Внеклассное мероприятие «Русский язык и культура речи» (9 класс, подготовка к ОГЭ)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Чёлсменская основная общеобразовательная школа
Галичского муниципального района Костромской области
Конспект урока
русского языка и культуры речи в 9 классе
на тему:
«Предложения с обособленными и уточняющими членами.
Задание В 4 ГИА».
Разработала
учитель русского языка
и литературы
Посыпкина Елена
Юрьевна
2014 год, д. Чёлсма, Галичский район
Предмет |
Русский язык и культура речи |
Место урока в системе уроков |
13-й урок в разделе подготовки к ГИА «Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий ГИА» |
Тема урока: |
«Предложения с обособленными и уточняющими членами. Задание В 4 ГИА». |
Цель урока: |
Систематизировать и обобщить знания об обособленных членах предложения |
Задачи урока: |
1. Образовательные: закрепить знания учащихся об обособлении второстепенных членов предложения, уточняющих членов предложения; совершенствовать умение применять полученные знания на практике. 2. Воспитательные: прививать интерес к предмету, коммуникативные навыки, навыки самооценки и взаимооценки 3. Развивающие: вырабатывать навыки употребления обособленных членов предложения и постановки знаков препинания при них; обогащать словарный запас; развивать навыки работы в паре и группе. |
Тип урока: |
Урок закрепления полученных знаний |
Технология: |
Технология развития критического мышления |
Приемы работы: |
«Найди ошибку», «Да – нет», проблемные вопросы, «Кластер» |
Формы работы: |
Индивидуальная, в паре, в группе; дифференцированные задания |
Оборудование: |
1. Персональный компьютер, проектор, экран. 2. Мультимедийная презентация «Обособленные члены предложения» 3. Карточки с заданиями. 4. Тесты в формате ГИА Программное средство: Microsoft Power Point. |
ХОД УРОКА:
Этапы урока/ Время (мин.) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) |
-Записываем число и «классная работа». - Легко ли изучать русский язык? Возможно ли овладеть грамотным письмом так, чтобы успешно сдать экзамен? Что для этого нужно? Перед тем как начать нашу работу, послушайте притчу. Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю. -Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка? Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал: -Все в твоих руках! -Ребята, скажите, как поступил ученик? -Вот и я хочу, чтобы вы верили, что сдать успешно экзамен по русскому языку возможно. Это в ваших руках! |
Записывают число и классная работа в тетрадях. Отвечают на вопросы учителя. Слушают притчу. - Он выпустил бабочку. |
Готовность класса к уроку |
Постановка учебной задачи 1 мин |
- Итак, в течение всего учебного года мы с вами готовимся к успешной сдаче ГИА по русскому языку. - Какой теоретический материал мы повторяли к сегодняшнему уроку? - Для выполнения какого задания ГИА необходимо владеть знаниями по этой теме? - Сформулируйте тему урока… Запишите тему в тетрадь. СЛАЙД 1. -Какова цель сегодняшнего урока? Сформулируйте. |
- Обособленные члены предложения и знаки препинания при них. - для задания В 4. - Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения Записывают тему урока в тетрадь. - Повторить условия обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств и уточняющих членов предложения. |
|
Актуализация знаний 5 мин. |
- Вначале урока вспомним основные сведения об обособленных членах предложения. - Какие члены предложения называются обособленными? - Какие члены предложения могут обособляться? Внимание на экран… СЛАЙД 2. Заполните данную на экране схему (прием «Кластер»). - Молодцы. А теперь проверьте себя. СЛАЙД 3. (заполненная схема) - Синтаксическая разминка перед серьезной работой. СЛАЙД 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Свой ответ обоснуйте. б) 2, 3, 4, 5 в) 2, 3, 5 г) 2, 3, 5, 6, 7 На обдумывание ответа дается 10 – 20 секунд. Сначала провожу фронтальный опрос: поднимите руку те, кто выбрал ответ а)? кто выбрал ответ б)? ответ в)? ответ г)? - А сейчас обоснуйте свой ответ. Какие обособленные члены встретились в данном предложении? Объясните условия обособления. |
