Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи»
Стр.
Пояснительная записка. 2
Паспорт рабочей программы учебной
дисциплины. 4
Структура и примерное содержание учебной дисциплины. 7
Условия реализации рабочей программы
учебной дисциплины. 15
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. 19
1. Пояснительная записка.
Программа учебной дисциплины « Русский язык и культура речи »
разработана с целью помочь студентам средних профессиональных учебных заведений в практическом овладении нормами современного русского языка, совершенствовании орфографических и пунктуационных навыков, повышении общей речевой культуры.
Изучение дисциплины поможет обучающимся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной
ценности народа;
- приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков
самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых речевых и языковых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» , в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Рабочая программа ориентирована на методическую систему учебника «Русский язык и культура речи» для среднего профессионального образования Е.С.Антоновой и Т.М.Воителевой и связана с систематизацией сведений по русскому языку, полученных студентами при изучении дисциплины «Русский язык и литература» по основным источникам - Русский язык.10-11 классы: учеб.для общеобразоват.организаций/ В.Ф.Греков, С.Е.Крючков. Л.А.Чешко.-7-е изд.-М.:Просвещение,2014; Русский язык. Е.С.Антонова,Т.М.Воителева.-М, Изд.центр «Академия»,2014 г.; Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.-М.:Просвещение,2003г.; Русский язык: грамматика.Текст.Стили речи:учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений/А.И.Власенков, л.м.Рыбченкова.- М.: Просвещение, 2006 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание учебного материала согласно разделам, даёт распределение учебных часов по темам дисциплины и рекомендует последовательность изучения разделов дисциплины «Русский язык и культура речи » с учётом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных связей, регионального компонента и профессиональной направленности.
В целом изучение учебной дисциплины «Русский язык и культура речи » предполагает наличие у обучающихся рабочей тетради для успешного освоения рабочей программы, необходимых учебных пособий и интернет - ресурсов, предоставленных в том числе и преподавателем.
Изучение дисциплины завершается подведением итогов в форме зачета и с учётом текущей успеваемости при выполнении самостоятельных работ, практических заданий и контрольных работ, докладов и рефератов, выполняемых студентами в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ( ППССЗ).
2. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «усский язык и культура речи».
2.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по подготовке специалистов среднего звена по специальностям социально-экономического профиля:
43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)
2.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык и культура речи » входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, в общем гуманитарном и социально-экономическом цикле для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
-
Цели и задачи дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК и КУЛЬТУРА РЕЧИ»
В соответствии с общими рекомендациями Министерства образования и науки РФ рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
повысить общий культурный уровень подростков, который в последнее время значительно снизился, стараясь искоренить жаргонные выражения, вульгаризмы, слова - «паразиты», сленг;
активно утверждать, что бранные слова (мат) в книгах и журналах, на телевидении и в учебных заведениях, не должны восприниматься как норма общения;
повысить уровень практического владения языком в разных сферах общения, главным образом в профессиональной;
способствовать формированию и развитию навыков и умений речевой культуры, необходимых в профессиональной и повседневной жизни;
расширить общегуманитарный кругозор, необходимый для полноценного развития личности.
активно вытеснять сленг литературным лексиконом, устранять загрязнение речи, увеличивая ее выразительность и точность;
совершенствование речевой культуры, воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи и полное владение нормами русского литературного языка; овладение речевыми навыками и умениями;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности студентов;
формирование общей культуры, развития, воспитания и социализации личности;
понять, с одной стороны, роль русского языка в современном мире, а с другой – осознать себя как представителя великой культуры.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающиеся должны знать/понимать:
различия между языком и речью;
функции языка как средства выражения понятий, мыслей;
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
употребительные выразительные средства русского литературного языка и типы речевой нормы;
компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента).
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающиеся должны уметь:
применять соответствующие языковые нормы письменной и устной речи, пользоваться наиболее употребительными выразительными средствами литературного языка;
выявлять орфоэпические, лексические, словообразовательные и иные ошибки и недочеты в специально подобранных текстах и в своей речи;
анализировать и преобразовать тексты, типы повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований.
