Внеклассное мероприятие «Русский язык и культура речи» (9 класс, подготовка к ОГЭ)

1
0
Материал опубликован 5 October 2018

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Чёлсменская основная общеобразовательная школа

Галичского муниципального района Костромской области

Конспект урока

русского языка и культуры речи в 9 классе

на тему:

«Предложения с обособленными и уточняющими членами.

Задание В 4 ГИА».

Разработала

учитель русского языка

и литературы

Посыпкина Елена

Юрьевна

2014 год, д. Чёлсма, Галичский район

Предмет

Русский язык и культура речи

Место урока в системе уроков

13-й урок в разделе подготовки к ГИА «Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий ГИА»

Тема урока:

«Предложения с обособленными и уточняющими членами. Задание В 4 ГИА».

Цель урока:

Систематизировать и обобщить знания об обособленных членах предложения

Задачи урока:

1. Образовательные: закрепить знания учащихся об обособлении второстепенных членов предложения, уточняющих членов предложения; совершенствовать умение применять полученные знания на практике.

2. Воспитательные: прививать интерес к предмету, коммуникативные навыки, навыки самооценки и взаимооценки

3. Развивающие: вырабатывать навыки употребления обособленных членов предложения и постановки знаков препинания при них; обогащать словарный запас; развивать навыки работы в паре и группе.

Тип урока:

Урок закрепления полученных знаний

Технология:

Технология развития критического мышления

Приемы работы:

«Найди ошибку», «Да – нет», проблемные вопросы, «Кластер»

Формы работы:

Индивидуальная, в паре, в группе; дифференцированные задания

Оборудование:

1. Персональный компьютер, проектор, экран.

2. Мультимедийная презентация «Обособленные члены предложения»

3. Карточки с заданиями.

4. Тесты в формате ГИА

Программное средство: Microsoft Power Point.

ХОД УРОКА:

Этапы урока/

Время (мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Орг.момент.

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин.)

-Записываем число и «классная работа».

- Легко ли изучать русский язык? Возможно ли овладеть грамотным письмом так, чтобы успешно сдать экзамен? Что для этого нужно?

Перед тем как начать нашу работу, послушайте притчу.

Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.

-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?

Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:

-Все в твоих руках!

-Ребята, скажите, как поступил ученик?

-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что сдать успешно экзамен по русскому языку возможно. Это в ваших руках!

Записывают число и классная работа в тетрадях.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают притчу.

- Он выпустил бабочку.

Готовность класса к уроку

Постановка учебной задачи

1 мин

- Итак, в течение всего учебного года мы с вами готовимся к успешной сдаче ГИА по русскому языку.

- Какой теоретический материал мы повторяли к сегодняшнему уроку?

- Для выполнения какого задания ГИА необходимо владеть знаниями по этой теме?

- Сформулируйте тему урока…

Запишите тему в тетрадь.

СЛАЙД 1.

-Какова цель сегодняшнего урока? Сформулируйте.

- Обособленные члены предложения и знаки препинания при них.

- для задания В 4.

- Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения

Записывают тему урока в тетрадь.

- Повторить условия обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств и уточняющих членов предложения.

 

Актуализация знаний

5 мин.

- Вначале урока вспомним основные сведения об обособленных членах предложения.

- Какие члены предложения называются обособленными?

- Какие члены предложения могут обособляться? Внимание на экран…

СЛАЙД 2.

Заполните данную на экране схему

(прием «Кластер»).

- Молодцы. А теперь проверьте себя.

СЛАЙД 3. (заполненная схема)

- Синтаксическая разминка перед серьезной работой. СЛАЙД 4.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Свой ответ обоснуйте.

б) 2, 3, 4, 5

в) 2, 3, 5

г) 2, 3, 5, 6, 7

На обдумывание ответа дается 10 – 20 секунд. Сначала провожу фронтальный опрос:

поднимите руку те, кто выбрал ответ а)?

кто выбрал ответ б)? ответ в)? ответ г)?

- А сейчас обоснуйте свой ответ. Какие обособленные члены встретились в данном предложении? Объясните условия обособления.

- члены предложения, которые выделяются интонационно и запятыми на письме.

Дети заполняют схему на листах, которые заранее напечатаны и розданы учащимся. Работают в парах. В результате должна получиться такая схема:

Один из учащихся зачитывает вслух предложение.

