Программа курса «Русский язык и культура речи» (8 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Челсменская основная общеобразовательная школа
Согласовано.
Зам.директора по УВР: ________ (И. Г. Воронова)
«____» _________ 2017 г.
Рассмотрено на заседании ШМО
Руководитель: _________
(Е.Ю.Посыпкина)
Утверждаю
Директор: ________
(С.В.Лебедева)
Приказ № ___ от «___» ______ 2017 г.
Рабочая программа
по предмету «Русский язык и культура речи»
для 8 класса
Рабочая программа составлена
учителем русского языка и литературы
Посыпкиной Е. Ю.
в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку.
Авторы программы: В. В. Бабайцева, А. Ю. Купалова, Е. И. Никитина, С. Н. Пименова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Ю. С. Пичугов.
(Москва, «Дрофа», 2008 год)
2017 г.
Пояснительная записка
Программа по русскому языку и культуре речи для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов / Авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева и др.//Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. /Сост. Л. М. Рыбченкова. –М. Дрофа, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа курса «Русский язык и культура речи» рассчитана на учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. Она дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2018 г.
Сжатое изложение (часть I) пишется на основе прослушанного публицистического текста и проверяет такие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме текст по заданным параметрам. Обучение написанию изложения – одна из актуальных проблем современного образования, и навык написания изложения необходим каждому культурному человеку для речевого и интеллектуального развития.
Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.
Изложение как определённый способ письменного пересказа прослушанного или прочитанного текста играет важную роль в развитии и совершенствовании коммуникативно-речевых умений. Эти умения должны быть сформированы у учеников основной школы, так как в процессе обучения на любом этапе им приходится воспринимать на слух большое количество информации по разным предметам.
Письменный пересказ исходного текста формирует не только речевые умения, но и способствует становлению орфографического и пунктуационного навыка, а также используется для обучения пониманию логики и композиции текста, обогащения словаря, фразеологии и синтаксиса. Изложение позволяет использовать изучаемые грамматические средства языка при анализе исходного и создании собственного текста; способствует реализации воспитательных целей и задач; активизирует как воспроизводящее, так и творческое мышление; развивает воссоздающее воображение.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
В части III экзаменационной работы (задания 15.1, 15.2, 15.3) учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Задание проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетенции, необходимой для создания собственных текстов. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 классов уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению задания 15 экзаменационной работы.
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи.
Цель курса:
- создать условия для развития речевой грамотности учащихся, умения связно излагать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания, пользуясь нужными языковыми средствами, опираясь на исходный текст;
- вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся;
- готовить учащихся к государственной итоговой аттестации.
Задачи курса:
- систематизировать и обобщить базовые знания по теории текста, функциональным стилям и типам речи;
- развивать у учащихся умение воспринимать текст на слух так, чтобы понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию и особенности авторского стиля;
- формировать способность запоминать конкретные факты, выделять микротемы и соблюдать последовательность их изложения, развивать воссоздающее воображение у учащихся;
- совершенствовать умение воспроизводить услышанное в сжатом изложении, при этом точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте, адекватно воспринимать авторский замысел, вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, использовать языковые средства обобщённой передачи содержания;
- совершенствование навыков языкового анализа текстов, создание речевого произведения;
- развитие языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся в области речеведения,
- развивать умение осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целью, функциональной принадлежностью и типом речи,
- учить использовать в своей письменной речи разнообразные синтаксические конструкции и лексику,
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки в процессе написания изложения и сочинения.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции учащихся;
научиться грамотно писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение разных видов;
владеть формами обработки информации исходного текста;
через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Программа курса рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
Программа курса состоит из трех основных разделов:
1. Изучение разных видов изложений.
2. Изучение сочинения-рассуждения разных видов
3. Комплексное повторение стилистики и речеведения.
Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение).
Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ГИА содержит творческое задание (задание 15.), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
При подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему рекомендуется использовать материал, отражающий разные языковые явления.
Содержание программы
1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2017 (2018) г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение (10 часов).
Текст и его структура. Требования к письменной речи. Тема. Главная мысль текста. Подробное и сжатое изложения. Микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Типы речи. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. Написание и редактирование текста изложения. Критерии оценивания сжатого изложения.
3. Сочинение-рассуждение (20 часов).
Текст. Типы речи. Структура сочинения-рассуждения. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Вывод сочинения-рассуждения. Цитирование. Типичные ошибки в письменных творческих работах. Создание сочинения-рассуждения.
3.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Критерии оценивания задания 15.1. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Тезис и аргументы в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод. Композиционное и речевое оформление сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.
3.2. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.