2.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины « Русский язык и культура речи»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 63 часа,
в том числе: обязательной аудиторной нагрузки обучающегося - 42 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 21 час;
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ ».
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
63 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
42 |
в том числе:
|
|
Практические занятия |
19 |
Контрольные работы
|
1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) В ТОМ ЧИСЛЕ: - подготовка к практическим занятиям (занятия в библиотеке, подготовка проектов, презентаций, докладов, работа с электронными каталогами и Интернет-информация); - работа со словарями, справочниками, энциклопедиями; - лексико-грамматическая работа со словом, анализ текста по заданному плану, выполнение упражнений. |
21
7
7 7
|
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «русский язык И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
|
Объем часов |
Уровень освоения |
|
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||||||||
Раздел 1. |
Введение. |
5 |
|
|
||||||||
Тема 1. |
Общие сведения о языке и речи. |
5 |
|
|
||||||||
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
||||||||
Общие сведения о языке и речи. Основные функции языка, основные единицы языка и принципы их выделения, виды речи, виды речевой деятельности, грамматические категории частей речи, структура языка, уровни языка (фонетический, лексико-семантический, морфемный, морфологический, синтаксический);понятие культуры речи; нормативный, коммуникативный, и этические аспекты речевой культуры.
|
|
|||||||||||
Практическое занятие – проработка конспектов, работа с учебником, формулирование основных понятий- язык, речь и др. согласно содержанию темы 1. |
1 |
|
||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся – подготовка докладов и сообщений, презентаций на темы : «История понятия культуры речи в России», « Язык и речь- характеристика понятий», «Устная и письменная речь» и др.; составление конспекта. |
2 |
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
||||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
||||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
||||||||||
|
||||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
||||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
||||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
||||||||||
|
||||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
||||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
Раздел 2.
|
Литературный язык и языковая норма. |
13 |
|
Тема 1. |
Литературный язык как высшая форма литературного языка. |
4 |
|
|
Содержание учебного материала |
2
|
2 |
Русский национальный язык в историческом развитии. Русский язык и его составляющие, основные «пласты» русского национального языка. Основные признаки литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка, характеристика их особенностей.
|
|||
Практическое занятие-проработка конспекта, редактирование текстов, выполнение упражнений.
|
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся - подготовка докладов на заданную тематику, конспектирование статей, выполнение творческих заданий. |
1 |
||
Тема 2. |
Система норм русского литературного языка.
|
6 |
|
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Понятие литературно-языковой нормы. Система норм русского литературного языка: орфоэпические, словообразовательные, лексические, грамматические, стилистические нормы; нормы устной и письменной речи. Коммуникативные качества чистоты, точности, логичности, уместности, выразительности, целесообразности, эстетической и этической выдержанности
|
|||
Практическое занятие-проработка конспектов занятия, редактирование текста, работа со словарями и справочниками, выполнение упражнений.
|
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся – выполнение индивидуальных заданий, презентаций, докладов и сообщений.
|
2 |
||
Тема 3. |
Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка.
|
3 |
|
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
|
Лексикография. Основные типы словарей. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка. Культура пользования словарями и справочниками.
|
|||
Практическое занятие-работа со словарями различных видов. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся – сообщения , составление конспекта ответа, работа со словом ( с разными типами словарей). |
1 |
||
Раздел 3. |
Лексика и фразеология. |
15 |
|
Тема 1. |
Слово и его лексическое значение |
6 |
|
|
Содержание учебного материала |
|
|
Слово и его лексическое значение. Лексические единицы русского языка. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, паронимы, градация, антитеза.
|
2 |
||
Практическое занятие – Изучение лексико-грамматического материала по теме, выполнение упражнений, заданий творческого характера.
|
2 |
||
|
Самостоятельная работа обучающихся – выполнение упражнений, работа со словарём, сочинение-миниатюра на заданную тему. |
2 |
|
Тема 2. |
Активный и пассивный запас языка. |
3 |
|
|
Содержание учебного материала |
1 |
|
Архаизмы, неологизмы, историзмы, иноязычные слова. Стилистическая оценка историзмов и архаизмов.
