Литературное кафе в 5 классе на тему «Да не устанем мы, творя добро»

3
0
Материал опубликован 2 December 2016 в группе

                                       Литературное кафе в 5 классе на тему:

   «Да не устанем мы, творя добро». (Плутарх.)

 (О творчестве М. Пришвина)

Федяева Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Лицей №8 город Тында Амурской области.

Цель:

- показать духовно-нравственные истоки творчества М.М. Пришвина.

Задачи:

Обучающие:

- формировать коммуникативные умения учащихся, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;

- умение создавать устное публичное и монологическое выступление.

Развивающие:

- совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;

- развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.

воспитывающие:

- прививать чувство любви к родной природе, к Родине, чувство гордости за русский народ;

- мотивировать интерес у учащихся к литературе, музыке, искусству;

- формировать бережное отношение и любовь к природе.

Цель для учителя:

- организовать учебно-познавательную деятельность, используя индивидуальный и дифференцированный подход и метод интерактивного обучения;

- создать творческую, комфортную, доброжелательную атмосферу.

Цели для ученика:

- формировать навыки монологической речи.

Методы обучения: логические, словесные.

Оборудование:

- портрет М.М. Пришвина;

- выставка книг писателя;

- иллюстрации к произведениям писателя;

- карта, таблички с названиями сборников писателя;

- музыкальные произведения;

- репродукции картин на тему: «Времена года», свечи, мультимедиа.

                                                      Ход 

                          (Звучит песня в исполнении Витаса «Осенний лист»)

Учитель

Мы начинаем наше мероприятие с этой песни. Вы, наверное, согласитесь, что песня мелодична, изящна, красива. А ведь говорить сегодня мы будем именно о красоте: о красоте леса, о красоте поля русского, о красоте природы, о красоте души человеческой. Выразителем этого является писатель, путешественник, ученый, которому 5 февраля исполнилось 130 лет. Итак, гость литературного кафе - Михаил Михайлович Пришвин.

                                      (Звучит негромкая музыка, зажигаются свечи)

Максим Горький говорил: «Для меня ценнейший смысл работы М.М. Пришвина сводится к его поразительному умению создавать словами лицо его земли, живой облик его стары». А Василий Песков считает, что «открывая его книги, мы идем по мосту между Природой и Человеком и тем из родника радости».

                                      (Демонстрируются пейзажи русской природы)

С рассказами М.М. Пришвина вы познакомились, вероятно, еще до того, как научились читать; вы слышали их от мамы или в детском саду. Ну, кто из вас не знает «Лисичкин хлеб», или «Журку», или «Хромку». Но ведь у М.М. Пришвина много других произведений, более серьезных. Он пишет о среднерусской и северной природе, об охотничьих собаках, о человеке в природе. Очевидно, вы хотите узнать побольше о самом авторе. Ну что ж… родился М.М. Пришвин 130 лет тому назад 5 февраля, а впрочем, давайте послушаем его самого.

                                        (На фоне видео с зарисовками природы)

Ученик (от лица Пришвина):

С самого детства я помню себя в природе. Моя родина – Орловская губерния, имение Хрущёво – самое прелестное место на земле. Отца своего почти не помню, он умер, когда мне было 7 лет. Хотя нет, припоминаю рисунок отца «Елочки, какие-то странные зверьки и под ними подпись «Голубые бобры». Наверное, поэтому мне всю жизнь казалось, что я ищу чего-то необычного,например, сказочных голубых бобров. Еще помню крестьянина Гусека. Это был опытный охотник, знаток повадок птиц и животных,мечтающий поймать белого перепела. Много я исходил с ним по лесам,лугам,много услышал рассказов о природе. Родные меня называли Курымушкой, это от того, то я любил сидеть в дедовском кресле со странным названием «Курым».

Ученик (от лица М.М.Пришвина)

«…Тогда я стал грезить о путешествиях, в своем воображении отправлялся в различные части света. А однажды я со своими друзьями совершил настоящий побег в Азию. Азия манила меня: в ней было много неисследованных мест, а в них,наверное, водились небывалые голубые бобры. Но, увы, не удалось. Нас поймали полицейские,местная ребятня зло шутила: «Ну, вот поплыли в Азию, а приплыли в гимназию». Но, правда, когда я вырос, все равно объездил много мест. У меня даже был специально приспособленный для длительных поездок автомобиль, «дом на колесах», в котором я вместе с женой Валерией Дмитриевной путешествовал по разным местам.

Ученик

Мы составили карту путешествий писателя (Показываем карту России). Орловская губерния (его родина), Ярославская, Костромская (это места некрасовского деда Мазая), Переяславль, Дальний Восток, Крайний Север. Именем писателя, создавшего «большой образ Родины» назван вулкан на Курильских островах и пик на Кавказе. А на реке Кубре красивую заводь с белыми лилиями называют «омут М. Пришвина».

Ученик

Путешествуя, М.М. Пришвин постоянно ведет дневник, в который заносит свои наблюдения за окружающей природой, жизнью, бытом, обычаями людей разных уголков России.

              (Показываем книгу М.М. Пришвина «Глаза земли».Дневник писателя).

Жена писателя вспоминает, как однажды, благодаря дневниковой записи, открыла для себя удивительное явление: Бал на реке. (Пейзажи России)

                                                    Звучит медленный вальс

Ученик

«Белые лилии раскинули широко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в желтом под музыку быстро текущей реки: волны под ними переливались на солнце, тоже, как музыка.

