ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР "ЖЕНЩИНА-МАТЬ - СИМВОЛ КРАСОТЫ"
(слайд №1)
(музыка)
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР
"ЖЕНЩИНА-МАТЬ - СИМВОЛ КРАСОТЫ"
Прославим женщину-Мать, неиссякаемый источник всё побеждающей жизни! (М. Горький) (плакат на доске)
1-й ведущий:
Начинаем наш литературный вечер 'Женщина-мать - символ красоты".
2-й ведущий:
Женщине-труженице, женщине-матери посвятили свои замечательные произведения великие поэты, художники, композиторы.
(слайд №2)
Ученик:
Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в неоплатном долгу. Это мать". Эти замечательные слова принадлежат писателю-борцу, Николаю Островскому.
Мать... Для каждого человека, большого или маленького, молодого или пожилого, мать - самый родной человек на свете. Все лучшее в каждом из нас исходит от матери, давшей нам самое бесценное -жизнь. Материнская забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни...
(слайд №3)
Ученик:
Максим Горький одну из своих "Сказок об Италии" посвятил матери, которая пришла к Тамерлану. "Пятьдесят лет ходил он по земле, железная стопа его давила города и государства... красные реки крови текли от его путей во все стороны, он строил высокие башни из костей побежденных народов; он разрушал жизнь..." И вот к этому кровавому владыке явилась мать, "босая, в лоскутках выцветших на солнце одежд". Четыре года шла она из далекой страны через моря, реки и горы, через леса. Пришла, чтобы вызволить из неволи своего десятилетнего сына:
"Слушай! - сказала она (Тамерлану). - Что бы ты ни сделал, ты - только человек, а я - Мать! Ты служишь смерти, я - жизни. Ты виноват предо мной, и вот я пришла требовать, чтобы ты искупил свою вину... Отдай мне моего ребенка, потому что я - Мать и люблю его!"
Сильнее кровавого владыки оказалась Мать, чья "любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир"!
(слайд№4)
Как гимн звучат слова писателя: "Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни!.. Вся гордость мира от матерей! ...без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщин нет любви, без Матери - нет ни поэта, ни героя!
(слайд №5)
...Прославим женщину-Мать, неиссякаемый источник всё побеждающей жизни!"
(слайд №6)
Ученик:
Вспомните, какой трогательный образ матери создал Н. В. Гоголь в повести "Тарас Бульба".
(слайд №7)
Ночь перед выездом старого Тараса с сыновьями в Запорожскую Сечь. Все спят. Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих... Она... вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться...
(слайд №8)
Ученик:
Многие русские писатели и поэты в своих произведениях воспевают образ женщины, матери. Посвящают любимые стихи своим матерям
«Во мне спасла живую душу ты!» - писал Николай Алексеевич Некрасов. Это строчка из его поэмы «Мать»
Мать Некрасова, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали на долю крепостных. Но именно она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.
Первые стихи Некрасов написал в семь лет и преподнёс их «любезной маменьке». Любовью к ней озарено всё его творчество.
Ученик:
(Н.А. Некрасов, стихотворение «Мать»)
Она была исполнена печали,
И между тем как, шумны и резвы,
Три отрока вокруг неё играли,
Её уста задумчиво шептали:
«Несчастные! зачем родились вы?
Пойдёте вы дорогою прямою,
И вам судьбы своей не избежать!»
Не омрачай веселья их тоскою,
Не плачь над ними, мученица-мать!
Не говори им с молодости ранней:
Есть времена, есть целые века,
В которых нет ничего желанней,
Прекраснее – тернового венка…
1-й ведущий:
Из тьмы детских переживаний Некрасова всю жизнь светили добрые и внимательные глаза матери
Ученик:
В конце жизни, оглядывая весь свой жизненный путь, Некрасов писал в поэме «Мать» (1877) (поэма осталась незавершённой):
(слайд №9)
Ученик:
И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(слайд №10)
Ученик:
С благодарностью вспоминает свою мать Антон Павлович Чехов, сердечность которой смягчала несдержанность отца.