|
|
||
Практическое занятие-изучение лексико-грамматического материала по теме, работа с учебником, словарями |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся - подготовка сообщений и докладов, презентаций по теме, словарная работа |
1 |
||
Тема 3. |
Русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления. |
3 |
|
|
Содержание учебного материала. |
1
|
2 |
Исконно русская лексика и заимствования. Русская лексика с точки зрения употребления-диалектизмы и их использование в речи, употребление профессиональной лексики и научных терминов.
|
|||
Практическое занятие- подготовка докладов, работа в библиотеке, с интернет –ресурсами, словарями при лексико-грамматической работе по теме.
|
1 |
||
|
Самостоятельная работа обучающихся - подготовка докладов, работа в библиотеке, с интернет –ресурсами, над презентациями.
|
1 |
|
Тема 4. |
Фразеология. |
3 |
|
|
Содержание учебного материала. |
1 |
2 |
Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление, афоризмы.
|
|||
Практическое занятие – выполнение упражнений, работа с текстом, работа со словарями. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся - подготовка сообщений и презентаций, словарная работа. |
1 |
||
Раздел 4. |
Фонетика и орфоэпия. |
4 |
|
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|
Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения Логическое ударение Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. |
|||
|
Практическое занятие - фонетический разбор, выполнение упражнений по теме, работа со словарями. |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся - подготовка сообщений, рефератов, подготовка материалов для стенда «Пиши и говори правильно». |
1 |
||
Раздел 5 . |
Морфемика и словообразование. |
3 |
|
|
Содержание учебного материала.
|
1 |
2 |
Словообразование как учение о структуре слов и их образовании. Типы морфем. Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
|
|
||
Практическое занятие- проработка конспекта занятия, работа по выявлению и объяснению экспрессивных словообразовательных форм в художественных и публицистических текстах, выполнение упражнений.
|
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся –работа со словообразовательным словарём, разбор слова по составу, выполнение индивидуальных заданий. |
1 |
||
Раздел 6 . |
Морфология. |
6 |
|
|
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
Самостоятельные части речи. Нормативное употребление форм существительных, прилагательных, местоимений и числительных. Трудные случаи употребления форм глаголов, наречий, причастий, деепричастий. Служебные части речи.
|
|||
Практические занятия –выполнение морфологического разбра; выявление ошибок в употреблении форм слова в собственных письменных работах, в предлагаемых текстах и в работах других авторов; ведение конспективных записей.
|
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся – работа с текстом, подготовка сообщений и докладов, презентаций. |
2 |
||
Раздел 7 . |
Синтаксис и пунктуация. |
11 |
|
Тема 1. |
Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.
|
3 |
|
|
Содержание учебного материала. |
1 |
2 |
Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Нормы согласования и управления.
|
|
||
Практические занятия - выполнение упражнений. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся – составление словосочетаний, выполнение упражнений, индивидуальных заданий. |
1 |
||
Тема 2. |
Простое и осложнённое предложения.
|
3 |
|
|
Содержание учебного материала. |
1 |
2 |
Простое и осложненное предложения; выразительные возможности русского синтаксиса( инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие фигуры речи).
|
|
||
Практические занятия – выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, работа с текстом. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся - составить предложения заданных синтаксических конструкций на предложенную преподавателем тему.
|
1 |
||
Тема 3. |
Сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное сложное предложение.
|
5 |
2 |
Содержание учебного материала |
2 |
||
Сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение. Прямая и косвенная речь.
|
|
||
Практические занятия - выполнить синтаксический разбор, стилистический анализ синтаксических структур в тексте.
|
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся - Создание текста определённого стиля и жанра с уместным использованием заданных синтаксических структур.
|
2 |
||
Раздел 8 . |
Нормы русского правописания. |
5 |
|
|
Содержание учебного материала |
|
|
|
Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация.
|
1 |
2
2 |
Практическое занятие - Орфографический анализ текста, грамматический и лекси- ческий анализ слов. Учёт и типизация орфографических и пунктуационных ошибок в собственных письменных работах, выявление их причин, планирование и реализация мер по преодолению ошибок. Написание диктанта с самопроверкой.
|
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся - работа с орфографическим словарём при выполнении упражнений. |
2
|
||
Раздел 9. |
Контрольная работа ( зачёт). |
1 |
4. условия реализации программы дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Кабинет русского языка и культуры речи».
