12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Владимировна Трифанова300
Россия, Вологодская обл., Вологда
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
2

Д. Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост".

Урок литературного чтения 3 класс по программе «Школа России»

Учитель: Трифанова А. В.

Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Цель: на основе анализа сказки обосновать значимость «веры в себя, в свои силы».

Задачи:

Формирование значимости для человека «Веры в себя», «В свои силы»

Развитие умения анализировать поступки героев

Формирование навыка беглого, выразительного чтения

Формирование умения работы в сотрудничестве (паре, группе)

Учить применять знания в жизненных ситуациях

Воспитание любви к животным

Создать мини – проект по сказке

Формирование компетенций:

Информационные – работа с разными словарями, с избытком информации, с текстом сказки

Коммуникативные – общение в паре, группе, сообщение

Кооперативные - сотрудничество в парах, группах

Проблемные – решение поставленной проблемы


                                                Ход урока.

О. м. Мотивация на урок.

-У нас сегодня необычный урок, присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь гостям.

 

- Сегодня урок литературного чтения начнем с таких слов. Прочитайте высказывание В. А. Сухомлинского. Как вы понимаете смысл этих слов?

«Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда» В. А. Сухомлинский

 

- Кого называют невеждой? В каком произведении мы уже встречались с этим словом?

-Сделайте вывод: Зачем нам нужно читать? (чтобы научиться правилам поведения в различных ситуациях, узнать что-то новое, научиться восхищаться красотой природы, применять эти знания в жизни)

- Приведите примеры произведений, и назовите цель, с которой оно написано для нас (Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»,

«Куда девается вода из моря?», И. А. Крылов «Мартышка и очки»,

М. Ю. Лермонтов «Утес»)

 

- Сегодня на уроке, анализируя произведение, мы тоже извлечем цель, с которой оно для нас написано.

 

- А почему в словах В. А. Сухомлинского сказано не просто чтение, а «искусство»? (нужно читать бегло, выразительно, понятно, громко…)

- Значит, какую задачу мы поставим перед собой?

- Работая с произведением, будем развивать навык беглого, выразительного чтения.

 

-Продолжите мои слова: Чтобы начать работу с произведением, нужно…(рассчитаться, подготовить речевой аппарат к чтению)

- Как можно подготовиться к чтению?

2. Расчитывание (текст на доске)

Сорок сорок воровали горох.

Сорок ворон отогнали сорок.

Сорок орлов напугали ворон.

Сорок коров разогнали орлов.

-Прочитайте про себя четверостишие и определите жанр У. Н. Т.

-Зачем народ придумал скороговорки?

-чтение медленно, вполголоса

-вслух, умеренно

-громко

-быстро

-с интонацией: восклицательною, вопросительною

3. Целеполагание.

-Предположите, какой смысл может быть скрыт в этой скороговорке?

(СЛАБЫЙ ПОДЧИНЯЕТСЯ СИЛЬНОМУ, ПОБЕЖДАЕТ СИЛЬНЕЙШИЙ)

- А всегда ли так бывает в жизни?

 

- Цель нашего урока - через анализ произведения, убедиться в этом или опровергнуть это предположение, сделать другой вывод для себя.

 

-Еще мы должны будем создать мини-проект, презентацию сказки, в виде афиши театра.

-А сейчас мы сможем создать афишу? Почему?

- Значит следующая задача – прочитать, проанализировать сказку.
 

- Над каким разделом мы начали работу на прошлом уроке? (литературные сказки)

-Почему сказки литературные?

- С какой целью чаще всего пишут сказки? (научить правильному поведению)

- С каким писателем познакомились? Что интересного запомнили о нем? Что можете сказать про цикл «Алёнушкины сказки»?

-Сегодня на уроке мы будем работать над сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка, и подумаем, какой тайный смысл вложен в это произведение, с какой целью оно написано.

- Предположите по названию, о чем может пойти речь?

-Докажите, что эта сказка из цикла «Алёнушкины сказки»? (зачитайте из присказки)

- А всегда ли заяц труслив? Давайте познакомимся со сказкой, и выскажем свое мнение.

4. Словарная работа.

Пуще прежнего, обессилел, приободрился.

5. Первичное восприятие сказки (читает учитель и 1 ученик)

ППВ:

- Какие чувства вызвала сказка? Поделитесь своими впечатлениями, мнениями о сказке? Когда вы особенно переживали? Каким жанром является это произведение? Докажите (сказка о животных)

– Какие особенности отметите про этот вид сказки? (животные наделены качествами человека, могут быть умными, хитрыми, глупыми)

-Сейчас будем работать с текстом сказки и сделаем вывод.

6. Повторное чтение с анализом.

-Каким изображен заяц в начале сказке? (2 абзаца) читает 1 ученик

- Назовите слова, которые часто повторяются писателем? С какой целью этот повтор?

- Какой оборот встретился в прочитанном отрывке? (душа в пятки ушла)

- Как вы понимаете это выражение? А как еще можно узнать смысл этого выражения? (посмотреть в словаре)

- Объясните значение этого выражения с помощью страницы из фразеологического словаря.

Работа в парах со страницей из словаря. (Из разных словарей)

- А когда про вас можно так сказать?

 

- Надоело зайцу бояться. Прочитайте выразительно, как хвастался заяц.

Чтение хором, я начинаю.

- Как отреагировали на слова зайца другие зайцы? Зачитайте отрывок, который уже встречался нам на уроках русского языка.

Чтение каноном. (Один начинает, второй после двух слов начинает)

2 абзаца.

-Почему же все смеялись над ним?

 

- Что произошло дальше? Расскажите.

-Что случилось с зайцем? Зачитайте отрывок, в котором опять есть фразеологический оборот (язык примерз)

-Как вы понимаете это выражение?

Работа со словарем в парах.

 

-Какая необыкновенная вещь произошла далее?

Чтение по цепочке.

 

- Что значит «задал стрекоча»? (сообщение 1 человека)

- Итак, кто же оказался трусом? (и заяц, и волк)

-Как и почему изменилось отношение к зайцу?

-Зачитайте слова, каким изображен заяц уже в конце сказки?

Чтение по ролям.

1 – автор, все за слова остальных зайцев, 1 – заяц

 

-Какой вывод сделаем? Вернитесь к началу урока, мы говорили, что побеждает сильнейший. Всегда ли?

- Зачитайте слова в конце сказки, во что начал верить заяц?

-Зачем писатель придумал такую сказку? (чтобы люди поверили в себя, в свои силы)

-А у вас в жизни случались такие истории?

 

7. Рефлексия.

1). -Соберите пословицы и выберите те, которые можно отнести к этой сказке?

Волка ноги велики.

Язык болтает, а лягушка от зайца бежит.

Заяц от листа, а голова отвечает.

У страха глаза берет.

Смелость города кормят.

За двумя зайцами погонишься, кто хочет все знать.

Хорошо того учить, ни одного не поймаешь.


- А какая пословица подходит к вам?

 

2).Создаем мини – проект.

- Сделайте афишу, как в театре, выбрав одну из пословиц (по вашему мнению главную), передающую главную мысль (работа в 2 группах)

 

8. Домашнее задание.

Сочинить сказку с таким же смыслом или пересказ от имени зайца.

 

9. Итог.

-Какие задачи мы ставили? Справились?

-Продолжите мои слова:

Теперь я знаю, что…

Я понял, что…

Я буду…

- На следующих уроках мы будем продолжать открывать для себя новые знания, работая с новыми произведениями.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.