2-й ведущий:
В семье Чеховых жила легенда о том, что Антон напечатал свой первый рассказ, чтобы купить матери именинный пирог. В легенде, видимо, была своя истина: «Чехов нежно любил мать, и, по мнению одного из друзей семьи – журналиста В.А.Гиляровского, – «в том, что Антон Павлович сделался писателем, мы многим обязаны его матери, Евгении Яковлевне…»
(слайд №11)
А какие трогательные строки посвятил своей старенькой матери поэт Сергей Есенин:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
(слайд №12)
Ученик:
(стихотворение Сергея Есенина «Письмо матери».)
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Что б, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Что б скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, –
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
(слайд №13)
(музыка)
Ученик:
«Слово о матери»
Мать. Их миллионы, и каждая несёт в сердце подвиг – материнскую любовь. Женщины всех рас, говорящие на разных языках, опалённые солнцем на юге и едва согретые им на севере, - все они сёстры в едином беспокойном порыве чувства. Одно и то же томящее радостное чувство испытывают они, склоняясь над своим детёнышем. Сердце их говорит на едином языке мира, и каждый, если в нём есть хоть атом человечности, скажет: «Лучшая мать – моя мать». Нет предела её нежности, кто бы она ни была, где бы ни жила, ни росла, какая бы кровь ни заставляла биться её сердце. Если бы столько добра, сколько излучает сердце матери, излучалось бы им на всех окружающих, зло погибло бы, как чахоточная палочка под чистым, могущественным лучом солнца.
(По Г. Серебряковой)
(слайд №14)
Ученик:
Александр Трифонович Твардовский посвятил своей матери лирический цикл под названием «Памяти матери»
(слайд №15)
Психологический портрет матери отмечен печатью духовной красоты.
Это натура глубокая, одарённая, «поэтическая», как заметил Твардовский. В автобиографии он писал: «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Её до слёз трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами, или отголосок песни с деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца и т.п.»
Такой она осталась в памяти своего сына, такой вошла в его стихи. Мысли, которые содержатся в той автобиографической записи, своё полное поэтическое выражение нашли в стихотворении 1937 года со знакомым уже названием – «Матери».
Ученик:
И первый шум листвы ещё неполной,
И след зелёный на росе зернистой,
И одинокий стук валька на речке,
И грустный запах молодого сена,
И отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо –
Мне всякий раз тебя напоминают.
(слайд №16)
Ученик:
«Поколение за поколением, невзирая на тома книг, сочинённые предками, дописывают оду материнской любви. В эту оду, в сущности, вмещается история, ибо что такое матери и их дети, если не всё, что мы называем человечеством,» - пишет один из современных журналистов.
(слайд № )
Ученик:
Известный народный поэт Дагестанской республики, лауреат Ленинской и Государственной премии Советского Союза Расул Гамзатов написал замечательное стихотворение «Матери» (читает наизусть стихотворение)
Мальчишка горский, я несносным
Слыл неслухом в кругу семьи
И отвергал с упрямством взрослым
Все наставления твои.
Но годы шли, и, к ним причастный,
Я не робел перед судьбой;
Зато теперь робею часто,
Как маленький перед тобой.
Вот мы одни сегодня в доме.
Я боли в сердце не таю
И на твои кладу ладони
Седую голову свою.
Мне горько, мама, грустно, мама,
Я – пленник глупой суеты.
И моего так в жизни мало
Вниманья чувствовала ты.
Кружусь на шумной карусели,
Куда-то мчусь…Но вдруг опять
Сожмётся сердце: «Неужели
Я начал маму забывать?»
А ты, с любовью, не с упрёком,
Взглянув тревожно на меня,
Вздохнёшь как будто ненароком,
Слезинку тайно оброня.
Звезда, сверкнув на небосклоне
Летит в конечный свой полёт
Тебе твой мальчик на ладони
Седую голову кладёт.