4.1.1.Оборудование учебного кабинета :
- посадочные места обучающихся (15 парт, 30 стульев)
- рабочее место преподавателя
- рабочая меловая доска
- телевизор
- компьютер
- комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку и литературе, русскому языку и культуре речи (учебники, таблицы по русскому языку, плакаты, комплект обновляемых и пополняемых тематических проверочных и контрольных работ в тематических папках с раздаточным материалом по темам курса , комплект обновляемых и пополняемых тестовых заданий по русскому языку и культуре речи, опорные конспекты, тексты художественных произведений), пополняемая видеотека.
- информационные стенды с необходимой информацией для изучения предмета ( «Пиши и говори правильно», « Это интересно» , «Произведения для чтения и изучения», «План анализа лирического стихотворения», «Работа над рефератом» и др.)
4.1.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература:
1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи.Дидактические материалы: уч.пособие для учреждений сред.проф.образования /М.: «Академия»,2014.
2. Лекант П.А. Русский язык и культура речи: учеб. для ссузов /П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов; п/ ред. П.А. Леканта. 2е изд., стереотип.М.: Дрофа, 2009.223 с.
3.Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.8е изд.М.: Просвещение, 2002.350 с.
4.Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: методические рекомендации /Т.М. Воителева.М.: Издательский центр «Академия», 2007.144 с.
5.Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи: учеб. пособие для старшеклассников и абитуриентов.СПб: Издво «Союз», 2001. 4.Розенталь Д.Э. Русский язык: пособие для поступающих в вузы. М., 2011.
6. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: Логос, 2003.
7.Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. / Е.Г. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина и др.; Под ред. Е.Г. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб: Питер, 2005. 7.Сидорова М.Ю., 8. Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. – М.: АйрисПресс, 2005.
9.Греков В.Ф. Русский язык: 1011 кл.: учеб. для общеобразов. учреждений /В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко.М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники».2008.368 с.
Дополнительная литература
Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И. Аванесова. 9е изд., стереотипное. – М., 2001.
Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. 3е, стереотипное.– М., 2006.
Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова. – М.: ВербумМ, 2004.
Введенская Л.А, Павлова Л.П, Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебн. пособие для вузов. – Ростовн/Д.: Феникс 2006.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. / Н.С.Водина, А.Ю.Иванова, В.С.Клюев и др. – М.: Флинта: Наука, 2002.
Русский язык и культура речи: учебник. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРАМ, 2006.
Русский язык и культура речи: учебник для вузов. / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2003.
Русский язык и культура речи: учебник. / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2007.
Русский язык и культура речи: практикум по курсу. / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2007.
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. – М.: АйрисПресс, 2005.
Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: учебн. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИДАНА, 2003.
Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка.М.: АСТПРЕСС КНИГА.424 с.
интернет-ресурсы
- www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста). www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»). www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; |
тест, выполнение упражнений; исследование, сообщения, доклады; диктанты; фронтальный опрос, |
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; |
Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы,творческие диктанты, упражнения, зачёты по текущим темам. |
• Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; |
Наблюдение и оценка демонстрации обучающимися знаний и практических умений по изучаемым темам, доклады, презентации.
|
• использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста; |
самостоятельная работа ( выписки, сокращение текста, аннотация, реферат, |
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых речевых и языковых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
|
доклад, рецензия) беседа письменная творческая работа; контрольное списывание; доклад; тест; письменный и устный анализ текста; дискуссия, беседа, индивидуальное задание; словарная работа.
|
7