12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гавриличева Елена108
Россия, Орловская обл., Орел
Материал размещён в группе «Методическая копилка библиотекаря»



Литературно-музыкальный час

«Над Лермонтовской строкой»


Этой жизни суждено было проблеснуть

блестящим метеором, оставить после себя

длинную струю света и благоухания и

исчезнуть во всей красе своей.


Белинский о Лермонтове


Звучит Шопен «Нежность»


Михаил Юрьевич Лермонтов... Он входит в нашу жизнь с детства и с той поры сопровождает каждого из нас до последнего часа. Он один из тех, кого народ признал своим и кому навеки отдал своё сердце.

В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая предопределенность, рок. Он страдал более, чем жил.


Добрый день, ребята! Сегодня наша встреча посвящена 205-летию со дня рождения великого русского поэта - Михаила Юрьевича Лермонтова. Такие поэты, как Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.


Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал,..

Но что ж? мне жизнь всё как-то коротка

И всё боюсь, что не успею я

Свершить чего-нибудь.


Современники поэта говорили о Михаиле Юрьевиче как о личности сложной и весьма противоречивой. По мнению одних он был «существом желчным, угловатым, испорченным и предававшимся самым неизвинительным капризам, но рядом с близорукими взглядами этих очевидцев идут отзывы другого рода, отзывы людей, гордившихся дружбой Лермонтова и выше всех других связей ценивших эту дружбу». И друзья, и недруги поэта в один голос заявляли о его железном характере, именно эта, выделяющая его среди других людей, особенность личности помогла ему не только переносить жизненные невзгоды и испытания, но и бороться с ними.

В начале XIX столетия на перекрестке дорог, ве­дущих от Красных ворот к Суха­ревке, стоял каменный дом, который принадлежал генерал-майору Ф. Н. Толю. В 1814 году в этом доме поселилась молодая чета Лермонтовых: Юрий Петрович — капитан в отставке, принадлежав­ший к старинной дворянской семье, и Мария Михайловна — единственная дочь Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, происхо­дившей из знатного дворянского рода Столыпиных.

В ночь с 14 на 15 октября 1814 года у Лермонто­вых родился сын Михаил. Крести­ли ребенка в церкви Трех Святите­лей, расположенной неподалеку от Красных ворот. Семья перезимова­ла в Москве, а в апреле 1815 года переселилась в имение бабушки Тарханы. Там прошли детские годы Мишеля, омраченные ранней смертью матери и затянувшейся жестокой распрей между отцом и бабушкой, которая закончилась только со смертью отца в 1831 году.


Виртуальная экскурсия по музею-заповеднику «Тарханы»


История усадьбы Тарханы восходит к далекому 1701 году и эпохе Петра I. До этого времени Пензенская область и земли соседних областей никому не принадлежали и представляли собой дикие и никем не обжитые районы. Основателем и первым владельцем села с именем Тарханы стал Яков Долгоруков. Будущие же бабушка и дедушка М.Ю. Лермонтова стали владельцами имения только с 1794 года. Официально оформлено оно было на Елизавету Алексеевну Арсеньеву, бабушку поэта. Она и стала его полноправной хозяйкой и распорядительницей. За пятьдесят лет ее управления имение достигло процветания и начало приносить стабильный и приличный доход.


Барский дом усадьбы Тарханы

Прогулявшись среди березовой аллеи вдоль первого пруда, мы попадаем к барскому дому, построенному в 1818 году после смерти матери Михаила Юрьевича. Во время крестьянских волнений этот дом горел, в силу чего сегодня мы видим лишь восстановленное по имеющимся чертежам строение. Тем не менее, представление о том, каким был быт помещиков в годы юности Михаила Юрьевича, складывается замечательно. Глядя на здание барского дома, тут же в воображении возникают картинки, как маленький Лермонтов выбегает на веранду, а следом за ним, строгая и важная, выходит его бабушка в темном, строгом платье в пол и с забранными в пучок волосами, говорит ему что-то, повелительно и строго.

Первая парадная комната барского дома - зала. Ее украшают хрустальные люстра и бра с подвесками, бронзовые с позолотой канделябры, кресла в стиле ампир, ломберные столики красного дерева и другие предметы конца XVIII - первой трети XIX века.

Центральное место занимают фамильные портреты: Лермонтова-ребенка, его отца Юрия Петровича, матери Марии Михайловны, бабки Елизаветы Алексеевны. Экспозиция залы рассказывает о быте и культуре дворянской семьи, о раннем детстве М.Ю. Лермонтова, его ближайшем окружении, семейной драме родителей, укладе первой половины жизни поэта.


