12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артюхова Наталья Александровна8208
Воспитатель детей дошкольного возраста, воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и речевого развития.
Россия, Астраханская обл., посёлок Верхний Баскунчак
Материал размещён в группе «Дошкольники»
14

Литературный вечер «Наш товарищ Борис Заходер»



Литературный вечер «Наш товарищ – Борис Заходер» (для детей старшего дошкольного возраста).

Пояснительная записка.

В сентябре исполнилось бы 100 лет со дня рождения Борису Владимировичу Заходеру.

Борис Владимирович Заходер – детский писатель, имя которого знакомо каждому из нас с детства. Его творческая биография не ограничилась только написанием сказок и стихотворений для детей. Борис Владимирович был также талантливым переводчиком и поэтом. Книги – собственные произведения и переводы, - оставленные великим мастером в наследство детям, до сих пор пользуются популярностью.

Цель мероприятия: Познакомить детей с творчеством Бориса Владимировича Заходера; расширить знания детей о деятельности Бориса Заходера.

Задачи: Воспитывать интерес и положительное отношение к детской литературе;

Развивать образную речь, поэтический слух.

Предварительная работа: чтение произведения Б. В. Заходера «Мохнатая азбука», рассматривание иллюстраций к произведению "Мохнатая азбука"; разучивание с детьми некоторых стихотворений Б. В. Заходера.

Материалы и оборудование: плакат с изображением героев Б. В. Заходера; выставка книг Б.В.Заходера; мультимедийная установка; презентация PowerPoint; 2 письма; песенка Винни-Пуха “Куда идём мы с Пятачком»; интерактивные задания; мультфильм «Кит и кот»; книжки Б. В. Заходера .

Ведущие: воспитатель, Винни-Пух и Пятачок.

Ход мероприятия.

(На экране слайд 2 с изображением книг Б.В.Заходера.)

Дети рассматривают плакат с героями и стенд с книгами Б. В. Заходера. Среди книг дети находят конверт с надписью «Товарищам детям».

Дети: Ой, а тут письмо.

Воспитатель: Ребята это письмо адресовано вам. Давайте прочитаем, что же там написано.

 

 

Воспитатель: Ребята, сегодня наш вечер посвящён детскому писателю Борису Владимировичу Заходеру. (На экране слайд 3).

Борис Владимирович родился 9 сентября 1918 года в городе Кагуле в Молдавии. Но семья прожила там недолго. Сначала переехала в Одессу, а потом в Москву. Детство Бориса Заходера прошло в Москве. В одном интервью Борис Владимирович признавался, что, «в детстве не играл в футбол, не совершал «никаких подвигов», почти не дрался, даже яблок не воровал ни разу и вместо этого целыми днями читал книги».

Но один «подвиг» из своего детства Борис Заходер вспомнил. Однажды он убежал из дома. В ту пору ему не было и семи лет. Вот как об этом рассказывал сам писатель: «Я за что-то, - за что, уже не помню, - очень обиделся на своих родителей. На обоих сразу – и на папу, и на маму. И вот когда они ушли на службу, убежал из дому. Чуть ли не целый день один-одинёшенек странствовал по Москве. Движение, к счастью, было тогда небольшое, автомобилей почти не было, и в конце концов я благополучно добрался до своего приятеля Яшки. Там меня уже поздно вечером нашёл папа. Меня не наказали. И даже не ругали. Может быть, потому, что к нам пришли гости. Но только папа вслух прочёл и показал всем записку, которую я оставил родителям. И это было хуже всякого наказания. Там было написано: «Сиводня я ухажу навсигда». Писать я научился рано и очень гордился своей грамотностью. А тут такой позор – четыре ошибки в четырёх словах!»

Писать стихи Борис  Владимирович начал с 11 лет. Но знаменитые стихи и сказки были ещё впереди. А начал свою литературную карьеру Борис Заходер с переводов. (Слайд 4).