- члены предложения, которые выделяются интонационно и запятыми на письме. Дети заполняют схему на листах, которые заранее напечатаны и розданы учащимся. Работают в парах. В результате должна получиться такая схема: Один из учащихся зачитывает вслух предложение. Сначала свой выбор объясняет более слабый ученик, а затем тот, кто дал правильный ответ – в) - В этом предложении есть обособленное обстоятельство «сидя под окошком за пяльцами», которое выражено деепричастным оборотом, а оно всегда обособляется. Также есть два обособленных определения «стоящего неподвижно и устремившего глаза к ее окошку» - они стоят после определяемого слова, выраженных причастными оборотами, связанными союзом И, поэтому запятая ставится только перед первым оборотом. |
|
Закрепление теоретического материала по теме. Проверка домашнего задания (9 мин.) |
- При подготовке к уроку вы были разделены на 3 группы, каждая из которых получила свое задание – подготовить небольшое выступление по заданной теме. - Итак, сейчас слово 1 группе. Ваша тема «Обособление определений и приложений» (примечание: желательно, чтобы по этой теме выступали более сильные учащиеся) Во время их выступления на экране демонстрируется основные сведения темы. СЛАЙДЫ 5, 6 - Есть ли у вас вопросы к выступившему ученику? - А сейчас 2 группа выступит по теме «Обособление дополнений и обстоятельств» (выступление также иллюстрируется слайдами) СЛАЙДЫ 7,8 Если у сидящих за партами есть уточняющие вопросы, они могут их задать. - Наконец, слово предоставим 3 группе. Они расскажут об обособлении уточняющих членах предложения на конкретных примерах. (во время выступления демонстрируется слайд на нахождение уточняющих членов предложения) Выступающий не только называет уточняющий член предложения, но и причину обособления. СЛАЙД 9 (примечание: на каждое выступление отводится не более 2 мин.) - Хорошо. А сейчас я предлагаю вам каждому решить самостоятельно небольшой тест, выбирая только ответ «да» или «нет». Затем проверите себя с помощью ключа. На выполнение задания – не более 3 минут. Затем – самопроверка с помощью ключа. СЛАЙД 10. Ключ к тесту «Да – нет» |
К доске выходит представитель 1 группы (дети готовили выступление, используя материалы учебника «Теория. 5 – 9 классы» под ред. В.В.Бабайцевой – параграфы 191-194) К доске выходит представитель 2 группы учащихся. К доске выходит представитель 3 группы учащихся. Дети решают самостоятельно тест, выбирая только ответ «да» или «нет» (тест заранее напечатан для каждого на листе и выдан). 1. Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, обособляются всегда. А) да Б) нет. 2. Бушуя и грозя, волны размеренно ударяли о скалы. В этом предложении обособлены два деепричастия и знаки препинания расставлены верно. А) да Б) нет. 3. Определения и приложения не обособляются, если относятся к личному местоимению. А) да Б) нет. 4. Восхищенный способностями мальчишки, Жгутов решил забрать его к себе. В этом предложении определение обособляется, так как оно стоит впереди определяемого слова и имеет добавочное обстоятельственное значение (причины). А) да Б) нет. 5. Одиночно употребляемые слова: стоя, сидя, лежа, молча, не глядя – обособляются, так как являются наречиями. А) да Б) нет. 6. Стоя на берегу я смотрел на волны, догонявшие друг друга. В этом предложении все знаки препинания расставлены верно. А) да Б) нет. 7. На другой день, в 11 часов утра, Вронский выехал на станцию встречать мать. В этом предложении есть обособленное уточняющее обстоятельство места. А) да Б) нет. 8. Ввиду сильного шторма, катер укрылся в бухте. В этом предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное существительным с производным предлогом, знаки препинания расставлены верно. А) да Б) нет. |
Овладение теоретическим материалом по теме «Обособленные члены предложения» |
Закрепление изученного материала (11 мин.) |