Эпоха первой трети XIX века в зале барского дома воссоздается с помощью оригинальных предметов быта: ноты на рояле, карманного размера изящная книжка в цельнокожаном переплете, щипцы (съемы) для снятия нагара со свечей, вышитые бисером щеточки для стирания мела на зеленом сукне во время карточной игры...


"Красивый блондин, сильно нравившийся женщинам, привлекательный в обществе, веселый собеседник", "добрый, даже очень добрый барин" - так говорят современники об отце поэта.


Отец Юрий Петрович Лермонтов происходил из старинного шотландского рода, имел чин капитана.


Мать Мария Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных. Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, в семье были частые ссоры. Мария Михайловна Лермонтова была "натурой хрупкой, мечтательной, одаренной душою музыкальною и чувствительною". В своем дневнике в возрасте 16-ти лет Лермонтов записал: "Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать".



Песня «Казачья колыбельная»


Память о ней отразилась в детских рисунках поэта "Мадонна с младенцем" и "Ребенок, тянушийся к матери". Бабушка поэта Е.А. Арсеньева была женщина "замечательная по уму и любезности", "снисходительная к молодежи", гостеприимная, но вместе с тем "деспотичная, привыкшая повелевать". Потеряв мужа в 1810 году и через 7 лет дочь, Елизавета Алексеевна любила своего внука горячо и беззаветно, на нем одном она сосредоточила всю свою женскую заботу. Современники свидетельствуют, что она "во внуке души не чаяла и никогда ни в чем ему не отказывала", что "в Тарханах все ходило вокруг и около Мишеньки". Сама Е.А. Арсеньева писала: "Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем".


За залой традиционно следует гостиная: темно-голубые в золотистую звездочку обои, мягкая мебель черного лакированного дерева, обтянутая голубым полосатым штофом, зеркала с подстольями, портреты родственников и друзей дома.

На одном из них изображен Дмитрий Алексеевич Столыпин - родной брат Е.А. Арсеньевой. Лермонтов не был с ним знаком, но мог читать его статьи, видеть его фамилию на Золотой доске в Благородном пансионе при Московском университете среди окончивших это учебное заведение с отличием. Четыре лета, в 1828-1832 годы, поэт жил в его подмосковном имении Середниково.

В гостиной можно увидеть портрет Николая Семеновича Мордвинова - знаменитого адмирала, члена Государственного Совета и председателя "Вольного экономического общества". По меткому выражению А.С. Пушкина, он "...заключал в себе одном всю русскую оппозицию". А.И. Герцен заметил о нем: "Величавый старец, муж редкой красоты и высокой честности". Он единственный из участников суда над декабристами не подписал решение о смертном приговоре, ему посвящали стихи А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев.

В письмах Е.А. Арсеньевой имя Н.С. Мордвинова упоминается довольно часто: на его дочери Вере Николаевне был женат ее родной брат Аркадий Алексеевич Столыпин, в петербургском доме которого бывал М.Ю. Лермонтов.


Несомненно, М.Ю. Лермонтову хорошо запомнилось, как во времена его детства Тарханы посетил видный политический деятель Михаил Михайлович Сперанский. Правая рука императора Александра I, член Государственного Совета, автор смелых и прогрессивных реформ, составитель "Свода Законов" и "Полного собрания".

В 1817 году М.М. Сперанский собственноручно свидетельствовал завещание Е.А. Арсеньевой после смерти матери поэта, определившее судьбу Лермонтова-ребенка.

Будущий поэт уже в Тарханах знал многое и о братьях бабушки, и о прогрессивных деятелях - М.М. Сперанском и Н.С. Мордвинове, и о восстании декабристов на Сенатской площади. Конечно, сложная жизнь взрослых не осознавалась ребенком во всей ее глубине, но, несомненно, "первоначальные впечатления" были осмыслены им позднее.


Гостиную барского дома в "Тарханах" украшает картина М.Ю. Лермонтова "Кавказский вид возле селения Сиони". Это самое большое живописное полотно Михаила Юрьевича, оно принадлежит к лучшим работам поэта. Картина была подарена бабушке Е.А. Арсеньевой в знак любви и уважения. Она напоминает один из пейзажей романа "Герой нашего времени": на фоне видео «Отрывок из фильма «Герой…» читать текст: "Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белой громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока".

Сохранилось 13 работ М.Ю. Лермонтова маслом, 51 акварель, около 450 рисунков пером и карандашом. Исследователи утверждают, что если бы литература не стала главной страстью поэта, он мог быть выдающимся художником.



Последняя парадная комната барского дома - столовая. Она обставлена мебелью красного дерева в стиле "жакоб": круглый обеденный стол под скатертью, стулья, зеркало, напольные часы. В приоткрытую дверцу буфета видна "посуда разного качества"; стены столовой украшены литографиями с видами мест Москвы, связанных с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова: "Вид Красных ворот", "Дворянское собрание", "Большой театр", "Колокольня Ивана Великого", "Кремль с Замоскворецкой стороны". 

