Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи»

0
0
Материал опубликован 10 November 2017

Омский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Высшая школа народных искусств (институт)»

Кафедра/ПЦК общих гуманитарных и естественных дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Директор Омского филиала ВШНИ

_______________ К.Ж. Амиргазин

«___» __________ 2017_ г.

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.8 Русский язык и культура речи

специальность: 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

уровень подготовки: базовый СПО

квалификация: дизайнер, преподаватель

Омск, 2017_ г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования по программе базовой подготовки 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

Организация-разработчик: Омский филиал ВШНИ

Разработчик: Семёнова Е.И., преподаватель

 

Программа одобрена на заседании кафедры /ПЦК общих гуманитарных и естественных дисциплин от «___» __________ 201__ года, протокол № __

Председатель ПЦК ______________________ /Далидович Т.С./







СОДЕРЖАНИЕ
 

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (в культуре и искусстве) по программе базовой подготовки на базе основного общего образования.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП.8 «Русский язык и культура речи» относится к общепрофессиональным дисциплинам и введена в учебный план за счет вариативной части ОПОП, принадлежит к профессиональному циклу.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели:

- повышение уровня практического владения современным русским литературным языком специалистов по рекламе (в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях);

- овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а так же расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.

Задачи:

- формировать у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, юридически - правовой, научной, политической, социально – государственной;

- составлять связные, правильно построенные монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

- выработать у студентов навыки стилистического анализа текста, привить им умения оценивать и выбирать синонимистические варианты;

- усвоить знания о коммуникативных качествах речи (правильность, чистота, богатство, точность, логичность, краткость, ясность, выразительность, уместность) на функционально-стилистической основе. Выработать навыки построения рекламных текстов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка, определять лексическое значение слова, использовать словообразовательные средства в изобразительных целях;

пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;

редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания;

различать тексты по их принадлежности к стилям;

анализировать речь с точки её нормативности, уместности, целесообразности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

фонемы, особенности русского ударения, основы тенденции в развитии русского ударения, логическое ударение, орфоэпические нормы, лексические и фразеологические единицы русского языка;

изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии;

употребление профессиональной лексики и научных терминов;

способы словообразования;

самостоятельные и служебные части речи;

синтаксический строй предложений;

правила правописания;

функциональные стили литературного языка.

В результате освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны обладать следующими

профессиональными компетенциями:

ПК 2.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

и общими компетенциями:

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

 

практические занятия

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

 

36

в том числе:

 

домашняя работа (в т.ч. консультации)

6

составление словариков профессиональных терминов

2

Итоговая аттестация в форме экзамен

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Литературный язык и языковая норма.

     

Тема 1.1.

Язык и культура речи в современном мире.

Содержание учебного материала

1

1-2

1.

Предмет, цели и задачи курса. Языковая компетенция. Понятие «культура речи». Языковой демократизм. Проблема сквернословия. Заимствования в современном языке. Статус русского языка в современном мире, правовая ответственность за речевое действие, мышление и речь.

Практические занятия

4

 

1.

Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы

(в письменной форме), предложенные преподавателем.

2.

Наблюдение за устной речью окружающих с целью обнаружения и классификации нарушений собственно языковых, коммуникативных и этических норм.

Тема 1.2.

Язык как средство общения. Невербальные средства общения.

Содержание учебного материала

1

1-2

1.

Язык как знаковая система. Функции языка. Язык и речь. Язык как средство общения. Невербальные средства общения. Барьеры коммуникации

Практические занятия

4

 

1.

Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы

(в письменной форме), предложенные преподавателем.

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Познакомиться с Интернет-ресурсом «Как распознать ложь по мимике и жестам». Составить конспект.

Тема 1.3.

Формы существования национального языка. Литературный язык

Содержание учебного материала

1

1-2

1.

Разновидности употребления языка. Понятие о диалекте. Территориальные диалекты. Социальные диалекты. Просторечие. Литературный язык

Практические занятия

4

3

1.

Составление таблицы: «Коммуникативные качества речи и этические нормы речевой культуры /речевой этикет».

2.

Составление таблицы: «Разновидности речи. Функциональные стили речи».

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Познакомиться с интернет-ресурсами «Ю.М.Лотман. Беседы о русской культуре» «Жаргонизмы».

Тема 2.1.

Качества речи Аспекты культуры речи. Коммуникативные качества речи

Содержание учебного материала

1

1-2

1.

