12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Скобенко Валентина Ивановна117
Россия, Еврейская АО, пос.Биракан

Цель: Формировать чувство доброты. Развивать умения отличать плохое от хорошего.

Задачи:

  • раскрыть положительные стороны доброты
  • побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам
  • привлечь к доброму отношению к животным, природе.

Звучит песня «Твори добро» в исполнении Шуры.

Кл. руководитель: Сегодня мы проводим кл.час на тему «Твори добро» и хочется начать его словами Л.Татьяничевой (пословица появляется на экране) «Делать людям хорошо – хорошеть самому». Как вы понимаете слова «хорошеть самому»? (надо больше совершать хороших поступков, очень хорошая есть пословица «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтоб относились к тебе»; от хороших поступков самому легче и приятнее). А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А.Чепурова (читает ученица):

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

Кл. руководитель: Если в человеке есть чуткость, доброта, понимание, доброжелательность и милосердие, он как человек состоялся. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

Ученица: Если человек любит только себя, он не имеет ни друзей, ни товарищей. И, когда приходят трудные минуты, он остаётся один.

Любовь к ближним и обществу определяется, прежде всего, отношением к детям и старикам, беззащитным и нуждающимся, к животным, к родному краю. Конечно, мы ещё не совсем взрослые и не всегда имеем возможность помочь всем, но к этому надо стремиться.

Кл. руководитель: Вспомните, ребята, когда произошли страшные теракты в Москве и Беслане, вся страна помогала пострадавшим людям.

Ученик:

На планете Земля неспокойно.

Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны –

Только снова седлали коней.

Вот и космос уже на примете.

Став над пропастью, в бездну глядим.

Как земли неразумные дети

Рубим сук, на котором сидим.

Не спасёт ни утроба отсека,

Не глубинное в недрах жильё.

Человек, полюби человека!

Только в этом спасенье твоё!

Кл. руководитель: Нельзя причинять страдания даже самому маленькому живому существу. Вот муравей тащит в несколько раз больше себя соломинку, вот пролетела бабочка, полезла по листку гусеница. А вот порхает крыльями стрекоза. И всё это - наша природа.

Послушайте историю.

«Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу - ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая , я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.

Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросилу того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мёртвая? И тогда мудрец, который действительно был очень мудрым человеком, сказал: «Всё в твоих руках».

Классный руководитель: Как вы понимаете слова мудреца «Всё в твоих руках». (жизнь илисмерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника).

Обратите внимание на экран: «Добрые дела красят человека»

- Как вы понимаете эту пословицу? (Да, лучше бы завистник мечтал о добрых делах, тогда и его знали бы в округе)

- Как вы понимаете эту пословицу? (После добрых дел человека всегда хвалят, делают ему комплименты это его и украшает).

А теперь прослушаем сказку.

Ученица: «Скучно было цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те про те места, где она бывала.

Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки ,

радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать. Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком.. Вернувшись он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул: «Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе кое-что сказать. Бабочка радостно подлетела к цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щёлку, но всё было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежал среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача говорила: «О, это я виновата, что из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек.»

Кл. руководитель: Скажите, ребята, какими были Бабочка, Цветок и мальчик?

Бабочка была очень добрая.

Зато очень нехорошим оказался Цветок. Он – обманщик, злой и корыстный.

А мальчик тоже недобрый. Он – обманщик, злой и корыстный.

Кл. руководитель: Вот вы сказали, что Бабочка очень добрая. А что значит доброта, добрый человек?

- Когда человек хорошо относится к другим.

- Добрый человек обо все заботится и никого не обижает.

- Добрый – значит вежливый, заботливый, не жадный.

А можем ли мы, ребята, всё время чувствовать чужую боль и уметь помочь, не раздумывая, не рассчитывая получить что-то взамен?

Кл. руководитель: Послушайте рассказ Марии Скребцовой, а позже ответьте на вопросы. Юноша и морские звёзды

Как-то на шёл по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звёзд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звёзды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

- Но ведь побережье тянется на многие мили. А морских звёзд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил её в море и тихо произнёс:

- Толк есть для этой морской звезды.

Почему юноша бросал в воду морских звёзд? Что лежало в основе его поступка?

Что бы вы ответили на слова – всем всё равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся?

Ученица: Давайте с вами отравимся в лес. Природа нас всегда встречает радушно. Хорошо любоваться всей прелестью, которую нам дарят цветы и деревья, насекомые и капли росы. Природа велика, но беззащитна. Легко сорвать цветок, сломать ветку, наступить на муравейник, бросить мусор уходя. Ничего природа стерпит, она же сказать ничего не может. А мы должны думать о последствиях каждого своего поступка.

Разве можно сказать: «Он добрый человек, потому что он хорошо относится к людям.» А если он мучает животных и портит природу? Разве он добрый? Разве можно быть к людям добрым, а к животным злым?

Кл. руководитель: Как вы думаете ребята?

Учащиеся: Нет. Добрый – это тот, кто одинаково хорошо относится ко всему и всем.

Кл. руководитель: Странные вещи случаются. С одной стороны, в нашей жизни стремительно развивается прогресс, а с другой, до сих пор происходят в нашей жизни дикие поступки, как в пещерное время.

Я предал пса,

Что был ко мне привязан,

Как добрый человек

И друг большой.