Тяжелые впечатления детства, связанные с ранней смертью матери, наложили отпечаток на характер мальчика. Он растёт мечтательным, задумчивым, склонным к фантазиям. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она взяла с Юрия Петровича обещание не вмешиваться в воспитание Михаила, в противном случае она грозилась лишить внука наследства.


С самого детства будущий поэт чувствовал себя одиноким. Позже одиночество стало ведущей темой его лирики.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.


Чувствуя себя одиноким, Лермонтов всё больше времени стал проводить на природе, в которой ему стала раскрываться не только её красота - его тревожили таинственные смыслы, волновала близость разгадок.


Романс «Парус» на стихи Лермонтова


Живя с бесконечно любящей бабушкой в Тарханах, Мишель играл со сверстниками в военные игры, учился музыке и языкам, увлекался поэзией и рисованием и учился видеть необычное в обыкновенном.


Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;


Кабинет Лермонтова

Центральное место рабочего кабинета поэта занимает старинный письменный стол с книгами и рукописями, над ним — портреты любимых писателей: А. С. Пушкина, Байрона, Вальтера Скотта.

Рукописи рассказывают о тарханской зиме 1836 года, важной в творческой судьбе Лермонтова. Он создаёт произведения чисто русской тематики, серьёзно задумывается над социальными вопросами, о месте России в общеевропейском духовном развитии, пытается создать образ современного героя.

В Тарханах, как считают литературоведы, Лермонтов работал над поэмами «Тамбовская казначейша» и «Сашка», драмой «Два брата», стихотворением «Умирающий гладиатор».

На письменном столе рядом с английским изданием «Паломничества Чайльд Гарольда» Байрона лежат авторизованная копия стихотворения «Умирающий гладиатор» и личная бронзовая печатка, стоит чернильница поэта.


Комната Е.А. Арсеньевой

Узкий коридор отделял комнаты бабушки от комнат внука. О внуке Е. А.Арсеньева думала постоянно. "…Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем", - писала она своей знакомой. С 1835 года в тарханском доме находился портрет М. Лермонтова работы Ф. Будкина. И глядя на него, бабушка не раз мысленно разговаривала со своим „Мишенькой".На секретере - копии двух писем Лермонтова к бабушке, дорожный альбом поэта, прижизненные издания произведений Лермонтова. В 1835 году в „Библиотеке для чтения" появилась поэма „Хаджи-Абрек". Наверное, об этой поэме Арсеньева писала внуку: „Стихи твои, мой друг, я читала: бесподобные… Да как ты не пишешь, какую ты пьесу сочинил, комедия или трагедия, все, что до тебя касается, я не равнодушна, уведомь, а коли можно, то и пришли через почту".


Осенью 1827 года Елизавета Алексеевна Арсеньева с внуком перебралась из Тархан в Москву и поселилась на Поварской улице, недалеко от Кремля. Юный Мишель жадно впитывает впечатления москов­ской жизни, знакомится с архитек­турными памятниками древней русской столицы, учится понимать язык ее каменной летописи. Стои­ло выйти за ворота, и можно было увидеть «и этот Кремль зубчатый, безмятежный».


Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

В 1828 году Лермонтов поступает в пансион при Московском университете. Этот пансион, как и Царскосельский ли­цей, был привилегированным учеб­ным заведением со славными тради­циями. Из его стен вышли замеча­тельные русские писатели и поэты: В. И. Жуковский, А. С. Грибоедов, А. И. Одоевский и другие. А в 1830-году становится студентом отделения словесности. Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой. Его привлекает военная карьера, и он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.


Звучит вальс Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»


Годы учебы в Первопрестольной — важные вехи в становлении поэтического таланта и мировоззрения М. Ю. Лермонтова.


Лермонтов часто навещал жившую неподалеку бабушку. Под ее благо­творным влиянием росло увлече­ние юного Мишеля музыкой: он усердно продолжал обучение игре на скрипке и фортепиано. Зимними вечерами у Елизаветы Алексеевны Арсеньевой собиралась молодежь, устраивались музыкальные вечера и праздники.


В маленькой уютной чайной (см. 1 этаж), украшенной картинами мастеров голландской и фламандской школ, собирались вечерами. И очень часто из окон комнаты, где все дышало спокойствием и уютом, мальчик Лермонтов видел, как за одну разбитую чашку отправляют для наказаний на конюшню поваренка Ваську, как прямо на подворье наказывают конюха…Именно в Тарханах Лермонтов увидел „барство дикое".



Звучит "Вальс-фантазия" М.И.Глинки

Живя напря­женной жизнью, полной творчес­ких замыслов, Михаил Лермонтов охотно и часто посещает москов­ское светское общество.

