12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Геращенко Сергей Александрович30
Россия, Ростовская обл., пос. Орловский
1

Методические указания «Лобильные компоненты»

Морфологическая характеристика представителей различных спортивных специализаций 

Футболистов отличает большая длина тела. Длина тела также связана с амплуа игрока в команде. Самая большая она у центровых игроков, меньше — у крайних напа­дающих и еще меньше у защитников: 193—187—179 см соответственно. Число баскетболистов выше двух метров в командах высшего класса год от года увеличивается. По дли­не тела баскетболисты 80-х годов превосходят игроков про­шлых десятилетий. Существует разграничение по этому при­знаку между спортсменами I разряда, с одной стороны, и довольно однородной группой мастеров спорта и кандидатов в мастера, с другой: 196,9 см и 200,2 см.

По пропорциям тела баскетболисты чаще всего относятся к гигантоидному типу (длинноногие, широкоплечие — 47% слу­чаев) или тейноидному (длинноногие, узкоплечие — 29% слу­чаев). Среди баскетболисток гигантоидный тип пропорций тела отмечен с той же частотой (48%). Меньше среди них представи­тельниц паратейноидного типа (длинноногие, среднеплечие — 16,8%), парагармоноидного типа (средненогие, широкоплечие — 15,3%) и тейноидного типа (длинноногие, узкоплечие — 6%). Среди баскетболистов 89% мужчин и 71% жен­щин относятся к длинноногим. Пропорции тела у женщин ме­нее специализированы, чем у мужчин.

Форма туловища баскетболистов напоминает песочные часы — оно расширено сверху и снизу, сужено посредине. Тип конструкции баскетболистов по В.В. Бунаку — груд­ной или грудно-мускульный; по Шелдону — мезоморфный с некоторой эктоморфностью.

При спортивном отборе на ранних этапах предпочтение отдается высокорослым подросткам. Однако не следует забы­вать, что их организм нередко функционально ослаблен, так как развитие сердечно-сосудистой системы может отставать от роста тела в длину. Эти подростки отличаются быстрой утомля­емостью.

ВВЕДЕНИЕ Морфология человека изучает строение и форму тела человека на разных уровнях организации и составляющих его структурах в связи с их функциями и историей развития (Чте- цов В.П., Никитюк, Б.А., 1983). Морфологические особенности человека - один из генетически предопределенных факторов, наиболее полно и наглядно определяющий индивидуальную специфичность, позволяющий оценить возможности человека в том или ином виде спорта. Особенности телосложения в двуединой ипостаси объ- единяют причинно-следственную роль в области теории и практики спорта, с одной стороны являясь маркерами морфо- логической пригодности, а с другой – продуктом, а значит и маркером воздействия спортивной деятельности в полном соответствии биомеханическим и энергетическим требовани- ям спорта. Так, лестница к успеху в большинстве видов спорта начинается со ступеньки, называемой «особенности телосло- жения». С другой стороны, длинный путь к высоким достиже- ниям в виде спорта целенаправленно формирует специфиче- ские макроморфологические проявления, касающиеся непо- средственно структур, обеспечивающих специальную работо- способность, таких как развитие лабильных компонентов мас- сы тела (мышечной и жировой), развитие мышечного обеспе- чения отдельных сегментов конечностей и туловища. Для оценки особенностей телосложения используется набор стандартных антропометрических методов (В.В. Бунак, 1941; Э.