Сначала свой выбор объясняет более слабый ученик, а затем тот, кто дал правильный ответ – в)

- В этом предложении есть обособленное обстоятельство «сидя под окошком за пяльцами», которое выражено деепричастным оборотом, а оно всегда обособляется. Также есть два обособленных определения «стоящего неподвижно и устремившего глаза к ее окошку» - они стоят после определяемого слова, выраженных причастными оборотами, связанными союзом И, поэтому запятая ставится только перед первым оборотом.

 

Закрепление теоретического материала по теме. Проверка домашнего задания

(9 мин.)

- При подготовке к уроку вы были разделены на 3 группы, каждая из которых получила свое задание – подготовить небольшое выступление по заданной теме.

- Итак, сейчас слово 1 группе. Ваша тема «Обособление определений и приложений»

(примечание: желательно, чтобы по этой теме выступали более сильные учащиеся) Во время их выступления на экране демонстрируется основные сведения темы.

СЛАЙДЫ 5, 6

- Есть ли у вас вопросы к выступившему ученику?

- А сейчас 2 группа выступит по теме «Обособление дополнений и обстоятельств»

(выступление также иллюстрируется слайдами)

СЛАЙДЫ 7,8

Если у сидящих за партами есть уточняющие вопросы, они могут их задать.

- Наконец, слово предоставим 3 группе. Они расскажут об обособлении уточняющих членах предложения на конкретных примерах. (во время выступления демонстрируется слайд на нахождение уточняющих членов предложения)

Выступающий не только называет уточняющий член предложения, но и причину обособления.

СЛАЙД 9

(примечание: на каждое выступление отводится не более 2 мин.)

- Хорошо. А сейчас я предлагаю вам каждому решить самостоятельно небольшой тест, выбирая только ответ «да» или «нет». Затем проверите себя с помощью ключа. На выполнение задания – не более 3 минут. Затем – самопроверка с помощью ключа.

СЛАЙД 10. Ключ к тесту «Да – нет»

К доске выходит представитель 1 группы

(дети готовили выступление, используя материалы учебника «Теория. 5 – 9 классы» под ред. В.В.Бабайцевой – параграфы 191-194)

К доске выходит представитель 2 группы учащихся.

К доске выходит представитель 3 группы учащихся.

Дети решают самостоятельно тест, выбирая только ответ «да» или «нет» (тест заранее напечатан для каждого на листе и выдан).

1. Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, обособляются всегда.

А) да

Б) нет.

2. Бушуя и грозя, волны размеренно ударяли о скалы. В этом предложении обособлены два деепричастия и знаки препинания расставлены верно.

А) да

Б) нет.

3. Определения и приложения не обособляются, если относятся к личному местоимению.

А) да

Б) нет.

4. Восхищенный способностями мальчишки, Жгутов решил забрать его к себе. В этом предложении определение обособляется, так как оно стоит впереди определяемого слова и имеет добавочное обстоятельственное значение (причины).

А) да

Б) нет.

5. Одиночно употребляемые слова: стоя, сидя, лежа, молча, не глядя – обособляются, так как являются наречиями.

А) да

Б) нет.

6. Стоя на берегу я смотрел на волны, догонявшие друг друга. В этом предложении все знаки препинания расставлены верно.

А) да

Б) нет.

7. На другой день, в 11 часов утра, Вронский выехал на станцию встречать мать. В этом предложении есть обособленное уточняющее обстоятельство места.

А) да

Б) нет.

8. Ввиду сильного шторма, катер укрылся в бухте. В этом предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное существительным с производным предлогом, знаки препинания расставлены верно.

А) да

Б) нет.

Овладение теоретическим материалом по теме «Обособленные члены предложения»

Закрепление изученного материала

(11 мин.)

- А сейчас, имея уже хороший багаж знаний по условиям обособления второстепенных членов предложения, найдите ошибки в расстановке знаков препинания при обособленных членах предложения. Свой ответ обоснуйте. Работаем в парах. (для удобства и экономии времени предложения со слайда распечатаны и выданы каждой паре) - прием «Найди ошибку».

Затем – самопроверка с помощью ключа.

После выполнения работы на слайде появляются ключи с ответами для самопроверки и самооценки.

СЛАЙД 12.

