12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена137 Россия, Омская обл., Омск |
Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи»
Омский филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Высшая школа народных искусств (институт)»
Кафедра/ПЦК общих гуманитарных и естественных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Директор Омского филиала ВШНИ
_______________ К.Ж. Амиргазин
«___» __________ 2017_ г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.8 Русский язык и культура речи
специальность: 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
уровень подготовки: базовый СПО
квалификация: дизайнер, преподаватель
Омск, 2017_ г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования по программе базовой подготовки 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Организация-разработчик: Омский филиал ВШНИ
Разработчик: Семёнова Е.И., преподаватель
Программа одобрена на заседании кафедры /ПЦК общих гуманитарных и естественных дисциплин от «___» __________ 201__ года, протокол № __
Председатель ПЦК ______________________ /Далидович Т.С./
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 13 |
| 15 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
-
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (в культуре и искусстве) по программе базовой подготовки на базе основного общего образования.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.8 «Русский язык и культура речи» относится к общепрофессиональным дисциплинам и введена в учебный план за счет вариативной части ОПОП, принадлежит к профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели:
- повышение уровня практического владения современным русским литературным языком специалистов по рекламе (в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях);
- овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а так же расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.
Задачи:
- формировать у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, юридически - правовой, научной, политической, социально – государственной;
- составлять связные, правильно построенные монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
- выработать у студентов навыки стилистического анализа текста, привить им умения оценивать и выбирать синонимистические варианты;
- усвоить знания о коммуникативных качествах речи (правильность, чистота, богатство, точность, логичность, краткость, ясность, выразительность, уместность) на функционально-стилистической основе. Выработать навыки построения рекламных текстов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка, определять лексическое значение слова, использовать словообразовательные средства в изобразительных целях;
пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;
редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания;
различать тексты по их принадлежности к стилям;
анализировать речь с точки её нормативности, уместности, целесообразности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
фонемы, особенности русского ударения, основы тенденции в развитии русского ударения, логическое ударение, орфоэпические нормы, лексические и фразеологические единицы русского языка;
изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии;
употребление профессиональной лексики и научных терминов;
способы словообразования;
самостоятельные и служебные части речи;
синтаксический строй предложений;
правила правописания;
функциональные стили литературного языка.
В результате освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны обладать следующими
профессиональными компетенциями:
ПК 2.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
и общими компетенциями:
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 84 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 36 |
в том числе: | |
домашняя работа (в т.ч. консультации) | 6 |
составление словариков профессиональных терминов | 2 |
Итоговая аттестация в форме экзамен |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1. Литературный язык и языковая норма. | ||||||
Тема 1.1. Язык и культура речи в современном мире. | Содержание учебного материала | 1 | 1-2 | |||
1. | Предмет, цели и задачи курса. Языковая компетенция. Понятие «культура речи». Языковой демократизм. Проблема сквернословия. Заимствования в современном языке. Статус русского языка в современном мире, правовая ответственность за речевое действие, мышление и речь. | |||||
Практические занятия | 4 | |||||
1. | Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы (в письменной форме), предложенные преподавателем. | |||||
2. | Наблюдение за устной речью окружающих с целью обнаружения и классификации нарушений собственно языковых, коммуникативных и этических норм. | |||||
Тема 1.2. Язык как средство общения. Невербальные средства общения. | Содержание учебного материала | 1 | 1-2 | |||
1. | Язык как знаковая система. Функции языка. Язык и речь. Язык как средство общения. Невербальные средства общения. Барьеры коммуникации | |||||
Практические занятия | 4 | |||||
1. | Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы (в письменной форме), предложенные преподавателем. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||
1. | Познакомиться с Интернет-ресурсом «Как распознать ложь по мимике и жестам». Составить конспект. | |||||
Тема 1.3. Формы существования национального языка. Литературный язык | Содержание учебного материала | 1 | 1-2 | |||
1. | Разновидности употребления языка. Понятие о диалекте. Территориальные диалекты. Социальные диалекты. Просторечие. Литературный язык | |||||
Практические занятия | 4 | 3 | ||||
1. | Составление таблицы: «Коммуникативные качества речи и этические нормы речевой культуры /речевой этикет». | |||||
