Литературное путешествие «Волшебник Урала», к юбилею Д.Н. Мамина-Сибиряка

2
1
Материал опубликован 9 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Сценарий литературного путешествия

«Волшебник Урала» (к 165-летию Д.Н.Мамина-Сибиряка)

логотип библиотеки

7 ноября 2017г.

г.Невьянск, Центр детского чтения "Радуга"

заведующая Уфимцева В.С.

Цель библиотечного урока: популяризация творчества уральского писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка

Оформление: выставка-знакомство «Жемчужина земли уральской»

В осенние каникулы школьники читали сказки писателя:

«Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»,
«Сказочка про Козявочку»,
«Про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост»,
«Сказка про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку»
«Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»

(изначально рассадить по командам, жюри – учителю вручить оценочный лист)

1 слайд Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня по всей Свердловской области проходит мероприятия в честь прекрасного уральского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, которому исполнилось 165 лет.

И сегодня мы с вами познакомимся с интересными моментами из жизни писателя и примем участие в увлекательной игре «Знатоки Аленушкиных сказок».

2 слайд Жизнь и творчество Мамина-Сибиряка неразрывно связана с Уралом.

3 слайд В самом сердце наших уральских гор, между Европой и Азией, далеко видны избушки п. Висим. Кто был в Висимском заповеднике? (дети отвечают). Летом 1852 года сюда приехали родители писателя молодой священник –Наркис Матвеевич Мамин с женой Анной Семеновной.

3 слайд 6 ноября 1852 года у Маминых родился сын Митя– будущий талантливый писатель. В семь лет Митя пошел в школу, как все дети. Уже в детстве мама писателя познакомила с произведениями Пушкина, повестями Гоголя. Любовь к книге прививала мать, которая сама много читала. Денег в семье не хватало, но родители всегда находили возможность приобрести книжку для Мити. Таким образом, У Мити была своя домашняя библиотека. От отца он услышал слова, ставшие его жизненным девизом: «Знание – сила».

4 слайд Oтец Мити, священник, учил детей в школе, помогал бедным и больным людям. Митя взял такие качества от папы, как доброта и отзывчивость.

5-6 слайд. После школы, Митя любил убегать с друзьями в горы.

7 слайд Как прекрасны были эти молчаливые громады! Зимой они стояли в снеговых нарядах,  а летом покрывались ковром из душистых цветов и трав.

Хотелось мальчику рассказать всему миру об этой ска­зочной красоте. Может быть, поэтому, когда вырос Митя, то стал писателем.

8 слайд Все его романы, рассказы, повести, сказки были об Урале и Сибири. Поэтому и к фамилии своей — Мамин, до­бавил он ещё одно слово — Сибиряк. Пусть каждый знает, какого он роду-племени, где его корни.

Он учился в духовных учебных заведениях, но стать  священником  не захотел, уж очень жесткой была бурская школа.  Поступил на ветеринарное отделение  медицинской академии, затем  ушел из академии и стал учиться в университете на юриста. Но окончить университет он не сумел: не было денег. Жили очень бедно. С детства он чувствовал в себе писательский талант. Начал пробовать короткие рассказы об уральской жизни, их стали печатать в журналах.

9 слайд В 1890 году писатель женился и переехал в Санкт-Петербург, где остается до конца своей жизни.

Он был счастлив, когда писал для детей, но это счастье было 

омрачено личным горем писателя: его жена умерла во время родов.  Стала  «отецкой дочерью» –  так ее называл сам Мамин – Сибиряк.

Жил писатель с дочкой в Царском Cеле, под Петербургом. 

Девочка часто и тяжело болела, порой не могла заснуть  – отец придумывал Аленушке волшебные сказки, где горшочек может разговаривать с котом, трубочист Яша с воробьем и т.д.

10слайд Четыре года было девочке, когда была опубликована книга «Аленушкины сказки», которая включает 11 сказок, в ней были напечатаны и те сказки, что рассказывал своей дочери автор. Дмитрий Наркисович писал: «Это моя любимая книжка –ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное» Вещи, животные, птицы, насекомые предстают в сказках  как интересные личности с ярко выраженными характерами. Мухи, например, полагают, что варенье варится только для них. Для них же настежь открываются окошки, чтобы они могли позавтракать 

крошками, сахаром, молоком. В этом году сборнику «Аленушкины сказки» исполняется 120 лет.

И сейчас мы окунемся в детский мир сказок Мамина-Сибиряка. Для этого мы с вами закроем глаза и послушаем отрывок присказки к сказке «Пора спать».

А чтобы было интереснее, вспомним игру «Море волнуется раз…». Ваша задача будет замереть с закрытыми глазами и слушать присказку. А жюри выберет понравившуюся «сонную» фигуру.

Сказка волнуется раз, сказка волнуется два, сказка волнуется три, сонная фигура замри!

(Релаксация – «Минутка сна от Мамина-Сибиряка», включить аудио-сказку «Пора спать»)

Пора просыпаться! Встряхнули свой сон. Нам пригодится активность, знания и умение работать в команде.

11 слайд Пришло время вспомнить сказки и узнать, чья команда станет победителем игры «Знатоки Аленушкиных сказок».

Игра пройдёт в форме соревнования. Соревноваться будут пять команд. Пришло время участникам представить себя.

Каждая команда представлена отчеством одного из героев сказок уральского писателя.

Воробеичи:

Воробеичи-ребята

Весёлые и шумные.

За победой мы пришли,

Потому что умные!

Ежовичи:

Мы – колючие ежи,

На, попробуй – подержи!

Нас Ежовичи зовут

Победу нам пусть отдадут!

Ершовичи:

Мы ершистые ребята -

Смелые, отважные!

Нам победу взять на раз,

Мы ершата - важные!

Котофеичи:

Котофеичи хитры,

Мы находчивы, умны!

Будем мы соревноваться,

В знании сказок состязаться.

Комаровичи:

С Комаровичами вам

Не под силу биться,

По плечу победа нам,

Выходи сразиться!

Уважаемые игроки, позвольте теперь познакомить вас с правилами игры. Перед вами табло с шестью категориями: пять сказок, которые вы читали и шестая категория «Сказочный винегрет» - вопросы по всем вышеперечисленным сказкам.
В каждой категории предлагаются вопросы и задания по уровню сложности. Например, звездочка «1» - легкий вопрос и вы получаете за правильный ответ 1 балл, а если вы возьмете вопрос под звездочкой «4», соответственно вопрос сложный, но можно заработать 4 балла. Посовещавшись, команда выбирает категорию и вопрос на определённое количество баллов, капитан озвучивает решение команды. Победителем игры становится команда, которой удалось набрать больше баллов. 

Подведение итогов и награждение

 Ребята, вы молодцы! Вы справились, поэтому награждаетесь грамотой «Знатоки Аленушкиных сказок».
игра "Знатоки Аленушкиных сказок"
PPTX / 8.82 Мб

Предварительный просмотр презентации

Центр детского чтения «Радуга» г.Невьянск Литературное путешествие «Волшебник Урала» Составитель: Уфимцева Валентина Сергеевна

Урал…

с. Висим В Висиме действует музей писателя, возле которого установлен памятник

Дом – музей в Висиме

Дом – музей в Висиме

Горы Висима

Д.Н.Мамин-Сибиряк с дочкой Аленушкой

Сборник «Аленушкины сказки» 120 лет

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «Знатоки Аленушкиных сказок»

«Сказка про храброго Зайца...» «Сказка про Козявочку» «Сказка про Комара Комаровича...» «Сказка про Воронушку...» «Сказка про Воробья Воробеича...» «Сказочный винегрет» 3 3 3 1 2 3 2 2 2 2 1 1 1 1 3 3 4 4 4 4 4 4 1 2

Кого, по словам зайца, он не боялся?

Что кричали зайцы, когда нашли зайчишку? 1) «Стыд и позор тебе заяц-хвастун!»  2) «Как хорошо, что ты живой!»  3) «Молодец, косой, ловко ты напугал волка!» 4) «Ничего не сказали, только ухмыльнулись  3) «Молодец, косой, ловко ты напугал волка!»