- А сейчас, имея уже хороший багаж знаний по условиям обособления второстепенных членов предложения, найдите ошибки в расстановке знаков препинания при обособленных членах предложения. Свой ответ обоснуйте. Работаем в парах. (для удобства и экономии времени предложения со слайда распечатаны и выданы каждой паре) - прием «Найди ошибку». Затем – самопроверка с помощью ключа. После выполнения работы на слайде появляются ключи с ответами для самопроверки и самооценки. СЛАЙД 12. 1) Он работал на поле спустя рукава. (фразеологизм спустя рукава не обособляется) 3) Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. (союз И связывает два однородных обстоятельства, выраженных деепричастными оборотами, поэтому запятые между ними не ставятся) 5) Ветер, казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее. (обособляется определение, стоящее после определяемого слова) 6) На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать. (всегда обособляется обстоятельство, выраженное существительным с предлогом несмотря на) 7) Совсем измученная дорогой, она не могла идти дальше. (обособляется определение, относящееся к личному местоимению) В ходе ответа дети поясняют свой выбор и причину расстановки знаков препинания в предложениях, а также называют обособленные члены в других предложениях. СЛАЙД 13. - Работаем устно. Прочитайте текст, в котором цифрами обозначены все запятые. (для удобства данный текст распечатан и выдан каждому ученику)
б) при обособленных обстоятельствах; в) при обособленных определениях; г) при вводных словах; д) при обособленном приложении. Провожу фронтальную работу с классом. Каждый пункт спрашиваю разных учеников. - Продолжаем работу в парах. Я предлагаю вам потренироваться в нахождении обособленных членов с помощью электронного тренажера. Время на работу – не более 5 минут. (см. презентацию «Тренажер «Обособленные члены предложения») |
СЛАЙД 11. Учащиеся называют обособленные члены предложения и причину обособления или отсутствия запятой. Кто-то один из учащихся класса зачитывает текст вслух. а) при однородных членах – 2, 6, 8, 11 б) при обособл. обстоятельствах – 1, 3,4, 5 в) при обособл. определениях – 7, 12, 15 г) при вводных словах – 13, 14 д) при обособл. приложении – 9, 10 Дети попарно садятся за компьютеры (ноутбуки), включают тренажер «Обособленные члены» и решают задания |
Овладение практическими навыками в нахождении обособленных членов и применении пунктуационных правил при них |
Самостоятельная работа с самопроверкой Решение тестов в формате ГИА (10 мин.) |
- А сейчас решаем тестовые задания ГИА - В 4. (каждому учащемуся выдаю напечатанные 15 заданий ГИА, первые 5 из которых решаем вместе, стальные 10 – дети решают самостоятельно) Предложения с обособленными членами (Задание В 4). Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения_____________ (1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь. Среди предложений 17–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения._______________ (17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг - о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам. Среди предложений 18–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения________________ (18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша. -(20)Чудеса! раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку. 4. Среди предложений 31–37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.______________________ (31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду: – (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика. (36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии. (37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы. 5. Среди предложений 21 - 28 найдите предложение с обособленными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения__________ (21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза. – (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет. (25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду. |
Дети поочередно читают фрагменты текстов (первые 5), находят указанные в задании обособленные члены и обосновывают свой выбор. Самопроверка. Ключ к заданиям на СЛАЙДЕ 14. |
Применение полученных знаний на практике при решении тестов в формате ГИА |
Итог урока. Рефлексия 1 мин. |
- Подведем некоторые итоги в рамках изученной темы «Обособленные члены предложения». - Чем могут быть выражены обособленные определения? Обособленные приложения? Обособленные обстоятельства? - Какие вопросы по теме остались? Оценки за урок… |
Ответы детей… … |
Понимание изученной темы, готовность к решению задания В4 ГИА |
Домашнее задание 1 мин. |
- Выписать из любого литературного произведения 10 предложений с обособленными членами предложения. Подчеркните в этих предложениях обособленные определения, приложения, дополнения, обстоятельства и уточняющие члены предложения. |
Записывают домашнее задание. |