(слайд №…)
Ученик:
Образ женщины, матери неразрывно связан с представлением русских писателей и поэтов о добре, истине, справедливости.
Ученик:
Многие русские писатели пытались создать идеальный образ женщины. Теме истинно русской красоты, прекрасной русской женщины посвящено много произведений классической литературы.
(слайд №..)
1-й ведущий: Вспомним женские образы из изученных нами литературных произведений.
(слайд №…)
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо. (Матрена Тимофеевна, Н. А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо".)
2-й ведущий:
Это образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелёгкой судьбе. В её рассказе – житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета… Но она всё может стерпеть, не теряя при этом чувства собственного достоинства.
(слайд №...)
1-й ведущий:
Нелёгкая доля крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает, описана Некрасовым и в поэме «Мороз, Красный нос». В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним богатством.
(слайд №...)
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях…
С походкой, со взглядом цариц,
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдёт – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублём подарит!»
(«Мороз, Красный нос», Н.А. Некрасов)
(слайд №…)
Ученик (читает наизусть стихотворение)
Женская судьба
Крестьянкам нашим
в старину
Красивых фраз
не говорили,
Доверяясь сердцу своему,
Они страдали и любили.
Их красотой природа-мать,
Умом и силой наградила,
Да только в жизни
счастье дать
Им почему-то позабыла.
А им для счастья на Земле
Совсем немного надо было,
Чтобы нежнее и светлей
Над миром солнышко
светило.
Но в мире горя, в море слёз
Они детей своих растили,
Под вой метелей,
грохот гроз
Их в путь нелёгкий
выводили…
О, как был труден этот путь
К далёкой непонятной цели,
С него ни съехать,
ни свернуть
В привычной нашей
канители.
Не много радостей дарил
Им шум житейского прибоя,
Он русских женщин
не сломил
Несправедливою судьбою.
А вот теперь…
Да что теперь?
Другие нравы и обряды,
Другие женщины? Не верь!
Всё той же ждут они
награды…
И вечной ценностью для них
Любовь и счастье остаётся,
Как светел образ их и тих…
Он Богом женщине даётся.
Такая женщина всегда
Себя паденьем не уронит,
Она, как в давние года,
Своим участьем
сердце тронет,
Но если злобная судьба
Несчастный жребий ей
назначит,
То только жаркая борьба
За счастье всё переиначит.
Тогда счастливая пора
Опять вернётся к ней
как прежде,
Когда она была сестра
Любви, и Веры, и Надежды.
(слайд №..)
2-й ведущий:
Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». В этой поэме Некрасов воспел подвиг жён декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей.
(слайд №…)
(слайд №…)
Во многих произведениях русской литературы отражён подвиг жён поэтов- декабристов, отправившихся на каторгу за своими мужьями, бросив всё, покинув свет, оставив своё положение.
Ученик:
Когда я говорю
О думах чистых,
Когда хочу понять любимой суть,
Я слышу голос женщин-декабристок,
Я вижу их сибирский тяжкий путь.
Когда сверяю горечи людские,
И преданность,
И верность в трудный час, — Волконские и рядом — Трубецкие Стоят передо мною всякий раз.
Они страдали, плакали, как дети,
Они такую силу обрели!
Все потеряв
На этом грешном свете,
Они лишь верность милым сберегли.
Их обжигала северная стужа,
Тоска и смерть
Стучала в их окно.
Чтоб умереть за честь и дело мужа —
Не всякой это женщине дано.
(А. Мишин)
(слайд №…)
1-й ведущий:
Искренней, не умеющей лицемерить, свободолюбивой и естественной рисует свою героиню и драматург Александр Николаевич Островский.
(слайд №…)
Ученик:
"Такая я ли была! Жила ни об чем не тужила, точно птичка на воле. (Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю...") (А. Н. Островский "Гроза")
(слайд №…)
«Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле», - вспоминает Катерина о том, как жилось до замужества.
«…Отчего люди не летают так, как птицы? – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица».
В народной поэзии птица – символ воли.
Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьётся и тоскует в неволе.
Среди других героев Катерина выделяется открытым характером, смелостью, прямотой.
Во имя любви она вступает в неравный бой с силами «тёмного царства».
(слайд №..)
2-й ведущий:
О нелёгкой судьбе ещё одной героини мы узнаём и из романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»
(слайд №..)
2) "...Безответная она, и голосок у ней такой кроткий... белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое..." (Соня, "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского).
Это образ Сони Мармеладовой. Несмотря на ту среду, в которую она попала, Соня смогла остаться человеком с чистой совестью и неиспачканной душой.
Соня исповедует нравственные заповеди, которые, с точки зрения Достоевского, наиболее близки народу, – заветы смирения, всепрощения, жертвенной любви.
Во имя любви к близким готова перенести любые страдания. Это человек с чуткой душой, наделённый даром бесконечного сострадания к людям.
(слайд №..)
Ученик:
Самый обаятельный образ романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» - Наташа Ростова.
(слайд №..)
Вначале это непосредственная, полная жизненных сил девочка, тонко чувствующая добро и правду, красоту человека, искусства, природы. Она выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых.
Героиня Толстого не поражала ни красотою внешней, и тем не менее она истинно прекрасна.
Писатель ценит в ней «простоту, добро и правду» - черты естественные, столь свойственные неиспорченному духовному миру детей.
«Что делалось в этой детской восприимчивой душе, так жадно ловившей и усваивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни?» - с нежностью говорит Л.Толстой.
(слайд …)
«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка…
(слайд №…)
(слайд №…)
…Она сделала то самое и так точно, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чуждую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и всяком русском человеке" (Наташа Ростова, "Война и мир" Л. Н. Толстого).
(слайд №…)
1-й ведущий:
Замечательный женский характер изобразил Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин»
Кто же главная героиня романа Пушкина, в симпатии к которой признаётся сам поэт?
(слайд №…)
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она.в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
(А. С. Пушкин "Евгений Онегин", Татьяна)
(слайд №…)
2-й ведущий:
Перед нами девушка с простым русским именем Татьяна. Искренность, непосредственность, одухотворённость, нравственная чистота, верность долгу, семье – всё это ценил Пушкин в своей героине.
(слайд №…)
1-й ведущий:
Великий русский критик В.Г. Белинский писал: «Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для неё могла бы быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины».
2-й ведущий:
Пленителен и образ Ольги, сестры Татьяны
(слайд №..)
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела,
(Как жизнь поэта, простодушна,
Как поцелуй любви, мила).
(А. С. Пушкин "Евгений Онегин", Ольга)
(слайд №..)
Ученик:
Говоря о «милых сердцу поэта» женских образах, созданных в романе, нельзя не сказать о его любви к своей жене, Наталье Гончаровой, о преклонении перед ней.
В 1828 году на балу Александр Сергеевич Пушкин увидел юную девушку. Звали девушку Таша, Наташа, Наталья Николаевна, Натали, И впервые в жизни, по его признанию, Александр Сергеевич был робок.
Ученик:
…Она была необычайно хороша собою: очень молодая и очень красивая особа, тонкая, стройная, высокая – лицо мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и меланхоличным выражением, – глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные, взгляд неопределённый, - тонкие черные волосы…
Ученик:
Пушкин, встретив её шестнадцатилетнюю, почти девочку, был покорён сразу: «Когда я увидел её в первый раз, красоту её едва начинали замечать в свете. Я полюбил её, голова у меня закружилась».
Он упорно (более двух лет) добивался её руки в твёрдой уверенности, что если не она, то никакая другая не станет его женой…
Семейный очаг должен был стать для него прибежищем, тем священным местом, где душа и сердце будут спокойными.