Аспекты культуры речи. Понятие «коммуникативное качество речи». Характеристика коммуникативных качеств речи (чистота, ясность, логичность, точность, богатство, выразительность, понятность)

Практические занятия

2

3

1.

Установление видов орфоэпических и орфографических ошибок и их исправление.

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

1.

Выполнение домашних заданий в форме тестов.

Тема 2.2.

Нормы современного русского литературного языка

Содержание учебного материала

 

2

1.

Понятие «норма». Особенности языковой нормы. Виды норм. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы. Нормы письменной речи

Практические занятия

6

 

1.

Анализ образного литературного текста с целью нахождения и интерпретации стилистически мотивированного употребления многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, фразеологизмов и других языковых средств.

2.

Выявление, объяснение и исправление содержащихся в тексте (текстах) разных видов лексических и фразеологических ошибок.

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

1.

выполнение практических заданий, изучение предложенных кратких словарей.

Тема 2.3.

Разновидности речи. Функциональные стили речи. Основные стилеобразующие факторы

Содержание учебного материала

 

1-2

1.

Понятие «функциональный стиль». Характеристика официально-делового стиля. Характеристика научного стиля. Характеристика публицистического стиля. Характеристика художественного стиля. Характеристика обиходно-разговорного стиля.

Практические занятия

4

3

1.

Определение стилистических особенностей текста и его структуры.

2.

Составление резюме.

Самостоятельная работа обучающихся

8

 

1.

Выполнение практического задания, изучение пособия Е.М.Бастриковой «Реферирование научного текста», текста статьи Е.В.Харченко «Офисный планктон», написание реферата по научной статье.

Тема 2.4.

Функционально-смысловые типы речи. Правила построения эффективного текста

Содержание учебного материала

 

1-2

Понятие «текст». Описание. Повествование. Рассуждение.

Практические занятия

4

 

1.

Подбор текстов различных функциональных стилей языка.

2.

Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы

(в письменной форме), предложенные преподавателем.

Самостоятельная работа обучающихся

6

3

1.

Составление текста- повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Тема 2.5.

Разновидности речи. Монолог и диалог. Устная и письменная речь

Содержание учебного материала

 

2

1.

Общая характеристика понятий «монологическая речь» и «диалогическая речь». Особенности монолога. Особенности диалога. Общая характеристика понятий «устная речь» и «письменная речь». Особенности устной формы речи. Особенности письменной формы речи.

Практические занятия

2

 

1.

Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы

(в письменной форме), предложенные преподавателем.

Раздел 3. Текст как речевое произведение

     

Тема 3.1.

Речевое взаимодействие. Законы эффективной коммуникации

Содержание учебного материала

 

1-2

Речевое взаимодействие. Организационные принципы речевой коммуникации Виды общения. Типы коммуникантов. Речевые стратегии и тактики. Законы эффективной коммуникации. Правила эффективной коммуникации

Практические занятия

2

 

1.

Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы

(в письменной форме), предложенные преподавателем.

Тема 3.2.

Основы риторики. Правила и законы публичного выступления

Содержание учебного материала

   

1.

Понятие о риторике. Из истории риторики. Виды красноречия. Оратор и его аудитория. Части (каноны) риторической разработки речи 6. Этапы подготовки речи

Практические занятия

4

 

1.

Изучение канонов риторической разработки речи

2.

Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы

(в письменной форме), предложенные преподавателем.

Самостоятельная работа обучающихся

8

3

1.

Выполнение домашних заданий. Подготовка публичного выступления.

Всего:

84

 

 

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект таблиц по русскому языку.

Технические средства обучения:

- ПК с лицензированным программным обеспечением;

- интерактивная доска;

- аудио и видео проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Акимова Н. В.Русский язык и культура речи в интерактивных упражнениях: теория и практик: учебно-методическое пособие / Н. В. Акимова, Ю. А. Бессонова. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 128 с.

Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / Е. Д. Ващенко. — Изд. 8-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 349, с. — (Среднее профессиональное образование).

Гарифуллина Н.К. Русский язык и культура профессиональной речи: учебное пособие/ Н.К. Гарифуллина, И.В. Вяткина; М-во образ, и науки России, Казан, нац. исслед. технол. ун-т. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2013.-84 с.

Горовая И. Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов / И. Г. Горовая; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2015. - 146 с.

Горовая И.Г. Стилистика русского языка и культура речи: учебное пособие / И.Г. Горовая; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург : ФГБОУ ОГУ, 2014.- 198 с.