Борис Заходер перевёл на русский язык повести-сказки: П. А. Трэвэрс  «Мэри Поппинс», Льюис Кэррол «Алиса в Стране Чудес», Д. М. Барри «Питер Пэн»; сказки братьев Гримм и Карела Чапека, польские народные детские песенки; стихи Юлиана Тувима, Яна Бжехвы, Вильяма Дж. Смита и многих других.

Звучит отрывок из «Песенки Винни-Пуха» - Куда идем мы с Пятачком

Появляются Винни-Пух и Пятачок. (Слайд 5).

Пятачок: Ой, Винни, а куда это мы пришли?

Винни-Пух: Мы пришли на вечер, посвящённый нашему «литературному папе».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему Винни-Пух назвал Бориса Владимировича Заходера своим  «литературным папой»? (Ответы детей).

Замечательную книгу «Винни-Пух и все-все-все» написал английский писатель Алан Милн, а научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски писатель Борис Владимирович Заходер. Вот что рассказывал о Винни-Пухе сам писатель: «Винни-Пух – это плюшевый медвежонок, который сам сочиняет песенки, да вдобавок не просто песенки, а Ворчалки, Пыхтелки, Шумелки и даже Сопелки». Ребята, давайте прочитаем Винни-Пуху и Пятачку «Ворчалку».

1-й ребёнок:

Куда мой мёд деваться мог?

Ведь был полнёхонький горшок!

Он убежать никак не мог –

Ведь у него же нету ног!

2-й ребёнок:

Не мог уплыть он по реке

(Он без хвоста и плавников!),

Не мог зарыться он в песке…

Не мог, и всё же был таков!

3-й ребёнок:

Не мог уйти он в тёмный лес,

Не мог взлететь под небеса…

Не мог, а всё-таки исчез!

Ну это прямо чудеса!

Винни-пух и Пятачок: Молодцы, ребята! Спасибо!

Воспитатель: Ребята, у Бориса Заходера есть цикл стихотворений о профессиях, который называется «Строители». А ещё Борис Владимирович писал загадки. Давайте мы сейчас с вами поиграем в игру «Угадай». (Слайд 6). Задание: я вам буду читать стихотворение, а вы должны сказать что или кто это и соотнести с картинкой. А Винни-Пух и Пятачок вам помогут.

Интерактивное задание «Загадки Б. В. Заходера»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием.

Пятачок: Винни, Винни, а что нам могут рассказать игрушки, если они вдруг оживут и заговорят?

Винни-Пух: Ой, Пятачок, я не знаю. Давай спросим у ребят. Может они знают?

Воспитатель: Конечно  же ребята знают.

Дети читают стихотворение Б. В. Заходера "Песня игрушек" (Слайд 7).

1-й ребёнок:

Дети любят игрушки -

Так все говорят.

Ну, а разве игрушки

Не любят ребят?

Очень любят!

Души в них не чают!

Просто

Это НЕ ВСЕ

Замечают...

2-й ребёнок:

Мы молчим, мы не хнычем,

Когда нас бросают, -

Мы ведь знаем, что слезы

От бед не спасают!..

Не заметишь обиды

По нашему виду -

Мы ребятам прощаем

Любую обиду!..

3-й ребёнок:

Оттого-то, наверное,

Не все замечают,

Как игрушки страдают,

Тоскуют,

Скучают...

Оттого-то не знают

(И знать не хотят!),

Как мы верно и преданно

Любим ребят.

Все вместе:

Ах, не так нам обидно,

Когда нас ломают,

Как обидно, что нас

Не всегда понимают!

Воспитатель: Ну что, Пятачок, ответили ребята на твой вопрос.

Пятачок: Да, спасибо ребята.

Винни-Пух: Ребята, а вы знаете, что у Бориса Заходера есть свои «Горизонтские острова», остров Гдетотам, свои страны: «Моя Вообразилия» и «Страна Считалия». (Слайд 8)

Воспитатель: Вот что писал о «Стране Считалии» сам Борис Заходер: «Что такое Считалия – думаю, вы сразу догадались: это страна, где живут считалки.