Я подарил его,

Как дарят вазу,

Забыв, что он с понятьем и душой.

Своей судьбе он покорился молча,

Но глянул мне в глаза с такой тоской!

А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,

Бросая вызов совести людской.

Он звал меня. И я его услышал, -

Я тоже был с разлукою знаком, -

И вот он у меня под боком дышит

И руку лижет вязким языком.

Ну что тут скажешь? – Рабская натура!

Давно ли от обиды голосил?

Ну хоть бы раз в отместку или сдуру

Меня по-зверски яро укусил!

Кл. руководитель: Собаке за верность и преданность ставят памятники. Может, людям есть чему поучиться у этих животных. Как мы с вами знаем, есть чувства добрые, а есть, к сожалению, злые. А сейчас распределим добрые чувства и злые. Сначала, ребята называйте добрые, а теперь очередь – за злыми. Смотрим на экран, что у нас получилось?

Кл. руководитель: Собаке за верность и преданность ставят памятники. Может, людям есть чему поучиться у этих животных. Как мы с вами знаем, есть чувства добрые, а есть, к сожалению, злые. А сейчас распределим добрые чувства и злые. Сначала, ребята называйте добрые, а теперь очередь – за злыми. Смотрим на экран, что у нас получилось?

Добрые чувства

Любовь Уверенность

Дружба Защищённость

Доверие Забота

Симпатия Наслаждение

Радость Счастье

Внимание Понимание

Злые чувства

Безразличие Досада

Равнодушие Недоверие

Непонимание Антипатия

Тревожность Вражда

Горе Ненависть

Страдание Злоба

Кл. руководитель: Да. Мы можем назвать много положительных качеств человека. И всё же на первое место мы ставим доброту. Когда появился человек, он был наделён разумом, речью, огнём, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело от него самого, от его сердца. Качества, про которые мы с вами говорили не врождённые, их нужно воспитывать.

 

Расул Гамзатов

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенный,

Изливать его ты не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять

Не вини его, вини дорогу,

Ты коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.

И, бывало, на путях крутых

Как я каялся, как не хватало

Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощённые однажды

Или не простившие меня.

Кл. руководитель: Ребята, что хотел этим стихотворением сказать Расул Гамзатов?

Ученик: Надо дорожить друзьями, уметь быть добрым и научиться прощать.

Кл. руководитель: Правильно. А ещё надо уметь любить родных и заботиться о них: маме, папе, сестрёнке или братишке, бабушке и дедушке. Они так нуждаются в нашем сочувствии добросердечном отношении и внимательном слове.

Ученик: Я знаю одно стихотворение.

Две руки – как это мало!

Десять рук имел бы я –

Вот тогда бы не хромала

Успеваемость моя.

Но на бабушкины руки

Ненароком я взглянул.

У неё же их не десять,

А всего лишь две руки –

Шьют, стирают, тесто месят.

Начиняют пирожки…

Вяжут кофту, чинят брюки,

Варят кашу и компот…

Все в морщинках руки эти

От бесчисленных забот.

«Дай-ка, бабушка, тебе я

По хозяйству помогу!»

И добавил чуть робея:

«Вот увидишь – я смогу…»

Так она и просияла,

Удивленья не тая!

И украдкой наблюдала,

Как вовсю старался я.

Хоть устал, держался стойко,

И подумалось мне друг:

«Десять рук – зачем их столько?

Мне вполне хватает двух.»

Кл. руководитель: Ребята, а кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье ( Мама)

Я думаю, вы согласитесь со мной, что родители хотят – чтобы у вас было сердце,

Каким? (Добрым) Вы должны помнить, что на всё хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к взрослым и сверстникам, младшим, так же быть добрым по отношению к животным.

А сейчас, ребята, поработаем с пословицами. (пословицы открываются постепенно)

Объясни значение.

Жизнь дана на (что?)добрые дела.

Злой не верит, что есть (кто?) добрый

Доброму слову (какой ответ?) добрый ответ.

Доброму везде (что?) добро.

А теперь на мои вопросы вы отвечаете «да» или «нет» - хором.

Можно ли человека заставить быть добрым? нет

Можно ли стать добрым на время? нет

Нужно ли быть добрым к любому человеку? да

Легко ли быть добрым? да

Есть ли у вас желание делать добрые дела? да

У вас получилось больше ответов «да» и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит, что? радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов.

К сегодняшнему классному часу ребята выучили стихи о доброте.

И. Романов

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

 

А. Лесных

Как бы жизнь не летела

Дней своих не жалей

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Делай доброе дело –

Тем живём на земле.

 

М. Лисянский

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

 

И. Тальков

Этот мир несовершенный

Состоит из всех из нас.

Он прямое отраженье

Наших чувств и наших глаз.

Этот мир не станет лучше

И не станет он добрей,

Если сами мы добре не станем.

Быть добрым надо по привычке

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

Ещё печалью мир простужен,

Исподтишка разит беда,

Ты должен быть кому-то нужен

Всегда как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке

Не по расчёту. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке

Пусти её из клетки ввысь.

Кл.руководитель: Скажите, ребята, можно ли своё сердце научить добру? (да; нет – а стараться это делать надо). Нельзя допустить, чтобы зло взяло вверх над добром. А это зависит только от нас. Помните! Доброта – спасительница всего живого на Земле.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.