12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена137
Россия, Омская обл., Омск

Омский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Высшая школа народных искусств (институт)»

Кафедра/ПЦК общих гуманитарных и естественных дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Директор Омского филиала ВШНИ

_______________ К.Ж. Амиргазин

«___» __________ 2017_ г.

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.8 Русский язык и культура речи

специальность: 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

уровень подготовки: базовый СПО

квалификация: дизайнер, преподаватель

Омск, 2017_ г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования по программе базовой подготовки 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

Организация-разработчик: Омский филиал ВШНИ

Разработчик: Семёнова Е.И., преподаватель

 

Программа одобрена на заседании кафедры /ПЦК общих гуманитарных и естественных дисциплин от «___» __________ 201__ года, протокол № __

Председатель ПЦК ______________________ /Далидович Т.С./







СОДЕРЖАНИЕ
 

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (в культуре и искусстве) по программе базовой подготовки на базе основного общего образования.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП.8 «Русский язык и культура речи» относится к общепрофессиональным дисциплинам и введена в учебный план за счет вариативной части ОПОП, принадлежит к профессиональному циклу.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели:

- повышение уровня практического владения современным русским литературным языком специалистов по рекламе (в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях);

- овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а так же расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.

Задачи:

- формировать у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, юридически - правовой, научной, политической, социально – государственной;

- составлять связные, правильно построенные монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

- выработать у студентов навыки стилистического анализа текста, привить им умения оценивать и выбирать синонимистические варианты;

- усвоить знания о коммуникативных качествах речи (правильность, чистота, богатство, точность, логичность, краткость, ясность, выразительность, уместность) на функционально-стилистической основе. Выработать навыки построения рекламных текстов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка, определять лексическое значение слова, использовать словообразовательные средства в изобразительных целях;

пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;

редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания;

различать тексты по их принадлежности к стилям;

анализировать речь с точки её нормативности, уместности, целесообразности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

фонемы, особенности русского ударения, основы тенденции в развитии русского ударения, логическое ударение, орфоэпические нормы, лексические и фразеологические единицы русского языка;

изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии;

употребление профессиональной лексики и научных терминов;

способы словообразования;

самостоятельные и служебные части речи;

синтаксический строй предложений;

правила правописания;

функциональные стили литературного языка.

В результате освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны обладать следующими

профессиональными компетенциями:

ПК 2.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

и общими компетенциями:

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

 

практические занятия

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

 

36

в том числе:

 

домашняя работа (в т.ч. консультации)

6

составление словариков профессиональных терминов

2

Итоговая аттестация в форме экзамен

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Литературный язык и языковая норма.

     

Тема 1.1.

Язык и культура речи в современном мире.

Содержание учебного материала

1

1-2

1.

Предмет, цели и задачи курса. Языковая компетенция. Понятие «культура речи». Языковой демократизм. Проблема сквернословия. Заимствования в современном языке. Статус русского языка в современном мире, правовая ответственность за речевое действие, мышление и речь.

Практические занятия

4

 

1.

Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы

(в письменной форме), предложенные преподавателем.

2.

Наблюдение за устной речью окружающих с целью обнаружения и классификации нарушений собственно языковых, коммуникативных и этических норм.

Тема 1.2.

Язык как средство общения. Невербальные средства общения.

Содержание учебного материала

1

1-2

1.

Язык как знаковая система. Функции языка. Язык и речь. Язык как средство общения. Невербальные средства общения. Барьеры коммуникации

Практические занятия

4

 

1.

Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы

(в письменной форме), предложенные преподавателем.

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Познакомиться с Интернет-ресурсом «Как распознать ложь по мимике и жестам». Составить конспект.

Тема 1.3.

Формы существования национального языка. Литературный язык

Содержание учебного материала

1

1-2

1.

Разновидности употребления языка. Понятие о диалекте. Территориальные диалекты. Социальные диалекты. Просторечие. Литературный язык

Практические занятия

4

3

1.

Составление таблицы: «Коммуникативные качества речи и этические нормы речевой культуры /речевой этикет».

2.

Составление таблицы: «Разновидности речи. Функциональные стили речи».

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Познакомиться с интернет-ресурсами «Ю.М.Лотман. Беседы о русской культуре» «Жаргонизмы».

Тема 2.1.

Качества речи Аспекты культуры речи. Коммуникативные качества речи

Содержание учебного материала

1

1-2

1.