А уж что такое считалки – это знает, как говорится, каждый ребёнок.

Пятачок:

Из окошка мне видна

Расчудесная страна,

Где живут Считалочки.

Каждый там не раз бывал,

Кто когда-нибудь играл

В прятки или салочки….

Воспитатель: (Слайд 9). Часто в своих стихах Борис Владимирович Заходер играет словом, многие его стихи – это «перевёртыши», столь любимые детьми. Давайте посмотрим, что получилось когда кит и кот поменялись буквами. (Просмотр мультфильма).

Воспитатель: Ребята, вам понравился мультфильм. (Обсуждение мультфильма). 

Борис Заходер очень любил животных, поэтому не задумываясь бросался на их защиту,

Винни-Пух: Вот  откуда его решительное: Наказать я сам готов

                                                                  Тех, кто мучает котов!

Пятачок: Он всегда готов был встать на защиту мохнатых и пернатых.

Воспитатель: Многие стихи Заходера посвящены кошкам. У него есть даже книга «Краткая кошачья книжка» (Слайд 10), в которой собраны стихи Бориса Владимировича о кошках. Послушайте некоторые из них.

Ребёнок читает стихотворение «Кискино горе»:

Плачет киска в коридоре.

У неё большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

Воспитатель читает стихотворение «Странное происшествие»:

Однажды,
Точнее, когда-то и где-то  
С голодным Котом
Повстречалась Котлета.
Котлета, представьте,
Всплеснула руками: —
Ах, как же я счастлива
Встретиться с вами!
Ах,
Если б вы знали,
Как жаждут Котлеты
Узнать ваши тайны
И ваши секреты!

Скажите скорее,
Какого вы рода?
Вернее —
Какого вы времени года:
Кот осени вы?
Кот весны?
Кот зимы?
А может быть,
Тоже Кот лета,
Как мы?
А может быть,
Вы
Даже Кот — Круглый Год?
А может быть, Может быть,
Вы — Антрекот?

Кот
Лишь улыбнулся ей
Вместо ответа —
И сразу
Куда-то
Исчезла Котлета...

Воспитатель: (Слайд 11). В стихах Бориса Заходера нередко встречаются не только обычные и экзотические животные, но и звери выдуманные самим автором. Винни-Пух, Пятачок, а вы знаете животных, выдуманных самим автором. (Пятачок И Винни-Пух читают стихи).

Пятачок читает стихотворение  «Рапуны».

Под собой не чуя ног,

Скачет резвый Рапунок.

А большие Рапуны

Тихо спят и видят сны.

Винни-Пух читает стихотворение «Кавот и Камут».

Мне с постели вставать неохота:

Я боюсь наступить на Кавота, -

У меня под кроватью живёт

Симпатичнейший в мире Кавот,

И ещё с ним такая забота:

Накормить невозможно Кавота,

Так как каждый кусок почему-то

Попадает в желудок Камута.

Воспитатель: (Слайд 12). Стихи и сказки Бориса Владимировича Заходера весёлые, умные, ироничные, наполненные светом, радостью, добротой. Герои его произведений – это забавные малыши, озорные школьники, буквы алфавита, животные. А вы знаете, какое произведение сочетает в себе алфавит и стихи о животных? (Слайд 13).

Дети: «Мохнатая азбука».

Воспитатель: Правильно. Это «мохнатая азбука». Ребята, а давайте с вами поиграем ещё в игру «Угадай кто».  (Слайд 14). Задание: Ребята, я вам буду читать стихотворение, вы должны назвать животное и найти соответствующую картинку.

Интерактивное задание по произведению «Мохнатая азбука»  Б. В. Заходера «Угадай кто»

Пока дети играли , Винни-Пух и Пятачок начали ссорится.

Воспитатель: Винни-Пух, Пятачок не ссортесь. Вы же не хотите быть похожими на Бяку и Буку? (Слайд 15)

Винни-Пух и Пятачок: А кто это?