2. | Составление таблицы: «Разновидности речи. Функциональные стили речи». | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||
1. | Познакомиться с интернет-ресурсами «Ю.М.Лотман. Беседы о русской культуре» «Жаргонизмы». | |||||
Тема 2.1. Качества речи Аспекты культуры речи. Коммуникативные качества речи | Содержание учебного материала | 1 | 1-2 | |||
1. | Аспекты культуры речи. Понятие «коммуникативное качество речи». Характеристика коммуникативных качеств речи (чистота, ясность, логичность, точность, богатство, выразительность, понятность) | |||||
Практические занятия | 2 | 3 | ||||
1. | Установление видов орфоэпических и орфографических ошибок и их исправление. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||
1. | Выполнение домашних заданий в форме тестов. | |||||
Тема 2.2. Нормы современного русского литературного языка | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Понятие «норма». Особенности языковой нормы. Виды норм. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы. Нормы письменной речи | |||||
Практические занятия | 6 | |||||
1. | Анализ образного литературного текста с целью нахождения и интерпретации стилистически мотивированного употребления многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, фразеологизмов и других языковых средств. | |||||
2. | Выявление, объяснение и исправление содержащихся в тексте (текстах) разных видов лексических и фразеологических ошибок. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||
1. | выполнение практических заданий, изучение предложенных кратких словарей. | |||||
Тема 2.3. Разновидности речи. Функциональные стили речи. Основные стилеобразующие факторы | Содержание учебного материала | 1-2 | ||||
1. | Понятие «функциональный стиль». Характеристика официально-делового стиля. Характеристика научного стиля. Характеристика публицистического стиля. Характеристика художественного стиля. Характеристика обиходно-разговорного стиля. | |||||
Практические занятия | 4 | 3 | ||||
1. | Определение стилистических особенностей текста и его структуры. | |||||
2. | Составление резюме. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |||||
1. | Выполнение практического задания, изучение пособия Е.М.Бастриковой «Реферирование научного текста», текста статьи Е.В.Харченко «Офисный планктон», написание реферата по научной статье. | |||||
Тема 2.4. Функционально-смысловые типы речи. Правила построения эффективного текста | Содержание учебного материала | 1-2 | ||||
Понятие «текст». Описание. Повествование. Рассуждение. | ||||||
Практические занятия | 4 | |||||
1. | Подбор текстов различных функциональных стилей языка. | |||||
2. | Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы (в письменной форме), предложенные преподавателем. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | 3 | ||||
1. | Составление текста- повествования, текста-описания, текста-рассуждения. | |||||
Тема 2.5. Разновидности речи. Монолог и диалог. Устная и письменная речь | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Общая характеристика понятий «монологическая речь» и «диалогическая речь». Особенности монолога. Особенности диалога. Общая характеристика понятий «устная речь» и «письменная речь». Особенности устной формы речи. Особенности письменной формы речи. | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
1. | Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы (в письменной форме), предложенные преподавателем. | |||||
Раздел 3. Текст как речевое произведение | ||||||
Тема 3.1. Речевое взаимодействие. Законы эффективной коммуникации | Содержание учебного материала | 1-2 | ||||
Речевое взаимодействие. Организационные принципы речевой коммуникации Виды общения. Типы коммуникантов. Речевые стратегии и тактики. Законы эффективной коммуникации. Правила эффективной коммуникации | ||||||
Практические занятия | 2 | |||||
1. | Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы (в письменной форме), предложенные преподавателем. | |||||
Тема 3.2. Основы риторики. Правила и законы публичного выступления | Содержание учебного материала | |||||
1. | Понятие о риторике. Из истории риторики. Виды красноречия. Оратор и его аудитория. Части (каноны) риторической разработки речи 6. Этапы подготовки речи | |||||
Практические занятия | 4 | |||||
1. | Изучение канонов риторической разработки речи | |||||
2. | Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы (в письменной форме), предложенные преподавателем. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | 3 | ||||
1. | Выполнение домашних заданий. Подготовка публичного выступления. | |||||
Всего: | 84 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект таблиц по русскому языку.
Технические средства обучения:
- ПК с лицензированным программным обеспечением;
- интерактивная доска;
- аудио и видео проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Акимова Н. В.Русский язык и культура речи в интерактивных упражнениях: теория и практик: учебно-методическое пособие / Н. В. Акимова, Ю. А. Бессонова. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 128 с.
Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / Е. Д. Ващенко. — Изд. 8-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 349, с. — (Среднее профессиональное образование).
Гарифуллина Н.К. Русский язык и культура профессиональной речи: учебное пособие/ Н.К. Гарифуллина, И.В. Вяткина; М-во образ, и науки России, Казан, нац. исслед. технол. ун-т. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2013.-84 с.
Горовая И. Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов / И. Г. Горовая; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2015. - 146 с.
