Календарно-тематическое планирование «Твори добро» (4 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по социальному направлению «Твори добро»
(проектная деятельность)
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 9-11 лет
Составитель:
учитель начальных классов
Картунен Светлана Андреевна.
п. Ильинский
Социальное направление «Твори добро» (проектная деятельность)
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности.
Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель программы: создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей
Данная программа внеурочной деятельности предполагает сетевое взаимодействие образовательных учреждений МКОУ «Ильинская СОШ» и Республиканского центра «Ровесник»- «Новая вершина» (г. Петрозаводск) с целью интеграции ресурсов, расширения образовательного пространства, а также становления ИТ-компетентности школьников.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей».
Одной из задач программы: познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
• создать условия для удовлетворения потребностей и интересов обучающихся;
• формировать социальную компетентность школьников;
• развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;
• развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.
Внеурочная деятельность строится на принципах:
Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.
Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития.
Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Часы, отводимые для внеурочной деятельности, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию программы воспитания через различные формы и методы.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Место «Проектной деятельности» в учебном плане.
Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МКОУ «Ильинская СОШ» на проектную деятельность в 1- 4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана 34 часа – в 3-4 классах. Программа ориентирована на школьников младшего возраста на 2 года
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, викторин, КВНов, реализации проектов и т.д.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Ожидаемые результаты реализации программы
• Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
• Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
• Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.
Материально-техническое обеспечение
- Интерактивная доска - Компьютер с выходом в интернет
- Принтер - Система голосования
Литература
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград, 2009
Календарно-тематическое планирование «Твори добро» (проектная деятельность) 4 класс
№ |
Тема |
К-во часов |
Календ. сроки |
Форма и тип урока |
Формируемые УУД |
Материально-техническое обеспечение |
1 |
Проект? Проект! Исследования и наша жизнь. Что удалось понаблюдать летом. |
1 |
3.09 |
Беседа УР1 |
Л: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. |
использование «Учись учиться»- «Твори, выдумывай, пробуй»- «Чему не учат в школе»/ Совместно с дист.школой "Новая вершина"(Петрозаводск)2 |
2 |
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе |
1 |
10.09 |
Практикум УУНЗ3 |
||
3 |
Экскурсия на пришкольный участок. Изготовление пакетов для семян с помощью оригами. Сбор семян в пакетики. |
1 |
17.09 |
Экскурсия, мастерская УКПЗ |
К: умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, уметь работать в парах и группах |
Бумага для изготовления пакетиков для семян |
4 |
Наши руки не знают скуки» (Операция «Сувенир». «Поздравительная открытка» ко Дню пожилого человека и Дню учителя) |
1 |
24.09 |
мастерская УКПЗ |
Возможно использование: «Изобретаем подарки» http://rsa.karelia.ru/moodle/course/view.php?id=81 и выложить на сайте результаты |
|
5-6 |
Методика проведения самостоятельных исследований. |
2 |
1.10 8.10 |
Дискуссия, экскурсия УУНЗ |
Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности. |
использование « Учись учиться»- «Твори, выдумывай, пробуй»- «Чему не учат в школе»/ «Новая вершина» |
7 |
Коллективная игра-исследование. |
1 |
15.10 |
Практикум УР |
Инвентарь: бумага для записей, оформления работы, ручки, фломастеры |
|
8 |
«Благоустройство территории школьного двора». Высадка саженцев деревьев на территории школы. |
1 |
22.10 |
Практикум Беседа по технике безопасности при работе с граблями, лопатами УКПЗ |
К: умение координировать свои усилия с усилиями других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Участвовать в совместной деятельности при выполнении учебных практических работ |