Г. Мартиросов, 1982). При этом измеряются и опреде- ляются:  устойчивые общие размеры тела (масса тела, длина тела, обхват грудной клетки, поверхность тела), продольные и поперечные размеры частей тела и 6 конечностей (длина руки, плеча, предплечья, кисти, ноги, бедра, голени, стопы, туловища, корпуса; ши- рина плеч, таза, диаметры грудной клетки и эпифи- зов конечностей), позволяющие определить про- порции тела и конечностей;  изменяющиеся размеры частей тела и конечностей, позволяющие определить состав массы тела - разви- тие активных компонентов - мышечного и жирового (обхваты плеча, предплечья, бедра и голени, кожно- жировые складки на спине, под лопаткой, на плече сзади и спереди, на предплечье, груди, животе, бедре и голени) (J. Matiegka, 1921). Определение общих размеров тела, пропорций тела и конечностей, и состава массы тела позволяет оценить одно- временно несколько аспектов важных в спорте высших до- стижений:  морфологическая пригодность - соответствие модели - перспективность;  морфологическое состояние - маркер трениро- ванности - подготовленность.7 1. МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИГОДНОСТЬ: тотальные размеры тела и биологическое созревание Морфологическая пригодность для занятия конкрет- ным видом спорта оценивается при соотнесении индивиду- альных значений морфологических признаков спортсмена с морфологической моделью для конкретного вида спорта. Морфологическая модель - это совокупность некоторых мор- фологических признаков, обеспечивающих оптимальную реа- лизацию биомеханического стереотипа вида спорта. Наибольшее значение для большинства видов спорта имеет длина тела, как определяющий интегральный признак соот- ветствия энергетическим и биомеханическим требованиям спорта. Соответствие модели телосложения является базовым преимуществом для успешности и долголетия в виде спорта. Несоответствие модели при высокой мотивации спортсмена, как правило, требует высокой активности дополнительных компенсаторных механизмов, что в итоге снижает вероят- ность высоких результатов, долголетия в спорте, более того является фактором риска для состояния здоровья и требует осуществлять наиболее жесткий текущий контроль за процес- сами адаптации организма спортсмена к тренировочному воздействию, особенно за состоянием сердечно-сосудистой системы. Однако, соотношение индивидуальных значений и морфологической модели достаточно просто осуществить для взрослых спортсменов (приложение, табл.). В случае детско- юношеского возраста в правильную оценку перспективности для конкретной специализации вмешивается биологическое развитие (приложение, табл.). Возрастное становление организма происходит непре- рывным изменением в том числе и морфологических призна- ков параллельно с развитием функциональных возможностей 8 и двигательных функций, что определяется особенностями биологического развития. Общая последовательность и инди- видуальные особенности прохождения стадий биологическо- го развития заложены в генетической программе, предопре- деляющей постепенное нарастание количественных измене- ний с переходом в качественные сдвиги. Наиболее интенсив- ные изменения, ведущие к биологической зрелости организ- ма, происходят в пубертатный период биологического разви- тия, включающий второе детство, подростковый и отчасти юношеский возраст и подразделяющийся на препубертатный, собственно пубертатный и постпубертатный. Препубертатный период предшествует на 3-4 года собственно пубертатному, начинается в среднем в 7 лет у девочек и в 8 лет – у мальчи- ков, характеризуется созреванием андрогенной зоны коры надпочечников, что проявляется возрастающим ускорением ростового процесса и начальным половым развитием - пере- ход от ребенка к подростку. Собственно пубертатная стадия обозначается главным событием - созреванием репродуктив- ного гормонального ансамбля, первая роль в котором при- надлежит половым гормонам и гормону росту. Эти гормоны вызывают очень серьезные сдвиги в морфофункциональной организации подростка: регулируют половое поведение, раз- витие первичных и вторичных половых признаков, обмен ве- ществ и морфогенез, приводя к скачкообразному увеличению роста в 13-15 лет у