Урок литературного чтения в 3 класса «Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца"»
Урок литературного чтения 3 класс по программе «Школа России»
Учитель: Трифанова А. В.
Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Цель: на основе анализа сказки обосновать значимость «веры в себя, в свои силы».
Задачи:
Формирование значимости для человека «Веры в себя», «В свои силы»
Развитие умения анализировать поступки героев
Формирование навыка беглого, выразительного чтения
Формирование умения работы в сотрудничестве (паре, группе)
Учить применять знания в жизненных ситуациях
Воспитание любви к животным
Создать мини – проект по сказке
Формирование компетенций:
Информационные – работа с разными словарями, с избытком информации, с текстом сказки
Коммуникативные – общение в паре, группе, сообщение
Кооперативные - сотрудничество в парах, группах
Проблемные – решение поставленной проблемы
Ход урока.
О. м. Мотивация на урок.
-У нас сегодня необычный урок, присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь гостям.
- Сегодня урок литературного чтения начнем с таких слов. Прочитайте высказывание В. А. Сухомлинского. Как вы понимаете смысл этих слов?
«Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда» В. А. Сухомлинский
- Кого называют невеждой? В каком произведении мы уже встречались с этим словом?
-Сделайте вывод: Зачем нам нужно читать? (чтобы научиться правилам поведения в различных ситуациях, узнать что-то новое, научиться восхищаться красотой природы, применять эти знания в жизни)
- Приведите примеры произведений, и назовите цель, с которой оно написано для нас (Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»,
«Куда девается вода из моря?», И. А. Крылов «Мартышка и очки»,
М. Ю. Лермонтов «Утес»)
- Сегодня на уроке, анализируя произведение, мы тоже извлечем цель, с которой оно для нас написано.
- А почему в словах В. А. Сухомлинского сказано не просто чтение, а «искусство»? (нужно читать бегло, выразительно, понятно, громко…)
- Значит, какую задачу мы поставим перед собой?
- Работая с произведением, будем развивать навык беглого, выразительного чтения.
-Продолжите мои слова: Чтобы начать работу с произведением, нужно…(рассчитаться, подготовить речевой аппарат к чтению)
- Как можно подготовиться к чтению?
2. Расчитывание (текст на доске)
Сорок сорок воровали горох.
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали орлов.
-Прочитайте про себя четверостишие и определите жанр У. Н. Т.
-Зачем народ придумал скороговорки?
-чтение медленно, вполголоса
-вслух, умеренно
-громко
-быстро
-с интонацией: восклицательною, вопросительною
3. Целеполагание.
-Предположите, какой смысл может быть скрыт в этой скороговорке?
(СЛАБЫЙ ПОДЧИНЯЕТСЯ СИЛЬНОМУ, ПОБЕЖДАЕТ СИЛЬНЕЙШИЙ)
- А всегда ли так бывает в жизни?
- Цель нашего урока - через анализ произведения, убедиться в этом или опровергнуть это предположение, сделать другой вывод для себя.
-Еще мы должны будем создать мини-проект, презентацию сказки, в виде афиши театра.
-А сейчас мы сможем создать афишу? Почему?
- Значит следующая задача – прочитать, проанализировать сказку.
- Над каким разделом мы начали работу на прошлом уроке? (литературные сказки)
-Почему сказки литературные?
- С какой целью чаще всего пишут сказки? (научить правильному поведению)
- С каким писателем познакомились? Что интересного запомнили о нем? Что можете сказать про цикл «Алёнушкины сказки»?
-Сегодня на уроке мы будем работать над сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка, и подумаем, какой тайный смысл вложен в это произведение, с какой целью оно написано.
- Предположите по названию, о чем может пойти речь?
-Докажите, что эта сказка из цикла «Алёнушкины сказки»? (зачитайте из присказки)
- А всегда ли заяц труслив? Давайте познакомимся со сказкой, и выскажем свое мнение.
4. Словарная работа.
Пуще прежнего, обессилел, приободрился.
5. Первичное восприятие сказки (читает учитель и 1 ученик)
ППВ:
- Какие чувства вызвала сказка? Поделитесь своими впечатлениями, мнениями о сказке? Когда вы особенно переживали? Каким жанром является это произведение? Докажите (сказка о животных)
– Какие особенности отметите про этот вид сказки? (животные наделены качествами человека, могут быть умными, хитрыми, глупыми)
-Сейчас будем работать с текстом сказки и сделаем вывод.
6. Повторное чтение с анализом.
-Каким изображен заяц в начале сказке? (2 абзаца) читает 1 ученик
- Назовите слова, которые часто повторяются писателем? С какой целью этот повтор?
- Какой оборот встретился в прочитанном отрывке? (душа в пятки ушла)
- Как вы понимаете это выражение? А как еще можно узнать смысл этого выражения? (посмотреть в словаре)
- Объясните значение этого выражения с помощью страницы из фразеологического словаря.
Работа в парах со страницей из словаря. (Из разных словарей)
- А когда про вас можно так сказать?
- Надоело зайцу бояться. Прочитайте выразительно, как хвастался заяц.
Чтение хором, я начинаю.
- Как отреагировали на слова зайца другие зайцы? Зачитайте отрывок, который уже встречался нам на уроках русского языка.
Чтение каноном. (Один начинает, второй после двух слов начинает)
2 абзаца.
-Почему же все смеялись над ним?
- Что произошло дальше? Расскажите.
-Что случилось с зайцем? Зачитайте отрывок, в котором опять есть фразеологический оборот (язык примерз)
-Как вы понимаете это выражение?
Работа со словарем в парах.
-Какая необыкновенная вещь произошла далее?
Чтение по цепочке.
- Что значит «задал стрекоча»? (сообщение 1 человека)
- Итак, кто же оказался трусом? (и заяц, и волк)
-Как и почему изменилось отношение к зайцу?
-Зачитайте слова, каким изображен заяц уже в конце сказки?
Чтение по ролям.
1 – автор, все за слова остальных зайцев, 1 – заяц
-Какой вывод сделаем? Вернитесь к началу урока, мы говорили, что побеждает сильнейший. Всегда ли?
- Зачитайте слова в конце сказки, во что начал верить заяц?
-Зачем писатель придумал такую сказку? (чтобы люди поверили в себя, в свои силы)
-А у вас в жизни случались такие истории?
7. Рефлексия.
1). -Соберите пословицы и выберите те, которые можно отнести к этой сказке?
Волка ноги велики.
Язык болтает, а лягушка от зайца бежит.
Заяц от листа, а голова отвечает.
У страха глаза берет.
Смелость города кормят.
За двумя зайцами погонишься, кто хочет все знать.
Хорошо того учить, ни одного не поймаешь.
- А какая пословица подходит к вам?
2).Создаем мини – проект.
- Сделайте афишу, как в театре, выбрав одну из пословиц (по вашему мнению главную), передающую главную мысль (работа в 2 группах)
8. Домашнее задание.
Сочинить сказку с таким же смыслом или пересказ от имени зайца.
9. Итог.
-Какие задачи мы ставили? Справились?
-Продолжите мои слова:
Теперь я знаю, что…
Я понял, что…
Я буду…
- На следующих уроках мы будем продолжать открывать для себя новые знания, работая с новыми произведениями.