Критерии оценивания заданий 15.2, 15.3. Структура сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Формулировка тезиса и комментарий к нему. Приемы ввода примеров из исходного текста и из собственной жизни. Основные языковые средства оформления рассуждения (речевые клише). Формулировка вывода. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Редактирование творческих работ.
4. Заключение. Итоговый контроль (3 часа).
Диагностическая контрольная работа (написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения). Анализ ошибок.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 8 классе
Учащиеся должны знать:
основные характеристики заданий итоговой аттестации по русскому языку в IX классе;
критерии оценивания заданий итоговой аттестации по русскому языку в IX
основные правила создания текста сжатого изложения;
особенности публицистических; научных и художественных текстов;
основные правила создания текста сочинения.
должны уметь:
адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
обрабатывать информацию звучащего текста; сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально - смысловых типов речи;
определять и формулировать проблему первичного текста;
адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
интерпретировать информацию прочитанного текста;
использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тесте, в качестве аргументов;
создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
последовательно излагать собственные мысли;
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами.
Виды и формы контроля:
практическая работа
контрольная работа
изложение
сочинение
Учебно-методическое обеспечение программы
Список литературы для учителя:
1. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты» / М., «Интеллект-Центр», 2012 .
2. Г.К.Лидман-Орлова Учимся писать изложения. Методическое пособие./Москва, изд. «Дрофа», 2003
3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2012.
4.И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2011.
5. Егораева Т. Г. Практикум по русскому языку. Работаем над сочинением на лингвистическую тему. Издательство «Экзамен» М.2013.
6. Егораева Г.Т авторские презентации по вопросам подготовки к ЕГЭ и ГИА, изд. «Экзамен» http://www.examen.biz/shkolam_i_metodkabinetam
7. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под редакцией И.П.Цыбулько -_М.: Издательство «Национальное образование», 2015.-240с.-(ОГЭ.ФИПИ-школе.)
8. С.И.Львова. «ОГЭ 2017. Русский язык. Сборник заданий./Москва, изд. «Эксмо», 2016 год
9. М. Р. Львов, "Риторика", Москва, 1995.
10. И.Б.Голуб, "Конспект лекций по литературному редактированию".- М.: Айрис-пресс, 2004.
11. Учебник, под ред. В.Д.Черняк, "Русский язык и культура речи", М.:Высш.шк.;С.-Пб.:Изд-во РГПУ им А.И.Герцена, 2005.
12. Учебник для вузов под ред. проф. В.И.Максимова, "Русский язык и культура речи", М.:Гардарики, 2001.
13. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., "Риторика и культура речи", издание 3-е, дополненное и переработанное. Серия "Высшее образование". Ростов-на Дону: Изд-во "Феникс", 2003.
14. Е.В.Корчагина, Е.С.Симакова. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Русский язык. Сжатое изложение./М., Астрель, 2011
15. Демоверсии ОГЭ 2015- 2017 г.
16. Сайт ФИПИ. http://www.fipi.ru/
Словари и справочники
1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.
Список литературы для учащихся:
1. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь. Задания на понимание текста: 8 класс/О.Н.Зайцева, М. , Экзамен, 2014
2. Е.И.Никитина. Русская речь: Развитие речи. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа, 2015
3. Сайт ФИПИ. http://www.fipi.ru/
Учебно-тематический план (8 класс)
Раздел |
Кол-во часов |
В том числе |
|
Практические работы (ч.) |
Контрольные Работы (ч.) |
||
1. Введение. Значение курса, его задачи. |
1 |
||
2. Текст. Сжатое изложение |
10 |
3 |
2 |
3. Текст. Сочинение-рассуждение |
20 |
10 |
3 |
3.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему |
7 |
2 |
1 |
3.2. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему |
13 |
8 |
2 |
5. Заключение. Итоговый контроль. |
3 |
2 |
|
ИТОГО |
34 |
13 |
7 |
Календарно-тематическое планирование (8 класс)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Тип урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Требования к уровню подготовки учащихся. Ключевые компетенции |
Вид контроля |
Примечания (домашние задания) |
1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час). |
|||||||
1 |
Особенности ОГЭ – 2017, 2018 гг. по русскому языку: цели, содержание, структура, задания. Знакомство с демонстрационным вариантом 2017 (2018) г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
Вводный |
работа с мультимедийной презентацией, запись в тетрадях, конспектирование, составление таблицы, ответы на вопросы |
Знать структуру и особенности экзаменационной работы по русскому языку. Знать технологию проведения экзамена в новой форме. Учиться заполнять бланки ответов. Знать критерии оценивания экзаменационной работы |
Фронтальный опрос |
||
2. Текст. Сжатое изложение (10 часов) |
|||||||
2 |
Текст и его структура. Требования к письменной речи. Тема текста. Основная мысль. Микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. |