(слайд №…)
Ученик:
В витрине антикварного магазина Александр Сергеевич увидел копию "Бриджуотерской мадонны" Рафаэля. С тех пор нежный образ не покидал его. Свершилось чудо: в лице Натальи Николаевны поэт узрел бессмертные черты. Он писал любимой: "Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды". По давней привычке заносить в черновики рукописей рядом с рождающимися строфами зримые черты тех, кто его вдохновил, Пушкин один за другим прочерчивал профили возлюбленной. Казалось, его перо наследовало штрихи Рафаэля, лёгкие, воздушные. И возникло стихотворение, по озарению равное творению художника эпохи Возрождения:
Ученик:
(Читает наизусть сонет «Мадонна»)
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания, Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Ученик:
Высокие порывы посещали Пушкина и в его письмах к Мадонне. Вот некоторые строки из них. "Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я ещё более твоего лица..." "Будь молода, потому что ты молода, и царствуй, потому что ты прекрасна..." "Ты молода, но ты уже мать семейства, и я уверен, что тебе не труднее будет исполнить долг доброй матери, как исполняешь ты долг честной и доброй жены..." И ещё одно признание: "Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив..."
(По Г. Пикулевой.)
(слайд №..)
Ученик:
Замечательны образы женщин и совсем юных девушек, созданные многими писателями
Нельзя не залюбоваться очарованием юной Ассоль из повести Александра Грина «Алые паруса»
(слайд №..)
За ореховой рамой в светлой пустоте отраженной комнаты стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками, На ее плечах лежала серая шелковая косынка... Полудетское,
в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ»
(слайд №..)
Её неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой ' очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого липа, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль — был совершенно оригинален, — оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование».
Ученик:
На уроках литературы мы познакомимся ещё со многими другими женскими образами, которые будут так же пленять нас своей красотой, силой характера, душевной добротой.
(слайды № ..)
1-й ведущий: Ещё искусство эпохи Возрождения воспело женщину.
(Сообщения детей о художниках и их картинах)
(слайд №..)
Ученик:
Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ воплотил гуманистический идеал женской красоты в портрете Моны Лизы («Джоконда», написанной около 1503 года).
Леонардо родился в семье богатого нотариуса. Он сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо с 1467 по 1472 год. Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо.
В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении», «Благовещение», , «Мадонна Бенуа»)
(слайд № .., Мадонна Бенуа)
художник обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой.
(слайд №..)
В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой «Джоконды») образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке.
«Джоконда» кисти Леонардо считается воплощением высшего мастерства и тайны живописи. Загадочная, полупечальная, полувосторженная улыбка, тенью скользнувшая по губам молодой женщины, «лунный» пейзаж на втором плане, гармония и спокойствие всего облика создают образ поэтичный и счастливый, таинственный и прекрасный
(слайд №..)
2-й ведущий:
К изображению мадонн обращался и итальянский художник Рафаэль.
Ученик:
РАФАЭЛЬ САНТИ –– итальянский живописец и архитектор. Сын художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился у Перуджино. Впервые упомянут как самостоятельный мастер в 1500 году. С 1504 по 1508 год работал во Флоренции. В конце 1508 года по приглашению папы Юлия II переехал в Рим, где наряду с Микеланджело занял ведущее место среди художников, работавших при дворе Юлия II и его преемника Льва X.
Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», написана в 1502-1503 годах)
(слайд №..)
проникнуты изяществом, мягким лиризмом. (Картина написана до переезда во Флоренцию)
Главная тема живописи флорентийского периода – Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10 работ.
В римский период Рафаэль значительно реже обращается к образу Мадонны, находя новое, более глубокое его решение.
(слайд №..)
Новая, трактовка образа Мадонны нашла наиболее полное выражение в одном из самых совершенных творений Рафаэля — алтаре «Сикстинская Мадонна» (написана в 1513 году)
(слайд №…)
2-й учитель:
Широк диапозон портретных образов женщин, от личного, задушевного женского портрета до потрясающе правдивого портрета матери у немецкого художника Дюрера.
Ученик:
Альбрехт ДЮРЕР – немецкий живописец и график. Основоположник искусства немецкого Возрождения.