мальчиков и 11-13 лет у девочек (скорости роста достигают 11-12см и снижаются до 7-6 см/год), измене- нию пропорций тела по половому признаку, усиленному раз- витию мускулатуры у мужчин и жироотложения у женщин. Пубертатный период отличается самыми значительными сдвигами морфо-функциональных параметров, предопреде- ляя высокий фактор риска отклонений показателей здоровья. Постпубертатный период определяется завершением созре- вания репродуктивной функции, что происходит к 18-20 го-9 дам: устанавливаются овуляторные циклы, у женщин, цир- кадные ритмы секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчин, завершение линейного роста отмечается в 16-20 лет, раньше у женщин. Однако и после прекращения роста в длину продолжается морфофункциональное разви- тие- повышение массы тела, обхвата грудной клетки, ее экс- курсии, жизненной емкости легких, кистевой динамометрии. Как правило, оптимальный статус связывается с возрастом 20- 25 лет. Как видно длина тела на этапе роста и развития опре- деляется общими закономерностями и индивидуальными особенностями биологического созревания, его темпами, сроками вступления в пубертатный периода, определяя в ко- нечном счете дефинитивные размеры тела и косвенно – перспективность на этапе начальной подготовки. Основные критерии биологической зрелости - это ске- летная зрелость (сроки и порядок окостевания скелета), зуб- ная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов), соматическая зрелость, развитие вторичных половых признаков. Скелетная зрелость определяется по остеологическому критерию. Оссификация каждой кости начинается с первично- го центра и проходит ряд последовательных стадий увеличе- ния и формирования области окостенения. В некоторых слу- чаях к основному центру окостенения добавляется один или несколько дополнительных центров в эпифизах костей, где процессы оссификации происходят относительно независимо от основного центра. Созревание кости завершается при срас- тании эпифизов с телом кости, что хорошо диагностируется на рентгенограмме, где дифференцированы зоны окостенения и хрящевые зоны. Последовательность стадий формирования центров окостенения в теле (средняя часть) и эпифизах посто- янна, что на основе учета числа и стадий развития центров 10 окостенения позволяет оценивать скелетную зрелость (Тан- нер Дж., 1968). Остеологический критерий является универ- сальным, действующим на протяжении всей жизни человека, но его использование регламентируется небезвредной для растущего организма рентгенологической процедурой. Зубная зрелость оценивается по одонтологическому критерию, который действует в период прорезывания молоч- ных зубов (период от 6 мес до 2 лет) и их замены на постоян- ные (с 5-6 до 12-13 лет) без учета сроков прорезывания «зубов мудрости». Зубную зрелость определяют по общему количе- ству прорезавшихся зубов на верхней и нижней челюсти (табл.1) Таблица 1 Возрастные нормативы (количество)прорезывания постоянных зубов. (Ямпольская Ю.А., Ужвий В.Г., 1999) Возраст (лет) Мальчики Девочки 7,0 5-10 6-11 7,5 8-12 8-13 8,0 8-14 11-14 8,5 11-17 12-17 9,0 12-17 12-18 9,5 12-18 13-19 10,0 14-21 15-22 10,5 15-22 16-24 11,0 16-24 18-25 11,5 18-26 21-27 12,0 21-27 22-28 12,5 25-29 26-29 Соматическая зрелость определяется по форме тела ребенка, т.к. в процессе роста и развития в соответствии с из- менением градиента роста отдельных частей тела изменяются 11 пропорции тела. Рамки использования соматической зрело- сти шире, но ограничены адекватным выбором признаков. Например, длина и масса тела, широко используемые в ме- дицинской практике для оценки биологической зрелости, начиная с 3 лет высоко коррелируют с окончательными раз- мерами тела, т.е. в большей мере отражают индивидуальные темпы роста, в меньшей мере и не дифференцированно - биологическую зрелость (Васильев С.