Составь последовательно картинки 1 2 3 4

Блиц-опрос «4 в 1» Показалось, что кто-то в него выстрелил 2. Почему волк убежал? 1. Куда со страху упал заяц? На волчий лоб, кубарем прокатился по спине 3. Почему заяц закричал, что он никого не боится? Надоело бояться 4. Где спрятался заяц, убегавший от волка? Под кустом

В какое время года родилась Козявочка? зимой   весной   летом   осенью  весной

Что смогла попробовать Козявочка, когда появилась на свет? Капелька дождя Мёд Роса Цветочный сок

Последовательно составить картинки 1 2 3 4

Блиц – опрос «4 в 1» 1.Что произнесла Козявочка, когда расправила свои крылышки ? 1) Как все кругом некрасиво!  2) Как хорошо. Солнышко тёплое, травка зеленеет, какое небо синее  3) Как много козявочек вокруг, и никто со мной не дружит  4) Какая высокая трава. Ничего не видно!  2) Как хорошо. Солнышко тёплое, травка зеленеет, какое небо синее 2. Козявочка была уверена, что всё принадлежит… Насекомым Людям Козявочке Всем вокруг 3) Козявочке 3. Чем закончилось лето для Козявочки? 1) она уснула  2) она превратилась в бабочку  3) улетела на юг  4) её съела лягушка  1) она уснула  4. Кто НЕ опасен для Козявочек? 1) воробей  2) лягушка  4) рыбы  5) черепаха  5) черепаха 

Кто выгнал медведя из болота? Комар - Комарович

Что пообещал Комар Медведю, если он не покинет болота? съесть Медведя

Зачем медведь пришёл на болото?  1) убить всех комаров   2) выспаться   3) погулять   4) покушать ягоды   2) выспаться

Что не было при драке Медведя и Комаров?  1) Медведь бил комаров березой 2) Медведь запускал камнями в комаров 3) Медведь залил комариное царство водой 4) Медведь катался на спине 5) Медведь проглатывал комаров 3) Медведь залил комариное царство водой

Как звали кота?  1) Мурка 2) Васька 3) Тишка 4) Кузя 2) Васька

Как звала Канарейка Ворону? тётенька

Реши ребусы и узнаешь, каким птицам завидовала ворона 1 2 3 4

Блиц-опрос о Вороне «4 в 1» 1. Где находилось гнездо Вороны?  1) на тополе   2) на березе   3)на рябине  4)  на дубе   2) на березе 2. Какой главный недостаток в характере был у Вороны?  1) глупость   2) зависть   3) злоба   4) хамство  2) зависть  3. Какое любимое занятие было у Вороны? 1) воровать   2) гоняться за воробьями   3) спать  4) копаться в помойной яме  4) копаться в помойной яме 4. Что сделала Ворона, когда Канарейка попала в ловушку для птиц?  1) посмотрела и улетела    2) закаркала, зовя на помощь   3) разорвала сетку    3) разорвала сетку

Кто спрятался на картинке?

Чем собирались угостить друг друга воробей и ёрш?

Чем чистил трубы на крыше домов Яша? метла швабра Гиря с помелом пылесос

Выберите картинку 1.Кого боялись воробей и ёрш? 2.Кто нашёл и выкопал червяка, что потом произошло?

Полное название сказки 1 2 3 4 5

Кому принадлежат слова? — Да что тут долго говорить! Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем… — Хорошо, хорошо… Вот только мою травку не троньте Я этого не люблю, признаться сказать… Мало ли вас тут летает… Вы народ легкомысленный, а я серьёзный… — А не знаю, братцы… Сильно струсил, когда я ему сказал, что съем, если не уйдёт. Ведь я шутить не люблю, а так прямо и сказал: съем. Боюсь, как бы он не околел со страху… — Ну чем лучше меня глупые куры? А их кормят, за ними ухаживают, их берегут, Тоже вот взять голубей… Какой от них толк, а нет-нет и бросят им горсточку овса. Тоже глупая птица… А чуть я подлечу — меня сейчас все и начинают гнать в три шеи.

Кто спрятался на картинке? 1 2 3 4

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

одна из любимых книг, увлекательное литературное путешествие (еще и поспать успели, браво), изумительная игра, но не библиотечный урок.

28 November 2017