Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ильинская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по социальному направлению «Твори добро»

(проектная деятельность)

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 9-11 лет

Составитель:

учитель начальных классов

Картунен Светлана Андреевна.

 

п. Ильинский

 

Социальное направление «Твори добро» (проектная деятельность)

Пояснительная записка 

Программа внеурочной деятельности разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.

Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:

•  с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

•  с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

•  с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

•  с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности.

Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Цель программы: создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей

Данная программа внеурочной деятельности предполагает сетевое взаимодействие образовательных учреждений МКОУ «Ильинская СОШ» и Республиканского центра «Ровесник»- «Новая вершина» (г. Петрозаводск) с целью интеграции ресурсов, расширения образовательного пространства, а также становления ИТ-компетентности школьников.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей».

Одной из задач программы: познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.

Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

•  создать условия для удовлетворения потребностей и интересов обучающихся;

•  формировать социальную компетентность школьников;

•  развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;

•  развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.

Внеурочная деятельность строится на принципах:

Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.

Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития.

Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

 Часы, отводимые для внеурочной деятельности, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию программы воспитания через различные формы и методы.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса имеет отличительные особенности:

       имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

       в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

       проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

       проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

       проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

       реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Место «Проектной деятельности» в учебном плане.

Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МКОУ «Ильинская СОШ» на проектную деятельность в 1- 4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана 34 часа – в 3-4 классах. Программа ориентирована на школьников младшего возраста на 2 года

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, викторин, КВНов, реализации проектов и т.д.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

 

Ожидаемые результаты реализации программы

•  Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

•  Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

•  Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.

Материально-техническое обеспечение

- Интерактивная доска - Компьютер с выходом в интернет

- Принтер - Система голосования

Литература

 1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

5. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград, 2009


 


 

Календарно-тематическое планирование «Твори добро» (проектная деятельность) 4 класс

Тема

К-во часов

Календ. сроки

Форма и тип урока

Формируемые УУД

Материально-техническое обеспечение

1

Проект? Проект! Исследования и наша жизнь. Что удалось понаблюдать летом.

1

3.09

Беседа

УР1

Л: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

использование «Учись учиться»- «Твори, выдумывай, пробуй»- «Чему не учат в школе»/

Совместно с дист.школой "Новая вершина"(Петрозаводск)2

2

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе

1

10.09

Практикум

УУНЗ3

3

Экскурсия на пришкольный участок. Изготовление пакетов для семян с помощью оригами. Сбор семян в пакетики.

1

17.09

Экскурсия, мастерская

УКПЗ

К: умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов.

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, уметь работать в парах и группах

Бумага для изготовления пакетиков для семян

4

Наши руки не знают скуки» (Операция «Сувенир». «Поздравительная открытка» ко Дню пожилого человека и Дню учителя)

1

24.09

мастерская

УКПЗ

Возможно использование:

«Изобретаем подарки» http://rsa.karelia.ru/moodle/course/view.php?id=81 и выложить на сайте результаты

5-6

Методика проведения самостоятельных исследований.

2

1.10

8.10

Дискуссия,

экскурсия

УУНЗ

Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности.

использование « Учись учиться»- «Твори, выдумывай, пробуй»- «Чему не учат в школе»/ «Новая вершина»

7

Коллективная игра-исследование.

1

15.10

Практикум

УР

Инвентарь: бумага для записей, оформления работы, ручки, фломастеры

8

«Благоустройство территории школьного двора».  Высадка саженцев деревьев на территории школы.

1

22.10

Практикум

Беседа по технике безопасности при работе с граблями, лопатами

УКПЗ

К: умение координировать свои усилия с усилиями других, договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности Участвовать в совместной деятельности при выполнении учебных практических работ

Инструменты: грабли, лопаты, лейки.

9

«Добрые дела для моего класса» (Операция «Чистый класс», «Уход за комнатными растениями в классе».)