О жизни и творческих исканиях Дюрера дают представление созданные им в разные годы автопортреты. Все они — свидетели не только внешних, но и внутренних превращений художника, его характера, мыслей и души. В более поздних портретах видны напряжение мысли и страсть художника, ни на минуту не забывающего о своем предназначении, причем в последнем из них мастер изображен строго в фас, и его правильное лицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает об изображениях Христа-Пантократора.
(слайд №..)
Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик (свыше 900 рисунков). Теоретик искусства (В 1528 году написал «Четыре книги о пропорциях человека»)
Ученик:
Биография
Сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486-90). Обязательные для получения звания мастера «годы странствий» (1490-94) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. В Кольмаре, не застав в живых М. Шонгауэра, у которого намеревался совершенствоваться в технике гравюры на металле, изучал его работы, общаясь с его сыновьями, также художниками. Вернувшись в 1494 году в Нюрнберг, женился на Агнесе Фрей и открыл собственную мастерскую. Вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494-95; Венеция и Падуя). В 1505-07 вновь был в Венеции. Познакомившись в 1512 с императором Максимилианом I, видимо, тогда же начал на него работать (вплоть до его смерти в 1519). В 1520-21 посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент, Малин и другие города). Работал в Нюрнберге.
Ученик:
Творчество.
Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками — от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели.
(слайд №..)
Ученик:
.. Вот почему так часто художники обращались к изображению мадонн. В этих изображениях - живые портреты молодых матерей, нежных, прекрасных.
Это отношение художников к матери, женщине как к воплощению истинно прекрасного, вечного сохранилось и в последующие времена.
1-й ведущий:
Несколько лет тому назад в местной газете «Грязинские известия» было напечатано письмо жительницы нашего города Л. Бастриковой.
Она 45 лет хранила стихотворение о матери, написанное поэтом Гарольдом Регистаном. Прошло много времени, но женщина помнит те дни, когда впервые читала удивительные строки этого стихотворения со сцены, помнит слёзы на глазах у слушателей.
Ученик: (читает наизусть стихотворение)
О, женщины,
О, матери России
Прошу у всех прощенья
я сейчас.
Вы тяжело под сердцем
нас носили,
Рожали в муках
Непутёвых нас.
В ответ –
Неблагодарные мальчишки,
Мы всё старались делать
вам назло
Хоть вы свои последние
пальтишки
На хлеб меняли
С мыслью: повезло!
Как пододвинуть ты
свой хлеб умела!
И как тебе тогда был
нужен он!
Всё чаще сердце по ночам
болело,
И звон какой-то оборвал
твой сон.
Но я его не слышал…
До него ли?
Мир…
Институт…
Стихи…
Глаза девчат…
Как я теперь твоей терзаюсь
болью!
Как я перед тобою виноват!
Бьёт колокол,
То замирает словно,
То вдруг набатом бешеным
Звучит
Как нестерпимо гулко
и неровно
Больное сердце матери
стучит!
Скорей,
Скорее, «скорая»!
Скорее!
Нельзя мне, мама,
Без твоей любви!
О, если б было можно,
Не жалея,
Свою бы отдал жизнь.
Живи!
Живи!
Врачи…
Уколы…
Гул немного тише…
Набат стихает…
Умолкает звон…
Ты засыпаешь…
Ты спокойно дышишь…
Пусть будет благодатным
этот сон!
Пусть ласковым крылом
тебя коснётся
Моя любовь –
Её не занимать!
Как хорошо,
Что утром вновь проснётся
Мать!
Ученик:
...Ты - Мать, Природа, символ красоты, ты - все, что мне непостижимо близко...
Ты -боль, радость, и добро, и грех, загадочнейшее из всех творений. Ты требуешь моих стихотворений -бери, владей, ведь ты превыше всех!
Большим, глубоким должно быть наше уважение к матери. Такому уважению надо учиться всем, и особенно юным... Помним ли мы об этом? Хватит ли у нас гражданской культуры и человечности?
Спицына Любовь Ивановна
Ольга Николаевна