                                                  (Пары учащихся танцуют вальс)

Ученик

М.М. Пришвин поэтически воспринимал природу. Благодаря простому, точному, образному языку его произведений, настроение писателя передается и нам. Результатом всех наблюдений М.М. Пришвина стали его произведения, объединенные общим названием «Родники Берендея», «За волшебным колобком», «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Лесная капель», «Охотничьи были», «Глаза земли», «Календарь природы»

         (Показываем таблички с названиями сборников, которые стоят на столах).

Ученик

М.М. Пришвин открыл едва уловимое для обычного глаза явление природы.

                     На фоне музыки дети читают наизусть прозу М.М. Пришвина.

Чтец 1 . «Березы».

Чтец 2. «Трупы деревьев».

Чтец 3. «Последние цветы».

Чтец 4. «Силач».

Чтец 5. «Запоздалый ручей».

Ученик

М.М. Пришвин в своем дневнике писал: «Коренной вопрос живописи - гармоническое сочетание человека и природы стал и моим коренным вопросом в моей литературной записи». Посмотрим на плакат. Здесь перечислены рассказы, наблюдения писателя о временах города.

                                           М.М. Пришвин. «Времена года».

Январь. «Зонтики».

Февраль. «Снег на ветвях».

Март. «Сверкающие дни», «Грачи прилетели».

Апрель. «Первые цветы», «Березы».

Май. «Открытие», «Капля росы».

Июнь. «Грачи», «живое дерево».

Июль. «Стога», «Летающие цветы».

Август. «Пришло время», «Туман».

Сентябрь. «Ветер», «Первые мороз».

Октябрь. «Последние грибы», «Светильники осени», «Осень улыбается».

Ноябрь. «Лесное зеркало», «Лесная колокольня».

Декабрь. «Живые капли».

Ученик

К рассказам М.М. Пришвина легко рисовать картинки. Давайте посмотрим, что получится у наших одноклассников.

                      Ученицы показывают иллюстрации и читают рассказы М.М. Пришвина:

а) Зима «Деревья в лесу»;

б) Весна «Весенняя уборка»;

в) Лето «Солнечная опушка»;

 

Ученик

 Произведения М. Пришвина любят и ценят многие. М. Горький, К. Паустовский, Бианки и многие другие называли Михаила Михайловича своим учителем. Ему посвящают очерки, критические статьи, рассказы.

М.М. Пришвину посвятил свои стихи и простой моряк Дмитрий Тихонов.

Ученик «Памяти Пришвина».

Когда у полярного круга

Темно в снегопаде густом,

Беру я, как верного друга,

Волшебника Пришвина том.

И ветер, когда завывая,

Я слышу лесную капель…

Какое знакомое место:

В воде по полено кусты,

Роняют березы – невесты

На землю куски бересты.

Пускай озверело колотит

С борта штормовая волна-

Я вижу на тонком болоте

Ковер из кукушкина льна.

На дальний огонь деревушки

Иду не спеша через лес,

Где мачтовых сосен верхушки

Поднялись до самых небес…

Под призрачным небом чужбины

Пока мы не в нашем порту,

Земли нашей русской картина

Со мной, у меня на боту.

За силу великую эту,

Сокрытую в слове простом,

Вожу я по белому свету

Волшебника Пришвина том.

Ученик.

А какие книги знаете и любите вы? Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы их читали. Во многих произведениях Пришвина человеку- охотнику помогают собаки. Отгадайте, как их зовут

(Показываем ребусы с зашифрованными кличками собак: Ярик, Лада, Ромка, Джимми, Трубач, Травка, Жулька, Лимон, Кэт, Анчар)

- Почему сказку – быль М. Пришвин назвал «Кладовая солнца»?

Учитель

Не знаете? В своем дневнике М.М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю - лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. Все живое в природе поднимается от земли к солнцу: травы, деревья, животные – все растут. Так точно и человек, сливаясь с природой, тоже возвышается и растет. Вся природа содержится в душе человека».

Ученик

М. М. Пришвин закончил свою повесть-сказку за полгода до смерти, уже тяжело больной. Ему хотелось рассказать в ней о многом прекрасном, что довелось пережить и увидеть в течение долгой жизни. Любовь к природе, детям, собаке – все здесь есть. Давайте понаблюдаем за героями произведения.

(Инсценирование отрывка из повести М. Пришвина «Кладовая солнца» (Митраша и Настя в лесу)

Учитель

Опровергая некогда установившееся одностороннее представление о том, что М.М. Пришвин писал всю свою жизнь о природе, о погоде и ручейках, а не о человеке, необходимо помнить, однако, что два мира – природы и духовной жизни человека – в книгах М.М. Пришвина взаимодействуют на равных. Очеловечивание природы у этого писателя совершается потому, что контакт с ней человеку жизненно необходим: только постигнув тайну потрясающей природной гармонии, человек мог бы преодолеть свою тоску по утраченному раю и обрести его на земле.

(Звучит стихотворение М. Цуранова «Старик», читает ученик)

Всю жизнь бродил он по лесам,

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед,

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И том о лесе рассказать,

Как этот человек.

Зимой, вдали, за снежной мглой,

Бывало, слышал он,

Как колокольчик луговой

Роняет синий звон.

Порой в бору, что мхом оброс,

Присядет на пенек, и верный спутник его – лес

Ложится возле ног...

 (Звучит лирическая мелодия, на слайдах – мир природы…)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.