Но в 1832 году М. Ю. Лермонтов покидает Мос­ковский университет, резко меняя свою жизнь, и поступает в Школу гвардейских подпрапор­щиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные там, поэт называл «страшными годами». Школа была настоящей казармой николаевского времени. Каждый шаг юнкеров определялся приказами, царила бессмысленная дис­циплина, книги, кроме учебников и уставов, читать запрещалось. Но даже в этих условиях М. Ю. Лер­монтов продолжал заниматься ли­тературой и писать. В ноябре 1834 года он был произведен в офицеры и определен в гвардей­ский гусарский полк, который стоял в Царском Селе.

В 1835-1836 годах М. Ю. Лермонтов создает ряд прекрасных произведений: драму «Маскарад», поэму «Боярин Орша», повесть «Княгиня Лиговс­кая», где впервые появляется Пе­чорин, и ряд лирических стихот­ворений.


Отрывок из драмы «Маскарад».


8 февраля 1837 года про­изошла дуэль А. С. Пушкина с Ж. Ш. Дантесом. Александр Сер­геевич был смертельно ранен. Весть о смерти великого поэта быстро разнеслась по Петербургу. Это известие буквально потрясло М. Ю. Лермонтова, он немедлен­но откликнулся стихотворением «Смерть поэта». Произведение в тысячах списков быстро распрост­ранилось по городу, а затем и по всей России, сделав имя Лермонтова известным.. С этого времени его поэтическая звезда взошла на небосклоне российской словесности.


Стихотворение «Смерть поэта»

Эти стихи М. Ю. Лермонтова взволновали читателей, как своим содержанием, так и могучей силой художествен­ного слова. Кто-то по городской почте отправил полный текст сти­хотворения «Смерть поэта» Нико­лаю I с надписью: «Призыв к ре­волюции».

Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворений.


Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.


Поэта арестовали и на­правили на Кавказ, где в то время шла война с горцами. Посылая Михаила Лермонтова под пули, император надеялся, что тот не вернется в столицу.

Кавказ тогда был только что присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя покоренными, поэтому и шла на Кавказе война. На полях сражений Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». Не оставляя занятия любимым делом, поэт закончил «Песню про царя Ивана Василье­вича...», подготовил материалы для «Мцыри» и «Героя нашего време­ни», создал ряд прекрасных лири­ческих стихотворений.


Стихотворение «Молитва»


1837 год стал для Лермонтова и для всей мировой литературы знаменательным. В этом году Лермонтов пишет стихотворение «Бородино», ставшее подлинным шедевром русской поэзии и не только отразившее патриотические чувства поэта, но и явившееся настоящим гимном русской нации и русскому народу.


Стихотворение «Бородино»


После выхода в свет этого стихотворения слава Лермонтова достигла своего зенита. В Лермонтове увидели не только выдающегося поэта, но человека, умеющего смело говорить правду.

1840 год. В феврале на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью.

И хотя во время дуэли противники помирились и разъехались, 13 апреля был опубликован высочайший указ: “Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк”.

Поэта посылали под пули на Северный Кавказ. На этот раз он уезжал из Петербурга иначе, чем в 1837, с тяжелым сердцем и, тяжелым предчувствием. Поэт видел себя изгнанником.



Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.


Это стихотворение стало пророческим. 13 июля 1841 произошло столкновение двух сокурсников по юнкерской школе Лермонтова и Мартынова, перешедшее позже в дуэль, на которой Михаил Юрьевич Лермонтов был смертельно ранен. Поэту было 27 лет…

В год гибели Лермонтова бабушка у часовни посадила несколько молодых дубков, и только один из них принялся и шумит до сих пор своею листвою, охраняя вечный сон так рано ушедшего поэта.


Стихотворение «Горные вершины»


Памятник М. Ю. Лермонтову

Справа от дороги, ведущей к центральному архитектурному комплексу, напротив одной из аллей парка, что рядом со зданием научной части музея, в 1985 году был воздвигнут памятник Лермонтову по проекту скульптора О. Комова и архитектора Н. Комовой.Изображён момент поэтического размышления. Лермонтов, в простой одежде, а не в привычном офицерском мундире, сидит в непринужденной позе. Подчёркнута слитность его поэтических и представлений с окружающей природой и усадебной обстановкой.


Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины.

Судьба отпустила ему прожить неполных 27 лет, но он успел за этот краткий срок так исповедаться в своих произведениях, что и сейчас, перечитывая его сочинения, мы можем прочесть историю его души и понять его, как поэта и человека.


Звучит вальс Хачатуряна из драмы «Маскарад».









10


Опубликовано в группе «Методическая копилка библиотекаря»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.