Инструменты: грабли, лопаты, лейки. |
9 |
«Добрые дела для моего класса» (Операция «Чистый класс», «Уход за комнатными растениями в классе».) |
29.10 |
Труд. Десант УКПЗ |
Участвовать в совместной деятельности при выполнении учебных практических работ; умение координировать свои усилия с усилиями других |
Возможно использование: материалы «Зимний сад» http://rsa.karelia.ru/moodle/course/view.php?id=46 |
|
11-12 |
Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Планирование работы |
2 |
11.11 18.11 |
Практикум УУНЗ |
Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях |
использование « Учись учиться»- «Твори, выдумывай, пробуй»- «Чему не учат в школе»/ «Новая вершина»: «Цель, план, действие, результат» |
13 |
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии |
1 |
25.11 |
Практикум УУНЗ |
использование « Учись учиться»- «Твори, выдумывай, пробуй»- «Чему не учат в школе»/ «Новая вершина» |
|
14 |
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию |
1 |
1.12 |
Практикум УУНЗ |
курс «Опросы по экологической ситуации» 1 тема «Книга памяти», «Военное детство» на «Новой вершине» |
|
15 |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. |
1 |
8.12 |
Практикум УКПЗ |
П: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. |
использование « Учись учиться»- «Твори, выдумывай, пробуй»- «Чему не учат в школе»/ «Новая вершина»: «Инструкция для сборщиков информации» |
16 |
Обработка и анализ всех полученных данных |
1 |
15.12 |
Практикум УУНЗ |
||
17-18 |
«Наши руки не знают скуки» ( Работа мастерской Деда Мороза « Изготовление ёлочных украшений) |
2 |
22.12 26.12 |
мастерская УКПЗ |
Участвовать в совместной деятельности при выполнении учебных практических работ Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата |
участие в новогоднем конкурсе, который проводится на «Новой вершине»- «Новогодняя сказка». Здесь и сетевое взаимодействие + составление календарика на следующий год-http://www.obnovisoft.ru/calendarium |
19 |
«Добрые дела для моего класса». Ремонт книг в библиотеке. |
1 |
17.01 |
Труд.десант УКПЗ |
Участвовать в совместной деятельности при выполнении учебных практических работ; умение координировать свои усилия с усилиями других |
Инвентарь: бумажный скотч, ножницы |
20 |
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. |
1 |
24.01 |
Практикум УКПЗ |
Соблюдать технику безопасности при работе с компьютером. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата |
компьютер |
21-24 |
Коллективный проект «Они сражались за Родину» |
3 |
13.02 20.02 27.02 |
Проект УКПЗ |
Участвовать в совместной деятельности при выполнении учебных практических работ, уметь координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
участие в сетевых конкурсах «Книга памяти», «Военное детство», - дистанционная школа «Ровесник» |
23-24 |
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. |
2 |
5.03 12.03 |
Практикум УУНЗ |
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Р: уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности. |
|
26-27 |
Защита исследования перед одноклассниками. Выступление на школьной исследовательской конференции. |
2 |
19.03 6.04 |
Практикум УРК6 |
компьютер |
|
28-29 |
«Наши руки не знают скуки». Операция «Сувенир». «Поздравительная открытка».(«Открытка ветерану», «Газета ко Дню Победы») |
2 |
13.04 20.04 |
Мастерская УКПЗ |
Участвовать в совместной деятельности при выполнении учебных практических работ |
«Открытка ветерану»- дистанционная школа «Ровесник» |
30 |
«Добрые дела для моего класса»( Уход за комнатными растениями в классе.) |
1 |
27.04 |
Трудовой десант УКПЗ |
Участвовать в совместной деятельности при выполнении учебных практических работ |
|
31-33 |
«Цветы для школьного двора». Подготовка почвы для посадки семян. Посев семян цветов. Уход за посевами, рассадой. Высадка на пришкольный участок |
3 |
4.05 11.05 18.05 |
Проект УКПЗ |
Участвовать в совместной деятельности при выполнении учебных практических работ, уметь координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Беседа по технике безлопасности при работе на пришкольном участке |
34 |
Подведение итогов года |
1 |
23.05 |
УР |
1 - УР- урок рефлексии (систематизации и обобщения полученных знаний)
2 http://moodle.rovesnik.karelia.ru
3 УКПЗ- урок комплексного применения знаний
5 УУНЗ- урок усвоения новых знаний
6 УРК- урок развивающего контроля