В., 1996). Адекватная оценка соматической зрелости базируется на замедлении ро- ста головы и шеи при, напротив, одновременном ускорении роста конечностей. Примером такой оценки может быть «Фи- липпинский тест» (правая рука, положенная поперек темени, должна достать до левого уха), отражающий относительное удлинение рук и укорочение головы и шеи. По данным Г. Гримма (1967) к 8.5 годам этот тест положителен для 100% детей. Кроме того, для оценки школьной зрелости использу- ются 3 индекса, рассчитываемые по соотношению высоты верхнего отрезка тела (длина головы и шеи), обхвата головы и физиометрической высоты лица (от границы волос на лбу до бодбородка) с длиной тела. Репрезентативность теста ориен- тирована на границу 1 и 2 детства. Наиболее распространенным и доступным способом идентификации биологического возраста является оценка развития вторичных половых признаков (табл. 2), которая ра- ботает в перипубертатный период, период полового созрева- ния, наиболее значимый для юных спортсменов. При оценке развития вторичных половых признаков учитываются: разви- тие волос на лобке (Р-пубис) и в подмышечной области (Ах- акселярис) у обоих полов, развитие молочных желез и время наступления менархе (Ме) - у женщин; пубертатное набуха- ние сосков (С), ломка голоса (V), рост волос на лице (F) -у мальчиков (последние два признака дополнительные). Каж- дый признак имеет четыре стадии развития признака, сумма 12 которых и является маркером соответствия возрастной группе (табл.3). У мальчиков половое созревание начинается с роста волос на лобке (Р), затем рост волос в подмышечных впади- нах (Ах), позже манифестация грудной железы (C) и ломка го- лоса (V) с завершающим оформлением волос на лице (F). У девочек первым признаком полового созревания является развитие молочных желез(Ma), затем рост волос на лобке (Pb) и в области подмышек (Ax), возраст Menarche (Me) обычно синхронизирован со вторым и третьим баллами развития об- волошения лобка, подмышек и развития молочных желез. Таблица 2 Схема оценки развития вторичных признаков полового созревания (Штефко В.Г., Островский А.Д., 1929) Признак Стадия Балл Характеристика 1 2 3 4 Оволосение под- мышечной впа- дины Ах0 0 Отсутствие волос Ах1 1 Единичные тонкие волосы Ах2 2 Выраженный волосяной по- кров Ах3 3 Полный покров Оволосение Лобка Р0 0 Отсутствие волос Р1 1 Единичные волосы на цен- тральном участке лобка Р2 2 Выраженный волосяной по- кров Р3 3 Длинные густые волосы по всему лобку13 Продолжение таблицы 2 1 2 3 4 Молочные желе- зы (девочки) Ма0 0 Железы не выступают над поверхностью груди Ма1 1 Околососковый кружок с соском в виде конуса Ма2 2 Сосок поднимается на око- лососковым кружком Ма3 3 Железа характерна для взрослой особи Menarche (девочки) Ме0 0 Отсутствие менструации Ме1 1 Первая менструация Ме2 2 Нерегулярная, неустановив- шаяся менструация Ме3 3 Установившаяся менструация Пубертатное набухание сосков (мальчики) С0 0 Маленький непигментиро- ванный сосок С1 1 Набухание околососкового кружка С2 2 Околососковый кружок плоский, темнокоричневый, с волосами вокруг Ломка голоса (мальчики) V0 0 Детский голос V1 1 Ломающийся голос V2 2 Взрослый голос различного тебра Рост волос на ли- це (мальчики) F0 0 Отсутствие волос F1 1 Рост волос на верхней губе (усы) F2 2 Усы и волосы на подбородке F3 3 Смыкание усов и бороды в углах рта F4 4 Рост волос от подбородка к вискам F5 5 Рост волос вверх на щеки14 Таблица 3 Шкала биологического созревания в соответствии с возрастом Возраст Мальчики Девочки Р Ах С Σ балл Р Ах Ма Ме Σ балл 10 0 0 0 0 0 0 0 0 0 11 0 0 0 0 0 0 0 0 0 12 0 0 0 0 1 1 1 0 3 13 1 1 1 3 1 1-2 1-2 1-2 4-7 14 2 1-2 1 4-5 2-3 2-3 2 2 8-10 15 2-3 2 1-2 5-7 3 3 2-3 3 11-12 16 3 3 2 8 3 3 2-3 3 11-12 17 3 3 2 8 3 3 3 3 12 Сочетание