1) Он работал на поле спустя рукава. (фразеологизм спустя рукава не обособляется)

3) Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. (союз И связывает два однородных обстоятельства, выраженных деепричастными оборотами, поэтому запятые между ними не ставятся)

5) Ветер, казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее. (обособляется определение, стоящее после определяемого слова)

6) На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать. (всегда обособляется обстоятельство, выраженное существительным с предлогом несмотря на)

7) Совсем измученная дорогой, она не могла идти дальше. (обособляется определение, относящееся к личному местоимению)

В ходе ответа дети поясняют свой выбор и причину расстановки знаков препинания в предложениях, а также называют обособленные члены в других предложениях.

СЛАЙД 13.

- Работаем устно. Прочитайте текст, в котором цифрами обозначены все запятые.

(для удобства данный текст распечатан и выдан каждому ученику)


Тучу передёрнуло синим пламенем. Медленно загремел гром,(1) разнося вокруг глухие раскаты. Он то усиливался,(2) то почти затихал,(3) уносясь куда-то вдаль. И дождь,(4) подчиняясь грому,(5) начинал временами идти сильнее и широко шуметь по листве,(6) потом останавливался. Вскоре сквозь тучи пробилось солнце,(7) посвежевшее и яркое. Старый пушкинский парк в Михайловском,(8) крутые берега Сороти,(9) местной речки,(10) запылали рыжей глиной и мокрой травой. Стройная радуга зажглась над пасмурной далью. Она сверкала,(11) искрилась и дымилась,(12) окружённая космами пепельных туч. Радуга,(13) казалось,(14) была похожа на арку,(15) воздвигнутую на границе заповедной земли.
(По К. Паустовскому)


Назовите и обоснуйте цифры, обозначающие запятые
а) при однородных членах;

б) при обособленных обстоятельствах;

в) при обособленных определениях;

г) при вводных словах;

д) при обособленном приложении.

Провожу фронтальную работу с классом. Каждый пункт спрашиваю разных учеников.

- Продолжаем работу в парах. Я предлагаю вам потренироваться в нахождении обособленных членов с помощью электронного тренажера. Время на работу – не более 5 минут.

(см. презентацию «Тренажер «Обособленные члены предложения»)

СЛАЙД 11.

Учащиеся называют обособленные члены предложения и причину обособления или отсутствия запятой.

Кто-то один из учащихся класса зачитывает текст вслух.

а) при однородных членах – 2, 6, 8, 11

б) при обособл. обстоятельствах – 1, 3,4, 5

в) при обособл. определениях – 7, 12, 15

г) при вводных словах – 13, 14

д) при обособл. приложении – 9, 10

Дети попарно садятся за компьютеры (ноутбуки), включают тренажер «Обособленные члены» и решают задания

Овладение практическими навыками в нахождении обособленных членов и применении пунктуационных правил при них

Самостоятельная работа с самопроверкой

Решение тестов в формате ГИА

(10 мин.)

- А сейчас решаем тестовые задания ГИА - В 4.

(каждому учащемуся выдаю напечатанные 15 заданий ГИА, первые 5 из которых решаем вместе, стальные 10 – дети решают самостоятельно)

Предложения с обособленными членами

(Задание В 4).

Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения_____________

(1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь.

Среди предложений 17–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения._______________

(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг - о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам.

Среди предложений 18–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения________________

(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.

-(20)Чудеса! раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.

4. Среди предложений 31–37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.______________________

(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду:

– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.

(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.

(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.

5. Среди предложений 21 - 28 найдите предложение с обособленными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения__________

(21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.

– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.

(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.

Дети поочередно читают фрагменты текстов (первые 5), находят указанные в задании обособленные члены и обосновывают свой выбор.

Самопроверка.

Ключ к заданиям на СЛАЙДЕ 14.

Применение полученных знаний на практике при решении тестов в формате ГИА

Итог урока. Рефлексия

1 мин.

- Подведем некоторые итоги в рамках изученной темы «Обособленные члены предложения».

- Чем могут быть выражены обособленные определения? Обособленные приложения? Обособленные обстоятельства?

- Какие вопросы по теме остались?

Оценки за урок…

Ответы детей…

Понимание изученной темы, готовность к решению задания В4 ГИА

Домашнее задание

1 мин.

- Выписать из любого литературного произведения 10 предложений с обособленными членами предложения. Подчеркните в этих предложениях обособленные определения, приложения, дополнения, обстоятельства и уточняющие члены предложения.

Записывают домашнее задание.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.