Аспекты культуры речи. Понятие «коммуникативное качество речи». Характеристика коммуникативных качеств речи (чистота, ясность, логичность, точность, богатство, выразительность, понятность)

Практические занятия

2

3

1.

Установление видов орфоэпических и орфографических ошибок и их исправление.

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

1.

Выполнение домашних заданий в форме тестов.

Тема 2.2.

Нормы современного русского литературного языка

Содержание учебного материала

 

2

1.

Понятие «норма». Особенности языковой нормы. Виды норм. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы. Нормы письменной речи

Практические занятия

6

 

1.

Анализ образного литературного текста с целью нахождения и интерпретации стилистически мотивированного употребления многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, фразеологизмов и других языковых средств.

2.

Выявление, объяснение и исправление содержащихся в тексте (текстах) разных видов лексических и фразеологических ошибок.

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

1.

выполнение практических заданий, изучение предложенных кратких словарей.

Тема 2.3.

Разновидности речи. Функциональные стили речи. Основные стилеобразующие факторы

Содержание учебного материала

 

1-2

1.

Понятие «функциональный стиль». Характеристика официально-делового стиля. Характеристика научного стиля. Характеристика публицистического стиля. Характеристика художественного стиля. Характеристика обиходно-разговорного стиля.

Практические занятия

4

3

1.

Определение стилистических особенностей текста и его структуры.

2.

Составление резюме.

Самостоятельная работа обучающихся

8

 

1.

Выполнение практического задания, изучение пособия Е.М.Бастриковой «Реферирование научного текста», текста статьи Е.В.Харченко «Офисный планктон», написание реферата по научной статье.

Тема 2.4.

Функционально-смысловые типы речи. Правила построения эффективного текста

Содержание учебного материала

 

1-2

Понятие «текст». Описание. Повествование. Рассуждение.

Практические занятия

4

 

1.

Подбор текстов различных функциональных стилей языка.

2.

Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы

(в письменной форме), предложенные преподавателем.

Самостоятельная работа обучающихся

6

3

1.

Составление текста- повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Тема 2.5.

Разновидности речи. Монолог и диалог. Устная и письменная речь

Содержание учебного материала

 

2

1.

Общая характеристика понятий «монологическая речь» и «диалогическая речь». Особенности монолога. Особенности диалога. Общая характеристика понятий «устная речь» и «письменная речь». Особенности устной формы речи. Особенности письменной формы речи.

Практические занятия

2

 

1.

Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы

(в письменной форме), предложенные преподавателем.

Раздел 3. Текст как речевое произведение

     

Тема 3.1.

Речевое взаимодействие. Законы эффективной коммуникации

Содержание учебного материала

 

1-2

Речевое взаимодействие. Организационные принципы речевой коммуникации Виды общения. Типы коммуникантов. Речевые стратегии и тактики. Законы эффективной коммуникации. Правила эффективной коммуникации

Практические занятия

2

 

1.

Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы

(в письменной форме), предложенные преподавателем.

Тема 3.2.

Основы риторики. Правила и законы публичного выступления

Содержание учебного материала

   

1.

Понятие о риторике. Из истории риторики. Виды красноречия. Оратор и его аудитория. Части (каноны) риторической разработки речи 6. Этапы подготовки речи

Практические занятия

4

 

1.

Изучение канонов риторической разработки речи

2.

Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы

(в письменной форме), предложенные преподавателем.

Самостоятельная работа обучающихся

8

3

1.

Выполнение домашних заданий. Подготовка публичного выступления.

Всего:

84

 

 

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект таблиц по русскому языку.

Технические средства обучения:

- ПК с лицензированным программным обеспечением;

- интерактивная доска;

- аудио и видео проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Акимова Н. В.Русский язык и культура речи в интерактивных упражнениях: теория и практик: учебно-методическое пособие / Н. В. Акимова, Ю. А. Бессонова. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 128 с.

Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / Е. Д. Ващенко. — Изд. 8-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 349, с. — (Среднее профессиональное образование).

Гарифуллина Н.К. Русский язык и культура профессиональной речи: учебное пособие/ Н.К. Гарифуллина, И.В. Вяткина; М-во образ, и науки России, Казан, нац. исслед. технол. ун-т. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2013.-84 с.

Горовая И. Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов / И. Г. Горовая; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2015. - 146 с.

Горовая И.Г. Стилистика русского языка и культура речи: учебное пособие / И.Г. Горовая; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург : ФГБОУ ОГУ, 2014.- 198 с.