ростового процесса и биологического со- зревания дает наиболее полное представление о текущей или дальней перспективе спортсмена в соответствии с требовани- ями вида спорта. Каждый из этих процессов может проходить по разному: с опережением - акселерация; при соответствии возрастной группе - норма; с отставанием - ретардация) при следующих вариантах сочетания: 1) акселерация роста и акселерация развития; 2) акселерация роста и норма развития; 3) акселерация роста и ретардация развития; 4) норма роста и акселерация развития; 5) норма роста и норма развития; 6) норма роста и ретардация развития; 7) ретардация роста и акселерация развития; 8) ретардация роста и норма развития; 9) ретардация роста и ретардация развития.15 Наиболее выгодный вариант развития определяется требованиями вида спорта. Например, для баскетбола, во- лейбола, гребли и ряда других видов с необходимостью больших размеров тела все варианты с ретардацией или от- ставанием роста не подходят априори, особенно не хорош ва- риант с акселерацией биологического развития (кроме того, что длина тела мала уже сама по себе, ее рост и быстрее пре- кратится). Как вариант для ближней реализации, т.е. в под- ростковом и юношеском возрасте, можно рассматривать ва- риант "норма роста с ретардацией развития" в надежде на пубертатный скачок, если это наблюдается в возрасте 12-13 лет и спортсмен по двигательным и психоличностным качествам соответствует требованиям этих специализаций. Так же в подобных видах спорта к вариантам ближней, т.е. подростковой или юношеской реализации относятся:  акселерация роста и развития при полном завер- шении развития, но конечные размеры тела спортсмена не соответствуют морфологической модели спортсмена международного класса;  гармоничное развитие, т.е. соответствие с паспорт- ным возрастом, что в принципе предполагает обычный вариант развития и средний уровень де- финитивных размеров тела. Однако в этом случае выделяются два варианта: до 12 лет, до вступления непосредственно в пубертатный период - когда еще не определяются вторичные половые призна- ки - в этом случае меньше уверенности в правиль- ности прогноза, т.к. в ближайшее время может оказаться, что многие ее представители ретардан- ты по биологическому развитию, т.е. увеличится их шанс на более длительный период роста, а значит и на большую длину тела; второй вариант - дети 16 старше 12 лет, в этом случае прогноз дефинитивно- го варианта роста и развития имеет большую до- стоверность. Варианты дальней перспективы (сборные команды страны) для видов спорта с большими тотальными размерами тела:  акселерация роста и биологическая ретардация. Од- нако, как правило, такие высокорослые дети суще- ственно отстают от своих сверстников с нормальным развитием по уровню развития двигательных ка- честв и функционального обеспечения. Большие размеры тела этих детей часто формируют ложное представление у тренеров об их функциональной зрелости, в связи с чем программа их подготовки включает высокие объемы тренировочной и сорев- новательной нагрузки, превышающие их возможно- сти. Они либо не выдерживают предлагаемую физи- ческую нагрузку (травмы, сердечно-сосудистые нарушения, ухудшение здоровья), либо не устраи- вают тренера, т.к. с ними надо более тщательно ра- ботать для формирования двигательного навыка и логики игрового мышления (тактико-стратегические компоненты). Вместе с тем, одна из главных причин в том, что таких детей мало в популяции, естествен- но еще реже они попадают в спортивные секции. Вместе с тем именно они впоследствии становятся наиболее перспективным резервом для сборных команд страны (например - центровыми в баскетбо- ле, или блокирующими в волейболе), при коррект- ной и грамотной работе тренеров с учетом биологи- ческих особенностей развития высокорослых детей.  