Средствами индивидуализацииобучения могут выступать индивидуальные и групповые задания, подбор, распределение учебно — речевых ситуаций, коммуникативных задач. А также учет свойств личности ученика. Индивидуальные особенности учащихся составляют: мотивация, стиль учения, темп усвоения информации, общее развитие степень уверенности в себе , способности и самодисциплина, культурные особенности, уровень обученности, потенциальные способности к обучению, языковая способность интеллектуальные способности, интеллектуальные способности опыт учения , отношение ученика к предмету психологические механизмы речевой деятельности, работоспособность, трудолюбие и другое.
Опыт работы показывает, что учащиеся как субъект педагогическойдеятельности должны быть вовлечены в процесс принятия решений относительно содержания и методов обучения уже на этапе планирования учебного процесса. Достижение этой цели стимулирует мотивацию способствует развитию психического аспекта личности и др.
Вот некоторые приемы индивидуализации обучения:
-задания на карточках (карты-информаторы, дополнительные схемы);
-подсказки, инструкции и модель выполнения);
-индивидуальные учебные задания для работы;
-творческие задания;
-дифферецированное домашнее задание ( по выбору учащихся);
-целеполагание совместно с учениками, где каждый сам определяет пределы познания на данном уроке;
-мониторинг успеваемости для повторного выполнения заданий по неусвоенным темам;
-Дальтон-обучение (Учащиеся продвигаются в изучении своим темпом по плану, выработанному совместно с учителем);
-двухэтапное построение урока: 1 этап - совместная работа, 2 этап - два параллельных процесса: самостоятельная работа сильных учащихся и индивидуальные работа остающиеся с учителем;
-работа в парах, в группах.
При повторении лексики проводят игры. В 6 классе применяют «Синквейн», «Кластер». При повторении грамматики используют «Вотум». В 7-8 классах применяют игры-конкурсы, проектную технологию, методы «Мудрый совет» или «Мудрая сова».
Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк (слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять»). в которых обобщена информация по изученной теме.Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то Вы в точности справились с заданием.
Правила написания синквейна
1. Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное).
2. Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).
3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).
4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
5. Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Пример 1: Тема«My favourite animal"
Is - big, yellow
Can - run, climb
Have got - eyes, ears, paws
Like - water, grass
Кластер - графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.
Технология составления:
- Ключевое слово;
- Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;
- Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;
- Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Интерактивная система тестирования и опроса
Votum-web – это система, где тестирование проводиться не с помощью компьютера, а пультов, которые раздаются ученикам.
Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.
Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.
Метод «Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).