Костромина Е. А. Риторика: учебное пособие / Е. Л. Костромина. — М.-Берлин: Дирскт-Медиа, 2014. - 194 с.

Костромина Е. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Е. А. Костромина, Ю. В. Барковская. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 156 с.

Культура научной и деловой речи: учеб. пособие / Н.Я. Зинковская, Н.И. Колесникова. Т.Л. Мистюк, Т.Г. Ольхов ская; под ред. Н.И. Колесниковой. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. - Часть 1. Нормативный аспект. - 76 с.

Рязапова Л.З. Культура речи: учебное пособие / Л.З. Рязапова, Н.К. Гарифуллина, Г.С. Гаязова; М-во образ, и науки России, Казан, нац. исслед. технол. ун-т. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. - 144 с.

Дополнительные источники

Жохова Л.А. Русский язык и культура речи: курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ, 2011.

Нормы русского литературного языка: учеб. пособие по культуре речи / под ред. Л.А. Константиновой. М.: Флинта: Наука, 2010.-168 с.

Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков, Л.П.Крысин и др.; Под ред. Л.Л.Касаткина. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 768 с.

Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / [Н.А.Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева и др.]; под ред. Н. А.Герасименко. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 496 с.

Электронные ресурсы:

Грамота.ру RUL: www.gramota.ru [по материалам сайта] (дата обращения: 07.11.2011г.)

Жаргон.Ру RUL: http://Жаргон.РУ [интерактивная энциклопедия современного языка] (дата обращения: 07.11.2011г.)

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru [по материалам сайта] (дата обращения: 07.11.2011г.)

Русский язык и культура речи http://diaty.ru/~rusjaz/ [Блог] (дата обращения: 07.11.2011г.)

Словари:

Даль, В.И. Толковый словарь русского языка : современное написание / В.И. Даль. — М.: Астрель: ACT, 2006. — 983 с

Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 ООО слов / С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Оникс», 2012. - 640

Орфографический словарь русского языка. - - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005, 736 с.

Орфографический словарь русского языка: около 100 ООО О-70 слов/ АН СССР. Ин-т русс, яз.; Редкол.: В. В. Лопатин (отв. ред.), Б. 3. Букчина, Л. П. Калакуцкая и др. - 29-е изд.» испр. и доп. - М.: Рус. яз., 1991. - 414 с.

Розенталь, Д. Э.Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. — 11-е изд. — М.: Айрис-, пресс, 2013.-832 с.

Саяхова Л. Г., Хасанова Д. М. Иллюстрированный тематический словарь русского языка. — М.: Рус. яз., 1989.- 224 с, ил.

Семенов А. В. Этимологический словарь русского языка. - М. -ЮНВЕС. — 2006. — 704 с.

Словарь антонимов русского языка. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 240 с. (Серия «Словари»)

Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2006, 537 с.

Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология/Л. М. Баш, А. В. Боброва и др. Издание 7-е, стереот. - М.: ЦИТАДЕЛЬ-ТРЕЙД \ 2006. - 960 с.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М.: Цитадель-трейд, СПб.: Виктория плюс, 2005. - 576 с.

Уша. Т.Ю. Словарь иностранных слов (Около 10 ООО слов).- СПб.: ООО«Полиграфуслуги», 2005. — 816 с.

Фразеологическийсловарь русского языка. – С-Пб.: «Виктория» 2005

Шанский М.Н. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 8-е изд., стерео-тип _ М.: Дрофа, 2005. — 398, с.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 

Пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка, определять лексическое значение слова, использовать словообразовательные средства в изобразительных целях.

Практические работы, домашние работы.

Пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей.

Практические работы, составление микротекстов.

Редактировать собственные тексты и тексты других авторов.

Практические работы.

Пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания.

Практические работы, домашние работы.

Различать тексты по их принадлежности к стилям.

Практические работы, тестирование.

Анализировать речь с точки её нормативности, уместности, целесообразности.

Практические работы, домашние работы.

Знания:

 

Фонемы, особенности русского ударения, основы тенденции в развитии русского ударения, логическое ударение, орфоэпические нормы, лексические и фразеологические единицы русского языка.

Практические работы, домашние работы.

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Практические работы.

Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

Практические работы.

Способы словообразования.

Практические работы.

Самостоятельные и служебные части речи.

Практические работы, тестирование.

Синтаксический строй предложений.

Практические работы.

Правила правописания.

Практические работы, домашние работы.

Функциональные стили литературного языка.

Практические работы, домашние работы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.