Разработка урока этики в коррекционном классе VIII вида « Твори добро»
МБОУ « Петропавловская СОШ»
Разработка урока этики
в коррекционном классе 8 вида
Тема « Твори добро»
Разработала учитель коррекционного класса
МБОУ « Петропавловская СОШ»
Селеткова Таскира Мухаметгалиевна
с. Петропавловск ,2015
Учитель: Селеткова Таскира Мухаметгалиевна
Класс: 8 (класс коррекции 8 вида)
Предмет: этика
Тема учебного занятия: «Твори добро»
Цель: Формирование нравственных ценностей: доброты, скромности, милосердия, дружелюбия, толерантности.
Задачи:
развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;
воспитывать внимательность, уважение к людям;
пробудить стремление совершать добрые дела;
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, чтение по ролям, наглядно-иллюстративный.
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Продуктивное чтение.
- Ситуативное обучение.
- Здоровьесберегающие .
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
Материально-техническое оснащение: мультимедиа проектор, ПК, презентация, толковый словарь, рисунки, весы, карточки со «злом», капельки доброты
Основные понятия: добро, доброта, добрые дела.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование нравственных ценностей. Совершенствования понятий добро, доброта.
Метапредметные:
Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, ставить перед собой посильные задачи.
Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.
Личностные: давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности, формировать представление о доброте, позитивное отношение к людям.
№ |
Этапы урока |
Организация этапа, оборудование |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 |
Организационный момент Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. |
Релаксация на начало урока, проектор |
Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть на уроке этики, давайте настроимся на урок, для этого я вам прочитаю стихотворение слайд 2 Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, Слушайте внимательно. |
Слушают. |
2 |
Постановка учебной задачи, целеполагание, планирование деятельности на уроке Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. |
Проектор |
На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на экран и выберите только те буквы, которые написаны теплым цветом, и составьте из них слово. слайд 3 На экране: Д У М О Б Л Р К О С Т А Какое слово у вас получилось. Правильно, это слово ДОБРОТА слайд 4. Посмотрите на экран, прочитайте что еще там написано. Слайд 5 Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего? (Узнаем, что такое добро, доброта, делаем ли мы добрые дела, почему нужно стремиться делать добрые дела) Прочитайте на экране тему урока « Твори добро» слайд 6 |
Дети составляют слово – "Доброта".
Читают «добро», «добрые дела» Формулируют тему и задачи урока.
|
3 |
Актуализация знаний Цель: Создание условий для активизации знаний |
Толковый словарь, карточки с пословицами |
Где мы берем определения новых понятий? (в словаре) Сейчас вам нужно в словаре найти понятия добро, доброта и прочитать их. Слайд 7 Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый? ( предполагаемые ответы: делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа. Добрый человек – добродушный, добросердечный. Существует много пословиц о добре, о доброте. У меня на столе лежат карточки на которых написаны начало и конец пословицы, но я их случайно перепутала. Помогите мне собрать пословицы. Прочитайте и объясните смысл пословиц. Слайд 8 |
Работают со словарем, отвечают на вопросы
Выходят к раздаточному столу и собирают пословицы, затем зачитывают что получилось. |
4 |
Работа с темой Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре, развития умений осознанно и произвольно строить высказывания. |
Рисунки детей, |
Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми? (ответы детей) Поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек. Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям. Ребята, на прошлом уроке я попросила вас изобразить добрые дела, которые вы совершали. (На доске – выставка рисунков детей.) Расскажите что вы нарисовали. (рассказы детей)
Все люди разные. Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это совсем не означает, что они глупее других. У каждого человека – свои достоинства. Кому-то прекрасно дается учеба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя, ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить. На уроках чтения вы прочитали много книг о добрых людях и добрых поступках. Сейчас я бы хотела, чтобы вы послушали короткую легенду о старом плаще. Слайд 9 ( приложение )
(Читает заранее подготовленный ученик) Понравилась вам легенда? Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему? (ответы детей) (предполагаемый вывод : Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом. ) А сейчас, ребята, давайте прочитаем по ролям сказку Дональда Биссета, которая называется «Сказка про слона, про костер и про белую уточку». Слайд 10 (приложение ) (читают по ролям) . Как вы думаете, можно ли одновременно делать несколько добрых дел? (Ответы детей.) А если бы все люди были подобны этому слоненку, каким бы стал мир? (Ответы детей.)
|
Размышляют и отвечают на вопрос. Слушают выходят к рисункам и рассказывают что они нарисовали
Читает вслух легенду для всего класса, остальные дети слушают. Отвечают на вопросы учителя и делают вывод
Чтение по ролям
Отвечают на вопросы |
5 |
Итоги урока Цель: выяснение достигнутых результатов |
Весы, карточки «зло», капельки доброты |
Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать весы? слайд 11 На одну чашу будем класть “зло” (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.) - Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, откроем ключиком солнышко и по капельке положим их на чашу весов с “добром”. Слайд 12 -Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире? Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Слайд 13 Много славных дел ждет вас но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми. |
Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу “капельку”. Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.
|
6 |
Домашнее задание Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание |
- Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению. - Нарисуйте символ добра. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом. Или: Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и доброте. Или: Написать сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно». |
выбирают задание с учетом индивидуаль-ных возможностей |
|
7 |
Рефлексия деятельности Цель: Создание условий для рефлексии |
Сегодня я узнал(а). Я понял(а)… Я почувствовал(а)… Я научился(ась)… Было интересно… Мне захотелось… слайд 14 Я хочу закончить наш урок призывом из песни "Твори добро". Слайд 15 (Звучит фонограмма песни.)
|
Заканчивают предложения |
Приложение
«Легенда о старом плаще»
Жили три брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре они стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.
Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице возвращали к жизни даже самых тяжелых больных. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном добром почтальоне, о его добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее как самая дорогая реликвия.
«Сказка про слона, про костер и про белую уточку».
Автор. Жил-был на свете слон, очень большой, совсем некрасивый, но очень добрый. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и пришел к пылающему костру. Возле костра грелась белая уточка, а рядом был пруд. Уточкин пруд.
Слон остановился, чтобы полюбоваться и на костер, и на его отражение в воде, и на белую уточку. Но тут набежала тучка, стал накрапывать дождь. Костер испугался.
Костер. Если дождь разойдется, я погиб!
Уточка. Ах, что ты, не плачь, не то сам себя зальешь слезами.
Костер. Постараюсь.
Слон. Не унывай, дружище, я на тебя подую!
Автор. Костер чуть разгорелся и повеселел. Но дождь лил все сильнее и сильнее.
Слон. Уточка, лети к тучке и скажи, чтобы она перестала поливать дождем.
Автор. Уточка полетела к тучке и все ей рассказала. Тучка извинилась и улетела в другую сторону.
Не жалея сил, Слон дул и дул на костер, и костер разгорелся ярче прежнего. Он был очень доволен, но теперь Уточка загрустила.
Слон. Что с тобой?
Уточка. Я... я... я... так люблю дождик. Все утки любят.
Слон. Ну этому горю легко помочь.
Автор. Он опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и обдал уточку настоящим ливнем. Уточка захлопала крыльями и закрякала от удовольствия.
Уточка. Настоящий дождь! Даже лучше, чем дождь!
Автор. Слон снова опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и опять полил на белую уточку дождем. А потом набрал побольше воздуха и подул на костер.
Но вот пришло время возвращаться ему домой. Слон сказал "до свидания" и пошел. Когда Слон исчез из глаз, Уточка подбросила в костер веточек, спрятала голову под крыло и заснула...