Горовая И.Г. Стилистика русского языка и культура речи: учебное пособие / И.Г. Горовая; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург : ФГБОУ ОГУ, 2014.- 198 с.
Костромина Е. А. Риторика: учебное пособие / Е. Л. Костромина. — М.-Берлин: Дирскт-Медиа, 2014. - 194 с.
Костромина Е. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Е. А. Костромина, Ю. В. Барковская. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 156 с.
Культура научной и деловой речи: учеб. пособие / Н.Я. Зинковская, Н.И. Колесникова. Т.Л. Мистюк, Т.Г. Ольхов ская; под ред. Н.И. Колесниковой. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. - Часть 1. Нормативный аспект. - 76 с.
Рязапова Л.З. Культура речи: учебное пособие / Л.З. Рязапова, Н.К. Гарифуллина, Г.С. Гаязова; М-во образ, и науки России, Казан, нац. исслед. технол. ун-т. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. - 144 с.
Дополнительные источники
Жохова Л.А. Русский язык и культура речи: курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ, 2011.
Нормы русского литературного языка: учеб. пособие по культуре речи / под ред. Л.А. Константиновой. М.: Флинта: Наука, 2010.-168 с.
Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков, Л.П.Крысин и др.; Под ред. Л.Л.Касаткина. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 768 с.
Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / [Н.А.Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева и др.]; под ред. Н. А.Герасименко. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 496 с.
Электронные ресурсы:
Грамота.ру RUL:
Жаргон.Ру RUL: http://Жаргон.РУ [интерактивная энциклопедия современного языка] (дата обращения: 07.11.2011г.)
Тесты по русскому языку
Русский язык и культура речи
Словари:
Даль, В.И. Толковый словарь русского языка : современное написание / В.И. Даль. — М.: Астрель: ACT, 2006. — 983 с
Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 ООО слов / С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Оникс», 2012. - 640
Орфографический словарь русского языка. - - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005, 736 с.
Орфографический словарь русского языка: около 100 ООО О-70 слов/ АН СССР. Ин-т русс, яз.; Редкол.: В. В. Лопатин (отв. ред.), Б. 3. Букчина, Л. П. Калакуцкая и др. - 29-е изд.» испр. и доп. - М.: Рус. яз., 1991. - 414 с.
Розенталь, Д. Э.Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. — 11-е изд. — М.: Айрис-, пресс, 2013.-832 с.
Саяхова Л. Г., Хасанова Д. М. Иллюстрированный тематический словарь русского языка. — М.: Рус. яз., 1989.- 224 с, ил.
Семенов А. В. Этимологический словарь русского языка. - М. -ЮНВЕС. — 2006. — 704 с.
Словарь антонимов русского языка. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 240 с. (Серия «Словари»)
Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2006, 537 с.
Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология/Л. М. Баш, А. В. Боброва и др. Издание 7-е, стереот. - М.: ЦИТАДЕЛЬ-ТРЕЙД \ 2006. - 960 с.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М.: Цитадель-трейд, СПб.: Виктория плюс, 2005. - 576 с.
Уша. Т.Ю. Словарь иностранных слов (Около 10 ООО слов).- СПб.: ООО«Полиграфуслуги», 2005. — 816 с.
Фразеологическийсловарь русского языка. – С-Пб.: «Виктория» 2005
Шанский М.Н. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 8-е изд., стерео-тип _ М.: Дрофа, 2005. — 398, с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка, определять лексическое значение слова, использовать словообразовательные средства в изобразительных целях. | Практические работы, домашние работы. |
Пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей. | Практические работы, составление микротекстов. |
Редактировать собственные тексты и тексты других авторов. | Практические работы. |
Пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания. | Практические работы, домашние работы. |
Различать тексты по их принадлежности к стилям. | Практические работы, тестирование. |
Анализировать речь с точки её нормативности, уместности, целесообразности. | Практические работы, домашние работы. |
Знания: | |
Фонемы, особенности русского ударения, основы тенденции в развитии русского ударения, логическое ударение, орфоэпические нормы, лексические и фразеологические единицы русского языка. | Практические работы, домашние работы. |
Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. | Практические работы. |
Употребление профессиональной лексики и научных терминов. | Практические работы. |
Способы словообразования. | Практические работы. |
Самостоятельные и служебные части речи. | Практические работы, тестирование. |
Синтаксический строй предложений. | Практические работы. |
Правила правописания. | Практические работы, домашние работы. |
Функциональные стили литературного языка. | Практические работы, домашние работы. |