Технологическая карта урока литературного чтения «Сказка Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»»
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема урока: Изучение сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Цели урока:
Образовательные: овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;
-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;
-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;
-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.
Развивающие: развивать творческие способности, мышление, речь.
Воспитывающие: способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания.
Здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.
формирование УУД:
Личностные: - развитие чувства сопереживания, сострадания.
Познавательные:
-находить в тексте ответ на заданный вопрос;
-уметь выделять главное;
-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Регулятивные:
-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;
-оценивать результаты работы;
Коммуникативные:
-участвовать в учебном диалоге;
-выражать свои мысли в учебном диалоге;
-проявлять самостоятельность в групповой работе;
Планируемые результаты урока:
Предметные:
-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;
-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;
-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;
-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.
Личностные:
- развитие чувства сопереживания, сострадания.
Метапредметные:
Познавательные
-находить в тексте ответ на заданный вопрос;
-уметь выделять главное;
-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Регулятивные
-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;
-оценивать результаты работы;
Коммуникативные
-участвовать в учебном диалоге;
-выражать свои мысли в учебном диалоге;
-проявлять самостоятельность в парной работе;
Оборудование урока:
Учебник по чтению Литературное чтение
мультимедийная презентация;
компьютер, мультимедиапроектор;
выставка книг Мамина-Сибиряка Д.Н. ,портрет писателя;
запись песни в исполнении Вероники Долиной «Серая Шейка»;
опора для целеполагания и для словарных слов;
магниты, шифровка слова СКАЗКА, запись ключа шифровки.
План-конспект урока:
Основные этапы урока |
Содержание |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||
деятельность учителя |
деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||
Ориентировочно-мотивационный этап (актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности) |
Встали, подровнялись. Садитесь. |
Садятся. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
|||||||||||||||||
Психологический настрой |
Чтобы снять напряжение вместе со мной глубоко вдохните, выдохните, еще раз, и еще раз. Желаю вам удачи! |
Учащиеся выполняют названные действия |
||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднений (открытие новых знаний, способов действия). Реализация построенного проекта. |
– Какое слово зашифровано в таблице? Прочитайте ключ к шифру.
- Как называются сказки, которые сочинил народ? -А, которые сочинили поэты и писатели? – С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? Слайд Что вы узнали о нём? (При затруднении учитель задает вопросы: Где родился? В какой семье? В каких учебных заведениях учился? Почему начал писать сказки?) - Как назывался сборник его сказок? Слайд -Сколько произведений туда вошло? (16) В том числе в этот сборник вошла и сказка «Серая Шейка». |
Читают ключ. (В2, А1, Б2, В3, А1, А3) Отгадывают слово «сказка».
(народные) (авторские) (литературные) (“Серая шейка”) (авторская) (Д.Н. Мамин-Сибиряк)
(«Аленушкины сказки») |
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование и решение проблемы; моделирование, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
|||||||||||||||||
- Кто главный герой сказки «Серая Шейка»? -Серая шейка была взрослой уткой или утенком? - Что с ней случилось? |
Герой сказки «Серая Шейка». Героиня – Уточка. Утенком. Лиса перекусила крыло. Она стала калекой. Не могла летать.
|
|||||||||||||||||||
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со сказкой. Мы будем определять эмоциональное состояние главного героя на протяжении всей сказки. - Как понимаете «внутреннее состояние»?
|
Это значит, что она думает, о чем-то переживает. –А я думаю, что это то, что чувствует уточка. -Это если плохая погода, то и настроения нет. -Если холодно, то и играть не хочется. -Я узнаю о мыслях, чувствах Серой Шейки -Я должен разобраться в том, как автор показывает внутреннее состояние героини. -Я буду развивать свою речь. |
|||||||||||||||||||
Применение новых знаний (первичное закрепление, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону) |
Давайте взпомним о чём говорилось в 1 части, в этом нам поможет задание в конвертах. - Соберите мозаику! |
Разрезная картинка осени
|
Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
|||||||||||||||||
Назовите приметы поздней осени. |
Ответы учащихся -Холодно. -Часто дует ветер. -Деревья голые. -Перелетные птицы улетают в теплые края. |
|||||||||||||||||||
Послушайте, какими словами автор сказки «Серая Шейка» описывает позднюю осень. Учитель: «Вообще хорошего было мало…» «Лебеди, гуси и утки…»
- Встретились ли вам слова, которые нуждаются в пояснении? -Предполагая, что эти слова будут непонятны, я выписала их на слайд. Слайд -Где можно узнать значения непонятных слов? Вопросы - Почему Серая Шейка не могла лететь в теплые края? - Почему она плакала? - Где Серая Шейка собиралась зимовать? Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки. Обратимся к тексту. «…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке? (страшно, одиноко, жутко) Большая река и маленькая серая шейка одна. Посмотрите, какой контраст!