Изучение нового материала |
Анализ композиционной структуры текста. |
Понимать, что такое тема и микротема, основная мысль текста. Учиться находить микротемы исходного текста. Соотносить микротемы и абзацное членение текста. Понимать требования к письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, выразительность и богатство. |
Фронтальный |
Работа с текстом. Выделение и формулировка микротем каждого абзаца. |
|
3 |
Типы речи. Подробное и сжатое изложения. Главная и второстепенная информация в тексте. |
Изучение нового материала |
Анализ композиционной структуры текста. |
Уметь различать тексты разных типов: описания, повествования и рассуждения. Понимать основные особенности подробного и сжатого изложений. |
Фронтальный |
Работа с текстом. Выделение главной мысли текста и микротем. |
|
4 |
Сжатое изложение. Способы смыслового сжатия исходного текста: исключение, обобщение, упрощение. |
Изучение нового материала |
Работа с мультимедийной презентацией, конспектирование, составление таблиц |
Знать основные приемы сжатия текста и понимать уместность их применения. |
Фронтальный |
||
5 |
Практическая работа № 1: Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. |
Систематизация ЗУН |
Выполнение тренировочных упражнений. Анализ текста. Ответы на вопросы. |
Отработать один из приемов компрессии – исключение. Уметь применять данные знания на практике. |
Практическая работа |
Сжатие исходного текста, используя изученный прием. |
|
6 |
Практическая работа № 2: Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. |
Систематизация ЗУН |
Выполнение тренировочных упражнений. Анализ текста. Ответы на вопросы. |
Отработать один из приемов компрессии – обобщение. Уметь применять данные знания на практике. |
Практическая работа |
Сжатие исходного текста, используя изученные два приема. |
|
7 |
Практическая работа № 3: Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. |
Систематизация ЗУН |
Выполнение тренировочных упражнений. Анализ текста. Ответы на вопросы. |
Отработать один из приемов компрессии – упрощение. Уметь применять данные знания на практике. |
Практическая работа |
Сжатие исходного текста, используя изученные приемы. |
|
8 |
Типичные ошибки и недочеты при написании сжатого изложения. Критерии оценивания сжатого изложения. Редактирование. |
Урок развития речи |
Выполнение тренировочных заданий. Анализ текстов. |
Понимать типичные ошибки при написании изложения и критерии оценивания данной работы. Уметь редактировать исходные тексты. |
Практическая работа |
Редактирование текста |
|
9, 10 |
Контрольная работа № 1. Написание сжатого изложения. |
Урок контроля |
Выполнение письменной работы по написанию сжатого изложения. |
Уметь применять на практике полученные знания. |
Сжатое изложение |
||
11 |
Анализ контрольных работ. Редактирование. |
Систематизация ЗУН |
Ответы на вопросы. Исправление ошибок и речевых недочетов. |
Понимать допущенные ошибки |
|||
3. Текст. Сочинение-рассуждение (20 часов) 3.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (7 часов). |
|||||||
12 |
Текст. Типы речи. Структура сочинения-рассуждения. Тезис и аргументы в сочинении-рассуждении. Вывод. Типичные ошибки в письменных творческих работах. |
Изучение нового материала |
Работа с мультимедийной презентацией, конспектирование, ответы на вопросы |
Знать типы речи, композицию сочинения-рассуждения. Понимать способы формулировки тезиса и вывода сочинения-рассуждения. |
Фронтальная работа |
Выучить основные термины |
|
13 |
Критерии оценивания задания 15.1. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. |
Изучение нового материала |
Работа с мультимедийной презентацией, конспектирование, ответы на вопросы |
Понимать особенности сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Познакомиться с возможными вариантами тем для написания сочинения-рассуждения. |
Фронтальная работа |
Выучить основные термины |
|
14 |
Тезис и аргументы в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод. |
Изучение нового материала |
Работа с шаблонами и с исходными текстами для написания сочинения. Создание образцов. |
Научиться грамотно вводить в текст тезис, оформлять вступление и концовку сочинения. Отработать навык употребления вводных слов и вставных конструкций. |
Фронтальная работа |
Подготовиться к практической работе. |
|
15 |
Композиционное и речевое оформление сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. |
Изучение нового материала |
Работа с шаблонами и с исходными текстами для написания сочинения. Создание образцов. Корректировка текста. |
Научиться грамотно приводить аргументы из прочитанного текста. |
Фронтальная работа, работа в парах |
Взаимопроверка творческих работ, анализ ошибок |
|
16 |
Практическая работа № 4. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. |
Систематизация ЗУН |
Создание сочинения на основе образцов с последующей корректировкой |
Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по предложенному тексту. |
Практическая работа |
Написание сочинения-рассуждения |
|
17 |
Практическая работа № 5. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. |
Систематизация ЗУН |
Создание сочинения на основе образцов с последующей корректировкой |
Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по предложенному тексту. |
Практическая работа |
Написание сочинения-рассуждения |
|
18 |
Контрольная работа № 2. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. |
Контрольный |
Самостоятельная творческая работа |
Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по предложенному тексту. |
Контрольное сочинение-рассуждение |
Редактирование текстов сочинений |
|
3.2. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (13 часов) |
|||||||
19 |
Критерии оценивания заданий 15.2, 15.3. Структура сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Формулировка тезиса, определения и комментарий к нему. |
Изучение нового материала |
Работа с мультимедийной презентацией, конспектирование, ответы на вопросы |
Понимать особенности сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Познакомиться с возможными вариантами тем для написания сочинения-рассуждения. |
Фронтальная работа |
Выучить основные термины, знать критерии оценки |
|
20 |
Приемы ввода примеров из исходного текста и из собственной жизни. Основные языковые средства оформления рассуждения (речевые клише). Формулировка вывода. |
Изучение нового материала |
Работа с шаблонами и с исходными текстами для написания сочинения. Корректировка текста. |
Научиться грамотно приводить аргументы из прочитанного текста и из собственной жизни. |
Фронтальная работа, работа в парах |
Знать речевые клише |
|
21 |
Практическая работа № 6. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (задание 15.2). Отработка вступления. |
Систематизация ЗУН |
Создание образцов сочинений-рассуждений. Редактирование полученных текстов. |
Учиться создавать сочинение на морально-этическую тему (15.2.), используя разнообразные грамматические конструкции, изученные речевые клише. |
Фронтальная работа, работа в парах |
Написание сочинения-рассуждения на заданную тему. |
|
22 |
Практическая работа № 6. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (задание 15.2). Отработка способов введения аргументов из прочитанного текста |
Систематизация ЗУН |
Создание образцов сочинений-рассуждений. Редактирование полученных текстов. |
Учиться создавать сочинение на морально-этическую тему (15.2.), используя разнообразные грамматические конструкции, изученные речевые клише. |
Фронтальная работа, работа в парах |
Написание сочинения-рассуждения на заданную тему. |
|
23, 24 |
Практическая работа № 7. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (задание 15.3). Отработка способов формулировки тезиса, определения и комментарий к нему |
Систематизация ЗУН |
Создание образцов сочинений-рассуждений. Редактирование полученных текстов. |
Учиться создавать сочинение на морально-этическую тему (15.3), используя разнообразные грамматические конструкции, изученные речевые клише. |
Фронтальная работа, работа в парах |
Написание сочинения-рассуждения на заданную тему. |
|
25, 26 |
Практическая работа № 8. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (задание 15.3). Отработка способов введения аргументов из текста и из жизни, формулировка вывода |
Систематизация ЗУН |
Создание образцов сочинений-рассуждений. Редактирование полученных текстов. |
Учиться создавать сочинение на морально-этическую тему (15.3), используя разнообразные грамматические конструкции, изученные речевые клише. |
Фронтальная работа, работа в парах |
Написание сочинения-рассуждения на заданную тему. |
|
27, 28 |
Практическая работа № 9. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (задание 15.3). Отработка полученных знаний и умений |
Систематизация ЗУН |
Создание образцов сочинений-рассуждений. Редактирование полученных текстов. |
Учиться создавать сочинение на морально-этическую тему (15.3), используя разнообразные грамматические конструкции, изученные речевые клише. |
Работа в парах, самостоятельная работа |
Написание сочинения-рассуждения на заданную тему. |
|
29, 30 |
Контрольная работа № 3. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему |
Контрольный |
Самостоятельная творческая работа |
Написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по предложенному тексту. |
Контрольное сочинение-рассуждение |
Редактирование текстов сочинений |
|
Анализ контрольных работ. Редактирование. |
Систематизация ЗУН |
Ответы на вопросы. Исправление ошибок и речевых недочетов. |
Понимать допущенные ошибки |
Фронтальная работа |
|||
31 |
Классификация ошибок (критерии грамотности): орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические и фактическая точность. |
Изучение нового материала |
Составление таблицы, работа в парах по корректированию творческих работ |
Познакомиться с классификацией ошибок при написании изложения и сочинения. Учиться исправлять разные типы ошибок, корректировать текст |
Фронтальная работа, работа в парах |
||
4. Заключение. Итоговый контроль (3 часа) |
|||||||
32, 33 |
Контрольная работа № 4. |
Контрольный |
Самостоятельное выполнение работы, состоящей из 2 частей: изложение и сочинение |
Показать полученные знания на практике. |
Контрольная работа |
||
34 |
Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. Редактирование. |
Обобщение |
Понять допущенные ошибки. |
Работа над ошибками. |