 

29.10

Труд. Десант

УКПЗ

Участвовать в совместной деятельности при выполнении учебных практических работ; умение координировать свои усилия с усилиями других

Возможно использование:

материалы «Зимний сад» http://rsa.karelia.ru/moodle/course/view.php?id=46

11-12

Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Планирование работы

2

11.11

18.11

Практикум

УУНЗ

Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную; проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве. П: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях

использование « Учись учиться»- «Твори, выдумывай, пробуй»- «Чему не учат в школе»/ «Новая вершина»: «Цель, план, действие, результат»

13

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии

1

25.11

Практикум

УУНЗ

использование « Учись учиться»- «Твори, выдумывай, пробуй»- «Чему не учат в школе»/ «Новая вершина»

14

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию

1

1.12

Практикум

УУНЗ

курс «Опросы по экологической ситуации» 1 тема «Книга памяти», «Военное детство» на «Новой вершине»

15

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

8.12

Практикум

УКПЗ

П: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

использование « Учись учиться»- «Твори, выдумывай, пробуй»- «Чему не учат в школе»/ «Новая вершина»: «Инструкция для сборщиков информации»

16

Обработка и анализ всех полученных данных

1

15.12

Практикум

УУНЗ

17-18

«Наши руки не знают скуки» ( Работа мастерской Деда Мороза « Изготовление ёлочных украшений)

2

22.12

26.12

мастерская

УКПЗ

Участвовать в совместной деятельности при выполнении учебных практических работ

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

участие в новогоднем конкурсе, который проводится на «Новой вершине»- «Новогодняя сказка». Здесь и сетевое взаимодействие + составление календарика на следующий год-http://www.obnovisoft.ru/calendarium

19

«Добрые дела для моего класса». Ремонт книг в библиотеке.

1

17.01

Труд.десант

УКПЗ

Участвовать в совместной деятельности при выполнении учебных практических работ; умение координировать свои усилия с усилиями других

Инвентарь: бумажный скотч, ножницы

20

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

1

24.01

Практикум

УКПЗ

Соблюдать технику безопасности при работе с компьютером. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

компьютер

21-24

Коллективный проект «Они сражались за Родину»

3

13.02

20.02

27.02

Проект

УКПЗ

Участвовать в совместной деятельности при выполнении учебных практических работ, уметь координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности

участие в сетевых конкурсах «Книга памяти», «Военное детство», - дистанционная школа «Ровесник»

23-24

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

2

5.03

12.03

Практикум

УУНЗ

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Р: уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности.

 

26-27

Защита исследования перед одноклассниками. Выступление на школьной исследовательской конференции.

2

19.03

6.04

Практикум

УРК6

компьютер

28-29

«Наши руки не знают скуки». Операция «Сувенир». «Поздравительная открытка».(«Открытка ветерану», «Газета ко Дню Победы»)

2

13.04

20.04

Мастерская

УКПЗ

Участвовать в совместной деятельности при выполнении учебных практических работ

«Открытка ветерану»- дистанционная школа «Ровесник»

30

«Добрые дела для моего класса»( Уход за комнатными растениями в классе.)

1

27.04

Трудовой десант

УКПЗ

Участвовать в совместной деятельности при выполнении учебных практических работ

 

31-33

«Цветы для школьного двора». Подготовка почвы для посадки семян. Посев семян цветов. Уход за посевами, рассадой. Высадка на пришкольный участок

3

4.05

11.05

18.05

Проект

УКПЗ

Участвовать в совместной деятельности при выполнении учебных практических работ, уметь координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности

Беседа по технике безлопасности при работе на пришкольном участке

34

Подведение итогов года

1

23.05

УР

 


 

1 - УР- урок рефлексии (систематизации и обобщения полученных знаний)

2 http://moodle.rovesnik.karelia.ru

3 УКПЗ- урок комплексного применения знаний

 

5 УУНЗ- урок усвоения новых знаний

6 УРК- урок развивающего контроля


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.