«…берега оголились…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности? ( в камыши) Есть где спрятаться Серой Шейке? Получается, она беззащитна.
«…ветер обрывал листья и уносил их…» Листья улетают, и так же улетает кто? Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.
«…мелкий осенний дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним? Серая Шейка плачет, её мама-утка.
- А теперь скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы? - Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму. Автор сам подводит итог. «Вообще, хорошего было мало…» Автор хороший психолог? Да, потому что через описание природы показывает переживания главной героини. Характеристика персонажа - Подберите слова о Серой Шейке, какая она в день отлёта? Работа в группах. Составление сенквейна Давайте придумаем название 1-й части сказки, прочитайте. Чтение заголовка 2 часть Выборочное чтение - Прочитайте в начале 2-й части, какие изменения произошли на реке. - Чего боялась Серая Шейка? Прочитайте. Характеристика персонажа - Выберите из данных слова о Серой Шейке, что можно добавить? У. - Одиноко и скучно было уточке и однажды … Чтение по ролям – театр Вопросы - Можно теперь назвать С.Ш. одинокой? Почему? Характеристика персонажа - Какое слово вы бы добавили об уточке, выберите. Выборочное чтение - Прочитайте в начале 3 части, какие изменения произошли на реке. - Представьте. Первый снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его. Теперь можем работать дальше. - Какое чувство испытала С.Ш., когда река стала покрываться льдом? Кого встретила С.Ш. в 3 части? Физминутка Давайте прочитаем слова лисы. 4 часть. Словарная работа Ольхи Убрались инеем – нарядились, украсились Трепетала – боялась, дрожала, вздрагивала Не спесива – не горда. Проведать – навестить Сажень – 2,1336 м Полынья – незамерзшее место на ледяной поверхности реки Вопросы - Каким тоном Лиса произносила слова? - Почему Лиса не могла подобраться к воде? 6-й – 7-й абзацы Вопросы - Почему Лиса садилась теперь на самый край полыньи? - Ласково ли продолжала Лиса разговаривать с уточкой? Характеристика персонажа - Подумайте, что чувствовала Серая Шейка? Какая она была? Подбор заголовка - О каких событиях вы прочитали в 4 части сказки? - Какая Серая Шейка была в течении всей сказки? Покажите мимикой. Какие пословицы подойдут к сказке? Чему учит сказка? Давайте вспомним содержание сказки и составим диафильм. |
Дети по ходу чтения делают пометки !-я это знаю. +-это мне прибавило знаний. ?-это я не понял. V- я думал иначе Чтение по книге Вспомнить самому. Спросить у одноклассников. Посмотреть в словаре. В интернете посмотреть. Поясняют значение слов. При затруднении обращаются к толковому словарю (роковой день), который лежит на парте. Серая Шейка грустная, одинокая - Нет, уточка теперь не одинока, она познакомилась с Зайцем. Ответы учащихся - Уточка беззащитная. Чтение учащимися «Скоро выпал и первый снег…» Ответы учащихся - Серая Шейка огорчилась.
1 учащийся пересказывает. Учащиеся выполняют движения в соответствии с содержанием стихотворения. Ответы учащихся. - Серая Шейка очень боялась, она была испуганная. Ответы учащихся.
Грустная Добрая Одинокая Беззащитная Испуганная Храбрая Групповая работа по созданию диафильма. |
|||||||||||||||||||
Рефлексивно-оценочный этап (итог урока) |
Организует рефлексию. - А сейчас оцените свою работу на уроке. - Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными - зеленый. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |