Сценарий литературно-музыкальной композиции «Родом не из детства…» (6–8 классы)

3
0
Материал опубликован 17 March 2016

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Родом не из детства…»

Детям, пережившим страшное военное время посвящается…

Начало (дети в белой одежде):

Чтец 1: Тебе враги не раз грозили,

Тебя сметали, не смели,

Чтец 2: Любовь моя, земля Россия,

Тебя порушить не смогли.

Чтец 3: Тебя топтали – не стоптали,

Тебя сжигали – не сожгли.

Чтец 4: Мы все с тобою испытали,

И даже больше, чем могли.

Песня – слайд «Архангел Михаил»

(выходят со свечами в белой одежде ученики 10 класса)

Ведущий 1: Много разных потрясений пережило человечество в 20 веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, ещё не знала история.

Великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир. Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись, стар и млад.

Девушка:

Что случилось, скажи мне, ветер

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так уж светит,

Или вянут травы в садах?

Юноша:

почему люди все на рассвете

вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

Девушка:

Война… Жёстче нет слова.

Война… Печальней нет слова.

Война… Святее нет слова.

В тоске и славе этих лет

И на устах у нас иного слова

Ещё не может быть и нет.

 

(Сообщение Левитана о начале ВОВ)

(дети, одетые в красную одежду)

Ведущий 2: Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, сражались рядом с взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. “Дети Великой Отечественной войны” — так их называют сейчас. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами — дети войны. А память хранит всё в сердце. Об этом наш сегодняшний Урок памяти. Урок-напоминание. Урок-воспоминание. Вспомним благодарно и свято всех, чьё детство и юность опалены самой страшной в истории человечества войной, чьё детство, выпавшее на 1941-1945 годы, не состоялось, кто прибавляя себе годы, обивал пороги военкоматов, рвался в действующую армию или в партизанские леса…

Ученик.

            А мы не будем памяти перечить

            И часто вспоминаем дни, когда

            Упала нам на слабенькие плечи

            Огромная, недетская беда,

            Была земля и жёсткой и метельной.

            Была судьба у всех людей одна.

            У нас и детства не было отдельно,

            А были вместе детство и война.

Ведущий 1: Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября сорок первого года и не надо было идти в школу. Как в десять – двенадцать лет, только встав на ящиках, дотягивались до станков и работали по двенадцать часов в сутки. Как получали от погибших отцов похоронки. Как усыновляли их  чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб.

(песня «Ах, война, что ты подлая сделала?»)

(Выходят учащиеся 8а класса)

Ученик 1.

            В годы войны было горя много,

            И никто никогда не сочтёт,

            Сколько раз на своих дорогах

            Оставляла война сирот.

 

            В эти годы порой казалось,

            Что мир детства навек опустел,

            Что не вернётся радость

            В город, где дома без стен.

 

            Был серебряным смех девчонок,

            Но его заглушала война.

            А седины ребячьих чёлок…

            Разве этому есть цена?

Ведущий 2: Дети войны. Некоторых ребят, а их очень даже немало, немцы увезли к себе в Германию и поместили в концлагерях. На этих детях ставили опыты преступники-врачи, а из вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат, их отправляли в печи крематориев. Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров.

Ученик 2:

Дети в Освенциме 
Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же.
Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были,
Мужчины мучили детей.

Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это – было!
Мужчины мучили детей!

Ученик 3: (одет в черную одежду)

Занесенный в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

 

Его номер по книге:

«три тысячи двести девятый –

Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой…»

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер:

«три тысячи двести девятый?»

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги?!

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежды убитых считали?

Здесь впитала земля

Запах тлена и крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий…

Среди сотен улик –

Этот детский ботинок с заплатой,

Снятой Гитлером с жертвы

«три тысячи двести девятой»

Ведущий 2: 7 тысяч детей погибло в лагере Саласпилс в Литве.

(песня «Саласпилс»).

(Выступление учащихся 7а класса) (дети на сцене в чёрном)

Ученик 1: Лагерь Нацвайер, где производились “научные опыты” над заключенными. Среди найденных документов дневной рапорт от 31 октября. Всего на этот день в лагере содержалось 18486 человек, в том числе детей, юношей и подростков до 20 лет – 2595.В крематорий лагеря попадали не только нетрудоспособные, но и здоровые. В то время, как первых здесь убивали и отправляли в печь просто в целях истребления, вторые играли роль подопытных кроликов: им прививались тиф, холера, чума, проказа и другие эпидемические болезни. Лагерь давал немцам побочный доход от продажи пепла в специальных урнах ценою в 60 марок и получше - 120 марок. Что может быть циничнее и страшнее, чем земля, удобренная прахом наших сверстников!..

Ученик 2:

Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь.

Ученик 3:

Страшнее мир еще не видел действа

Жестокости предела нет на свете

Идут гуськом под планкой дети.

Она им отмеряет жизнь и детство.

Придумано забавно, и очень просто

Недаром автор метода прославлен,-

Кто хоть немного ниже планки ростом

Без промедленья будет в печь отправлен.

И ребятишки знали

Про условие.

О, как они на цыпочки вставали!

Гесс видел всё

Он, молча, хмурил брови

И молча цепь детишек разрывали.

Не плакали

Пощады не просили.

Вытягивались телом выше, выше

Шли дети Украины и России

Варшавы, Братиславы и Парижа.

Я крик сдержу.

Повешен был палач в Освенциме,

На этом самом месте

Малыш, сюда пришедший с мамой вместе

По гравийной дорожке катит мяч.

Ученик 1:           

Юные безусые герои!

            Юными остались вы навек,

            Перед вашим вдруг ожившим строем

            Мы стоим, не поднимая век.

            Боль и гнев сейчас тому причина,

            Благодарность вечная вам всем,

            Маленькие стойкие мужчины,

            Девочки, достойные поэм.

            Сколько вас? Попробуй перечислить –

            Не сочтёшь, а впрочем, всё равно

            Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

            В каждой песне, в лёгком шуме листьев,

            Тихо постучавшихся в окно.

(Звон колокола).

Ведущий 1: В 1943 году исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня Хатынь. В марте в белорусской деревеньке Хатынь появилось 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших их огня встречала автоматная очередь (звук автоматной очереди). Кричали дети, плакали взрослые. Задыхались и горели люди. В огне погибло 149 человек из них - 75 детей.

(На экране – видеозапись «Монумент в Хатыни» - старик, держащий на руках умершего сына). 

(Выходят учащиеся 7 б класса)

Ученик 1.

            И этот звон болит во мне.

            Перед симфонией печали

            Молчу и плачу в этот миг.

            Как дети в пламени кричали!

            И до сих пор не смолк их крик.

            Над белой тишиной Хатыни

            Колокола, как голоса

            Тех,

            Что ушли в огне и дыме

            За небеса.

            «Я – Анна, Анна, Анна!»

                        издалека…

            «О, где ты, мама, мама?»

                        издалека…

Ученик 2: На белом мраморе в Хатыни написаны такие слова: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

(На экране кадр: трубы печей Хатыни, и снова кадр: старик, держащий на руках умирающего ребёнка).

Ведущий 1:

            Что может быть страшнее смерти ребёнка?

            Дети на войне…

            Есть поговорка: «На войне детей не бывает».

Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно.

Ведущий 2: В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять – четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

(Выходят учащиеся 3 класса)

(слайд – Таня Савичева)

Ученик 1.

Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг.

Пионерка – ленинградка,

Потрясает твой дневник!

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива.

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

 

Ленинград в тисках блокады,

У ворот ликует враг,

Рвутся бомбы и снаряды,

Дует ветер, давит мрак.

От коптилки не согреться.

И ни крошки, ни глотка,

И выводит кровью сердце

На страницах дневника.

Ученик 2. «Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1942 года.

Ученик 3.  Бабушка умерла 25 декабря 1942 года.

Ученик 4. Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года.

Ученик 5. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года.

Ученик 6. Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Ученик 7. Мама умерла 13 мая 1942 года».

Ученик 8. «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Ученик 9.

Будьте бдительными, люди.

Люди, вслушайтесь в дневник –

В нём звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

(Стук метронома. Тихо звучит «Реквием» В.Моцарта. На экране кадры Ленинградской блокады)

Ведущий 1: А маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания.

Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем лёгкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву С: “Савичевы умерли все”.

Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева и жили много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своём времени.

(песня «Ленинградский метроном»)

(Выходят учащиеся 4 класса)

1-я девочка. Уходит отец в партизаны...

Прощаться с отцом нелегко.

И вслед, обливаясь слезами,

Бежит босоногий Сашко.

2-я девочка. Нет детскому горю предела...

Отец наклонился в седле:

1-й ученик. «За стремя хвататься не дело

Ты лучше разведай в селе

И вот тебе в руки граната,

Теперь ты готов ко всему.

И вот тебе в руки граната,

И дай я тебя обниму.

1-я девочка. Скрылись вдали партизаны

Теперь и отец далеко.

Спокойный, с сухими глазами

Стоит на дороге Сашко.

2-й ученик. Сашко примечает: у хаты

Где дворик, поросший травой,

Фашистские ходят солдаты,

Фашистский стоит часовой.

Тут офицеры из штаба...

В минуту Сашко на крыльце!

В сердце недетская храбрость,

Решимость на детском лице.

Сашко. «Я видел в лесу партизаны,

Я шёл по опушке вчера.

Я видел своими глазами:

Кто-то сидел у костра!..

2-я девочка. За пазухой холод гранаты.

Гладкий холодный металл.

Мальчик стоит среди хаты,

Он всё хорошо рассчитал,

Медленно, длинно, подробно

Он продолжает рассказ...

1-й ученик. «Довольно! - кричат ему злобно,

- Где партизаны сейчас?..

Ненависть больше не пряча,

Сашко выпрямляется весь,

И слышится голос ребячий:

Сашко. «Тут партизаны! Здесь!»

(После слов: «Тут партизаны! Здесь!» школьники закрывают собой от зрителей Сашко. К ним с двух сторон присоединяются остальные ребята. Получается «живая» стенка. Исполнитель Сашко незаметно уходит из сцены)

1-й ученик. Быстро метнулась граната

В тех шестерых у стола:

Быстро метнулась граната

- К ним смерть, как расплата, пришла.

1-я девочка. Сашко! Мальчуган босоногий

Не жить тебе в тихом селе,

Не бегать по тёплой дороге,

Спокойный лежишь ты и строгий,

Вел на детском челе.

2-й ученик. Грозной и яростной мести

Детские жаждут сердца...

Сашко! Мальчуган босоногий!

Мы отомстим до конца...

2-я девочка. За город, истерзанный боем,

За мирную хату твою,

1-й ученик. За юное сердце героя...

Все. Погибшее в смертном бою.

Ведущий 2: Дети воевали вместе со взрослыми. И наряду со взрослыми за мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, получали награды. Давайте вспомним имена героев:

(Слайд – портрет Вали Котик)

(Выходят ученики 5 а класса и рассказывают про героев)

Ученик 1: Когда началась война, Вале было всего лишь 11 лет. Он учился в школе г. Шепетовки, был лидером среди своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, вместе с друзьями решил бороться с врагом. Они собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправляли в отряд.

Присмотревшись к мальчику, взрослые доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…

В феврале 1944 г. в одном из боев при освобождении города Изяслав партизаны приняли бой. В это бою Валя погиб. Было ему 14 лет…

2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

(слайд – портрет Зины Портновой)

Ученик 2: Война застала ленинградскую девочку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей.

Выходит девочка в роли Зины: ...Стоял декабрь 1943 года. Я возвращалась с задания. В деревне Мостище меня выдал предатель. Фашисты схватили меня , пытали. Ответом врагу было мое молчание , мое презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, я схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Я пыталась бежать, но фашисты настигли меня ...

Ученик 2: Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

(слайд – портрет Лени Голикова)

Ученик 3: Когда его родное село Лукино захватил враг, он ушёл к партизанам.

Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец, сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза.

А сколько ещё было боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.

Ведущий 1: Для борьбы с немецкими парашютистами, шпионами и диверсантами, для выполнения других боевых заданий во всех районах Советского Союза в 1943г. были созданы истребительные специальные батальоны из подростков. “Истребители” были вооружены винтовками. В 43 – 44 годах эти отряды были единственными, кто мог помочь НКВД в борьбе со шпионами и диверсантами.

(слайд - дети в тылу)

Ведущий 2: Кто помогал ковать нашу общую победу? Кто обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением Красную Армию для борьбы с врагом? Ими были и взрослые, и совсем еще юные мальчишки и девчонки. Без выходных и отпусков, подставив под ноги снарядные ящики, они работали по 14-15 часов в сутки слесарями, токарями, фрезеровщиками на заводах, выращивали хлеб, чтобы накормить армию, сами при этом чаще всего недоедали. Дети рано взрослели, заменяя ушедших на фронт старших братьев, отцов, матерей. В тылу наши сверстники проявляли чудеса трудового героизма, поэтому и награды получали, как и их сверстники-фронтовики.

Ведущий 1: За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

Ученик 9 б класса: «Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне»

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.

Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.

Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.

Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,

Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"

Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
(А. Молчанов)

Ведущий 1: Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько русских? Погибли дети – граждане мира. В память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных и заживо погребенных объявляется «Минута молчания).

Ведущий 2:

Склонитесь и молод, и стар

В честь тех, кто за счастье,

Что жизнь ради жизни отдал.

Летнее небо над нами

Горечью пахнет полынь,

Черными колоколами

Стонет бездонная синь.

Стонет земною печалью

Тех, чьи сердца не стучат.

Колокола не молчат.

Ведущий 1: Звенят колокола… их тягучий, морозящий душу гул воспринимается как набат. Он взывает не только к памяти погибших, ко всем живущим на земле, он призывает:

«Люди! Не забудьте! Не допустите новых злодеяний фашизма!»

Девушка 10 класс:

Мальчикам, играющим в войну,

Я в больших ладонях протяну

Два десятка взятых наугад

Оловянных маленьких солдат.

Ты смотри внимательней, дружок,-

Тот без рук, а этот вот без ног.

Третий черный, зубы лишь как мел,

Видно, в танке заживо сгорел.

На четвертом – ордена как щит,

Он в Берлине в мае был убит.

А вот этот на густой заре

В сорок третьем утонул в Днепре.

У шестого на глазах слеза-

Горсть солдат ребятам протяну-

Не играйте, мальчики. В войну.

Ведущий 2: - "Я родом из детства" говорил о себе Антуан де Сент Экзюпери. Так должен вспоминать о себе каждый человек. Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть черному солнцу над детской головой, так напоминающей наш маленький земной шар.

Ведущий 1: Великую победу одержал советский народ в Отечественной войне 1941-1945 годов. Нелегко досталась нам она. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населённых пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно было найти дом, куда бы ни пришло горе, - кто потерял сына, кто отца или мать, кто сестру или брата, кто друга. Да, победа досталась нам очень дорого. Об этом должны помнить даже самые маленькие граждане нашей страны. Пусть же они растут и мужают, сохранял в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую мирную жизнь.

Видеоролик «День победы»


 


 


 


 


 


 


 

13


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.