акселерация роста и нормальное биологическое со-17 зревание - такие дети наиболее часто привлекаются в секции и спортивные школы, т.к. они уже имеют нормативные размеры тела и хорошо (в соответ- ствии с возрастной группой) сформированную си- стему функционального обеспечения, хорошо усва- ивают и физическую и технико-тактическую про- грамму обучения. Однако, дефинитивная длина тела может не достигать модельных значений (напри- мер, для крайних и центральных нападающих в бас- кетболе и блокирующих в волейболе). Напротив, для видов спорта с ранним началом специа- лизации, и ориентированных на малые размеры тела, прио- ритетными являются варианты с ретардированным ростовым развитием и нормальным (в препубертатном периоде) или опережающим (в пубертатном периоде) биологическим со- зреванием. Однако и в этом случае следует различать вариан- ты, ориентированные на текущую реализацию и на дальнюю перспективу. Кроме того, независимо от видовой специализации на любом этапе спортивного отбора оценка варианта сочетания роста и развития является объективным основанием и по- мощником в выборе средств, методов и объемов трениро- вочных нагрузок, адекватных реальному уровню развития ре- бенка. Например, высокорослый ребенок, по длине тела со- ответствующий 15 годам, по биологическому созреванию мо- жет быть 13-летним, т.е. готов к тренировочным нагрузкам для 13 лет, в то время как использование для него трениро- вочной программы 15 –летних спортсменов будет провоци- ровать перегруз и накопление утомления вплоть до срывов адаптации, в том числе и по состоянию сердечно-сосудистой системы, что чрезвычайно важно для перспективного разви- тия ребенка в спорте. Реальные данные по возрастной динамике длины тела, массы 18 тела и суммарному баллу биологической зрелости современ- ных юных спортсменов обоего пола и различной специализа- ции указывают на направленность отбора (табл. 4- 7). Как вид- но, в настоящее время в группы начальной подготовки (препу- бертатный период развития) приходят или набираются дети с опережающим биологическим созреванием, в меньшей мере это касается мальчиков (до 12 лет), в большей мере – девочек (до 13 лет). При этом мальчики с небольшим ускорением био- логического созревания на этом этапе развития отличаются и большей длиной тела (8-9 лет – теннис; водное поло; 10-11 лет – баскетбол и водное поло). Среди девочек отмеча- ется почти противоположная картина – девочки с опережени- ем биологического созревания имеют практически нормаль- ные скорости роста. Расслоение по типам роста и развития в зависимости от специализации начинается в наиболее чув- ствительный период – пубертатный, приходящийся, как пра- вило, на 12-14 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков. Таблица 4 Возрастная динамика биологической зрелости у юных спортсменов различной специализации Возраст Норма Хоккей Теннис Водное поло Баскетбол Бег Лыжи Бокс Вольная борьба Дзюдо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 5 0 0 6 0 0 7 0 0 0 8 0 0 0 9 0 0 0 0,1 10 0 0,2 0 0,2 0 11 0 0,3 0,4 0,4 0 0,319 Продолжение таблицы 4 Таблица 5 Возрастная динамика биологической зрелости у юных спортсменок различной специализации Возраст Норма Теннис Баскетбол Бег Лыжи 6 0 0 7 0 0 8 0 0 9 0 0,3 10 0 1,8 11 0 2,4 2,5 12 3 3,8 3,8 4,7 2,0 13 4 – 7 5,9 8,1 6,8 6,3 14 8 – 10 7,8 9 9,5 8,8 15 11 – 12 10,2 11,1 11,1 11,1 16 11 – 12 10 11,1 11,6 17 12 12 11,6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 0 0,5 0,7 0,3 1,0 0,1 1,7 1,3 13 3 1,7 3,2 3,9 2,4 2,4 3,8 0,6 0,6 5,3 14 4-5 4,2 2,2 4,8 5,4 5,8 5,4 2,5 4,9 1,0 15 5-7 4,9 6,8 7,6 7,2 6,7 4,5 6,7 3,8 16 8 7,4 8,0 7,8 6,4 7,4 17 8 7,9 7,020 Таблица 6 Возрастная динамика длины тела у юных спортсменов различной специализации Возраст Норма Хоккей Теннис Водное поло