении, само ее творчество предалось забвению... Но это не остановило ее, она была верна своему дару.



(Стихотворение «Как белый камень в глубине колодца» Колтыгиной Анны)

Как белый камень в глубине колодца,

Лежит во мне одно воспоминанье.

Я не могу и не хочу бороться:

Оно — веселье и оно — страданье.

Мне кажется, что тот, кто близко взглянет

В мои глаза, его увидит сразу.

Печальней и задумчивее станет

Внимающего скорбному рассказу.

Я ведаю, что боги превращали

Людей в предметы, не убив сознанья,

Чтоб вечно жили дивные печали.

Ты превращен в мое воспоминанье.

З5 - Анне Андреевне даже посвящали стихи. Я зачитаю вам один из стихов Марины Ивановны Цветаевой (Стихотворение «Узкий, нерусский стан…» Клепиковой Анны)

Узкий, нерусский стан -

Над фолиантами.

Шаль из турецких стран

Пала, как мантия.

Вас передашь одной

Ломаной черной линией.

Холод - в весельи, зной -

В Вашем унынии.

Вся Ваша жизнь - озноб,

И завершится - чем она?

Облачный - темен - лоб

Юного демона.

Каждого из земных

Вам заиграть - безделица!

И безоружный стих

В сердце нам целится.

В утренний сонный час,

- Кажется, четверть пятого, -

Я полюбила Вас,

Анна Ахматова.

С3 – Цветаева? А это ещё кто такая?
С1 - Как?! Вы разве не знаете? Марина Цветаева. Тоже, говорят, поэт неплохой. Правда вот, ее муж, Сергей Эфрон был за белых… Так Цветаева осталась одна с двумя дочерьми на руках, впрочем те потом попали в приют, младшая погибла – грустная история…

С3 - А про что эта Цветаева сама-то пишет-сочиняет?

С1 - Да про то же, что и Ахматова: про любовь к жизни, к людям… Да лучше девушек спросите, они с ее творчеством лучше знакомы.

Таня Иванова – Так и есть. Знаете, товарищи, Любовь главная темы её творчества, это - безграничное море, стихия, противоречивое и сложное чувство…

(Песня «Под лаской плюшевого пледа» - Ивановой Татьяны)

З4 - Стихи Марины Цветаевой словно «бьют током», заставляют душу «переворачиваться», страдать и плакать вместе с ее лирической героиней, становясь чище и лучше.

(Стихотворение «Молитва» Колтыгиной Анны)

Молитва

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, Ты не скажешь строго:

- "Терпи, еще не кончен срок".

Ты сам мне подал - слишком много!

Я жажду сразу - всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

и амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,

Вести детей вперед, сквозь тень...

Чтоб был легендой - день вчерашний,

Чтоб был безумьем - каждый день!

Люблю и крест, и шелк, и каски,

Моя душа мгновений след...

Ты дал мне детство - лучше сказки

И дай мне смерть - в семнадцать лет!

З1 - Её лирика учит любить самой искренней, бездонной и светлой любовью. Позвольте, я вам спою

(Песня в исполнении «Мне нравится»- Кузёма Алёна)

С2- Какие легкомысленные и странные стихи.

З3 - Она была уникальной поэтессой!

З5 - Я Вам больше скажу! По самому характеру своего темперамента она была сродни Маяковскому — тот же нравственный максимализм. Только послушайте: (Стихотворение «Любовь! Любовь!» Клепиковой Анны)

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе

Насторожусь — прельщусь — смущусь — рванусь.

О милая! Ни в гробовом сугробе,

Ни в облачном с тобою не прощусь.

И не на то мне пара крыл прекрасных

Дана, чтоб на сердце держать пуды.

Спеленутых, безглазых и безгласных

Я не умножу жалкой слободы.

Нет, выпростаю руки, стан упругий

Единым взмахом из твоих пелен,

Смерть, выбью!— Верст на тысячу в округе

Растоплены снега — и лес спален.

И если все ж — плеча, крыла, колена

Сжав — на погост дала себя увесть,—

То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом,

Стихом восстать — иль розаном расцвесть!

З3 - Женской слабости, изящности и легкости стиха она противопоставила твердость духа и силу мастера. Вы только послушайте!...(смотрит в сторону З1) Вы прочтете стихотворение, о котором говорили мне?(до этого З3 и З1 разговаривают между собой)

З1 – Да, конечно прочту ( Стихотворение «Вчера ещё в глаза глядел» - Кузема Алёна )

Вчера ещё в глаза глядел,

А нынче - всё косится в сторону!

Вчера ещё до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умён,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времён:

"Мой милый, что тебе я сделала?"

И слёзы ей - вода, и кровь -

Вода, - в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха - Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

"Мой милый, что тебе я сделала?!"

Вчера ещё - в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал, -

Жизнь выпала - копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду

Стою - немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

"Мой милый, что тебе я сделала?!"

Спрошу я стул, спрошу кровать:

"За что, за что терплю и бедствую?"

"Отцеловал - колесовать:

Другую целовать", - ответствуют.

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил - в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал - мне.

Мой милый, что тебе - я сделала?

Всё ведаю - не прекословь!

Вновь зрячая - уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

Самo' - что' дерево трясти! -

В срок яблоко спадает спелое...

- За всё, за всё меня прости,

Мой милый, что тебе я сделала!

С2 (с насмешкой) - Ну и в чём же здесь ваша хваленая «твердость духа»?

З5 – Как? Вы не понимаете?! Лирическая героиня от лица всех женщин Земли с гневом и болью, отчаянием и надеждой обращается к оставляющим нас возлюбленным: Мой милый, что тебе я сделала!?

С3 – Да, женщина она, конечно, интересная, талант чувствуется… И откуда в ней столько духа, такой отчаянной силы…?

35 - Да, Марине Ивановне предстояло пережить множество потерь и лишений. Несмотря на свой сильный характер, в душе она была хрупкой и беззащитной женщиной, нуждающейся в любви. Все свои чувства до самой смерти она доверяла читателю. (Стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну… » Клепиковой Анны)

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось.

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет все — как будто бы под небом

И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,

И колокол в селе…

Меня, такой живой и настоящей

На ласковой земле!

К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?!-

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:

За правду да и нет,

За то, что мне так часто — слишком грустно

И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность —

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность

И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру…

Послушайте!- Еще меня любите

За то, что я умру.

З2 – Я слышала, после эмиграции в 1939 Цветаева вернулась в СССР. Её дочь и мужа арестовывали. Эфрона расстреляли в 1941 году, в этом же году она покончила с собой…

З3- Да, но ведь дочь недавно реабилитировали.

З1- (Звучит песня «Але» Кузема Алены)

С2 – Сильно, и спорить нечего.

С3 - Согласен…

С2- (перебивает) Однако, я убежден: женщина не может быть поэтом, не в наш век. Поэзия – это мысль, идея!

А здесь? Одни чувства, эмоции, любовь, расставания…

З1 - Поймите! Что для Анны Ахматовой, что для Марины Цветаевой - стихи были отдушиной и одним из способов самовыражения! Они положили жизнь на пьедестал искусства и до конца были ему верны!

С1 – Знаете, философ Вольтер говорил: «Все рассуждения мужчин не стоят ни одного чувства женщины». Может, коллега, так оно и есть?...

З1- (Песня «Посвящение женщине» Кузема Алёны)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.