Костромина Е. А. Риторика: учебное пособие / Е. Л. Костромина. — М.-Берлин: Дирскт-Медиа, 2014. - 194 с.

Костромина Е. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Е. А. Костромина, Ю. В. Барковская. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 156 с.

Культура научной и деловой речи: учеб. пособие / Н.Я. Зинковская, Н.И. Колесникова. Т.Л. Мистюк, Т.Г. Ольхов ская; под ред. Н.И. Колесниковой. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. - Часть 1. Нормативный аспект. - 76 с.

Рязапова Л.З. Культура речи: учебное пособие / Л.З. Рязапова, Н.К. Гарифуллина, Г.С. Гаязова; М-во образ, и науки России, Казан, нац. исслед. технол. ун-т. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. - 144 с.

Дополнительные источники

Жохова Л.А. Русский язык и культура речи: курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ, 2011.

Нормы русского литературного языка: учеб. пособие по культуре речи / под ред. Л.А. Константиновой. М.: Флинта: Наука, 2010.-168 с.

Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков, Л.П.Крысин и др.; Под ред. Л.Л.Касаткина. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 768 с.

Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / [Н.А.Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева и др.]; под ред. Н. А.Герасименко. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 496 с.

Электронные ресурсы:

Грамота.ру RUL: www.gramota.ru [по материалам сайта] (дата обращения: 07.11.2011г.)

Жаргон.Ру RUL: http://Жаргон.РУ [интерактивная энциклопедия современного языка] (дата обращения: 07.11.2011г.)

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru [по материалам сайта] (дата обращения: 07.11.2011г.)

Русский язык и культура речи http://diaty.ru/~rusjaz/ [Блог] (дата обращения: 07.11.2011г.)

Словари:

Даль, В.И. Толковый словарь русского языка : современное написание / В.И. Даль. — М.: Астрель: ACT, 2006. — 983 с

Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 ООО слов / С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Оникс», 2012. - 640

Орфографический словарь русского языка. - - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005, 736 с.

Орфографический словарь русского языка: около 100 ООО О-70 слов/ АН СССР. Ин-т русс, яз.; Редкол.: В. В. Лопатин (отв. ред.), Б. 3. Букчина, Л. П. Калакуцкая и др. - 29-е изд.» испр. и доп. - М.: Рус. яз., 1991. - 414 с.

Розенталь, Д. Э.Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. — 11-е изд. — М.: Айрис-, пресс, 2013.-832 с.

Саяхова Л. Г., Хасанова Д. М. Иллюстрированный тематический словарь русского языка. — М.: Рус. яз., 1989.- 224 с, ил.

Семенов А. В. Этимологический словарь русского языка. - М. -ЮНВЕС. — 2006. — 704 с.

Словарь антонимов русского языка. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 240 с. (Серия «Словари»)

Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2006, 537 с.

Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология/Л. М. Баш, А. В. Боброва и др. Издание 7-е, стереот. - М.: ЦИТАДЕЛЬ-ТРЕЙД \ 2006. - 960 с.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М.: Цитадель-трейд, СПб.: Виктория плюс, 2005. - 576 с.

Уша. Т.Ю. Словарь иностранных слов (Около 10 ООО слов).- СПб.: ООО«Полиграфуслуги», 2005. — 816 с.

Фразеологическийсловарь русского языка. – С-Пб.: «Виктория» 2005

Шанский М.Н. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 8-е изд., стерео-тип _ М.: Дрофа, 2005. — 398, с.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 

Пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка, определять лексическое значение слова, использовать словообразовательные средства в изобразительных целях.

Практические работы, домашние работы.

Пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей.

Практические работы, составление микротекстов.

Редактировать собственные тексты и тексты других авторов.

Практические работы.

Пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания.

Практические работы, домашние работы.

Различать тексты по их принадлежности к стилям.

Практические работы, тестирование.

Анализировать речь с точки её нормативности, уместности, целесообразности.

Практические работы, домашние работы.

Знания:

 

Фонемы, особенности русского ударения, основы тенденции в развитии русского ударения, логическое ударение, орфоэпические нормы, лексические и фразеологические единицы русского языка.

Практические работы, домашние работы.

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Практические работы.

Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

Практические работы.

Способы словообразования.

Практические работы.

Самостоятельные и служебные части речи.

Практические работы, тестирование.

Синтаксический строй предложений.

Практические работы.

Правила правописания.

Практические работы, домашние работы.

Функциональные стили литературного языка.

Практические работы, домашние работы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.