Баскетбол Бег Лыжи Бокс Вольная борьба Дзюдо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 5 111, 0 110, 4 6 117, 0 115, 1 7 122, 5 121, 9 125, 0 8 128, 5 131, 4 142, 6 9 133, 5 134, 9 142, 7 139,7 10 137, 5 139, 8 142, 1 140,5 148, 8 11 142, 5 147, 7 148, 6 150,6 153, 8 141,1 12 148, 0 153, 0 152, 9 155,8 161, 5 151, 1 154,2 146,0 13 155, 0 154, 5 161, 7 161,8 172, 1 160, 2 166,0 155, 0 150 156, 0 14 163, 0 166, 6 162, 2 168,2 181, 0 167, 3 168,7 156, 0 161,0 155, 0 15 169, 0 168, 9 176, 8 178,8 167, 3 173,5 164, 0 165,0 162, 0 16 173, 5 172, 7 191, 2 173, 0 176,3 171, 0 169,0 17 175, 0 175,2 170,021 Таблица 7 Возрастная динамика длины тела у юных спортсменок различной специализации Возраст Норма Теннис Баскетбол Бег Лыжи 6 117,5 113,7 7 122,5 122,4 8 128,0 127 9 133,5 136,3 10 138,0 140,9 11 144,5 149,2 154 12 151,0 153,3 164 153,1 148,2 13 157,0 160 171,1 158,9 156,9 14 160,5 163,4 173,5 160,1 162,1 15 162,5 172,1 175,8 163,9 163,9 16 163,5 169,3 177,7 163,7 17 164,0 169,9 165,0 Реальные данные свидетельствуют, что у мальчиков в возрасте 12 лет в такие виды спорта, как лыжный спорт, бас- кетбол, вольная борьба, отбираются дети с опережающим биологическим развитием, что в случае баскетбола и лыжных гонок сопровождается высокими или повышенными скоро- стями роста, в вольной борьбе – полностью соответствует возрастной норме длины тела. В 13 лет (должное начало пу- бертата) у мальчиков выделяются баскетболисты, хоккеисты и бегуны с небольшим замедлением биологического созрева- ния при нормальной или повышенной длине тела, боксеры и борцы вольного стиля с сильно замедленным биологическим созреванием при нормальной или сниженной длине тела (сотв.), а также – ватерполисты и лыжники с опережающим биологическим созреванием и повышенной длиной тела и 22 дзюдоисты с выражено опережающим биологическим созре- ванием при нормальной длине тела. Далее на протяжении всего пубертата в основном доминируют мальчики с нор- мальными скоростями биологического созревания (за исклю- чением боксеров и дзюдоистов с низкими темпами полового созревания) при постепенном (особенно после 14 лет) рас- слоении по признаку специализации – длине тела, с макси- мальной величиной у баскетболистов и минимальной – у борцов вольного стиля. Среди девочек – опережение биологического созрева- ния среди спортсменок отмечается в основном в начале и се- редине пубертаса (12-14 лет), что в большей мере характерно для тенниса, беговых специализаций и баскетбола при посте- пенном нарастании приоритета девушек с отстающим биоло- гическом развитии у бегуний. Завершение пубертатного пе- риода с приоритетом функционального становления, соотно- сящееся с более выраженным специализированным отбором отличается во всех рассматриваемых видах спорта «модой» на ретардированных девушек (чаще в теннисе, реже – в бас- кетболе и беге, где в основном –норма), что сопровождается так же как и у мужчин дифференциацией по длине тела, ори- ентировано к требованиям специализации. Как видно динамика биологического развития в разных специализациях отражает одно и то же явление – отбор в спортивные школы по физической готовности и росту (осо- бенно для девочек), что характерно для детей с более ранним биологическим созреванием. В то же время дети, высокорос- лость которых в большей мере определяется не высокими темпами роста, а акселерацией биологического развития впо- следствии (после 14-15 лет), как правило, выбывают из пер- спективного для сборных команд пула. Неизменные морфологические признаки, интеграль- ным представителем которых является длина тела являются 23 лишь указателем потенциальной пригодности спортсмена. Текущая результативность во многом и в основном определя- ется уровнем подготовленности


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.