Воспитатель: Сейчас мы вам расскажем.

Ребёнок читает стихотворение «Приятная встреча».

Встретились Бяка и Бука.
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака-
Молчали
Бука и Бяка.

И Бука
Думал со скукой:
«Чего он так смотрит — букой?»
А Бяка думал:
«Однако
Какой он ужасный
Бяка…»
Воспитатель: Хотите стать такими?

Винни-Пух Пятачок: Нет.

Воспитатель: Тогда не ссортесь.  (Слайд 16). Ребята, Борис Владимирович Заходер писал не только стихи и сказки. У него есть и пьесы для театра: «Ростик в дремучем лесу», «Очень умные игрушки», а по пьесе-сказке «Лопушок у Лукоморья» создана опера. Не один десяток фильмов снят по сценариям или мотивам сказок Заходера: «Фантик», «Птичка Тари», «Считалия» и много других. Борис Владимирович был не только писателем и переводчиком, но и драматургом, и сценаристом.  Писал Заходер не только для детей, но и для взрослых. Послушайте стихотворение Бориса Заходера о самом себе:

Смотрите сами:

Вот есть, например,

детский писатель

Борис Заходер;

Есть переводчики —

Взрослый и детский.

Тот знает английский,

этот — немецкий…

У всех у них

Разные интересы,

Хотя они все как один

Борисы:

Один Заходер

Сочиняет пьесы —

(Его, очевидно,

Волнуют актрисы!)

Тот пишет сказки

Про разных тварей,

Тот норовит

Смастерить сценарий;

Есть среди них

Даже автор либретто.

Тут

не хватало только поэта!

Винни-Пух: Ребята, мы с Пятачком принесли вам ещё одно письмо.

Воспитатель: Давайте прочитаем его и узнаем что же там написано. (Слайд 17).

Винни-Пух и Пятачок вручают детям книжки Бориса Заходера.

Спасибо за внимание!

Используемая литература:

Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 240 с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

Заходер Б.В. Кто ходит в гости по утрам. – Москва: РИО «Самовар», 1997. – 120 с.

Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/ [сост. Л.Ф. Климанова и др.]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.: ил. – (Школа России).

Приходько В.А. О современном сказочнике и давней традиции.// Дошкольное воспитание – 1977 - №8 – с. 45-55.

Приходько В.А. Наш товарищ Борис Заходер.// Дошкольное воспитание – 1989 - № 1 – с. 69-72.

Интернет-ресурсы:

картинки в свободном доступе


Презентация
PPTX / 4.43 Мб

Ответы на загадки интерактивных заданий
DOCX / 14.56 Кб

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Сингаевская Наталья Валерьевна, 17.12.18 в 17:21 5Ответить Пожаловаться
Наталья Александровна, с ПОБЕДОЙ Вас!!!!!!
Артюхова Наталья Александровна, 18.12.18 в 01:14 5Ответить Пожаловаться
Наталья Валерьевна, спасибо за поздравление!!!!
Горбачёва Марина Юрьевна, 18.12.18 в 18:31 4Ответить Пожаловаться
Поздравляю ! Новых побед и достижений!
Артюхова Наталья Александровна, 18.12.18 в 18:37 5Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, спасибо!!! Будем стремиться к новым вершинам!!!!
Порошина Ольга Анатольевна, 28.03.19 в 14:24 5Ответить Пожаловаться
Наталья Александровна, поздравляю с победой!!!
Артюхова Наталья Александровна, 28.03.19 в 17:54 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Анатольевна!!!
Кушнарева Татьяна Николаевна, 28.03.19 в 17:59 5Ответить Пожаловаться
Лучше позже, чем никогда!!! Наташенька, поздравляю с ПОБЕДОЙ!!!

Артюхова Наталья Александровна, 28.03.19 в 18:02 5Ответить Пожаловаться
Спасибо бооооооольшое, Татьяна Николаевна!!!! Вам всегда рада!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.